Которому ничем души не усладить 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Которому ничем души не усладить



 

 

Слово учителя.

Продолжаем говорить о романтизме Жуковского. У него очень искренни и душевные переживания, и картины природы. Чтобы понять это, давайте обратимся к элегии «Вечер».

 

. Беседа по прочитанной дома элегии «Вечер».

 

- Найдите, какие подробности и оттенки подмечает поэт в природе.

(он видит померкшие края облаков, угасающий луч зари, слышит плеск речных струй, тихое веяние прибрежного ветра, легкий трепет ив).

Никто еще не писал о природе так проникновенно, с такой любовью. Но Жуковский не просто рисует картину природы.

 

- Перечитайте вечерний пейзаж. Почему в 1-й строфе так настойчиво повторяются слова, обозначающие увядание: «вечер», «померкнули», «потухший», «угасает»?

(чтобы вызвать определенное настроение. Поэт создает атмосферу светлой грусти, легкой печали).

 

- Покой природы поэту отраден. Докажите это словами из текста.

(при зыбком блеске луны ему вспоминается «друзей священный круг», «песни пламенны и музам и свободе»).

Минорное настроение оказывается радостным: светлое чувство в душе поэта вызывает само созерцание природы, переживание ее красоты.

 

- Что, по-вашему, главное в стихотворении?

(конечно, не сам вечер, а настроение и чувства поэта. То есть, «пейзаж души»).

- Обратите внимание на строки, заключающие стихотворение.

(даже восклицание о возможности близкой смерти не грозит тоской. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях).

- И все-таки, ощущение обреченности господствует в этом стихотворении. В чем же заключается его трагизм?

Стихотворение выражает по существу трагическое переживание человеческой смертности.

Трагизм подчеркнут образом умирающей юности, включением в пейзажный фон такой детали, как могила юноши.

Элегии Жуковского вообще лишены тонов мрачности и отчаяния. В них, скорее, преобладает тихая покорность судьбе. Тем не менее здесь есть трагический колорит: ведь обреченность испытывает единичная человеческая личность. Одинокое «я».

Вывод учителя: эта хрупкость личности перед миропорядком, эта ее незащищенность и составляют лирическое содержание «Вечера».

 

- Сделайте вывод, в чем же значение элегии для развития романтизма?

(В элегии «Вечер» глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического «я» автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний).

Слово учителя.

По жанровому типу элегии Жуковского пейзажно-медитативные: помимо лирического размышления, в них обязательны развернутые описания природы. Это и фон медитаций поэта, но и не только фон, природа здесь существует не столько в своем материальном качестве, сколько продолжая настроение лирического героя. Жуковский показал, что такое психологический пейзаж, как изображение может стать выражением душевного состояния. В элегии «Вечер», например, уже сама вечерняя, закатная обстановка несет в себе символику печали. Пейзажные зарисовки играют роль знаменования той психологической жизни, которая передана в стихотворении.

По утверждению Белинского, «изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Романтическое восприятие природы было свойственно поэту и в более поздний период его творчества. В этом нетрудно убедиться, обратившись к элегии «Море» (1822).

 

Чтение элегии «Море».

 

- Какие картины рисует поэт?

(Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. В спокойной морской глади отражается чистая лазурь неба, «облака золотые», блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее).

 

- Но как ни прекрасно море, не только оно занимает воображение поэта. Нетрудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Чем представляется ему море?

(Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну»).

- С этой целью автор использует метафоры, олицетворения. Найдите их в тексте.

(море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью», тревожной думой»).

- Поэт обращается к морю с вопросом, словно к человеку: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?» Не кажется ли вам, что в разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика?

(Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него»).

 

Читается стихотворение «Невыразимое» (Отрывок).

 

Перед нами – гениальный парадокс, прекрасное, волнующее стихотворение о бессилии стихов «пред дивною природой». Жуковский не первый, кто поставил вопрос таким образом; он только продолжатель традиций немецкой «романтической иронии», которая заключалась в осознании художником принципиальной невозможности полностью воплотить свои смутные ощущения и прозрения («святые таинства») в слове:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.005 с.)