Біологічні особливості життєдіяльності людини 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Біологічні особливості життєдіяльності людини



Змістові модулі: 1. Молекулярно-клітинний рівень організації життя

Тема 1. Вступление в курс медицинской биологии. Уровни организации живого. Оптические системы в биологических исследованиях

Теоретические вопросы:

1. Медицинская биология как наука об основах жизнедеятельности человека, изучающая закономерности наследственности, изменчивости, индивидуального и эволюционного развития, а также вопросы морфофизиологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды в связи с его биосоциальной сущностью.

2. Современный этап развития общей и медицинской биологии. Место биологии в системе медицинского образования.

3. Сущьность жизни. Формы жизни, ее фундаментальные свойства и атрибуты.

4. Эволюционно обусловленные структурные уровни организации жизни; элементарные структуры уровней и основные биологические явления, их характеризующие.

5. Значение представлений об уровнях организации живого для медицины.

6. Особое место человека в системе органического мира.

7. Соотношение физико-химических, биологических и социальных явлений в жизнедеятельности человека.

8. Оптические системы в биологических исследованиях. Строение светового микроскопа и правила работы с ним.

9. Техника изготовления временных микропрепаратов, их изучение и описание.

Практическая часть занятия

1. Используя методические указания изучить строение микроскопа и правила работы с ним.

2. Занести в протокол граф логической структуры “Строение микроскопа”.

3. Занести в протокол “Правила работы с микроскопом”

4. Используя учебник “Биология” под редакцией В.Н.Ярыгина заполнить таблицу «Уровни организации и исследования многоклеточного организма» (с.15).

Уровни организации и исследования многоклеточного организма

Уровень организации Элементарная единица уровня Элементарное явление уровня Основной метод исследования
         
         
         
         
         

При подготовке к занятию пользоваться литературой:

Основная:

  1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П.Пішака, Ю.І.Бажори.-Вінниця:Нова книга,2004.- С.20-31
  2. Биология: В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.-С.29-32
  3. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.9-11

Дополнительная:

  1. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ.-М.:Мир, 1988.-С.19-21
  2. Ченцов Ю.С. Общая цитология: учебник. 2-е изд..- М.: изд-во Моск. унив-та, 1984. – С.17-38
  3. Граф логической структуры.
  4. Конспект лекцій

 

Тема 2. Морфология клетки. Структурные компоненты цитоплазмы и ядра

Теоретические вопросы:

1. Структурно-функциональная организация эукариотической клетки.

2. Химический состав клетки: макро- и микроэлементы.

3. Вода, значение водородных связей в процессах жизнедеятельности клетки.

4. Органические соединения – углеродсодержащие вещества живых организмов.

5. Цитоплазма и цитоскелет. Циклоз.

6. Органеллы цитоплазмы – мембранные и немембранные, значение и принципы функционирования.

7. Включения в клетках, их функции.

8. Ядро – центральный информационный аппарат клетки. Структура интерфазного ядра.

9. Хромосомный и геномный уровни организации наследственного материала.

10. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин.

11. Методы изучения структуры и функционирования клетки.

12.

Практическая часть занятия

1. Заполнить граф логической структуры “Строение эукариотической клетки”.

2. Изучить строение эукариотической клетки по микрофотографиям.

3. Изучить строение политенных хромосом, используя микропрепараты. Зарисовать в альбом.

4. Решить ситуационные задачи:

Ситуационные задачи.

1. Больному при лечении был назначен гормон надпочечников кортизон, одним из проявлений действия которого является резкая стимуляция процессов биосинтеза белка в клетках. В связи с этим в клетках происходят структурно функциональные изменения.

1) какие морфологические изменения возможны из стороны ядер клетки (показать на одной из электроннограмм).

2) с какими функциональными сдвигами в ядре будут связаны указанные вами структурные изменения?

3) какие морфологические изменения наблюдаются в цитоплазме клеток?

2. Ранее некоторые исследователи считали, что гетерохроматин - это скопление наиболее активных в данный момент генов (генов, с которых списывается в данный момент информация). Как можно, пользуясь методом электронной микроскопии, получить доказательства неверности данного предположения?

3. Культивировали две клеточных культуры. После внесения в обе культуры аминокислоты глицина, меченой радиоактивной меткой, в клетках этих культур в участке рибосом было обнаружено скопление радиоактивных меток, причем в одной из них накопление меток было интенсивнее. Ядра клеток какой культуры находятся в более активном состоянии? Какие особенности морфологии этих ядер можно обнаружить при электронном микроскопировании?

4. Сколько генов функционирует на участке молекулы ДНК, который содержит 10 тыс. пар нуклеотидов, если конденсируемая часть ДНК заключена на 20 нуклеосомах?

5. Определить длину каждого плеча хромосомы, если вся ее длина 0,6 мкм., а центромерний индекс 0,25.

При подготовке к занятию пользоваться литературой:

Основная:

  1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П.Пішака, Ю.І.Бажори.-Вінниця:Нова книга,2004.- С.28-30
  2. Биология: В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.-С.29-32
  3. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.9-11

Дополнительная:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.59.171 (0.009 с.)