Тема №13. Мировое сообщество и глобальные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №13. Мировое сообщество и глобальные процессы



ПЛАН

1. Мировое сообщество и мировая система; глобальные процессы мирового сообщества.

2. Социальные изменения при переходе к постиндустриальному обществу.

3. Россия в мировом сообществе

Методические рекомендации:

Раскрывая тему, дайте определение следующим терминам: «доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество» «информационное общество», «процессы глобализации».

Рассмотрев выше изложенный материал, необходимо раскрыть глобальные проблемы мирового сообщества. Данная проблема касается: политики, демографии, экономики и экологии, культуры, семьи и образования, коммуникативных технологий, мирового сообщества. Процессы глобализации можно рассмотреть в сравнительной характеристике стран: Европы, Азии, России. Отдельно можно рассмотреть развивающиеся страны третьего мира на современном этапе, развивающиеся страны и страны с развитой экономикой (Япония, США).

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

1. Раскройте понятие глобализации, каковы причины её появления?

2. Влияет ли информационное общество на глобальные мировые процессы? Каким образом это происходит?

3. Приведите примеры проблем экологического и экономического характера в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Расскажите об их колониальном или полуколониальном прошлом, многоукладности экономики, социальном напряжении, зависимости от стран с развитой рыночной экономикой, в особенности от иностранных кредитов.

Темы рефератов:

1. Проблема межнациональных отношений на современном этапе.

2. Влияние западных и восточных культур на Россию и российских граждан.

3. Россия – путь её развития на современном этапе.

Литература:

1. Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Хоц А.Ю. Конфликт цивилизаций: Proekt contra (мнение экспертов)//СОЦИС, 2009. – №4. – С. 73.

2. Бессонова О.Э. Россия и Запад: образ будущего с позиции общей теории институциональных трансформаций. // ОНС., 2008. – №4. – С. 86

3. Итоги // www/ itogi.ru/.

4. Калаков Н.И. Глобалистика и прогностика как междисциплинарная наука. Монография / Н.И. Калаков. – М.: Аспект пресс, 2007. – 335с.

5. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. Монография / А.Н. Чумаков. – М.: Проспект, 2009. – 428 с.

6. Сидорова Т.Ю. Феномен свободы в условиях глобализации. / Т.Ю. Сидорова, Т.Л. Поленников, В.П. Филатов и др. – М.: РГГУ, 2008. – 410с.

7. 7 дней // www.7days.ru.

8. Штомпка П. Социология: Анализ современного общества (перевод с польского) / П. Штомпка. – М: Логос, 2005. – 664 с.

9. Бергер П. Многоликая глобализация. Культурное многообразие в современном мире. / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона и др. – М.: Пресс-Инфо, 2004. – С. 24.

Тема 14. Методология и методика социологического исследования

ПЛАН

1. Теоретико-методологические основы социологического исследования.

2. Программа, этапы и организация социологического исследования.

3. Обработка и использование социологического исследования.

Методические рекомендации:

Раскрывая данную тему, вы должны представлять, какие бывают социологические исследования; назовите их. Рассказывая о каждом виде социологического исследования, необходимо связывать теоретическую и практическую его часть. Знать для каких респондентов оно проводится, с какой целью, какое количество респондентов опрашивается. Соответственно надо раскрыть сам ход проведения социологического исследования.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

1. Виды социологических исследований: разведывательные, описательные, аналитические;

2. Программа социологического исследования, её цель и задачи, поставленная гипотеза;

3. Виды социологического опроса. Анализ документов.

Тема реферата:

1. Социологические исследования как важнейшее средство изучения общества и общественных отношений.

Литература:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2007 – 624 с.

2. Кравченко С.А. Динамика социологического мышления и воображения. // СОЦИС, 2009. – №8. – С. 14.

3. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий: история, методология и практика исследования. // СОЦИС, 2009. – №8. – С. 36

4. Пищулин Н.П. Философия и методология научного исследования / Н.П. Пищулин. – М.: МГПУ, 2003. – 91с.

5. Садмен С. Как люди отвечают на вопросы (пер. с англ.) / С. Садмен, Н. Бредбери, Н. Шварц и др. – М.: Институт Фонда Общественное мнение, 2003. – 304 с.

6. Ядов ВА. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социального. – М., 1998. – 596 с.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Объект, предмет, методы и функции социологии как науки.

2. Основные идеи основателя социологии О. Конта.

3. Классические социологические школы Запада, их представители.

4. Российская школа социологии: направления, представители.

5. Марксистская социология: направления, представители.

6. Основные идеи социологии основателя неопозитивизма П. Сорокина.

7. Общество как социокультурная система.

8. Типология и классификация общества.

9. Социальная структура общества. Типология социальных групп.

10. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

11. Социально-стратификационная структура общества. (Ф. Энгельс, П. Сорокин).

12. Социальная стратификация, горизонтальная и вертикальная мобильность.

13. Социальная система общества. Особенности функционирования социальных институтов в России.

14. Социальные статусы и социальные роли личности.

15. Социально-этнические общности и национальные отношения.

16. Образование и общество. Социальные функции образования.

17. Социология культуры, виды и функции культуры.

18. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы.

19. Культуры как социальный институт.

20. Личность и общество. Структура и типология личности.

21. Семья как социальный институт: её типы, формы и функции.

22. Социальный контроль и социальные отклонения в обществе.

23. Социализация личности: этапы социализации и агенты социализации.

24. Глобальные проблемы развития мирового сообщества, пути их решения.

25. Россия в мировом сообществе: достижения и проблемы развития.

26. Место и роль международных организаций в решении глобальных проблем современности.

27. Методология и методика социологического исследования.

Учебники и учебные пособия:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.

2. История социологии; Учеб. - пособие/ А.Н. Елсуков и др. Минск, 1993. – С. 259-276.

3. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: «Едиториал УРСС», 2005. – 319с.

4. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. / Г.Е. Збаровский Екатеринбург, 1992. – С.44-45.

5. Кравченко А.И. Социология. / А.И. Кравченко – М. – 2008. Изд-во: Инфра-М, 2010. – 624 с.

6. Смелзер Я. Социология: М., 1994. / Смелзер Я. Социология: пер. с англ.– М.: Феникс, 1994.– С. 130–168.

7. Литература Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России / Ред. В.А. Ядов. М.: Изд. Института социологии РАН, 1998. С.179-187

8. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко и др.– М.: ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

9. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. Учебное пособие. М., 2001. доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.

Интернет-ресурсы:

1. Итоги // www/ itogi.ru/.

2. 7 дней // www.7days.ru.

3. http://bd.fom.ru/report/map/d081322 ссылка на социологические иследования ФОМ по проблемам воспитания в школе, март 2008.

4. www.wciom.ru

5. http://www.psynavigator.ru/

6. http://psycholoqy.net/ru/

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.218.81 (0.015 с.)