Рассмотрим организацию ввода и вывода данных с терминального уст-
ройства. Терминальное устройство - это устройство, с которым работает
пользователь, обычно это экран (дисплей) и клавиатура.
Для ввода и вывода данных используются стандартные процедуры ввода
и вывода Read и Write, оперирующие стандартными последовательными файлами
INPUT и OUTPUT.
Эти файлы разбиваются на строки переменной длины, отделяемые друг
от друга признаком конца строки. Конец строки задается нажатием клавиши ENTER.
Для ввода исходных данных используются операторы процедур ввода:
Read(A1,A2,...AK);
ReadLn(A1,A2,...AK);
ReadLn;
Первый из них реализует чтение К значений исходных данных и прис-
ваивание этих значений переменным А1, А2,..., АК. Второй оператор
реализует чтение К значений исходных данных, пропуск остальных значе-
ний до начала следующей строки, присваивание считанных значений пере-
менным А1, А2,..., АК. Третий оператор реализует пропуск строки ис-
ходных данных.
При вводе исходных данных происходит преобразование из внешней
формы представления во внутреннюю, определяемую типом переменных. Пе-
ременные, образующие список ввода, могут принадлежать либо к целому,
либо к действительному, либо к символьному типам. Чтение исходных
данных логического типа в языке ПАСКАЛЬ недопустимо.
Операторы ввода при чтении значений переменных целого и
действительного типа пропускает пробелы, предшествующие числу. В то
же время эти операторы не пропускают пробелов, предшествующих значениям символьных переменных, так как пробелы являются равноправными
символами строк. Пример записи операторов ввода:
var rV, rS: Real;
iW, iJ: Integer;
chC, chD: Char;
................
Read(rV, rS, iW, iJ);
Read(chC, chD);
Значения исходных данных могут отделяться друг от друга пробелами
и нажатием клавиш табуляции и Enter.
Для вывода результатов работы программы на экран используются
операторы:
Write(A1,A2,...AK);
WriteLn(A1,A2,...AK);
WriteLn;
Первый из этих операторов реализует вывод значений переменных А1,
А2,...,АК в строку экрана. Второй оператор реализует вывод
значений переменных А1, А2,..., АК и переход к началу следующей
строки. Третий оператор реализует пропуск строки и переход к началу
следующей строки.
Переменные, составляющие список вывода, могут относиться к целому,
действительному, символьному или булевскому типам. В качестве элемента списка вывода кроме имен переменных могут использоваться выражения
и строки.
Вывод каждого значения в строку экрана происходит в соответствии с шириной поля вывода, определяемой конкретной реализацией
языка.
Форма представления значений в поле вывода соответствует типу переменных и выражений: величины целого типа выводятся как целые десятичные числа, действительного типа - как действительные десятичные
числа с десятичным порядком, символьного типа и строки - в виде сим-
волов, логического типа - в виде логических констант TRUE и FALSE.
Оператор вывода позволяет задать ширину поля вывода для каждого
элемента списка вывода. В этом случае
элемент списка вывода имеет вид А:К, где
А - выражение или строка, К - выражение либо константа целого типа.
Если выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К,
то перед этим значением располагаются пробелы. Если выводимое значение не помещается в ширину поля К, то для этого значения будет отведено необходимое количество позиций. Для величин действительного типа
элемент списка вывода может иметь вид А:К:М, где А - переменная или выражение действительного типа, К - ширина поля вывода, М - число цифр
дробной части выводимого значения. К и М - выражения или константы
целого типа. В этом случае действительные значения выводятся в форме
десятичного числа с фиксированной точкой.
Пример записи операторов вывода:
............
var rA, rB: Real; iP,iQ:Integer;
bR, bS: Boolean; chT, chV, chU, chW: Char;
............
WriteLn(rA, rB:10:2);
WriteLn(iP, iQ:8);
WriteLn(bR, bS:8);
WriteLn(chT, chV, chU, chW);
11. С Т Р У К Т У Р А П Р О Г Р А М М Ы
Программа на языке ПАСКАЛЬ состоит из заголовка, разделов описаний
и раздела операторов.
Заголовок программы содержит имя программы, например:
Program PRIM;
Описания могут включать в себя раздел подключаемых библиотек (модулей), раздел описания меток, раздел описания констант, раздел описания типов, раздел описания переменных, раздел описания процедур и
функций.
Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав
системы TURBO PASCAL, так и написанных пользователем. Раздел описания
модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми:
uses CRT, Graph;
Любой оператор в программе может быть помечен меткой. В качестве
метки используются произвольные целые без знака, содержащие не более
четырех цифр, либо имена. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны
быть перечислены в разделе описания меток, например:
label 3, 471, 29, Quit;
Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описаний констант:
const K= 1024; MAX= 16384;
В разделе описания переменных необходимо определить тип всех переменных, используемых в программе:
var P,Q,R: Integer;
A,B: Char;
F1,F2: Boolean;
Описание типов, прцедур и функций будет рассмотрено ниже. Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в
ПАСКАЛЬ - программе должны быть обязательно описаны все компоненты
программы.
Раздел операторов представляет собой составной оператор, который
содержит между служебными словами
begin.......end
последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга
символом;.
Текст программы заканчивается символом точка.
Кроме описаний и операторов ПАСКАЛЬ - программа может содержать
комментарии, которые представляют собой произвольную последователь-
ность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев
{ и закрывающей скобкой комментариев }.
Текст ПАСКАЛЬ - программы может содержать ключи компиляции, которые позволяют управлять режимом компиляции. Синтаксически ключи компиляции записываются как комментарии. Ключ компиляции содержит символ
$ и букву-ключ с последующим знаком + (включить режим) или - (выключить режим). Например:
{$E+} - эмулировать математический сопроцессор;
{$F+} - формировать дальний тип вызова процедур и функций;
{$N+} - использовать математический сопроцессор;
{$R+} - проверять выход за границы диапазонов.
Некоторые ключи компиляции могут содержать параметр, например:
{$I имя файла} - включить в текст компилируемой программы названный файл.
Пример записи простой программы:
Program TRIANG;
var A, B, C, S, P: Real;
begin
Read(A,B,C);
WriteLn(A,B,C);
P:=(A+B+C)/2;
S:=Sqrt(P*(P-A)*(P-B)*(P-C));
WriteLn('S=',S:8:3)
end.