Тема урока Человек и природа в творчестве В. А. Жуковского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока Человек и природа в творчестве В. А. Жуковского.



Тема урока Человек и природа в творчестве В. А. Жуковского.

Цели: познакомить учащихся с творчеством поэта-романтика; проследить, как он проявляет интерес к внутреннему миру личности, как дает изображение природы, в каких соотношениях находятся человек и природа в его элегиях.

проникнуть в «тайники души» поэта, научиться у него видеть и понимать природу.;

научить учащихся общению с автором через восприятие лирического текста;

развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление;

формировать интерес к поэзии;

приобщать к отечественному культурному наследию.

Оборудование: тексты стихотворений, портрет В. А. Жуковского.

Ход урока.

Весь мир в мою

Теснился грудь…

В. А. Жуковский.

Слово учителя. Василий Жуковский… Кто он?

Ответы уч-ся: Переводчик. Организатор литературной группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт…

Слово учителя. Да, все это он. Эпоха вместилась в нем. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии.

Общеизвестно, какую благодатную роль сыграл Жуковский в развитии «молодого чудотворца» Пушкина, который позже, став известным поэтом, так об этом будет вспоминать в одном из своих стихотворений, посвященном Жуковскому:

И славный старец наш, царей певец избранный,

Крылатым гением и грацией венчанный,

В слезах обнял меня дрожащею рукой.

И счастье мне предрек, незнаемое мной.

Через многие десятилетия откликнулся Жуковский в другом русском поэте.

«Первым вдохновителем моим был Жуковский», - писал А. Блок.

От Пушкина до Блока В. А. Жуковский был вдохновителем поэтов – удел необычайный.

Явившись в поэзии на заре XIX века, Жуковский сделал для ее развития то же, что Карамзин для русской прозы. Он стал основоположником целого направления в литературе – романтизма.

 

Беседа о романтизме.

  1. Дайте определение романтизма.

Романтизм – художественное направление и метод в искусстве европейских стран, сформировавшееся с к. 18 – н. 19 в.в. Для романтизма характерны резкий раскол, разрыв, несовместимость идеала и действительности, отрицание буржуазного общества как враждебного красоте и человечности, выдвижение в противовес ему идеалов, воплощающих мечту о совершенстве мира и человека.

  1. Назовите основные черты романтизма.

- провозглашение сильной, сложной, глубокой личности;

- интерес ко всему экзотическому, сильному, возвышенному;

- переживание разлада с действительностью. Романтик не удовлетворен действительностью, разочарован в ней; мечтая о лучшем будущем, создает образы и картины жизни, отвечающие его идеалам;

- стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

  1. Какой пейзаж характерен для романтического произведения?

Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной,

Он часто уходил в дубраву слезы лить,

Как странник, родины, друзей, всего лишенный,

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Язык позволяет выразить только то, «что видимо очам». Найдите цитату об этом:

…сей пламень облаков

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката…

- А когда искусство «обессиленно безмолвствует» и «лишь молчание понятно говорит»?

(когда автор хочет воплотить в слове то, «что слито с сей блестящей красотой»).

 

То есть, то необъяснимое душевное смятение, что влечет в «беспредельное»: «Горе (т.е. вверх) душа летит…».

 

Значит, «живая» душа и «мертвый» язык – 2 непримиримых полюса стихотворения.

 

- Что придает взволнованность звучанию в этом лирическом шедевре? Обратите внимание, каков размер стихотворения, какова лексика, какие предложения по цели высказывания, слова какой части речи встречаются.

(вольный ямб, строфическая неупорядоченность, риторические вопросы, усиленные анафорами указательного местоимения «сей» («сия», «сие», «сии»), лексика высокого стиля).

- Почему же «невыразимое»? Прав ли Жуковский? Не кажется ли вам, что причина не в «мертвенности» языка, а в том, кто этим языком пользуется?

(Да. Наверное, большой поэт всегда найдет средства вдохнуть в языковой материал живое тепло. И тогда сказанные поэтом слова обжигают читателя правдой чувства и глубиной выстраданного автором человеческого опыта).

Я думаю, вы согласны с тем, что стихотворение «Невыразимое» относится именно к этому разряду.

 

Поэт Жуковский стремился воспевать любовь и счастье. Но нерадостные жизненные наблюдения и драматические личные обстоятельства привели к тому, что он стал певцом грусти, душевной скорби: «Увы, он знал любви одну лишь муку…»

 

- Какое у вас сложилось мнение о лирике Жуковского?

(лирика Жуковского не была унылой, хотя он сам часто употреблял этот эпитет. Она была нежной, трепетной, вдохновенной.

Лирика Жуковского привлекает нас удивительной чистотой чувств, верой в конечное торжество любви над жестокостью и злом).

Романтические стихи Жуковского – своего рода лирический дневник поэта, биография его души. Он и сам утверждал: «Жизнь и поэзия – одно».

Полное совпадение лирического героя с личностью автора, погруженность поэта в свой внутренний мир – таковы характерные признаки элегической лирики Жуковского.

- Сделайте вывод о том, как соотносятся в стихотворениях В. Жуковского образы природы и человека.

(учащиеся делают свои выводы о том, что природа и человек выступают как единое целое)

Анализ и чтение стихов Жуковского еще раз убеждает нас в искренности слов Пушкина:

Утешится безмолвная печаль,

Тема урока Человек и природа в творчестве В. А. Жуковского.

Цели: познакомить учащихся с творчеством поэта-романтика; проследить, как он проявляет интерес к внутреннему миру личности, как дает изображение природы, в каких соотношениях находятся человек и природа в его элегиях.

проникнуть в «тайники души» поэта, научиться у него видеть и понимать природу.;

научить учащихся общению с автором через восприятие лирического текста;

развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление;

формировать интерес к поэзии;

приобщать к отечественному культурному наследию.

Оборудование: тексты стихотворений, портрет В. А. Жуковского.

Ход урока.

Весь мир в мою

Теснился грудь…

В. А. Жуковский.

Слово учителя. Василий Жуковский… Кто он?

Ответы уч-ся: Переводчик. Организатор литературной группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт…

Слово учителя. Да, все это он. Эпоха вместилась в нем. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии.

Общеизвестно, какую благодатную роль сыграл Жуковский в развитии «молодого чудотворца» Пушкина, который позже, став известным поэтом, так об этом будет вспоминать в одном из своих стихотворений, посвященном Жуковскому:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.013 с.)