Учебный модуль «Паразитология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебный модуль «Паразитология»



Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации»

Кафедра биологии

Утверждаю

зав. кафедрой биологии,

д.м.н., профессор____________

/ Викторова Т.В./

«____»_______________2011 г.

 

Учебный модуль «Паразитология»

(методические указания для студентов)

 

По дисциплине «Биология»

Для направления подготовки Лечебное дело

Код 060101

Курс I Cеместр II

Отделение дневное

Практические занятия 84 час (36 час - 2-й семестр)

 

 

Уфа 2011

 

 

УДК 576. 8 (07)

ББК 52.67 я 7

О - 28

Рецензенты:

зав. каф. микробиологии, вирусологии и иммунологии БГМУ,доктор медицинских наук, профессор - З.Г. Габидуллин;

зав. кафедры нормальной физиологии БГМУ, доктор медицинских наук, профессор - А.Ф. Каюмова.

 

Учебный модуль «Паразитология» (методические указания для студентов) / Составители: Викторова Т.В., Лукманова Г.И., Мусыргалина Ф.Ф., Измайлова С.М., Белалова Г.В., Бадретдинов М.А., Исхакова Г.М., Куватова Д.Н., Данилко К.В., Волкова А.Т. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «БГМУ Минздравсоцразвития России», 2011 - 52 с.

 

Методические указания подготовлены в соответствии с типовой программой по дисциплине «Биология» (М., 2001 г.), на основании рабочей программы (2011 г.), действующего учебного плана (2011 г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Биология» (2010 г.)

Издание является инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по биологии и содержит подробный методический разбор практических занятий 2-го семестра.

Методические указания предназначены для аудиторной работы студентов, обучающихся по специальности 060101 Лечебное дело.

 

УДК 576. 8 (07)

ББК 52.67 я 7

О - 28

Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО «БГМУ Минздравсоцразвития России»

 

 

Утверждено на заседании кафедры биологии

Протокол № ___ от «____» __________ 2011 г

ГБОУ ВПО «БГМУ

Минздравсоцразвития России», 2011


Учебный модуль «Паразитология»

Практическое занятие № 17

 

1. Тема:

Экологические и медико-биологические основы паразитизма. Подцарство Protozoa. Тип Sarcomastigophora (Класс Sarcodina). Тип Ciliophora. Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.

 

2. Учебные цели:

Знать:

· основы экологии как науки о взаимоотношениях между организмами в определенных условиях окружающей среды;

· основные формы взаимоотношений между организмами;

· общую характеристику животных подкласса Простейшие;

· систематическое положение, эпидемиологию, морфофизиологическую характеристику и медицинское значение представителей классов Саркодовые и Инфузории;

· меры общественной и личной профилактики амебиаза и балантидиаза.

Уметь:

· расшифровывать ключевые термины паразитологии: источник инвазии, инвазионная стадия, способ инвазии, путь инвазии, факторы инвазии.

Владеть:

· методикой определения разных стадий жизненного цикла простейших (дизентерийная, ротовая, кишечная амебы, кишечный балантидий).

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Типы взаимоотношений между организмами как предмет синэкологии.

2) Паразитизм и его экологические основы. Классификация паразитов. Классификация хозяев паразитов.

3) Характеристика системы «паразит-хозяин». Морфофизиологическая и биологическая адаптация паразитов. Ответные реакции организма хозяина.

4)Характеристика «паразитарной системы».

5) Ключевые термины медицинской паразитологии: источник инвазии, инвазионная стадия, способ инвазии, путь инвазии, факторы инвазии

6)Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания.

7) Классификация и общая характеристика животных подцарства Простейшие (Protozoa), классов Саркодовые (Sarcodina) и ресничные (Ciliata).

8) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие амеб (Entamoeba histolytica, Entamoeba coli, Entamoeba gingivalis).

9) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика амебиаза.

10)Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие Balantidium coli.

11)Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика балантидиаза.

 

 

4. Вид занятия: практическое.

5. Продолжительность занятия: 2 часа (90 минут)

6. Оснащение:

 

6. 1. Дидактический материал: видеофильм «Паразиты человека», мультимедийные атласы, таблицы, схемы, рисунки, учебные пособия, наборы контролирующих тестов по теме.

 

6. 2. Технические средства обучения: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор.

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

Выполнение тестовых заданий.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изучить по таблицам и зарисовать:

1. Морфологические формы дизентерийной амебы

малая вегетативная (forma minuta) крупная вегетативная (forma magna) циста
       

Практическое занятие № 18

 

1.Тема:

Подцарство Protozoa. Тип Sarcomastigophora (Класс Mastigophora). Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.

2. Учебные цели:

Знать:

· систематическое положение, географическое распространение, морфо-физиологическую характеристику и медицинское значение представителей класса Жгутиконосцы;

· меры общественной и личной профилактики лейшманиоза, трипаносомоза, лямблиоза и трихомоноза.

Уметь:

· дифференцировать разных видов простейших.

Владеть:

· методикой решения ситуационных задач.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Классификация и общая характеристика животных класса Жгутиконосцы (Mastigophora).

2) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие токсоплазмы (Toxoplasma gondii).

3) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика токсоплазмоза.

4) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие трипаносом.

5) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика африканского и американского трипаносомоза.

6) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие лямблий.

7) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика лямблиоза.

8) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие трихомонад: влагалищной, ротовой и кишечной.

9) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика урогенитального трихомоноза.

 

4. Вид занятия: практическое

5. Продолжительность занятия: 2 часа (90 минут)

6. Оснащение:

 

6. 1. Дидактический материал: видеофильм «Паразиты человека», мультимедийные атласы, таблицы, схемы, рисунки, учебные пособия, наборы контролирующих тестов по теме.

 

6. 2. Технические средства обучения: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, микроскопы.

 

6.3. Микропрепараты: лейшмании в мазке крови, трипаносомы в мазке

крови.

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

 

Выполнение тестовых заданий.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Зарисовать микропрепараты:

Лейшмании в мазке крови

Безжгутиковая форма лейшманий (внутриклеточное паразитирование)
   

 

Трипаносомы в мазке крови

Жгутиковая форма трипаносом (внеклеточное паразитирование) Tripanosoma brucei (преп. №6)
 

1) вегетативная форма и циста лямблии

Вегетативная форма (преп. №7) Циста лямблии (преп. №8)
   

 

Практическое занятие № 19

 

1. Тема:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Зарисовать микропрепараты:

1. Трофозоит токсоплазмы

Трофозоит токсоплазмы (преп. №9)  
 

2. Рассмотреть по таблице и зарисовать (схематично) стадии жизненного цикла токсоплазмы

 


3. Малярийный плазмодий в эритроцитах человека (толстая капля крови)

 
Pl. Vivax (№10) Pl. Falciparum (№11)
   

 

 

4. Рассмотреть по таблице и зарисовать (схематично) стадии жизненного цикла малярийного плазмодия – возбудителя 3-х дневной малярии.


Практическое занятие № 20

1. Тема:

Практическое занятие № 21

1. Тема:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ макропрепаратов.

1. Печеночный сосальщик в желчных протоках печени

2. Морфология печеночного сосальщика. Строение систем органов:

Пищеварительная система (№15) Выделительная система (№16) Половая система (№17)
       

Практическая работа №2.

Анализ микропрепаратов.

Яйца печеночного сосальщика (№18) Яйца кошачьего сосальщика (№20)
   

Практическое занятие № 22

1. Тема:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ микропрепаратов

Ланцетовидный сосальщик (№21) Яйца ланцетовидного сосальщика (№22)
   

 


 

Практическое занятие № 23

1. Тема:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ макропрепаратов.

Анализ микропрепаратов.

Практическое занятие № 24

1. Тема:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ макропрепаратов

Анализ микропрепаратов

1. Фрагменты стробилы лентеца широкого

Зрелый членик лентеца широкого (№32) Зрелый членик тыквовидного цепня (№35, 35а)
   
Карликовый цепень (№34) Яйца лентеца широкого (№33)
   

 

 

 


Практическое занятие № 25

1. Тема:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ макропрепаратов

Анализ микропрепаратов

Острица (№76) Власоглав (№39а)
   
Яйца острицы (№37) Яйца власоглава (№39)
   
Неоплодотворенные яйца аскариды (№45) Оплодотворенные яйца аскариды
   

Практическое занятие № 26

1. Тема:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ микропрепарата

 

Инкапсулированные личинки трихинеллы в мышцах (№38)
 

Практическое занятие № 27

1. Тема:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Гельминтоовоскопия.

Микроскопический анализ

 

Изучить на микропрепарате смесь яиц гельминтов. Определить виды яиц различных гельминтов - паразитов человека

 

Смесь яиц гельминтов
   

 


Практическое занятие № 28

Практическое занятие № 29

 

1. Тема:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ микропрепаратов

Нимфа иксодового клеща.

 

Нимфа клеща крупнее личинки, имеет 4 пары ходильных ног. У основания четвертой пары ног по бокам тела нимфы находятся две овальные стигмы (дыхальца). На брюшной стороне в нижней части тела, так же как и у личинки, расположено анальное отверстие, половое отверстие отсутствует.

Зарисовать и сделать обозначения:

1. Ротовой аппарат

2. Дорсальный щиток

3. Ходильные ноги

4. Стигмы

5. Анальное отверстие

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)

3. Имаго клеща рода Ixodes(преп. №82)

 

Изучить препарат при малом увеличении микроскопа. Размеры клещей – 2,5-4 мм. Обратить внимание на овальную форму тела, отсутствие расчлененности тела, выступающий ротовой аппарат, 4 пары ходильных ног. Позади основного членика четвертой пары ног расположены дыхательные отверстия (стигмы). Между основными члениками второй пары ног расположено половое отверстие.

 

Зарисовать при малом увеличении микроскопа и сделать обозначения:

 

1. Ротовой аппарат

2. Дорсальный щиток

3. Ходильные ноги

4. Стигмы

5. Анальное отверстие

6. Половое отверстие

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)

4. Имаго клеща рода Dermacentor (преп. №81).

 

Изучить препарат при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на окраску спинного щитка (светлый эмалевый пигмент, образующий сложный узор, и на его фоне - симметричные бурые пятна). Ротовой аппарат расположен терминально, на переднем конце тела.

Зарисовать:

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)

5. Имаго клеща рода Ornithodorus (изучить по таблице и зарисовать).

 

Изучить препарат при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размеры, отличительные признаки аргазовых клещей (отсутствие спинного щитка, расположение ротового аппарата на вентральной стороне).

Зарисовать:

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)


Практическое занятие № 30

 

1. Тема:

Темы занятия.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ макропрепаратов:

Анализ микропрепаратов

1.Ротовой аппарат черного таракана ( Blatta orientalis ) (преп. №51)

Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Ротовой аппарат грызущего типа, состоит из верхней и нижней губ, парных и нижних челюстей, состоящих издвух члеников, на которых помещаются наружные и внутренние лопасти. Снаружи от них находится пятичленистый нижнечелюстной щупик - орган осязания. Вторая пара нижних челюстей превращена в непарную нижнюю губу. Все части челюстного аппарата (кроме верхней губы) представляют собой три пары видоизмененных конечностей трех сегментов головы.

Зарисовать при малом увеличении микроскопа и сделать обозначения:

1.Верхняя губа

2 Нижняя губа

3 Верхняя челюсть

4 Нижняя челюсть

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)

2. Головная вошь (Pediculus humanus capitis)(преп. №59).

Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Размеры 2-4 мм. Тело вши ромбовидной формы, сероватого цвета, сплющено в спинно-брюшном направлении и делится на голову, грудь и брюшко. В средней части головы находятся короткие усики и пара простых глазков. По бокам груди и брюшка имеются темные пигментные пятна. Грудь нерасчлененная, значительно уже брюшка, резко отделена от него. По бокам груди расположены 3 пары конечностей, заканчивающиеся коготками. Между члениками брюшка глубокие вырезки. У самок конец брюшка раздвоен, у самцов закруглен.

Зарисовать при малом увеличении микроскопа:

 

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)

3. Платяная вошь ( Pediculus humanus humanus )(преп. №60).

Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на отличительные признаки от головной вши: более крупные размеры (2,1 - 4,75 мм), светлая окраска тела, отсутствие пигментных пятен по бокам тела, менее глубокие вырезки между члениками брюшка, сяжки тоньше и длиннее.

Зарисовать при малом увеличении:

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)

4. Постельный клоп ( Cimex lectularius) (преп. №63)

Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Размеры самки 4,8 - 8,4 мм, самца - 4,9 - 6,4 мм. Тело клопа коричневое, сплюснуто в спинно-брюшном направлении, делится на голову, грудь и брюшко. Грудь несет 3 пары конечностей. Брюшко листовидное, плоское, состоит из 8 сегментов.

 

Зарисовать при малом увеличении:

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)

 

 

5. Блоха человеческая ( Pulex irritans) (преп. №62).

 

Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Размеры - 5 мм. Тело желтое или коричневое, сплюснуто с боков и покрыто редкими волосками и щетинками. На голове расположена пара простых глаз, пара коротких усиков и ротовые органыколюще-сосущего типа. Грудь снабжена 3 парами конечностей, третья пара длинная и служит для прыганья. Брюшко сегментировано.

 

Зарисовать при малом увеличении:

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)


Практическое занятие № 31

 

1.Тема:

Учебные цели

Знать:

· особенности морфологии и эпидемиологическое значение насекомых отряда Двукрылые.

· медицинское значение насекомых отряда Двукрылые.

· особенности профилактики заболеваний, передаваемых насекомыми отряда Двукрылые

Уметь:

· диагностировать принадлежность вида

Владеть:

· навыками микроскопирования при малом и большом увеличениях светового микроскопа

· методикой решения ситуационных задач.

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Систематическое положение и разнообразие животных отряда Двукрылые: Настоящие комары (Culicidae), Москиты (Phlebotomidae),, Настоящие мухи (Muscidae), Мошки (Simulidae), Мокрецы (Ceratopogonidae), Слепни (Tabamdae).

2) Особенности морфологии и циклов развития насекомых отряда Двукрылые.

3)Медицинское значение насекомых отряда Двукрылые.

4)Меры профилактики заболеваний, передаваемых насекомыми отряда Двукрылые

 

 

4. Вид занятия: практическое

5. Продолжительность занятия: 2 часа (90 минут)

6.Оснащение:

тестовые задания, таблицы, микроскопы, макропрепараты (комнатная муха), микропрепараты (личинки, куколки, головки самки и самцов комаров родов Anopheles и Culex).

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

 

Выполнение тестовых заданий.

 

Темы занятия.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ микропрепаратов

Морфологические различия между комарами рода Culex и Anopheles

  Culex Anopheles
Яйца Склеены, без поплавка   Лежат порознь, имеют поплавки
Личинки (№55) Имеется дыхательный сифон     (№56) Дыхательный сифон отсутствует  
  Culex Anopheles
Куколки (№57) Дыхательный сифон цилиндрический     (№58) Дыхательный сифон воронкообразный  
Имаго самка самец самка самец
(№53а) Щупики короче хоботка     (№53) Щупики по длине равны хоботку, усики опушенные   (№52а) Щупики по длине равны хоботку   (№52) Щупики имеют булавовидные утолщения на концах, усики опушенные    

 


Практическое занятие № 32

Практическое занятие № 33

 

1.Тема:

Узловые моменты прогрессивной эволюции хордовых. Филогенез покровов тела, опорно-двигательной, пищеварительной и дыхательной систем хордовых. Филогенез кровеносной, нервной и мочеполовой систем хордовых.

2. Учебные цели:

Знать:

 

· Особенности филогенеза органов и систем хордовых

· закономерности формирования онтогенетически обусловленных пороков развития

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Филогенез опорно-двигательной системы хордовых.

2) Филогенез пищеварительной системы хордовых

3) Онтофилогенетически обусловленные пороки развития органов пищеварения.

4) Филогенез дыхательной системы хордовых

5) Онтофилогенетически обусловленные пороки развития органов дыхательной системы

6) Филогенез нервной системы хордовых.

7) Филогенез мочеполовой системы хордовых. Эволюция почки.

8) Онтофилогенетически обусловленные пороки развития органов выделения

9) Филогенез половой системы хордовых.

10) Онтофилогенетически обусловленные пороки развития органов мужской и женской половой системы.

 

4.Вид занятия: практическое

5.Продолжительность занятия: 2 часа (90 минут)

6.Оснащение:

тестовые задания, таблицы: кровеносная система ланцентника, рыбы, лягушки, черепахи, птицы, крысы; гомология артериальных жаберных дуг позвоночных;

Макропрепараты: артериальная система лягушки, ящерицы, птицы, крысы;

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

Выполнение тестовых заданий.

 

Темы занятия.

Изучить по таблицам:

1) филогенез опорно-двигательной системы хордовых.

2) филогенез пищеварительной и дыхательной систем хордовых

3) филогенез кровеносной системы Хордовых

4) филогенез систем интеграции

5) филогенез выделительной системы

 

 


 

Практическое занятие № 34

 

1.Тема:

Эволюционное учение Ч.Дарвина и современная теория эволюции. Антропогенез. Расы и расообразование. Адаптивные экологические типы человека.

2. Учебные цели:

Знать:

 

· закономерности происхождения жизни на Земле;

· основные направления эволюционного развития растений и животных;

· этапы становления эволюционных идей;

· синтетическую теорию эволюции;

· этапы эволюции человека и методы изучения эволюции человека;

· сущность расогенеза;

· особенности действия эволюционных факторов в современных популяциях людей.

· закономерности формирования различных типов людей по их адаптации к экологическим факторам в современных условиях

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Основные теории происхождения жизни на Земле.

2) Вехи в истории развития жизни на Земле.

3) Основные направления эволюционного развития растений.

1) Основные направления эволюционного развития животных.

2) Этапы становления эволюционных идей.

3) Эволюционное учение Ч.Дарвина.

4) Элементарные факторы эволюции.

5) Способы и пути видообразования.

6) Общие закономерности, направления и пути эволюции.

7) Синтетическая теория эволюции.

8) Сущность антропогенеза.

9) Задачи антропогенетики.

10) Систематическое положение человека.

11) Доказательства биологического происхождения человека

12) Основные этапы антропогенеза.

13) Методы изучения эволюции человека.

14) Расы и расогенез.

15) Большие и малые расы человека, их характеристика

16) Адаптивные экологические типы человека.

 

4.Вид занятия: практическое

5.Продолжительность занятия: 2 часа (90 минут)

6.Оснащение:

тестовые задания, таблицы

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

Выполнение тестовых заданий.

 

Темы занятия.

Изучить по таблицам:

1. Теория Опарина о происхождении жизни на Земле.

2. Факторы и движущие силы эволюции.

3. Виды отбора.

4. Способы эволюционных преобразований.

5. Большие и малые расы человека.

6. Адаптивные экологические типы человека

 


1. Литература:

3.5.1. Основная литература [1]

п/№ Наименование Автор (ы) Год, место издания Кол-во экземпляров
в биб-лиотеке на ка-федре
           
1. Биология: учебник: в 2 т./ под ред. В.Н. Ярыгина/   В.Н.Ярыгин, и соавт. М.: ГЭОТАР-Медиа.2011.-. Т.1,2.-736 с.:ил. 200 (кн.1) 200 (кн.2) 10 (кн.1) 10 (кн 2)
2. Биология: Учебное пособие Викторова Т.В., Асанов А.Ю. М.: Изд. «Академия», 2011. – 320 с.    
3. Атлас по зоопаразитологии   Далин М.В., Гусев В.К., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. М., 2004. -  
4. Лекции по биологии Часть 1. Цитология и генетика.   Под ред. Т.В.Викторовой. – Уфа, УМО (2008). – 189 с., илл.    
5. Лекции по биологии Часть 1. Цитология и генетика. (электронное издание) Под ред. Т.В.Викторовой. – Уфа, УМО (2008). – 189 с., илл. - -
6. Лекции по биологии Часть II. Медицинская паразитология. Часть III. Общие закономерности онтогенеза, филогенеза и эволюции живого.) Под ред. Т.В.Викторовой. – Уфа, УМО (2008). – 252 с., илл.    
7. Лекции по биологии Часть II. Медицинская паразитология. Часть III. Общие закономерности онтогенеза, филогенеза и эволюции живого.) (электронное издание) Под ред. Т.В.Викторовой. – Уфа, УМО (2008). – 252 с., илл. - -

 


3.5.2. Дополнительная литература [2]

п/№ Наименование Автор (ы) Год, место издания Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
           
1. Атласпо медицинской паразитологии (электронный учебник)   Под ред. Викторовой Т.В. Уфа.: Изд.: БГМУ, 2006. - -
2. Сборник задач по медицинской генетике и биологии: учебное пособие для студентов. Под ред. Викторовой Т.В. Уфа.: Изд.: БГМУ; УМО (2008)    
3. Сборник задач по медицинской генетике и биологии: учебное пособие для студентов. (электронное издание) Под ред. Викторовой Т.В. Уфа.: Изд.: БГМУ; УМО (2008) - -
4. Сборник тестов по дисциплине Биология Викторова Т.В., Лукманова Г.И., Данилко К.В., Волкова А.Т. Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ; УМО (2008)    
5. Сборник тестов по дисциплине Биология (электронное издание) Викторова Т.В., Лукманова Г.И., Данилко К.В., Волкова А.Т. Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ; УМО (2008) - -
6. Тезаурус. Биологический тематический словарь. Викторова Т.В., Волкова А.Т. Уфа.: Изд. ГБОУ ВПО БГМУ, 2012.    
7. Методические указания для студентов по аудиторной работе (1-й семестр) Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011    
8. Методические указания для студентов по аудиторной работе (1-й семестр) (электронное издание) Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011    
9. Методические указания для студентов по аудиторной работе (2-й семестр)   Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011    
10. Методические указания для студентов по аудиторной работе (2-й семестр) (электронное издание) Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011    
11. Методические указания по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011    
12. Методические указания по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов (электронное издание) Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. каф. биол., 2011 - -

 

 


[1] Основная учебная литература включает в себя 1-2 учебника, изданных за последние 10 лет, 1-3 учебных пособий, изданных за последние 5 лет, лекции (печатные и/или электронные издания) по учебным дисциплинам (модулям) всех циклов

 

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации»

Кафедра биологии

Утверждаю

зав. кафедрой биологии,

д.м.н., профессор____________

/ Викторова Т.В./

«____»_______________2011 г.

 

Учебный модуль «Паразитология»

(методические указания для студентов)

 

По дисциплине «Биология»

Для направления подготовки Лечебное дело

Код 060101

Курс I Cеместр II

Отделение дневное

Практические занятия 84 час (36 час - 2-й семестр)

 

 

Уфа 2011

 

 

УДК 576. 8 (07)

ББК 52.67 я 7

О - 28

Рецензенты:

зав. каф. микробиологии, вирусологии и иммунологии БГМУ,доктор медицинских наук, профессор - З.Г. Габидуллин;

зав. кафедры нормальной физиологии БГМУ, доктор медицинских наук, профессор - А.Ф. Каюмова.

 

Учебный модуль «Паразитология» (методические указания для студентов) / Составители: Викторова Т.В., Лукманова Г.И., Мусыргалина Ф.Ф., Измайлова С.М., Белалова Г.В., Бадретдинов М.А., Исхакова Г.М., Куватова Д.Н., Данилко К.В., Волкова А.Т. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «БГМУ Минздравсоцразвития России», 2011 - 52 с.

 

Методические указания подготовлены в соответствии с типовой программой по дисциплине «Биология» (М., 2001 г.), на основании рабочей программы (2011 г.), действующего учебного плана (2011 г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Биология» (2010 г.)

Издание является инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по биологии и содержит подробный методический разбор практических занятий 2-го семестра.

Методические указания предназначены для аудиторной работы студентов, обучающихся по специальности 060101 Лечебное дело.

 

УДК 576. 8 (07)

ББК 52.67 я 7

О - 28



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.234 с.)