Стоматологія”, кваліфікація – лікар 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стоматологія”, кваліфікація – лікар



Стоматологія”, кваліфікація – лікар

Модуль 1. Біологічні особливості життєдіяльності людини

Змістові модулі:

Молекулярно-клітинний рівень організації життя

Тема 1. Вступление в курс медицинской биологии. Уровни организации живого. Оптические системы в биологических исследованиях

Теоретические вопросы:

1. Медицинская биология как наука об основах жизнедеятельности человека, изучающая закономерности наследственности, изменчивости, индивидуального и эволюционного развития, а также вопросы морфофизиологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды в связи с его биосоциальной сущностью.

2. Современный этап развития общей и медицинской биологии. Место биологии в системе медицинского образования.

3. Сущьность жизни. Формы жизни, ее фундаментальные свойства и атрибуты.

4. Эволюционно обусловленные структурные уровни организации жизни; элементарные структуры уровней и основные биологические явления, их характеризующие.

5. Значение представлений об уровнях организации живого для медицины.

6. Особое место человека в системе органического мира.

7. Соотношение физико-химических, биологических и социальных явлений в жизнедеятельности человека.

8. Оптические системы в биологических исследованиях. Строение светового микроскопа и правила работы с ним.

9. Техника изготовления временных микропрепаратов, их изучение и описание.

Практическая часть занятия

1. Используя методические указания изучить строение микроскопа и правила работы с ним.

2. Занести в протокол граф логической структуры “Строение микроскопа”.

3. Занести в протокол “Правила работы с микроскопом”

4. Используя учебник “Биология” под редакцией В.Н.Ярыгина заполнить таблицу «Уровни организации и исследования многоклеточного организма» (с.15).

Уровни организации и исследования многоклеточного организма

Уровень организации Элементарная единица уровня Элементарное явление уровня Основной метод исследования
         
         
         
         
         

При подготовке к занятию пользоваться литературой:

Основная:

  1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П.Пішака, Ю.І.Бажори.-Вінниця:Нова книга,2004.- С.20-31
  2. Биология: В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.-С.29-32
  3. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.9-11

Дополнительная:

  1. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ.-М.:Мир, 1988.-С.19-21
  2. Ченцов Ю.С. Общая цитология: учебник. 2-е изд..- М.: изд-во Моск. унив-та, 1984. – С.17-38
  3. Граф логической структуры.
  4. Конспект лекций

Тема 2. Морфология клетки. Структурные компоненты цитоплазмы и ядра

Теоретические вопросы:

1. Структурно-функциональная организация эукариотической клетки.

2. Химический состав клетки: макро- и микроэлементы.

3. Вода, значение водородных связей в процессах жизнедеятельности клетки.

4. Органические соединения – углеродсодержащие вещества живых организмов.

5. Цитоплазма и цитоскелет. Циклоз.

6. Органеллы цитоплазмы – мембранные и немембранные, значение и принципы функционирования.

7. Включения в клетках, их функции.

8. Ядро – центральный информационный аппарат клетки. Структура интерфазного ядра.

9. Хромосомный и геномный уровни организации наследственного материала.

10. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин.

11. Методы изучения структуры и функционирования клетки.

Практическая часть занятия

1. Заполнить граф логической структуры “Строение эукариотической клетки”.

2. Изучить строение эукариотической клетки по микрофотографиям.

3. Изучить строение политенных хромосом, используя микропрепараты. Зарисовать в альбом.

4. Решить ситуационные задачи:

Ситуационные задачи.

1. Больному при лечении был назначен гормон надпочечников кортизон, одним из проявлений действия которого является резкая стимуляция процессов биосинтеза белка в клетках. В связи с этим в клетках происходят структурно функциональные изменения.

1) какие морфологические изменения возможны из стороны ядер клетки (показать на одной из электроннограмм).

2) с какими функциональными сдвигами в ядре будут связаны указанные вами структурные изменения?

3) какие морфологические изменения наблюдаются в цитоплазме клеток?

2. Ранее некоторые исследователи считали, что гетерохроматин - это скопление наиболее активных в данный момент генов (генов, с которых списывается в данный момент информация). Как можно, пользуясь методом электронной микроскопии, получить доказательства неверности данного предположения?

3. Культивировали две клеточных культуры. После внесения в обе культуры аминокислоты глицина, меченой радиоактивной меткой, в клетках этих культур в участке рибосом было обнаружено скопление радиоактивных меток, причем в одной из них накопление меток было интенсивнее. Ядра клеток какой культуры находятся в более активном состоянии? Какие особенности морфологии этих ядер можно обнаружить при электронном микроскопировании?

4. Сколько генов функционирует на участке молекулы ДНК, который содержит 10 тыс. пар нуклеотидов, если конденсируемая часть ДНК заключена на 20 нуклеосомах?

5. Определить длину каждого плеча хромосомы, если вся ее длина 0,6 мкм., а центромерний индекс 0,25.

При подготовке к занятию пользоваться литературой:

Основная:

  1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П.Пішака, Ю.І.Бажори.-Вінниця:Нова книга,2004.- С.28-30
  2. Биология: В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.-С.29-32
  3. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.9-11

Дополнительная:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3т. Т.3.Пер. с англ. /Под ред.П. Сопера. М.:Мир, 1990.-С. 182-188,298-299.
  2. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ.-М.:Мир, 1988.-С.19-21
  3. Ченцов Ю.С. Общая цитология: учебник. 2-е изд..- М.: изд-во Моск. унив-та, 1984. – С.17-38
  4. Граф логической структуры.
  5. Конспект лекций

Практическая часть занятия

1. Изучить строение биологической мембраны и зарисовать в альбом.

2. Составить граф логической структуры “Виды транспорта веществ”.

Транспорт веществ
Пассивный Активный
Без нарушения целостности мембраны (прямой транспорт) С нарушением целостности мембраны (непрямой транспорт) Без нарушения целостности мембраны (прямой транспорт)
1. Простая диффузия (перенос ионов через мембрану по градиенту концентраций). 2. Осмос (проникновение через мембрану молекул растворителя из большей концентрации в сторону их меньшей концентрации). 3. Облегченная диффузия (транспорт некоторых соединений по градиенту концентраций посредством встроенных в мембрану переносчиков). 1. Экзоцитоз (секреция гормонов, пищеварительных ферментов и др.) 2. Эндоцитоз (пиноцитоз и фагоцитоз). 1. Обменный транспорт ионов через ионные «насосы», или ионнообменники (осуществляется против градиента концентраций, например, К+/Na+-насос).

 

3. Изучить по учебной таблице работу К/Nа-насоса, занести в протокол.

При подготовке к занятию пользоваться литературой:

Основная:

  1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П.Пішака, Ю.І.Бажори.-Вінниця:Нова книга,2004.- С. С.54-57.
  2. Биология: В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.-С. С.41-42
  3. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.9-11

Дополнительная:

  1. Албертс Г., Грей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир,1986. - Т. 2.- С. 100-130.
  2. Ченцов Ю.С. Общая цитология: учебник. 2-е изд..- М.: изд-во Моск. унив-та, 1984. – С.138-183
  3. Хэм А., Кормак Д. Гистология /пер. с англ. М.: Мир, 1983, т.1.-С.161-170
  4. Граф логической структуры.
  5. Конспект лекций

Практическая часть занятия

1. Изучить по микрофотографиям кариотипы разных организмов.

2. Познакомиться с принципами составления кариотипа человека. Составить идиограмму кариотипа человека.

3. Занести в протокол субмикроскопическое строение хромосом.

При подготовке к занятию пользоваться литературой:

Основная:

  1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П.Пішака, Ю.І.Бажори.-Вінниця:Нова книга,2004.- С. С.74-79
  2. Биология: В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.-С. С.123-125, 137
  3. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.25-31
  4. Федченко С.Н. Общая и медицинская генетика.//Учебное пособие для студентов медицинских вузов.-Луганск,2003.-С.93-95
  5. Федченко С.М. Молекулярні основи генетики:Навчальний посібник для студентів 1 курсу.-Луганськ:ЛДМУ,2003.-С.75

Дополнительная:

  1. Албертс Г., Грей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир,1986. – В 3 т, 2-е изд. Т.1.- С. 40.
  2. Граф логической структуры.
  3. Конспект лекций

Практическая часть занятия

1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот»

Практическая часть занятия

1. Рассмотреть принцип организации гена эукариот на примере -участка гемоглобина

2. Решить ситуационные задачи.

Задача 1. В состав молекулы ДНК входят 15% адениловых нуклеотидов. Определите содержание в ней гуаиловых, цитидиловых и тимидиловых нуклеотидов.

Задача 2. Известно, что в молекуле РНК уридиловых нуклеотидов 10%, адениловых - 25%, гуаниловых - 45%, цитидиловых - 20%. Определите соотношения между нуклеотидами в молекуле ДНК, которая служит матрицей для данной РНК.

При подготовке к занятию пользоваться литературой:

Основная:

  1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П.Пішака, Ю.І.Бажори.-Вінниця:Нова книга,2004.- С. 87-89,94-95,101-104
  2. Биология: В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.-С. 67-71,111-115.
  3. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.35-36,38-39,84-88,90.
  4. Збірник задач і вправ з біології. Навчальний посібник/А.Д.Тимченко,Ю.і.Бажора,Л.Г.Кириченко та ін.-К.:Вища шк. 1992. -С.21-28

Дополнительная:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология6 В 3-т. Т.3. Пер. с англ. /Под ред.П. Сопера. М.:Мир, 1990.- С. 182-188,298-299
  2. Федченко С.Н. Общая и медицинская генетика.//Учебное пособие для студентов медицинских вузов.-Луганск,2003.-С.62-63
  3. Федченко С.М. Молекулярні основи генетики:Навчальний посібник для студентів 1 курсу.-Луганськ:ЛДМУ,2003.-С.75
  4. Федченко С.Н. Молекулярная генетика /Учебное пособие для студентов медицинских вузов.-Луганск,2003.
  5. Граф логической структуры.
  6. Конспект лекций

 

Практическая часть занятия

1. Используя учебную таблицу занести в протокол “Работу оперона”.

2. Решить ситуационные задачи.

Задача 1. Определите, что тяжелее - белок или кодирующий его ген.

Задача 2. Определите длину и массу структурного гена, кодирующего белок, который имеет молекулярную массу 3200 дальтон.

Задача 3. Определите длину и массу гена, если известно, что в составе 20% интронов, а масса кодируемого им полипептида 1600 дальтон.

Задача 4. Последовательность аминокислот в кодирующей цепочке ДНК: ААА ГГА ТТЦ ЦАА ЦЦТ АТЦ ГТЦ. Постройте соответствующую последовательность аминокислот в полипептиде, если известно,что 7-11 и 15-17 нуклеотиды интроны.

Задача 5. Вес полипептида 3000 дальтон, вес одного участка цепочки ДНК, где закодирована последовательность нуклеотидов этого полипептида 93000. Какова доля интронов в этом участке ДНК?

Задача 6. Какую последовательность аминокислот кодирует молекула и-РНК: АГЦАУГУЦАУГААЦЦГАУ?

Задача 7. Постройте фрагмент гена, кодирующего полипептид: лей-вал-сер-асп-сер-цист-глу-non.

 


Этапы реализации наследственной информации

 

Схема, иллюстрирующая пять возможных уровней, на которых может происходить контроль экспрессии генов у эукариот.

При подготовке к занятию пользоваться литературой:

Основная:

  1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П.Пішака, Ю.І.Бажори.-Вінниця:Нова книга,2004.- С.26-28, 104-107
  2. Биология: В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.- С.166-170
  3. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992 - С.33, 84-88
  4. Федченко С.Н. Общая и медицинская генетика //Учебное пособие для студентов медицинских вузов.-Луганск,2003.-С.69-73, 29-57
  5. Федченко С.М. Молекулярні основи генетики:Навчальний посібник для студентів 1 курсу.-Луганськ:ЛДМУ,2003.-С.24-42

Дополнительная:

  1. Албертс Г., Грей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир,1986. – В 3 т, 2-е изд. Т.1.- С. 176-177
  2. Граф логической структуры.
  3. Конспект лекций

Практическая часть занятия

ТИПЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК

 

НЕПРЯМОЕ ДЕЛЕНИЕ (с дискретным распределением наследственного материала) ПРЯМОЕ ДЕЛЕНИЕ (с распределением всей ДНК в целом)
МЕЙОЗ(редукционное деление) МИТОЗ АМИТОЗ
  Завершенный Незавершенный 1. эндомитоз (кариокинез без цитокинеза) 2. политения (кариокинез без цитокинеза и расхождения хроматид) 1. Генеративный (после редупликации ДНК) 2. Дегенеративный (без редупликации) 3. Реактивный (в ответ на раздражение)
       

 

2. Рассмотреть на микропрепаратах кариокинез в клетках корешка лука и зарисовать.

3. Пользуясь учебной таблицей изучить схему мейотического деления клетки. Зарисовать в альбом.

4. Решить ситуационные задачи.

Задача 1. При исследовании пролиферативной активности с по мощью 3Н-тимидина оказалось, что в течение суток 80 клеток вступили в фазу синтеза ДНК, однако суммарное число митозов за сутки составило лишь 21.Чем объяснить эти различия?

Задача 2. При значительных клеточных потерях постоянство состава ткани поддерживается за счет покоящихся клеток. На каких фазах они вступают в митотический цикл?

Задача 3. Алкалоид колхицин блокирует синтез белка тубулина. На какие клеточные структуры может подействовать этот препарат? Как это отразиться на ходе митотического деления?

Задача 4. В некоторых случаях опухолевый рост связан с переходом определенной клеточной популяции к размножению путем амитоза. Чем будут отличаться клетки такой популяции от нормальной, в которой происходит типичный митоз?

Задача 5. У человека во время кроссинговера действие мутагенного фактора привело к появлению химической связи между гомологичными Х-хромосомами, препятствующей их последующему расхождению. Какой хромосомный набор получат образующиеся клетки (гаметы)?

Задача 6. Известно, что механизм второго деления мейоза сходен с таковым в митозе. Какие будут различия в морфологической картине метафазы второго мейотического деления и метафазы митоза в клетках одного и того же организма?

При подготовке к занятию пользоваться литературой:

Основная:

  1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П.Пішака, Ю.І.Бажори.-Вінниця:Нова книга,2004.- С.118-125
  2. Биология: В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.- С.55-61
  3. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.41-45

 

ЗАНЯТТЯ № 10

Стоматологія”, кваліфікація – лікар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.038 с.)