Образуйте глагольные словосочетания с данными словами (в их терминологическом значении). Составьте предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образуйте глагольные словосочетания с данными словами (в их терминологическом значении). Составьте предложения.



Образец: акт – составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.

Соглашение, приказ, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление.

Сделайте сокращенную запись следующих словосочетаний. См. словарь сокращений.

Санкт - Петербург, Волгоградская область, почтовый ящик №-25, хозяйство, город Пермь, озеро Байкал, кандидат технических наук, заместитель декана, господин Иванов, поселок Масловка, то есть, заведующий кафедрой, Бутурлинский район, исполняющий обязанности главного бухгалтера, генеральный директор.

Задание 8. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. Вставьте пропущенные буквы. Составьте два предложения.

Широк.. авеню, звучащ.. банджо, ярк… индиго, красив.. какаду, знаменит.. пари.

Алгоритм определения рода несклоняемых имен существительных:

Неодушевленные – средний род (серое пальто), одушевленные, включая животных пол которых не известен, - мужской род (веселый шимпанзе).

Исключения:

Слова мужского рода: кофе (напиток), пенальти.

Женского рода: авеню, салями, брокколи, иваси.

 

Дополнение к правилу:

Слова мужского рода: багет, гель, катофалк, ласт, рельс, рюш, толь, тюль, шампунь,

Слова женского рода: босоножка, мозоль, сандалия, туфля, тапка (тапочка).

Общий род – слова называющие людей по роду занятий или профессии (врач, секретарь, мастер), (нет слов в русском языке типа: директорша, врачиха, докторша, профессорша, секретарша и т.д.) а также к словам общего рода относятся слова типа: коллега, неженка, наряха, протеже, сирота, ябеда, умница.

 

Задание 9. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу фразеологизмы. Составьте предложения с выделенными фразеологизмами.

Выполнять с помощью фразеологического словаря.

Фразеологические обороты являются устойчивыми сочетаниями, поэтому произвольное изменение их свойств, замена одних слов другими нарушает целостность фразеологизмов, ведет к речевым ошибкам.

 

Семь пятниц на неделе, вешать нос, играть с огнем, терять голову, между небом и землей, свалиться как снег на голову.

Задание 10. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой. 2.Это оказался искусный алмаз.3. Семье Ивановых представили квартиру в новом доме. 4. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву. Правление клуба, в том числе председатель и его заместители, уделяют много внимания вопросам культуры. Горько страдает Тихон, ставший косным виновником гибели Катерины.

 

Например: В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой. Тавтология. В своей работе руководители детских учреждений используют методическую литературу

ОШИБКИ В РЕЧИ

 

п/п Правило Неправильный вариант Правильный вариант
   
1. Слово должно употребляться в соответствии с его лексиче­ским значением, указанным в Толковом словаре Его карьера в театре началась с незаметной должности амплуа. Его карьера в театре началась с амплуа героя-комика  
2. При употреблении слова необходимо учитывать егоспо­собность сочетаться с теми или иными словами,его лек­сическую связанность (чёрствый хлеб, но не чёрствая конфета) Он изучает заморские языки   Он изучает иностранные языки  
3. Нельзя взаимозаменять Он чувствовал нетерпимую боль Ребёнок любил кататься на экска­ваторе в метро Он чувствовал нестерпимую боль Ребёнок любил кататься на эскала­торе в метро
    • паронимы- однокоренные слова с разным значением (невежа - невежда, узнать - признать, роспись - подпись); • парономазы- звукоподобные слованеоднокоренные слова (нары - нарты - нарды, брезжить - брюзжать)        
4. Не следует употреблять в пределах одного предложения Я поселилась жить в городе В организации есть свободные ва­кансии Я поселилась в городе В организации есть вакансии
    • близкие по смыслу слова -* тип ошибки - плеоназм {главная суть, глубокая бездна); • однокоренные слова или иноязычное слово и русское, дублирующее его значение —* тип ошибки - тавтология (местные аборигены, народный фольклор)        
       
           

 

5. При употреблении слов нужно учитывать время их появ­ления,связь с определённой исторической эпохой —> тип ошибки - анахронизм (Н.В. Гоголь объездил всю Россию на автотранспорте) С Петербургом связаны последние годы жизни А.А. Ахматовой С Ленинградом связаны последние годы жизни А.А. Ахматовой  
6. При противопоставлении необходимо использовать слова с Ребята, посещающие наш клуб, не равнодушны, а любопытны. Он не лентяй, а много делает Ребята, посещающие наш клуб, не равнодушны, а любознательны. Он не ленивый, а трудолюбивый  
    противоположным значением, одной части речи - антони­мы (он неумный, а молодой)          
7. Нельзя сопоставлять • несопоставимые понятия (Окраска степной лисы отли­ чается от лесной лисы); • родовые и видовыепонятия (Нужно заготовить корма для животноводства); конкретные и обобщённыепонятия, подменяяодно по­ нятие другим, —► тип ошибки - алогизм (Мы искупались в водоёме) Композиция «Мёртвых душ» имеет много общего с «Божественной комедией» Хозяева потчуют гостей разнооб­разным набором блюд Гость пришёл в головном уборе, верхней одежде, обуви Композиция «Мёртвых душ» и «Божественной комедии» одинако­ва Хозяева потчуют гостей разнооб­разными блюдами Гость пришёл в шляпе, пальто, са­погах  
8. Не следует сознательно из ложной деликатности, немоти­вированно смягчать отрицательную оценку высказывания, использовать эвфемизмы (Он недостаточно много зани­мается) Арестован чиновник, который при­нимал подарки Арестован чиновник, бравший взят- 1 ки  
9. Не следует • нарушать состав фразеологизма (Это вырвалось у него с языка); • смешивать два разных фразеологизма —» тип ошибки - контаминация (Зал набит до отвала) Мы начали работать скрепя серд­цем Чаша моего терпения лопнула Мы начали работать скрепя сердце Чаша моего терпения переполни­лась/моё терпение лопнуло  
10. Случайный пропуск словаможет привести к искажению смысла (Больные, не посетившие амбулаторию в течение трёх лет, будут выкладываться в архив) Владельцы без намордников и при­вивок не будут допускаться к со­ревнованиям Владельцы собак без намордников и 1 прививок не будут допускаться к соревнованиям  
11. При употреблении многозначного или омонимичного слова можетвозникнуть двусмысленность (Мы побывали на дне науки)      
  Окончание существительных 1-го склонения в Род. падеже ед. числа • -ы, -и - для обозначения части целого; • -у (-ю) - для обозначения целого; Этой норме могут не подчиняться формы существительных в составе фразеологиз­мов попить воду с глаза на глаз, не до смеха попить воды с глазу на глаз не до смеху
3. Соответствующие норме окончания существительных Род. падежа множ. числа 2-го склоненияуказаны в Толковом словаре. грузинов, килограмм, поместьев, туфлей, жабров, чулков грузин, килограммов, поместий, туфель, жабер, чулок
4. ■ Окончания существительных 2-го склоненияв форме Предл. падежа ед. числа • передаёт обстоятельственное значение (где? как? когда?)', • -е передаёт объектное значение (в чём? на чём?): ср.: раговаривать на бегу, но лучший в беге\ • в некоторых случаях является признаком «книжности», - разговорности; ср.: в отпуске, но в отпуску гулять в саде, роль в «Вишнёвом саду» гулять в саду, роль в «Вишнёвом саде»
5. Особенности склонения некоторых фамилий: • мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, женские - не склоняются (Блок, Даль); • славянские фамилии, оканчивающиеся на -емко, -ко, -ово, -ого, -яго, -ых, -их, не склоняются (Романенко, Громыко, Дурново, Живаго, Косых, Долгих); • фамилии, созвучные названиям животного или предмета, могут не склоняться по желанию носителя фамилии (Гусь, Ремень) • фамилии иноязычного происхождения, оканчивающиеся на -е, -и, -о, -у или удар­ ные -а, -я, не склоняются (Бронте, Дали, Дидро, Попеску, Дюма, Золя); • фамилии иноязычного происхождения на -ов и -мн имеют в творительном падеже окончание -ом; ср.: Куприным, но Дарвином Александру Блок книги Стендаль и Жоржа Санда картины Шевченки студенту Волку не чилал Попески Чарли Чаплиным Александру Блоку книги Стендаля и Жорж: Санд картины Шевченко студенту Волк не читал Попеску Чарли Чаплином
ш. ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЬГХ
1. Большинство отвлеченных существительных не имеетформы множ.числа; их употребление в форме множ. числа допустимо при конкретизации; ср.: относиться к разной социальной среде, но разместить препарат по разным средам у них разные мировоззрения у них разное мировоззрение
IV. УПРАВЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
1. Слово-управитель требует употребления зависимого слова в определённой (ых) падежной/падежных форме/формах,точного выбора предлога (отчитаться в проделанной работе; рецензия на прочитанную книгу). иметь преимущество над противником; я удивляюсь на него иметь преимущество перед (превосходство над) противником; | я удивляюсь ему \
  Не допустимо употребление внутри одного предложения нескольких существи­тельных, не являющихся однородными членами, в одной падежной форме (Задачи ускорения внедрения мер интенсификации производства; картина написана художником маслом) назначенной дирекцией комиссией комиссией, назначенной дирекцией  
3, Необходимо учитывать разное управление словами, являющимися в предложении однородными членами {Закон обсуждался на фабриках, заводах, в организациях. Я люблю свой город и горжусь им). Мы побывали в театрах, музеях, концертах Фирма организовала и руководит филиалом Мы побывали в теат- | pax, музеях, на кон­цертах Фирма организовала филиал и руководит им \  
! v' УПОТРЕБЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЬГХ  
1. Однородные члены предложения не могут быть выражены существительными, обозначающими родовые и видовые понятия (На работу приглашаются женщины, мужчины и пенсионеры) Не забудь купить фрук­ты, молоко и яблоки Не забудь купить фрукты и молоко  
2. Определяемое слово не может стоять внутри определения, выраженного причаст­ным оборотом (Созданные песни народом - созданные народом песни; песни, созданные народом) Все зависящие меры от нас были приняты Все зависящие от нас меры были приняты  
3. Определение, выраженное обособленным причастным оборотом, не должно быть отдалено от определяемого слова (Спортивная команда отправилась на соревнования, состоящая десяти гимнасток) Дубровский поймал кре­стьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова  
4. Если подлежащее выражено группой слов, сказуемое согласуется с тем (теми) из них, которое употреблено в Именит, падеже («Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым) «Волки и овцы» постав­лен на сцене «Руслан и Людмила» на­писаны А.С. Пушкиным «Волки и овцы» по­ставлены на сцене Поэма «Русланхи Люд­мила» написана А.С. Пушкиным  
5. Если подлежащее состоит из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем, которое выражает более общее понятие или обозначает конкрет­ный предмет (Песня-романс стапа популярной, кресло-кровать стояло в углу) Открылось новое кафе-столовая Книга-справочник инте­ресен Открылась новая ка­фе-столовая Книга-справочник ин­тересна  
6. Сказуемое всегда согласуется с подлежащим, а не с относящимися к последнему уточняющими словами, присоединительными оборотами и пр. (Руководство института, в том числе первый проректор, много сделало...) Никто, даже лучшие специалисты, не могли поставить правильный диагноз Никто, даже лучшие специалисты, не мог \ поставить правильный диагноз  
                 

 

Задание 11. Отредактируйте текст. Замените слово «говорить» на синонимы, при этом стилистика текста должна сохраниться.

После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике ремонта. Механик Овсов и диспетчер Петров говорили о плохом использовании производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключении начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом постановлении говорилось о мероприятиях по улучшению дисциплины и повышении производительности труда.

Задание 12. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Просторечие или литературный язык. Что сильнее?»

Образец написания:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.015 с.)