Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные макроэкономические показатели на 2017 год и

Поиск

на плановый период 2018 и 2019 годов

  Наименование 2015 год (отчет) 2016 год (оценка*) 2017 год 2018 год 2019 год
  Законо-проект Изменение к предыдущему году, % Законо-проект Изменение к предыдущему году, % Законо-проект Изменение к предыдущему году, %
        5=4/3*100   7=6/4*100   9=8/6*100  
Цены на нефть Urals, долл./барр. 51,2     97,6   100,0   100,0  
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м 225,6 154,6 158,7 102,7 153,5 96,7 160,6 104,6  
ВВП, млрд. руб. 80 804 82 815 86 806 104,8 92 296 106,3 98 860 107,1  
Рост ВВП, % -3,7 -0,6 0,6 - 1,7 - 2,1 -  
Инвестиции, млрд. руб. 14 556 15 161 15 905 104,9 16 766 105,4 17 817 106,3  
Объем импорта, млрд. долл. США 193,0 186,7 193,7 103,7 200,2 103,4 206,9 103,3  
Объем экспорта, млрд. долл. США 341,5 279,0 283,7 101,7 289,7 102,1 297,3 102,6  
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. 17 140 17 012 17 500 102,9 18 853 107,7 20 707 109,8  
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года 12,9 5,8 4,0 - 4,0 - 4,0 -  
Курс доллара, рублей за доллар США 61,0 67,5 67,5 100,0 68,7 101,8 71,1 103,5  
Фонд заработной платы, млрд. руб. 18 419 19 565 20 476 104,7 21 637 105,7 22 737 105,1  
Объем экспорта нефти, млн. тонн 244,5 256,7 268,4 104,6 275,3 102,6 277,6 100,8  
Объем экспорта природного газа, млрд. куб. м. 185,5 196,7 195,0 99,1 195,1 100,1 195,1 100,0  
Объем экспорта нефтепродуктов, млн. тонн 171,7 160,0 151,6 94,8 147,1 97,1 145,5 98,9  
Объем добычи нефти, млн. тонн 533,2 544,0 548,0 100,7 553,0 100,9 553,0 100,0  
Объем добычи газа, млрд. куб. м. 633,4 637,8 640,5 100,4 648,3 101,2 652,0 100,6  
                                     

* – на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

 

В первом полугодии 2016 года экономическая ситуация характеризовалась последовательным замедлением экономического спада. Улучшение ситуации в промышленном производстве, сельском хозяйстве, услугах, оптовой торговле способствовало замедлению спада ВВП с -1,2% в
I квартале до -0,6% во II квартале в годовом выражении. При этом сезонно очищенный квартальный спадВВП практически остановился. За восемь месяцев текущего года, по оценке, ВВП сократился на 0,7% г/г.

 

Ожидается, что во втором полугодии замедление темпов падения ВВП по отношению к соответствующему периоду прошлого года продолжится. В целом за 2016 год снижение ВВП, по оценке, составит 0,6 процента.

В 2016 году основными факторами, вносящими положительных вклад в рост ВВП, являются рост чистого экспорта и замедление снижения запасов материальных оборотных средств с переходом к их последующему росту. Остальные факторы сохраняют отрицательную динамику.

Внутренний спрос в течение текущего года остается слабым. В условиях снижения доходов население продолжает ограничивать текущее потребление, что отражается на динамике оборота розничной торговли и объема платных услуг населению в текущем году. По оценке, оборот розничной торговли в целом за 2016 год снизится на 4,6%, а сокращение объема платных услуг населению составит около 0,5 процента.

Сохраняющееся для российских предпринимателей ограничение доступа к внешним заимствованиям в сочетании с сокращением бюджетных капиталовложений и высокими процентными ставками отечественных банков продолжает оказывать негативное воздействие на динамику инвестиций в основной капитал. Инвестиционный спад сопровождается негативной динамикой строительства, отмечаемой с конца 2013 года.
В целом за 2016 год сокращение инвестиций в основной капитал, по оценке, составит 3,7 процента.

Вместе с тем положительная динамика экспорта и запасов материальных оборотных средств обеспечивается положительной динамикой показателей производственной активности. По итогам восьми месяцев рост промышленного производства к соответствующему периоду 2015 года составил 0,4% г/г, в том числе положительная динамика отмечается в добыче полезных ископаемых – 2,4%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 0,6 процента. В то же время динамика обрабатывающих производств остается отрицательной (-0,8% в январе-августе г/г). В целом в 2016 году промышленное производство увеличится, по оценке, на 0,4 процента.

Со стороны производства в 2016 году положительное влияние на общеэкономическую динамику продолжает оказывать сельское хозяйство. По итогам года ожидается рост производства продукции сельского хозяйства на 3,2 процента.

Наряду с сохранением действия негативных факторов, обусловленных падением цен на нефть и ограничениями в импорте товаров и технологий, в среднесрочной перспективе начинают проявляться факторы, оказывающие компенсирующее и стимулирующие воздействие на экономический рост. Это, прежде всего, адаптация российской экономики к ограничениям импорта товаров, развитие импортозамещения, снижение издержек, высвобождение неэффективного капитала и повышение конкурентоспособности отечественной продукции вследствие существенной девальвации рубля. В 2017 году темп роста ВВП повысятся до 0,6%, в 2018 году рост ускорится до 1,7%, а в 2019 году – до 2,1 процента.

В 2017 году положительный вклад в экономический рост будут вносить прирост запасов материальных оборотных средств и рост конечного потребления домашних хозяйств. С 2018 года положительным фактором начинают выступать инвестиции в основной капитал. В 2018 − 2019 годах вклад основного капитала последовательно возрастает с 0,3 до 0,5 п. п., потребления домашних хозяйств – от 0,5 до 0,9 п. пункта. Вместе с тем восстановление положительной динамики импорта и более медленный рост экспорта приводят к снижению роли этого фактора в экономическом росте.

В условиях ограниченных возможностей для развития и модернизации производств и медленного роста экономики безработица в течение 2016–2017 годов не будет иметь ярко выраженную динамику и стабилизируется на уровне 2015 года – 5,9% от рабочей силы. В 2018 году по мере восстановления экономики безработица начнет снижаться и к 2019 году составит 5,7% от рабочей силы.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2017 году выйдут в область положительных значений – рост составит 0,2% г/г.

Поддержку доходам будет оказывать динамика социальных трансфертов, что связано, во-первых, с индексацией пенсий на отчетный уровень инфляции, во-вторых, – с предусмотренной в 2017 году единовременной компенсационной выплатой всем пенсионерам в размере
5 тысяч рублей. В 2018 – 2019 годах ускорению реальных располагаемых доходов будут способствовать динамика реальной заработной платы и постепенное увеличение доходов от предпринимательской деятельности в условиях восстановления экономики: в 2019 году рост реальных располагаемых доходов оценивается на уровне 0,8% г/г.

Ожидается, что в условиях постепенного восстановления доходов, роста реальной заработной платы население будет постепенно отказываться от сберегательной модели поведения. Склонность населения к сбережению снизится с 15,4% в 2015 году до 13,0% в 2019 году. В результате оборот розничной торговли, как и доходы, вернется к росту в 2017 году (увеличение на 0,6% г/г) с последующим ускорением до 1,8 % г/г к 2019 году. В целом за прогнозный период оборот розничной торговли вырастет на 3,6 процента. При этом среднегодовые темпы роста оборота торговли непродовольственными товарами в этот период будут на 0,3 п. п. опережать рост оборота торговли продовольственными товарами и составят
1,4 процента. Среднегодовые темпы роста платных услуг населению в 2017 – 2019 годах составят 1,3 процента.

В условиях базового варианта сохранение низких цен на нефть, достаточно жесткие условия заимствования капитала, замораживание накопительной части пенсий и общая неуверенность инвесторов не позволят динамике инвестиций перейти в положительную область в 2017 году (прогнозируемое сокращение составит 0,5 %). Прироста инвестиций в инфраструктурные отрасли и частный сектор будет недостаточно для компенсации сокращения государственных капитальных вложений. С 2018 года динамика инвестиций в основной капитал перейдет в положительную область, в среднем прирост инвестиций в 2017 – 2019 годах составит 0,7% в год и будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне сокращения государственных инвестиционных расходов. Финансовым ресурсом восстановления инвестиционной активности послужит рост прибыли организаций в условиях стабилизации оттока капитала.

При стабилизации в течение прогнозного периода цен на нефть на уровне 40 долл. США за баррель в 2017 – 2019 годах начнется постепенное восстановление стоимостных объемов экспорта за счет увеличения физических объемов вывоза. К 2019 году экспорт в базовом варианте достигнет 297 млрд. долл. США. Темпы роста экспорта товаров в реальном выражении в прогнозный период повышаются до 1,0–1,6%, при этом темпы роста топливно-энергетических товаров составят в среднем 0,6 процента. Экспорт нетопливных товаров в этот период будет расти со среднегодовым темпом 1,9 процента. Темп роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров в реальном выражении в 2017 – 2019 годах будет выше и составит 1,9%, в стоимостном выражении прирост составит 3,7 процента. В структуре экспорта доля топливно-энергетических товаров понизится с
59,2% в 2015 году до 52,5% в 2019 году.

В 2017 – 2019 годах восстановление внутреннего спроса обусловит рост импорта товаров в реальном выражении со среднегодовым темпом
2,5 процента. Стоимостной объем также будет возрастать и составит
207 млрд. долл. США к 2019 году.

В структуре импорта на протяжении всего прогнозного периода будет сокращаться доля продовольственных товаров с 14,5% в 2015 году до 12,4% в 2019 году, что связано с импортозамещением и развитием внутреннего производства.

Доля инвестиционных товаров, понизившаяся в 2015 году до 22,8%, в дальнейшем начнет восстанавливаться и к концу прогнозного периода достигнет 26,7% (в ценах 2015 года). Темп роста инвестиционного импорта будет превышать рост потребительского и промежуточного импорта и составит в среднем около 5,7% в 2017 – 2019 годах.

Среднегодовой темп роста потребительского импорта в 2017–2019 годах составит 1,5 процента. После 2016 года доля потребительских товаров начнет сокращаться с 44,1% до 43,1% к 2019 году вследствие возрастания доли инвестиционного импорта и продолжения процессов импортозамещения в потреблении.

Импорт промежуточной продукции, составляющей примерно треть ввозимых товаров, в 2017 – 2019 годах будет восстанавливаться в среднем на 2,2% в год, доля промежуточного импорта будет оставаться стабильной.

К концу 2017 года инфляция снизится до 4,0% с 5,8% в 2016 году. Среднегодовой рост потребительских цен замедлится до 4,7% с 7,1% годом ранее. Основное влияние на снижение инфляции в 2017 году окажут сохранение умеренно жесткой денежно-кредитной политики, низкий потребительский спрос при слабом росте доходов населения и прогнозируемая стабилизация обменного курса рубля.

В течение 2018–2019 годов рост потребительских цен сохранится на целевом уровне 2017 года и составит 4,0 процента. Сдерживать инфляцию по-прежнему будет проводимая денежно-кредитная политика, умеренный рост реальных располагаемых доходов, а также рост производства товаров на отдельных рынках. В результате проводимой политики импортозамещения доля импорта на отдельных рынках будет постепенно снижаться, за счет чего влияние изменения курса рубля на инфляцию также будет постепенно ослабевать.

Достаточно сбалансированное восстановление внутреннего спроса отразится на динамике производственной активности. В среднесрочной перспективе ожидаются умеренные темпы прироста промышленного производства, составляющие в 2017–2019 годах ежегодно в среднем
1,7 процента.

В 2017 – 2019 годах ожидается постепенное восстановление производства товаров инвестиционного спроса. Важную роль продолжит играть государственный заказ, что окажет положительное влияние на развитие машиностроительного комплекса. Устойчивая позиция сохранится в секторах-экспортерах с более конкурентоспособной продукцией: топливно-энергетический комплекс, металлургия, химическое производство. Реализация государственных инфраструктурных проектов будет обеспечивать спрос на услуги строительного сектора. Рост в пищевой промышленности продолжится более умеренными темпами (по сравнению с 2015 – 2016 годами) с учетом продолжения реализации программы импортозамещения. Позитивная динамика восстановится в отраслях легкой промышленности.

Таблица 2.2

Основные характеристики федерального бюджета на 2017 год

и на плановый период 2018 и 2019 годов

млрд. рублей

Показатели 2015 год (отчет)   2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Закон № 359-ФЗ Оценка Откло-нение Законо-проект Измене ние к предыдущему году, % Законо-проект Измене ние к предыдущему году, % Законо-проект Изменение к предыдущему году, %
        5=4-3   7=6/4*100   9=8/6*100   11=10/8*100
Доходы, всего 13 659,2 13 738,5 13 368,6 -369,9 13 487,6 100,9 14 028,5 104,0 14 844,8 105,8
%% к ВВП 16,9 17,5 16,1 -1,4 15,5   15,2   15,0  
Расходы, всего 15 620,2 16 098,7 16 403,0 304,3 16 240,8 99,0 16 039,7 98,8 15 987,0 99,7
%% к ВВП 19,3 20,5 19,8 -0,7 18,7   17,4   16,2  
Дефицит (–) / Профицит (+) -1 961,0 -2 360,2 -3 034,4 -674,2 -2 753,2 90,7 -2 011,2 73,0 -1 142,2 56,8
%% к ВВП -2,4 -3,0 -3,7 -0,7 -3,2   -2,2   -1,2  
Ненефтегазовый дефицит -7 823,6 -8 405,1 -7 811,9 593,2 7 803,3 -99,9 7 125,0 91,3 6 490,0 91,1
%% к ВВП -9,7 -10,7 -9,4 1,3 9,0   7,7   6,6  

 

В 2017 - 2019 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 13 368,6 млрд. рублей в 2016 году до 13 487,6 млрд. рублей в 2017 году (+0,9% к предыдущему году),
14 028,5 млрд. рублей (+4,0%) в 2018 году и 14 844,8 млрд. рублей (+5,8%)
в 2019 году соответственно. По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 16,1% ВВП в 2016 году до 15,5% ВВП в 2017 году, 15,2% ВВП в 2018 году и 15,0% ВВП в 2019 году.

На фоне стабилизации мировых цен на нефть на уровне 40 долларов за баррель и устойчивых объемов добычи и экспорта энергоресурсов доля нефтегазовых доходов федерального бюджета продолжит снижаться с 37,4% в 2017 году до 36,0% в 2019 году при снижении их доли по отношению к ВВП с 5,8% в 2017 году до 5,4% ВВП в 2019 году.

Ненефтегазовые доходы по отношению к ВВП будут сохраняться практически на стабильном уровне (9,7% ВВП в 2017 - 2018 годах и 9,6% ВВП в 2019 году) на фоне роста доходов, связанных с внутренним производством при незначительном сокращении доходов от импорта и ряда неналоговых поступлений.

Структура доходов федерального бюджета в 2017-2019 годах представлена в таблице 2.3.

 

 

Таблица 2.3

Прогноз доходов федерального бюджета на 2017 год и
на плановый период 2018 и 2019 годов

Показатель 2016 год (оценка) Законопроект
2017 год 2018 год 2019 год
         
Доходы, всего 13 368,6 13 487,6 14 028,5 14 844,8
в %% к ВВП 16,1 15,5 15,2 15,0
в том числе:        
Нефтегазовые доходы 4 777,5 5 050,0 5 113,8 5 347,8
в %% к ВВП 5,8 5,8 5,5 5,4
Ненефтегазовые доходы 8 591,1 8 437,5 8 914,7 9 497,0
в %% к ВВП 10,4 9,7 9,7 9,6
Связанные с внутренним производством 3 724,7 4 308,1 4 739,8 5 149,9
НДС 2 636,7 2 899,5 3 237,1 3 582,4
Акцизы 623,2 808,2 865,4 874,2
Налог на прибыль 464,8 600,4 637,4 693,4
Связанные с импортом 2 508,7 2 586,8 2 725,0 2 916,3
НДС 1 910,2 1 996,1 2 121,4 2 281,7
Акцизы 56,8 63,4 63,9 61,3
Ввозные пошлины 541,7 527,2 539,7 573,3
Прочее 2 357,7 1 542,7 1 449,9 1 430,8
Доля в общем объеме доходов, %        
в том числе:        
Нефтегазовые доходы 35,7 37,4 36,5 36,0
Ненефтегазовые доходы 64,3 62,6 63,5 64,0
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % -2,1 0,9 4,0 5,8

 

Увеличение нефтегазовых доходов в номинальном выражении по сравнению с ожидаемыми поступлениями 2016 года обусловлено продолжением налогового маневра, предусматривающем рост ставок
НДПИ при плановом снижении вывозных таможенных пошлин, а также изменением объемных показателей и структуры добычи и экспорта энергоносителей. Темп роста нефтегазовых доходов при этом будет ниже темпа роста ВВП.

Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов связано с ростом поступлений основных налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы (в части акцизов на нефтепродукты в прогнозе доходов учтен рост ставок акциза, а также изменение норматива распределения поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов), а также обусловлено изменениями законодательства и отдельными решениями, направленными на мобилизацию доходов, в частности о направлении на выплату дивидендов не менее 50% прибыли компаний с государственным участием, а также прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. Планируются
также разовые поступления от перечисления Банком России дивидендов
по акциям АО «Сбербанк».

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2017-2019 годах будут выступать государственные внутренние заимствования Российской Федерации.

Общий объем поступлений за счет государственных заимствований составит в 2017 году 1 017,8 млрд. рублей, в 2018 году – 975,3 млрд. рублей и в 2019 году – 1 020,9 млрд. рублей.

Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2017 году прогнозируются в объеме 138,2 млрд. рублей,
в 2018 году – 13,6 млрд. рублей, в 2019 году – 13,9 млрд. рублей.

 

Таблица 2.4

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

Показатели 2015 год (отчет)   2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Закон № 359-ФЗ Оценка Откло-нение Законо-проект Измене ние к предыдущему году, % Законо-проект Измене ние к предыдущему году, % Законо-проект Изменение к предыдущему году, %
        5=4-3   7=6/4*100   9=8/6*100   11=10/8*100
Всего источников 1 961,0 2 360,2 3 034,4 674,2 2 753,2 90,7 2 011,2 73,0 1 142,2 56,8
%% к ВВП 2,4 3,0 3,7 0,7 3,2   2,2   1,2  
в том числе:                    
Средства Резервного фонда 2 622,9 2 136,9 2 136,9   1 151,9 53,9 0,0 - 0,0 -
Средства ФНБ 9,4 12,0 6,8 -5,2 668,2 - 1 162,2 173,9 139,7 12,0
Иные источники -671,3 211,3 890,7 679,4 933,1 104,8 849,0 91,0 1 002,5 118,1
%% к ВВП -0,8 0,3 1,1 0,8 1,1   0,9   1,0  
в том числе:                    
государственные заимствования -217,8 393,2 582,0 188,8 1 017,8 174,9 975,3 95,8 1 020,9 104,7
приватизация 6,3 33,2 381,6 348,4 138,2 36,2 13,6 9,8 13,9 102,2
прочие источники -459,8 -215,1 -72,9 142,2 -222,9 305,8 -139,9 62,8 -32,3 23,1

 

Таблица 2.5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.013 с.)