Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Которому ничем души не усладить↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово учителя. Продолжаем говорить о романтизме Жуковского. У него очень искренни и душевные переживания, и картины природы. Чтобы понять это, давайте обратимся к элегии «Вечер».
. Беседа по прочитанной дома элегии «Вечер».
- Найдите, какие подробности и оттенки подмечает поэт в природе. (он видит померкшие края облаков, угасающий луч зари, слышит плеск речных струй, тихое веяние прибрежного ветра, легкий трепет ив). Никто еще не писал о природе так проникновенно, с такой любовью. Но Жуковский не просто рисует картину природы.
- Перечитайте вечерний пейзаж. Почему в 1-й строфе так настойчиво повторяются слова, обозначающие увядание: «вечер», «померкнули», «потухший», «угасает»? (чтобы вызвать определенное настроение. Поэт создает атмосферу светлой грусти, легкой печали).
- Покой природы поэту отраден. Докажите это словами из текста. (при зыбком блеске луны ему вспоминается «друзей священный круг», «песни пламенны и музам и свободе»). Минорное настроение оказывается радостным: светлое чувство в душе поэта вызывает само созерцание природы, переживание ее красоты.
- Что, по-вашему, главное в стихотворении? (конечно, не сам вечер, а настроение и чувства поэта. То есть, «пейзаж души»). - Обратите внимание на строки, заключающие стихотворение. (даже восклицание о возможности близкой смерти не грозит тоской. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях). - И все-таки, ощущение обреченности господствует в этом стихотворении. В чем же заключается его трагизм? Стихотворение выражает по существу трагическое переживание человеческой смертности. Трагизм подчеркнут образом умирающей юности, включением в пейзажный фон такой детали, как могила юноши. Элегии Жуковского вообще лишены тонов мрачности и отчаяния. В них, скорее, преобладает тихая покорность судьбе. Тем не менее здесь есть трагический колорит: ведь обреченность испытывает единичная человеческая личность. Одинокое «я». Вывод учителя: эта хрупкость личности перед миропорядком, эта ее незащищенность и составляют лирическое содержание «Вечера».
- Сделайте вывод, в чем же значение элегии для развития романтизма? (В элегии «Вечер» глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического «я» автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний). Слово учителя. По жанровому типу элегии Жуковского пейзажно-медитативные: помимо лирического размышления, в них обязательны развернутые описания природы. Это и фон медитаций поэта, но и не только фон, природа здесь существует не столько в своем материальном качестве, сколько продолжая настроение лирического героя. Жуковский показал, что такое психологический пейзаж, как изображение может стать выражением душевного состояния. В элегии «Вечер», например, уже сама вечерняя, закатная обстановка несет в себе символику печали. Пейзажные зарисовки играют роль знаменования той психологической жизни, которая передана в стихотворении. По утверждению Белинского, «изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Романтическое восприятие природы было свойственно поэту и в более поздний период его творчества. В этом нетрудно убедиться, обратившись к элегии «Море» (1822).
Чтение элегии «Море».
- Какие картины рисует поэт? (Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. В спокойной морской глади отражается чистая лазурь неба, «облака золотые», блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее).
- Но как ни прекрасно море, не только оно занимает воображение поэта. Нетрудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Чем представляется ему море? (Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну»). - С этой целью автор использует метафоры, олицетворения. Найдите их в тексте. (море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью», тревожной думой»). - Поэт обращается к морю с вопросом, словно к человеку: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?» Не кажется ли вам, что в разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика? (Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него»).
Читается стихотворение «Невыразимое» (Отрывок).
Перед нами – гениальный парадокс, прекрасное, волнующее стихотворение о бессилии стихов «пред дивною природой». Жуковский не первый, кто поставил вопрос таким образом; он только продолжатель традиций немецкой «романтической иронии», которая заключалась в осознании художником принципиальной невозможности полностью воплотить свои смутные ощущения и прозрения («святые таинства») в слове:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.007 с.) |