Виды социального действия по М.Веберу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды социального действия по М.Веберу



Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия: осмысленный характер;ориентация на ожидаемую реакцию других лиц. Выделяет четыре вида (типа) социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости: 1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. 2. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);3. традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).4. аффективное — определяется эмоциями.

Социализация и десоциализация. Этапы, агенты и институты социализации

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Десоциализация - утрата индивидом, по каким либо причинам (например длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и другое), социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.
В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения. 1) младенчество (от рождения до 1 года),2) раннее детство (1-3 года),3) дошкольное детство (3-6 лет),4) младший школьный возраст (6-10 лет),5) младший подростковый возраст (10-12 лет),6) старший подростковый возраст (12-14 лет),7) ранний юношеский возраст (15-17 лет),8) юношеский возраст (18-23 года),9) молодость (23-30 лет),10)ранняя зрелость (30-40 лет),11)поздняя зрелость (40-55 лет),12)пожилой возраст (55-65 лет),13)старость (65-70 лет),14)долгожительство (свыше 70 лет).Выделяют другие этапы: дотрудовую, трудовую, послетрудовую. агенты социализации - все социальные субъекты, социальные институты, посредством которых индивиды обучаются культуре. Обучение принятым в обществе образцам потребления осуществляется первоначально в семье родителями, дедушками и бабушками, старшими братьями и сестрами. По мере взросления к этому процессу подключаются группы друзей, ровесников. Постепенно они оттесняют на задний план родителей. На дотрудовой стадии выделяют следующие институты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа, различные внешкольные образовательные учреждения. на трудовой стадии являются трудовые коллективы, общественные группы (например, разного рода клубы и союзы — спортивные, туристические, оздоровительные, творческие), церковь. на послетрудовой стадии-общественные организации, в которых участвуют пенсионеры, здесь социализаторами является церковь, семья в продолжении ее развития — внуков и взаимодействия с ними как фактор обретения нового смысла жизни. Существуют и «институты десоциализации» в виде преступных групп, групп с алкогольной зависимостью, наркоманов и т. д.

 

16.

1.предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. (платон, Аристотель). Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные принадлежат Платону (428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелю (384-322 до н.э.). Платон: Главная мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не устанавливается твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным следует считать общество, поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, – мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Аристотель превозносит общество, в котором преобладает зажиточное среднее сословие.

2. Массовое сознание, массовые действия, формы массового поведения. Массовое сознание — база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных. Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы. Массовое сознание имеет ряд особенностей:1) сложность и противоречивость – в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды – прогрессивные и негативные реакции;2) синкретизм;3) размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность и др.;4) эмоциональность;5) «упрощенное» отражение социальной действительности.Р. Мертон выделил следующие основные формы (типы) поведения: конформность (соответствие как культурным целям, так и аналогичным средствам);инновация (согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения);ритуализм (отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения);ретретизм (отрицание и цели, и средства) характерен для бродяг, наркоманов, пьяниц и т. п.;бунт (отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств).Существуют различные формы массового поведения. Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

 

 

17.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.006 с.)