Тема 16. Политическое лидерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Политическое лидерство



Понятие «политическое лидерство». Природа политического лидерства. Теории политического лидерства: теория черт, ситуационный подход, теория конституентов, психологические концепции и интерактивный анализ. Типологии политического лидерства. Функции политического лидера. Институт политического лидерства в условиях демократии и автократии. Политическое лидерство в современной России: специфика реализации и характер борьбы.

 

Тема 17. Социально-этнические группы и национальная политика государства

Этнос как тип социальной общности. Этно-религиозно-культурные основы цивилизации. Политические следствия права этноса на самоопределение. Политические аспекты сепаратизма. Государственно-политические формы и методы гармонизации межэтнических отношений: содружество, лига, сообщество, национально-территориальная автономия, конфедерация, федерация и др. Причины и политические следствия этнической миграции.

Межнациональные отношения: сущность, виды, специфические особенности. Этнополитика в системе государственной политики, программах и политической практике политических партий и движений. Цели, основные направления национальной политики государства. Межэтнические конфликты: причины возникновения и пути управления. Историческая бесперспективность политики этноцида. Этнополитика в Российском государстве: история и современность.

 

Тема 18. Политическая культура общества

Понятие «политическая культура». Основные подходы к изучению политической культуры. Уровни и типы политической культуры. Понятие политической субкультуры. Особенности современной российской политической культуры.

Понятие «политическое сознание». Место и роль политического сознания в отношениях власти. Формирование политического сознания. Политическое сознание и политическое поведение.

Понятие «политическая идеология». Функции и уровни политической идеологии. Основные политические идеологии в исторической ретроспективе. Понятие «политическая психология». Структура политической психологии.

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины
очной формы обучения

Темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
3-й семестр
Тема 1. Социология как наука     - -
Тема 2. Возникновение и развитие социологии   -    
Тема 3. Методология и методика проведения социологических исследований       -
Тема 4. Культура и общество   -    
Тема 5. Личность и общество   -    
Тема 6. Социальные группы   -    
Тема 7. Социальные организации   -    
Тема 8. Социальные институты       -
Тема 9. Социальная стратификация и социальная мобильность       -
Тема 10. Политология как наука     - -
Тема 11. Возникновение и развитие политологии   -    
Тема 12. Политическая система общества       -
Тема 13. Политические режимы       -
Тема 14. Международные отношения и внешняя политика государства       -
Тема 15. Политическая элита   -    
Тема 16. Политическое лидерство   -    
Тема 17. Социально-этнические группы и национальная политика государства       -
Тема 18. Политическая культура общества   -    
Экзамен   - -  
Всего по дисциплине (3 зачетные единицы)        

Тематический план учебной дисциплины

Очно-заочной формы обучения

Темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
3-й семестр
Тема 1. Социология как наука     -  
Тема 2. Возникновение и развитие социологии   -    
Тема 3. Методология и методика проведения социологических исследований   -    
Тема 4. Культура и общество     -  
Тема 5. Личность и общество   -    
Тема 6. Социальные группы   - -  
Тема 7. Социальные организации   - -  
Тема 8. Социальные институты   -    
Тема 9. Социальная стратификация и социальная мобильность     -  
Тема 10. Политология как наука     -  
Тема 11. Возникновение и развитие политологии   -    
Тема 12. Политическая система общества   -    
Тема 13. Политические режимы     -  
Тема 14. Международные отношения и внешняя политика государства   - -  
Тема 15. Политическая элита   - -  
Тема 16. Политическое лидерство   - -  
Тема 17. Социально-этнические группы и национальная политика государства   - -  
Тема 18. Политическая культура общества   -    
Экзамен   - -  
Всего по дисциплине (3 зачетные единицы)        

Тематический план учебной дисциплины

Заочной формы обучения

Темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи- ческие занятия) Самостоя-тельная работа
         
3-й семестр
Тема 1. Социология как наука     -  
Тема 2. Возникновение и развитие социологии   - -  
Тема 3. Методология и методика проведения социологических исследований   - -  
Тема 4. Культура и общество   -    
Тема 5. Личность и общество   - -  
Тема 6. Социальные группы   - -  
Тема 7. Социальные организации   - -  
Тема 8. Социальные институты   -    
Тема 9. Социальная стратификация и социальная мобильность   - -  
Тема 10. Политология как наука     -  
Тема 11. Возникновение и развитие политологии   - -  
Тема 12. Политическая система общества   - -  
Тема 13. Политические режимы   -    
Тема 14. Международные отношения и внешняя политика государства   - -  
Тема 15. Политическая элита   - -  
Тема 16. Политическое лидерство   - -  
Тема 17. Социально-этнические группы и национальная политика государства   - -  
Тема 18. Политическая культура общества   -    
Экзамен   - -  
Всего по дисциплине (3 зачетные единицы)        

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателя

Дисциплина «Социология и политология» является одной из дисциплин вариативной части цикла ОПОП. Она преподается студентам второго курса, не имеющим большого опыта обучения в высших учебных заведениях, поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам учиться в новых для них условиях.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Доклады, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы.

Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению учебной дисциплины.

При изложении материала дисциплины «Социология и политология» преподаватель должен обратить внимание:

- на основные социально-философские предпосылки развития социологии и политологии;

- на ключевые аспекты классических исовременных отечественных и зарубежных социологических и политологических теорий;

- на выработку представлений об обществе как мировой системе и о процессах глобализации;

- на социологическое и политологическое понимание общества и его институтов;

- на видение культуры общества как фактора социальных и политических изменений;

- на различные аспекты развития личности, ее социальные и политические статусы и роли;

- на многообразие проявлений сознания и поведения личности и групп;

- на причины, порождающие девиацию и делающие необходимым постоянный социальный контроль;

- на особенности социального взаимодействия и социальных отношений;

- на многообразие социальных групп, общностей и слоев;

- на особое место в обществе малых групп и коллективов (команд);

- на место и роль в обществе социальных организаций;

- на различные аспекты социальной стратификации и социальной мобильности;

- на понимание социологами места России в мировом сообществе;

- на выработку представлений о политике и власти;

- на понимание содержания понятий «политическая система общества» и «политический режим»;

- на видение политических институтов как главных факторов политической стабильности и политических изменений;

- на различные аспекты международных отношений и внешней политики государства;

- на многообразие проявлений деятельности политической элиты и политических лидеров в современном обществе;

- на причины, порождающие напряженность в межэтнических отношениях и делающие необходимым выработку и проведение государством национальной политики в современном российском обществе;

- на особенности политической культуры современного российского общества;

- на характер и особенности российской политической системы и политического режима в современной России.

Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять
не менее 20 % аудиторных занятий.

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Социология и политология» являются лекции и практические занятия. Студент очной и очно-заочной форм обучения не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины практические занятия. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по социологической проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может подготовить доклады по отдельным темам дисциплины. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Практические занятия могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам курса. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Социология и политология» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя опираться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или практических занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является низким, а главное – недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальными, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов).

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Социология и политология» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить ее по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом, данных в ходе установочных занятий.

Полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся социологов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Планы ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) Занятий

Семинар 1. Возникновение и развитие социологии

Вопросы для обсуждения:

1. Становление социологии XIX – начало XX в.

2. Американская и европейская социология ХХ в.

3. Социология в дореволюционной России и СССР.

4. Структура современного социологического знания. Функции социологии в современном обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.044 с.)