Решение и его место в процессе управленческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение и его место в процессе управленческой деятельности



Тема 1

Решение и его место в процессе управленческой деятельности

Сущность управленческого решения и его функции

Аспекты управленческого решения.

Типология управленческих решений.

 

Тема 2

Условия и факторы качества управленческого решения

Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Качество управленческих решений и пути его повышения.

Выбор приоритетов при принятии решений.

 

Тема 3

Процесс разработки и принятия управленческих решений.

Этапы подготовки и принятия решений.

Организация процесса разработки управленческого решения.

Реализация и контроль выполнения принятого решения.

Экономическая оценка эффективности принятого решения.

 

Тема 4

Методология разработки управленческих решений.

Методология основы принятых решений.

Метод системного анализа.

Экспертные методы.

Метод мозговой атаки.

Логические и логико-математические методы принятия решений.

Экономико-математические методы.

Тема 5

Моделирование в процессе разработки управленческого решения.

Содержание моделирования и типы применяемы моделей.

Обзор моделей управления.

 

Тема 6

Принятие решений в условиях неопределенности и риска.

Анализ внешней среды.

Условия неопределенности и риска.

Методы принятия решений в условиях неопределенности.

Управление риском.

 

 

Сущность управленческого решения и его функции

Управленческое решение – это продукт управленческого труда, а его принятие—процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения – это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий, позволяющий достичь существующую цель. Решение – это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления. Поэтому качество управленческих решений является критерием эффективности менеджера.

Решение должно отвечать ряду требований. Главные среди них – обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность (степень достижения поставленной цели в сопоставлении с расходом ресурсов).

Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить надлежащими полномочиями, возложив на них в то же время ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с теми решениями, что принимались ранее (как по вертикали, так и по горизонтали управления (здесь, конечно, не имеется в виду тот случай, когда ставится задача кардинального изменения всей политики развития).

Основные функции управленческого решения

Направляющая – устанавливает цели и задачи функционирования и развития объекта управления;

Обеспечивающая – указывает пути и способы наиболее эффективного (оптимального, компромиссного) использования складывающихся возможностей, наличных и потенциальных ресурсов развития социальной системы (организации, района, города, региона, отрасли и т.д.);

 

Организационная – определяет расстановку сил и средств, распределение полномочий и ресурсов, структурные и кадровые изменения; формы ответственности и контроля;

Координирующая – регламентирует последовательность и порядок деятельности объекта управления или реализации решения, виды и формы взаимодействия исполнителей;

Стимулирующая (мотивационная) – устанавливает меры материального и морального поощрения руководителей и специалистов (исполнителей).

Аспекты управленческого решения.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

К управленческим решениям предъявляются определенные требования, которые обеспечивают выполнение поставленных задач.

 

Важнейшими из них являются:

 

1. Научная обоснованность. Компетентность- означает, что решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Каждое решение, противоречащее этим закономерностям, влечет за собой серьезные последствия, замедляет развитие системы.

 

2.Полномочность -управленческое решение должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать именно это решение, а не другое.

 

3. Директивность - означает обязательность исполнения управленческого

решения, она обеспечивается полномочностью руководителя.

 

4. Непротиворечивость - означает согласованность решения с ранее принятыми.

Оно должно развивать и дополнять ранее принятые решения. Непоследовательность в

принятии решений, их взаимоисключаемость резко снижают эффективность управления.

 

5.Своевременность (оперативность). Означает. Что с момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых явлений, делающих это решение ненужными. Несвоевременно принятое решение часто бывает не только недостаточно эффективным, но и вредным.

 

6. Точность, ясность, лаконичность формулировки решения. Управленческое

решение должно быть точным и ясным, что исключает разночтения. Простота и лаконичность,

строгость формы помогают лучше усвоить требования управленческого решения

исполнителями, что является залогом его успешной реализации.

 

7. Экономичность, эффективность и оптимальность. Требование

эффективности состоит в том, чтобы обеспечить достижение намеченных в решении целей.

Однако важно, чтобы цели были достигнуты при оптимальных затратах ресурсов (трудовых,

материальных и финансовых). В этом суть экономичности решения. Если правильно

соблюдена прямая зависимость между целями, средствами и ресурсами, то принятое решение

будет оптимальным.

 

8. Комплексность - означает необходимость учета всех благоприятных и

неблагоприятных факторов, относящихся к решаемой проблеме.

 

Метод системного анализа.

 

Метод системного анализа - это путь, способ решения проблемы. Другими словами, это некоторая формализация, позволяющая получить такое решение.

Классификация методов системного анализа тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два таких уровня: эмпирический (дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием научного реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Соответствующие методы можно разделить на две погруппы:

– методы вычленения и исследования эмпирического объекта;

– методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания;

Теоретический уровень научного познания характеризуется опосредствованным исследованием действительности с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и другие формы «мыслительных операций». Системный анализ как прикладная дисциплина, имеет отношение лишь к подгруппе теоретических методов нижнего уровня – методов построения и исследования идеализированного объекта.

Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статических данных, получаемых на эмпирическом уровне. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.д. Эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы.

Методы системного анализа имеют свои преимущества и недостатки, определяющие их область применения как по отношению к типу проблемы, так и к этапу ее решения. Для принятия решений в условиях большей определенности, что обычно имеет место на нижнем уровне иерархии экономических систем, успешно применяются формальные математические методы (разновидность языкового моделирования). По мере перехода на более высокие уровни иерархии количественная определенность в постановке и решении проблем уменьшается, цели, и другие элементы системного анализа приобретают все более качественный характер. Соответственно, все большее число задач решается в условиях повышенного риска и неопределенности. Как следствие, возрастающее значение приобретают субъективные методы анализа, оперирующие с мысленными моделями, тогда как чисто математические методы начинают играть вспомогательную роль.

Преимуществом методов системного анализа уровня модельного эксперимента выше является возможность проводить исследования какого-либо объекта без непосредственного обращения к нему.

 

Тема 1

Решение и его место в процессе управленческой деятельности

Сущность управленческого решения и его функции

Аспекты управленческого решения.

Типология управленческих решений.

 

Тема 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.011 с.)