Природа и разрешение конфликтов в молодой семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и разрешение конфликтов в молодой семье



 

Выполнила студентка группы Кубышкина Юлия Валерьевна  
(номер группы)   _________________________________________________ (подпись, дата)  
Специальность 030301 «Психология»  
Специализация Семейная психология  
Форма обучения Очная  
Научный руководитель доктор пед. наук, профессор кафедры психологии семьи и детства Титов Борис Александрович (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)  
  _________________________________________________ (подпись, дата)
Рецензент канд. психол. наук, доцент кафедры психологии семьи и детства Семенова Светлана Васильевна (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)  
  _________________________________________________ (подпись, дата)

 

Санкт-Петербург


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...… 3

Глава 1. Мотивационная готовность к школьному обучению в условиях детского дошкольного учреждения и семьи

1.1 Психофизиологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………… 7

1.2 Понятие психологической готовности к школе………………………...... 21

1.3 Определяющая роль мотивации в психологической готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………… 28

1.4 Семья, как социально-культурная среда для подготовки ребенка к школе………………………………………………………………………... 36

1.5 Психолого-педагогические особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей…………………………………... 44

Выводы по главе 1……………………………………………………………… 51

Глава 2. Экспериментальное исследование мотивационной готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского дошкольного учреждения и семьи

2.1 Психолого-педагогические методы исследования мотивационной готовности ребенка к школьному обучению…………………………………..53

2.2. Особенности выборки и процедура проведения исследования………….58

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………60

2.4. Разработка адресных рекомендаций для родителей по формированию мотивационной готовности ребенка к школе………………………………….66

Выводы по главе 2……………………………………………………………….72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....73

Список литературы………………………………………………………………74

Приложение

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый год 1 сентября за парты садятся тысячи первоклассников. Как много надежд, волнений, ожиданий связывают дети, родители, воспитатели со словом «школа». Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, когда он входит в мир новых знаний, новых прав и обязанностей, разнообразных и увлекательных отношений со взрослыми и сверстниками.

Вместе с первоклассниками мысленно отправляются в школу и их родители, плоды воспитательных усилий которых проявят себя именно здесь, за школьным порогом. Можно понять гордость и радость тех родителей, чей ребенок с первых дней пребывания в школе добивается успехов и с радостью отправляется каждый день в школу. И совсем другие чувства испытывают родители, когда ребенок не справляется с требованиями школы, отстает в учебе, не хочет идти в школу.

К сожалению, современная ситуация такова, что некоторые дети, поступив в школу, трудно адаптируются к школьным условиям, имея при этом хорошее интеллектуальное развитие. Здесь стоит обратить внимание на то, что готовность ребенка к школе не ограничивается наличием отдельных знаний и умений. Это связано с тем, что у детей в дошкольном возрасте формируются не только базовые академические знания, но и протекает интенсивное личностное развитие, в результате чего у ребенка формируется стойкое отношение как к обучению в школе, так и к самому себе.

Таким образом, в результате отсутствия мотивационной готовности у ребенка формируется отрицательное отношение к школе, к учебной деятельности, учителям. Также не у всех детей сформирована так называемая «внутренняя позиция школьника», сочетающая в себе с одной стороны желание учиться и занять определенную позицию в обществе людей, а с другой познавательную потребность, которую он не может удовлетворить дома.

 

В настоящее время семья имеет право выбирать учителя, школу, программы. Стало быть, в современных условиях меняется характер взаимоотношений детских дошкольных учреждений и семьи. Соответственно содержательно меняется период накануне первого учебного года в жизни ребенка. Семья предъявляет требования к детскому саду по подготовке ребенка к школе с явной готовностью участвовать в этом процессе сама.

Однако программ, объединяющих усилия семьи и детского сада нет. И родители по-прежнему не могут проконтролировать работу детского сада по подготовке их ребенка к школе. То есть проблема исследования состоит в противоречии между осознанием важности роли семьи в процессе подготовки ребенка к школе, готовностью семей принимать участие в этом процессе и отсутствием программ по взаимодействию семьи с детским дошкольным учреждением в этой области.

Кроме того современная ситуация такова, что возрастает занятость родителей. И мы в итоге получаем критическую ситуацию: воспитательная функция семьи по подготовке ребенка к школе не реализуется. И по-прежнему все перекладывается на плечи детского дошкольного учреждения.

В итоге родители сдают ребенка в лицеи, гимназии, частные школы, ожидая более высокого качества преподавания, притом, что ребенок часто не готов к обучению в этих учебных заведениях.

Таким образом, без активного участия семьи в педагогической программе детского дошкольного учреждения по формированию мотивационной готовности ребенка к школе этот процесс неэффективен.

Кроме того, в школе за последнее время произошли серьезные преобразования. Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу. Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, родители имеют право выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки ребенка к школе.

Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.

В этой связи цель данного исследования заключается в выявлении психолого-педагогических условий мотивационной готовности ребенка к школьному обучению и определении роли семьи и детского сада в влиянии на эту готовность.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), посещающие детское дошкольное учреждение и их семьи.

Предмет исследования: формирование мотивационной готовности ребенка к обучению в школе в условии активного взаимодействия детского дошкольного учреждения с семьей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме дипломной работы

2. Рассмотреть психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

3. Рассмотреть понятие психологической готовности ребенка к школе, ее основные аспекты

4. Определить роль мотивации в психологической готовности ребенка к школьному обучению

5. Изучить возможности семьи в формировании мотивационной готовности к школьному обучению

6. Изучить содержание мотивационной подготовки к школе в детском дошкольном учреждении

7. Подключить семью к решению задач по мотивационной подготовке ребенка к школе

8. Разработать адресные индивидуальные рекомендации семье

Гипотеза исследования: формирование мотивационной готовности ребенка к школе можно сделать более эффективным в процессе взаимодействия детского дошкольного учреждения с семьей.

Для решения поставленных задач в дипломе были использованы следующие методы: метод теоретического анализа и синтеза (для изучения отечественной и зарубежной литературы), наблюдение, интервью, анкетирование.

База исследования: ДОУ № 30 Красносельского района. Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные выводы и рекомендации могут служить методическим материалом, программой для успешного взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения по формированию мотивационной готовности ребенка к школе.

 


Глава 1. Мотивационная готовность к школьному обучению в условиях детского дошкольного учреждения и семьи

……………..

…………………

…………………..

Выводы по главе 1

 

1. Дошкольное детство – период, когда закладывается основа всех психических свойств и качеств личности. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка.

2. В течение всего периода детства игровая деятельность занимает одно из ведущих мест в жизни ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенку становится важен не столько процесс игры, сколько ее результат, возможность выполнения серьезного, «взрослого» дела. Поэтому понятно, почему еще до школы ребенок стремится приобщиться к учебной и трудовой деятельности.

3. Несмотря на многочисленные исследования, в современной психологии нет четкого определения понятия «психологической готовности к школе». Но не вызывает никакого сомнения тот факт, что готовность к обучению в школе – многокомплексное образование. И во всех исследованиях признается тот факт, что психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

4. Многие исследователи при определении содержания понятия психологической готовности к школе на первый план ставят мотивационную готовность. Ребенок, готовый к школе хочет в ней учиться и потому, что он стремится занять определенную позицию в обществе людей, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. В результате сочетания этих двух потребностей у ребенка возникает «внутренняя позиция школьника», необходимая для успешного обучения в школе.

5. Важнейшую роль в формировании личности ребенка играет семья. В первую очередь семья обеспечивает физическое, умственное, социальное, нравственное и эмоциональное развитие человека, способствует формированию фундаментальных ценностных ориентаций человека.

6. Главная ответственность за подготовку ребенка к школе, в том числе мотивационную, лежит на семье, поскольку семья – уникальная структура, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование мотивационной готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского дошкольного учреждения и семьи

……………………….

……………………..

………………………

Выводы по главе 2.

 

В результате проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

 

1. Мотивационная готовность к школе у детей сформирована недостаточно, что может вызвать у ребенка огромные трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем вообще вызвать стойкое нежелание учиться.

2. Велика роль семьи в формировании мотивационной готовности детей к школе. Современная семья готова принимать активное участие в программе по подготовке ребенка к школе.

3. Разработанные рекомендации родителям помогут им сформировать у детей мотивационную готовность, улучшить эмоциональные отношения с детьми, подготовить детей к вступлению в очень серьезный этап своего развития.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особая актуальность изучения проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе.

Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника». Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться.

Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной мотивационной готовности ребенка к школе. Как нам представляется, больший вклад в ее формирование может внести семья, чем детское дошкольное учреждение. Поскольку именно семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка и является той уникальной структурой, которая может обеспечить наиболее благоприятные условия для развития детей.

В результате проведенного нами исследования выяснилось, что мотивационная готовность к школе у детей, выпускающихся из детского сада, сформирована недостаточно для успешного обучения в школе. Поэтому нами были разработаны рекомендации родителям на лето, поскольку в течение летних месяцев ребенок будет также активно развиваться и именно семья поможет ему сформировать мотивационную готовность к школе и не потерять за лето навыки, полученные в детском саду.

Список использованной литературы:

 

1. Аверин В. А. Психология детства / В.А. Аверин. – М., 2003. – 356с.

2. …

3. …

4. …

 

Приложения


ОБРАЗЕЦ ДИПЛОМА ПО ТУРИЗМУ

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

 

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ И ДЕТСТВА

КАФЕДРА ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

 

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

 

Зав. кафедрой

Лескова Галина Андреевна

 

____________________________

(подпись)

«___»_________ 2012г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.03 с.)