История России с древнейших времён до конца XVII века / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлова, Б. Н. Флоря; под ред. Л. В. Милова. – Москва: эксмо, 2007. – 768 С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История России с древнейших времён до конца XVII века / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлова, Б. Н. Флоря; под ред. Л. В. Милова. – Москва: эксмо, 2007. – 768 С.



ИСТОРИЯ РОССИИ

Методические указания по изучению курса

для студентов заочной / ускоренной форм обучения

 

 

Вологда

ББК 63.3 (2)

 

История России: методические указания по изучению курса для студентов заочной / ускоренной форм обучения / сост. Н.С. Воротникова. – Вологда: ВоГУ, 2015. – 42 с.

 

Методические указания раскрывают содержание курса, разработанного в соответствии с «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» и рабочим учебным планом высшего профессионального образования, направлены на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов. Включены методические рекомендации, планы семинарских занятий, библиографические списки, основные термины и понятия к каждой теме, темы контрольных работ и методические указания по их выполнению, список вопросов к итоговому зачету, вопросы для самоконтроля, приложения.

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

Составитель: Н.С. Воротникова, канд. ист. наук, доцент кафедры социологии

 

 

Рецензент: Л.Ф. Гостева, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой СКСиТ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

«История России» и другие дисциплины социально-гуманитарного цикла выполняют задачу всесторонней гуманитарной подготовки специалистов.

В Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования студенты, изучившие дисциплину «История России» и сдавшие зачеты и экзамены по курсу, должны:

· понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания, иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

· владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к истори-ческому прошлому;

· знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, вклад народов мира и России в достижения мировой цивилизации;

· уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

· стремиться к развитию интеллигентной личности (способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей общей эрудиции, способность понять и объективно оценить достижения культуры, умение использовать диалог как способ отношения к культуре и обществу и др.).

 

Таким образом, цель курса – знание каждым специалистом с высшим образованием истории России, выработка навыков анализа исторического опыта, извлечения исторических уроков, самостоятельного анализа проблем современного общества. Изучение вузовского курса истории требует от студентов систематической и серьезной работы, как аудиторной с преподавателем, так и самостоятельной. Для студентов заочного / ускоренного форм обучения самостоятельная работа является главной формой освоения курса.

Учебный план студентов заочной / ускоренной форм обучения предполагает его изучение в течение одного семестра (I или II) и включает следующие виды работ: прослушивание лекций в период установочной и экзаменационной сессий, участие в семинарских занятиях, самостоятельную работу с литературой в межсессионный период, выполнение контрольной работы. По графику преподаватели проводят консультации. Изучение курса завершается сдачей зачета / экзамена.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, охватывает историю России с IX по XXI вв. Его объем, главные разделы и проблемы изложены в Содержании учебного курса, обращайтесь к нему при подготовке к зачету/экзамену, семинарским занятиям, выполнении контрольной работы. Это поможет вам составить представление о сущности каждой темы, ее конкретных проблемах и вопросах.

В лекциях на современном уровне исторической науки в хронологическом порядке раскрываются наиболее важные этапы и актуальные проблемы отечественной истории. Рекомендуем записывать основные элементы лекций: план, проблемы темы, основные события, даты и факты, оценки и выводы. Обратите внимание на методические советы преподавателя по самостоятельной подготовке темы.

На семинарах студенты на основе лекционного материала, самостоятельно изученной учебной и научной литературы под руководством преподавателя обсуждают наиболее важные проблемы курса, анализируют и обобщают фактический исторический материал, делают выводы и обобщения. К семинарским занятиям и зачету / экзамену (примерный список вопросов к зачету / экзамену соответствует тематике I задания контрольной работы) следует готовиться самостоятельно в течение семестра. В основе вашей подготовки должны лежать учебники для студентов высшей школы, ориентируйтесь на предлагаемый ниже список основной и справочной литературы, а также рекомендуемые Интернет-ресурсы. Работа с литературой (в том числе и в электронном формате) предполагает анализ изучаемого материала, понимание его сущности, выделение наиболее важных фактов, дат, имен и событий, причин, следствий и итогов. Полезно составить тезисный план ответа по каждому вопросу экзамена или семинаров. Используя ресурсы Интернета, особо тщательно выбирайте источники – они должны быть научными (авторскими), а не анонимными и реферативными. Рекомендуем пользоваться электронными ресурсами, которые имеют печатный аналог или высокий уровень научности. Если же автор публикует свои труды только в Интернете, проверьте, является ли он профессиональным историком и делает ли в своих работах ссылки на источники информации.

Вопросы для самоконтроля полезно проработать и самостоятельно проверить для закрепления и обобщения полученных знаний.

Обратите внимание на приведенный в Содержании учебного курса перечень научных и исторических понятий и терминов по каждой теме. Вы должны хорошо представлять, что стоит за каждым из них, так как это – своеобразный «ключ» к изучаемым проблемам. Для работы с терминами используйте энциклопедические словари и справочники.

Выполняя контрольную работу, строго следуйте всем требованиям по ее оформлению, а также выбору, объему и содержанию всех заданий.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Деревянко, А. П. История России: учеб. пособие для вузов / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2006. – 557 с.

2. Земцов, Б. Н. История Отечества [электронный ресурс] / Б. Н. Земцов. – Электрон. дан. (160 файлов: 128 МB). – Москва: Электрон. ун-т [и др.], 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

Энциклопедии и словари

1. Всемирная история: энцикл. словарь / [отв. ред. Н. Косьянова]. – Москва: ЭКСМО: БРЭ, 2003. – 879 с.

2. История Отечества: энцикл. словарь / [сост.: Б. Ю. Иванов [и др.]]. – Москва: ЭКСМО: БРЭ, 2003. – 701, [1] c.

3. История Отечества в терминах и понятиях: учебный словарь-справочник / Ред. В.Б. Блохин. – Смоленск: РУСИЧ; Брянск: КУРСИВ, 1999. – 528 с.

4. Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия: В 5 т.: т. 1, 2: А-Д. – Москва: Большая российская энциклопедия, 1994. – 688 с.

5. Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия: В 5 т.: т. 3: К-М. – Москва: Большая российская энциклопедия, 2000. – 622 с.

6. Политические партии России: Конец XIX- первая треть XX века: Энциклопедия. – Москва: РОССПЭН, 1996. – 872 с.

7. Словарь исторических и общественно-политических терминов / авт. – сост. В. И. Васильев. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 603 с..

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Вологодская областная универсальная научная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.booksite.ru

2. Научная библиотека Вологодского государственного университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.library.vstu.edu.ru

3. Электронная библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. www.gumer.info

4. Научная библиотека Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbmgu.ru

5. Каталог научных и образовательных сайтов [Электронный ресурс] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nii-katalog.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Термины и понятия

«Антинорманизм», бояре, бортничество, варяги, вассалитет, «Великий Волжский путь», «Великий днепровский путь», великий князь, вервь, вече, вира, вирники, волхвы, воевода, волость, вотчина, гость, «греческий огонь», дань, дружина, закуп, изгои, иконопись, капище, летопись, митрополит, «мужи», мечники, мытники, натуральное хозяйство, норманны, норманнская теория, «норманизм»,отроки, община, раннефеодальная монархия, Русь, «Русская правда», рядовичи, рабство, «Повесть временных лет», патриарх, печенеги, «погост», повоз, посад, половцы, посадник, полюдье, поучения, промыслы, скань, славяне, смерды, соседская община, союз племен, старейшина, тиун, тысяцкий, «уроки», удельные княжества, удельные князья, феодализм, Хазарский каганат, холоп, христианство, церковь, челядин, этнос, язычество.

Библиографический список

1. Вернадский, Г.В. Киевская Русь [Электронный ресурс] / Г.В.Вернадский.– Тверь; Москва: ЛЕАН: АГРАФ, 2001. – 448 с. – Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv2.htm

2. Егоров, К.Л. Образование Киевской Руси [Электронный ресурс] / К.Л. Егоров. – Москва: АСТ, 2000. – 142 с. – Режим доступа: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/21958/

3. Мавродин, В.В. Древняя Русь [Электронный ресурс] / В.В. Мавродин. – Москва: Госполитиздат, 1946. – 311 с. – Режим доступа: http://www.history.vuzlib.net/book_o001.html

4. Поляков, А. Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя/ А.Н. Поляков //Вопросы истории. – 2007. – № 3. – С. 50-69.

5. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси [Электронный ресурс] / Б.А. Рыбаков. – Москва: Наука, 1987. – 783 с. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/rusYazRusi/index.htm

6. Сахаров, А. Н. Дипломатия Древней Руси. IX – первая половина X в. [Электронный ресурс] / А.Н. Сахаров. – Москва: Мысль, 1980. – 358 с.

– Режим доступа: http://www.history.vuzlib.net/book_o035.html

7. Седов, В. В. Славяне. Древнерусская народность/ В. В. Седов. – Москва: Знак, 2005. – 944 с.

8. Фомин, В. В. Варяги и варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу/ В.В. Фомин. – Москва: Русская панорама, 2005. – 488 с.

9. Янин, В.Л. Я послал тебе бересту… [Электронный ресурс] / послесл. А.А.Зализняка. – Изд. 3-е, испр. и доп. новыми находками / В.Л. Янин. – Москва: Языки рус. культуры, 1998. – 461 с. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/rusYaninBeresta/index.htm

Термины и понятии

Баскак, багатур, бесермен, Боярская дума, Великие Владимирское княжение, «дань кровью», Золотая Орда, иго, курултай, Ливонский и Тевтонский ордена, Ледовое побоище, Невская битва, «ордынский выход», оброк, подданство, тумен, темник, хан, централизация, черносошные крестьяне, ярлык. Барщина, баскак, Боярская Дума, Великое Владимирское княжение, «Государев двор», «дань кровью», Золотая Орда, иго, иосифляне, Казна, кормление, Ливонский и Тевтонский ордена, местничество, “Москва - третий Рим”, нестяжатели, «ордынский выход», поместье, пожилое, посад, служилые, Судебник, хан, черносошные крестьяне, Юрьев день, «ярлык на княжение».

Библиографический список

1. Гpeкoв, Б.Д. Золотая Орда и ее падение [Электронный ресурс] / Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский. – Москва: АН СССР, 1950. – 478 с. – Режим доступа: http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/ gre/grekov_00.htm

2. Гумилёв, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Электронный ресурс]/ Л.Н.Гумилев. – Москва: Айрис-пресс, 2004. – 768 с. – Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/index.html

3. Каргалов, В.В. Конец ордынского ига [Электронный ресурс] / В.В. Каргалов. – Москва: Наука, 1980. – 152 c. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/kargalov_vv/index.html

4. Карпова, А. Ю. Великий князь Александр Невский / сост. и авт. текст
А. Ю. Карпова. – Москва: Русскiй мiръ, 2002. – 384 с.

5. Кривошеев, Ю. В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV вв. / Ю. В. Кривошеев; отв. ред. И. Я. Фроянов. – Санкт-Петербург: СПб университет, 2003. – 468 с.

6. Насонов, А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства: Историко-географическое исследование. Монголы и Русь: история татарской политики на Руси / А. Н. Насонов. – Санкт-Петербург: Наука, 2002. – 412 с.

7. Феннел, Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304 [Электронный ресурс] / пер. с англ. Вступ.ст. и общ. ред. А. Л. Хорошкевич и А. И. Плигузова/ Джон Феннел. – Москва: Прогресс, 1989. – 292с. – Режим доступа: http://www.krotov.info/history/13/1/fennel_0.htm

Термины и понятия

Автокефалия, барщина, Ближняя дума, волостель, владельческие крестьяне, «Государев двор», гости, дворяне, дворецкий, дворцовые крестьяне, Земский сбор, жидовствующие, иосифляне, Избранная рада, «Избранная тысяча», Казна, кормление, крепостное право, местничество, «Москва – третий Рим», наместник, нестяжатели, опричнина, опричное войско, поместье, «пожилое», Речь Посполитая, служилые князья, самодержавие, «Стояние на р. Угре», Судебник, Стоглавый собор, уезд, условное землевладение, «Уложение о службе», Юрьев день, ясак, ярмарка.

Библиографический список

1. Андреев, И.Л. Алексей Михайлович / И.Андреев. – Москва: Молодая гвардия, 2003. – 638 с.

2. Зарезин, М.И. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси [Электронный ресурс] / М.И. Зарезин. – Москва: Вече, 2004. – 480 с. – Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/zarez/index.php

3. Кобрин, В.Б. Иван Грозный [Электронный ресурс] / В.Б. Кобрин. – Москва: Моск.рабочий, 1989. – 175 с. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GROZNY/CONTENT.HTM

4. Козляков, В.Н. Михаил Федорович/ В.Н. Козляков. – Москва: Молодая гвардия, 2004. – 346 с.

5. Российское государство в XVI-XVII вв.: сб.статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю.Г.Алексеева / отв.ред.А.П.Павлов. – Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2002. – 616 с.

6. Скрынников, Р.Г. Россия накануне «смутного времени» [Электронный ресурс] / Р.Г. Скрынников. – Москва: Мысль, 1981. – 205 с. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/140065/read

7. Скрынников, Р. Г. Три Лжедмитрия / Руслан Скрынников. – Москва: АСТ: Астрель, 2003. – 480 с.

Термины и понятия

Абсолютизм, аракчеевщина, бироновщина, бояре, бюрократия, Верховный Тайный совет, волость, Вольное экономическое общество, генезис, гильдии, Государственный Совет, губерния, декабристы, дети боярские, думные дьяки, думные дворяне, династия, единонаследие, заповедные лета, Земский Собор, Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам, Избранная Рада, империя, интеллигенция, коллегии, кондиции, кормления, «крестоцеловальная грамота», либерализм, мануфактура, магистрат, меркантилизм, министерства, модернизация, «Наказ», Негласный комитет, окольничий, опричнина, Освященный Собор, приказы, “просвещенный абсолютизм”, протекционизм, рекрут, реакция, реформа, Речь Посполитая, самодержавие, самозванство, секуляризация, семибоярщина, Сенат, Синод, служба по прибору, служба по отечеству, “Смутное время”, Священный союз, слобода, Соборное Уложение, Совет Всея земли, сословие, Табель о рангах, тягло, уезд, Уложенная комиссия, урочные лета, фаворитизм, “хождение в народ”, церковный раскол, челобитная.

Библиографический список

1. Анисимов, Е. В. Анна Иоанновна/ Е.В.Анисимов. – Москва: Молодая гвардия, 2004. – 362 с.

2. Анисимов, Е. В. Время Петровских реформ [Электронный ресурс] / Е.В. Анисимов. – Ленинград: Лениздат, 1989. – 496 с. – Режим доступа: http://freebooks.net.ua/10005-e.anisimov-vremja-petrovskikh-reform.html

3. Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И.Павленко. – Москва: Молодая гвардия, 2003. – 496 с.

4. Павленко, Н.И. Петр Великий [Электронный ресурс] / Н.И. Павленко. – Москва: Мысль, 1994. – 591 с. – Режим доступа: http://www.erlib.com/ Николай Павленко/Петр Первый

5. Павленко, Н.И. Птенцы гнезда Петрова/ Н.И. Павленко. – Москва: Мысль,1994. – 397 с.

6. Соловьев, С.М. Публичные чтения о Петре Великом. Серия: Памятники исторической мысли [Электронный ресурс] / С.М. Соловьёв. – Москва: Наука, 1984. – 232с. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/sol_petr01.html

7. Эйдельман, Н.Я. «Революция сверху» в России [Электронный ресурс]/ Н.Я. Эйдельман. – Москва: Книга, 1989. – 176 с. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/REV/REV_1.HTM

 

Библиографический список

1. Аврех, А. Я. Царизм накануне свержения [Электронный ресурс] / А.Я. Аврех. – Москва: Наука, 1989. – 256 с. – Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1834.html

2. Ананьич, Б.В. Кризис власти в России: реформы и революционный процесс, 1905 и 1917 гг. / Б.В.Ананьич, Р.Ш.Ганелин // История СССР. – 1991. – № 2. –
С. 96-106.

3. Ананьич, Б.В. Николай II / Б.В.Ананьич, Р.Ш.Ганелин // Вопросы истории. – 1993. – № 2. – С. 58-76.

4. Великие реформы в России. 1856-1874 гг. – Москва: МГУ, 1992. – 336 с.

5. Гайда, Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия / Ф.А. Гайда // Вопросы истории. – 1996. – № 3. – С. 31-45.

6. Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х гг.: поворотный путь российской истории / Л.Г.Захарова // Отечественная история. – 2005. – №4. – С. 151-167.

7. Иоффе, Г.З. «Долой Временное правительство!» (судьба «временных» после падения зимнего) / Г.З.Иоффе // Отечественная история. – 2006. – №5. – С. 109-117.

8. Леонов, С.В. Партийная система России (конец Х1Х в. – 1917 г.) / С.В.Леонов // Вопросы истории. – 1999. – № 11. – С. 18-22.

9. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа?/ Под ред. П. В. Волобуева – Москва: Политиздат, 1991. – 239 с.

10. Пайпс, Р. Россия при старом режиме [Электронный ресурс] / Ричард Пайпс. – Москва: Захаров, 2004. – 496 с. – Режим доступа: http://lib.ru/HISTORY/PAJPS/oldrussia.txt

11. Революционеры и либералы в России. – Москва: Наука, 1990. – 334 с.

12. Россия, 1917 год: выбор исторического пути. – Москва: Наука, 1989. – 249 с.

13. Туманова, А.С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний/ А.С. Туманов// Отечественная история. – 2005. – № 5. –
С. 33-47.

14. Уткин, А.И. Первая мировая война [Электронный ресурс] / А.И.Уткин. – Москва: Алгоритм, 2001. –
592 с. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/utkin2/index.html

15. Чернуха, В.Г. Александр III / В.Г. Чернуха // Вопросы истории. – 1992. – № 11-12. – С. 46-64.

Термины и понятия

Анархизм, Антанта, анархисты, аннексия, большевики, Брусиловский прорыв, буржуазия, выкупные платежи, временнообязанные крестьяне, ВРК, Временное правительство, гапоновщина, Государственная дума, Государственный совет, Государственное совещание, двоевластие, декрет, диктатура, Демократическое совещание, Директория, земства, зубатовщина, кадеты, консерватизм, конституционная монархия, коалиция, контрибуция, корниловский мятеж, «Кровавое воскресенье», крестьянское движение, либерализм, легитимность, марксизм, меньшевики, «министерская чехарда», монополизация, муниципализация, народничество, национализация, октябристы, парламент, партия, пролетарский интернационализм, Прогрессивный блок, Предпарламент, разночинцы, революция, СНК, социализм, социализация, «Союз 17 октября», Тройственный союз, трудовики, «третьеиюньская монархия», третьеиюньский государственный переворот, Учредительное собрание, черносотенцы, эсеры.

Термины и понятия

Административно-командная система, Антигитлеровская коалиция, Варшавский договор, второй фронт, ВЧК, ВСНХ, гласность, ГУЛАГ, ГКЧП, десталинизация, диссиденты, индустриализация, Карибский кризис, коллективизация, культ личности, культурная революция, Мюнхенское соглашение, наркомат, НАТО, «новое политическое мышление, НЭП, общий рынок, ОВД, ООН, «оттепель», пакт Молотова-Риббентропа, перестройка, пятилетка, реабилитация, разрядка, РККА, совнархозы, сталинизм, стахановское движение, СЭВ, фашизм, «холодная война».

Библиографический список

1. Аксютин, Ю.В. Хрущевская и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. – Москва: РОССПЭН, 2004. – 486 с.

2. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: краткая история [Электронный ресурс]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Воениздат, 1984. – 560 с. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/gpwsh1/index.html

3. Волкогонов, Д.А. Сталин. Политический портрет [Электронный ресурс]. В 2-х кн./ Д.А. Волкогонов. В 2-х кн.– Москва: Новости, 1992. – Кн. 1. – 704 с.; Кн. 2. – 704 с. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/bio/volkogonov_dv/index.html

4. Гимпельсон, Е.Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина – Сталина. Проблемы и уроки (20-е годы ХХ века) / Е.Г. Гимпельсон. – Москва: Собрание, 2004. – 304 с.

5. Дмитренко, В.П. «Военный коммунизм», НЭП /В.П.Дмитренко // История СССР. – 1990. – № 3. – С. 62-75.

6. Кара-Мурза, С.Г. Гражданская война (1918–1921). Урок для XXI века [Электронный ресурс] / С.Г. Кара-Мурза. – Москва: ЭКСМО, 2003. – 384 с. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/research/kara-murza/index.html

7. Лельчук, В.С. 1926 - 40-е годы: завершенная индустриализация или промышленный рывок? / В.С.Лельчук // История СССР. – 1990. – № 4. – С. 85-97.

8. Литвин, А. Л. Красный и белый террор в России. 1918-1922 / А. Л. Литвин. – Москва: Эксмо. – 2004. – 442с.

9. Уткин, А.И. Вторая мировая война [Электронный ресурс] / А.И.Уткин. – Москва: Алгоритм, 2002. – 864 с. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/utkin3/index.html

10. Хлевнюк, О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы [Электронный ресурс] / О.В. Хлевнюк. – Москва, РОССПЭН, 1996. – 304 с. – Режим доступа: www.situation.ru/app/rs/lib/politburo/index.htm

11. Шестаков, В.А. Политика Н. С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации/В. А. Шестаков // Отечественная история. – 2006. – № 6. – С. 106-119.

12. Экшут, С. После Победы/ С. Экшут // Родина. – 2006. – № 5. – С. 18-22.

Термины и понятия

Вертикаль власти, ваучер, Государственная дума РФ, гражданское общество, дефолт, инфляция, инвестиции, инвестиционный фонд, инновации, Конституционный суд, коррупция, либерализация цен, либеральные реформы, нанотехнологии, национальные проекты, олигарх, Общественная палата, президент, приватизация, Совет Европы, Совет Федерации, СНГ, сепаратизм, стабилизационный фонд, Федеральное собрание РФ, федерация.

Библиографический список

2. Глазьев, С. Ю. Белая книга: Экономические реформы в России, 1991-2001 гг./ С. Ю. Глазьев, С. Г. Кара-Мурза, С. А. Батчиков. – Москва: ЭКСМО: Алгоритм, 2003. – 368 с.

3. Коэн, С. Почему распался Советский Союз?/ С. Коэн // Свободная мысль. – 2006. – № 9-10. – С. 179-189.

4. Россия и глобализация: международный аспект/ отв. ред. М. Г. Носов. – Москва: Наука, 2006. – 288 с.

5. Согрин, В.В. Политическая история современной России, 1985-1994: от Горбачева до Ельцина /В.В. Согрин. – Москва: Прогресс - Академия, 1994. – 192 с.

6. Согрин, В.В. 1985– 2005: три превращения современной России / В.В.Согрин // Отечественная история. – 2005. – №3. – С. 3-24.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Студенты заочной / ускоренной форм обучения выполняют по курсу «История России» одну контрольную работу, она состоит из трех заданий. Внимательно изучите требования к их выполнению.

Вариант контрольной работы выбирается студентом согласно последней цифре номера (шифра) зачетной книжки: например, если последняя цифра “0”, то вариант № 10.

ЗАДАНИЕ I

По последней цифре шифра зачетной книжки определите тему задания I. Например, если последняя цифра зачетной книжки “7”, то следует выполнить одну из четырех тем по Вашему выбору (№№ 7, или 17, или 27, или 37). Объем I задания не должен превышать 21 страницы.

Структура ответа на задание I состоит из названия темы, содержания, изложения материала, списка терминов и понятий, списка использованной литературы. Содержание следует построить таким образом: введение, несколько основных разделов и заключение (см. Приложение 2). При составлении Содержания обратитесь к Содержанию учебного курса, в котором отражены все принципиально важные проблемы каждой темы. Содержание должно отражать структуру и последовательность вопросов выполнения темы, в соответствии с ним излагается материал.

Во Введении (2 страницы) ставится проблема, объясняется ее сущность и значение, дается характеристика конкретно-исторической обстановки, обзор литературы по изучаемой теме. В Основной части (15 страниц) в логической последовательности следует раскрыть главное содержание выбранной темы, изложить конкретно-исторический материал (факты, имена, даты ). В тексте следует выделить разделы в соответствии с пунктами плана. Не перегружайте работу изложением второстепенных вопросов, не имеющих прямого отношения к теме. В Заключение (2 страницы) даются обобщающие выводы, итоги и оценки.

Составной и обязательной частью I задания является работа над основными терминами и понятиями (см. список терминов и понятий к соответствующей теме Содержания учебного курса). Выберите из списка не более 5 наиболее важных по выбранной вами теме, дайте полное определение понятия, ориентируясь на распространенные в исторической науке трактовки (см. образец). Оформить эту часть отдельно после Заключения (объем всех терминов и понятий - 1 страница).

В конце работы должен быть оформлен список использованной литературы (по образцу библиографических списков в данных методических указаниях) объемом 1 страница.

Темы I задания, список вопросов к зачету / экзамену

1. Образование Древнерусского государства. Норманнская проблема и ее современные трактовки.

2. Социально-экономическое развитие Древней Руси в IX - XIII вв.

3. Социально-политическое развитие, особенности политического строя Древнерусского государства в IX - XIII вв.

4. Период раздробленности Древнерусского государства (XII - начало XIII вв.). Новгородская земля, Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская Русь: особенности социально-экономического и политического развития.

5. Языческие верования восточных славян. Крещение Руси и его историческое значение. Церковь в Древней Руси.

6. Новгородская земля в XIII - XV вв.: особенности социально-экономического и политического строя. Борьба с немецкой и шведской агрессией. Александр Невский.

7. Русские земли в составе Русско-Литовского государства: особенности исторического развития (XIII - середина XVI вв.).

8. Борьба русских земель с монголо-татарским завоеванием. Золотая Орда и русские земли: система взаимоотношений и последствия.

9. Объединение русских земель и формирование Московского государства: причины и особенности. Первый этап объединения (конец XIII - середина XIV вв.) и его итоги.

10. Объединение русских земель и формирование Московского государства: второй этап объединения (вторая половина XIV - первая половина XV вв.) и его итоги.

11. Объединение русских земель и формирование Московского государства: третий, завершающий этап объединения (вторая половина XV - нач.XVI вв.).

12. Социально-экономическое развитие России в XVI-XVII вв. Формирование крепостного права.

13. Государственный строй Московской Руси XVI - XVII вв.

14. Правление Ивана IV Грозного: Избранная рада и опричнина.

15. Смутное время” в истории России: причины, этапы и события, последствия.

16. Россия в период царствования первых Романовых (1613-1682 гг.).

17. Проблема модернизации России и реформы Петра I. Преобразования в социально-экономической сфере.

18. Политические и административные реформы Петра I. Утверждение самодержавия в России.

19. Эпоха «дворцовых переворотов»: основные тенденции социально-экономического и политического развития России 1725-1762 гг.

20. Политика “просвещенного абсолютизма” в России: цели, содержание, противоречия, особенности. Политика Екатерины II.

21. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX века. Александр I, Николай I.

22. Формирование и развитие консервативно-монархического, либерального, революционного движений России в XIX в.

23. Правление и политика Александра II. Великие реформы 1860-х - 70-х годов: причины, содержание, значение.

24. Пореформенное развитие Российской империи (1881 - 1905 гг.): политическое, социальное, экономическое. Политика Александра III.

25. Революция 1905 - 1907 гг.: причины, этапы и события, итоги. Формирование многопартийной системы в России.

26. Становление российского парламентаризма (1906-1917 гг.).

27. Социально-экономическое развитие России в 1907-1914 гг. Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина.

28. Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне. Назревание общественно-политического кризиса в стране. Победа Февральской революции.

29. Альтернативы общественного развития России после свержения монархии (март-октябрь 1917 г.). Победа Октябрьской революции.

30. Партия большевиков у власти: первые социалистические преобразования (октябрь 1917 - весна 1918 гг.). В.И.Ленин.

31. Гражданская война в России: причины, этапы, последствия. Идеология и политика “военного коммунизма”.

32. Новая экономическая политика: сущность, цели, значение. Политическое развитие страны в годы НЭПа. Образование СССР.

33. Социально-экономическое развитие СССР в 1928-1941 гг. Первые пятилетки: планы, итоги, оценки.

34. Советская политическая система и особенности ее развития в 1930-е годы. Государственная деятельность И.В. Сталина.

35. Вторая мировая и Великая Отечественная война Советского Союза: история, итоги и уроки.

36. Формирование новой системы международных отношений в 1945-1953 гг. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенное время.

37. Поиски путей оптимизации развития общества в 1950-е - середине 1960-х годов. Н.С. Хрущев.

38. Советское общество в середине 1960-х - середине 1980-х гг. Государственная деятельность Л.И. Брежнева.

39. Этапы, характер и содержание политики “перестройки” (1985-1991 гг.). Государственная деятельность М.С.Горбачева.

40. Политическое и социально-экономическое развитие России в 1991-2000-е гг. Государственная деятельность Б.Н. Ельцина, В.В. Путина.

 

Образец: Термины и понятия

Речь Посполитая - федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии.

 

ЗАДАНИЕ II

 

Выберите из предложенного списка по последней цифре шифра зачетной книжки две исторические личности. Дайте характеристику и анализ роли этих деятелей в истории России, выделите наиболее значимые события и факты их деятельности, оцените их вклад в историю России (см. образец). Общий объем Задания II составляет 2 страницы.

До середины XIX в. С середины XIX в.
1. Владимир Мономах 2. Сергий Радонежский 3. Иван III Великий 4. Протопоп Аввакум 5. А.Л. Ордин-Нащокин 6. А.Д. Меньшиков 7. М.В. Ломоносов 8. А.В. Суворов 9. Емельян Пугачёв 10. М.М. Сперанский 1. Н.А. и Д.А. Милютины 2. К.П. Победоносцев 3. С.Ю. Витте 4. П.И. Милюков 5. П.А. Столыпин 6. Л.Д. Троцкий 7. В.М. Молотов 8. Г.К. Жуков 9. Ю.В. Андропов 10. А.Д. Сахаров

 

Образец: Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый (978-1054) – великий князь киевский в 1019-1054 гг., правление которого стало временем наивысшего политического могущества, культурного и экономического расцвета Древнерусского государства. Сын великого князя Владимира I Красное Солнышко. В результате победы в междоусобной войне над Святополком Окаянным в 1019 г. захватил престол в Киеве. В 1036 г. под Киевом нанёс сокрушительное поражение печенегам, после которого они прекратили набеги на Русь. Способствовал распространению книг и переводов византийских сочинений, основывал школы, положил начало летописанию на Руси. В период его правления создаются первые монастыри, включая знаменитый Киево-Печерский монастырь, сооружаются Софийские соборы в Киеве и Новгороде, основываются города Ярославль, Юрьев (совр. Тарту) и Новгород Северский. Создал первый письменный свод законов на Руси – «Русскую правду». В области внешней политики добивался укрепления международного авторитета Киевской Руси. В 1051 г. без участия константинопольского патриарха поставил митрополитом Иллариона — первого митрополита русского происхождения. Кроме того, укреплял международные связи через династические браки: сам был женат на шведской принцессе Ингегерде, а его дети были связаны семейными узами с представителями правящих династий Франции, Византии, Норвегии, Венгрии и Польши. В конце жизни раздал свои владения в уделы сыновьям, завещая им отказаться от междоусобиц. Признав за каждым сыном право владеть определённым уделом, фактически заложил основы для начала политической раздробленности.

ЗАДАНИЕ III

Выберите по последней цифре шифра зачетной книжки одно общественно-политическое движение XIX века или партию начала XX века. Оформите ответ в виде таблицы объемом 2 страницы 12 кеглем 1 интервалом, в которой раскройте следующие вопросы (см. образец):

1) определение общественно-политического движения, организации, партии;

2) время создания и существования;

3) лидеры;

4) названия и время принятия программных документов, основные программные положения по вопросам:

а) конечные цели;

б) политические требования;

в) аграрный вопрос;

г) рабочий вопрос;

д) национальный вопрос;

е) тактика (средства и методы) борьбы.

 

Декабристы

Образец: Прогрессивный блок

1. Определение общественно-политического движения. Прогрессивный блок – широкий оппозиционный блок в IV Государственной думе, объединение ведущих либеральных партий (кадеты, октябристы, прогрессисты и др.). На базе Прогрессивного блока был сформирован Временный комитет Гос. думы 27 февраля 1917 г., а затем Временное правительство.
2. Время создания и существования течения, организации Август 915 г. – февраль 1917 г.
3. Лидеры движения. П.Н. Милюков, С.И. Шидловский.
4. Название программных документов, время принятия программы. Декларация «Прогрессивного блока», 1915 г.
5. Основные программные положения по вопросам: а) конечные цели движения   б) политические требования     в) аграрный вопрос   г) рабочий вопрос   д) национальный вопрос     е) тактика (формы, методы борьбы)     Либеральное развитие России. Вывести страну из сложного экономического и политического положения, в котором она оказалась в годы I Мировой войны, предотвратить революционный взрыв.   Ограничение самодержавия. Создание правительства, «общественного доверия», ответственного перед думой. Выборное двухпалатное представительство на основе значительного имущественного ценза для депутатов. Введение земского самоуправления на окраинах страны. Создание мирового суда. Освобождение и амнистия политических заключенных, прекращение преследований за веру. Демократические свободы.   Отчуждение государственных, монастырских, удельных и части помещичьих земель и передача их крестьянам за «справедливое вознаграждение», отмена некоторых ограничений в правах крестьян.   Государственное страхование рабочих Ввести рабочее законодательство, восстановление профсоюзов.   Отмена ограничений в правах национальных меньшинств, автономия Польши и Финляндии.   Мирные средства: работа в Государственной думе, профсоюзах, пропаганда и агитация.

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. 862 г.: а) принятие христианства на Руси как государственной религии,

б) летописное призвание варягов,

в) объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега.

2. 882 г.: а) договор князя Игоря с Византией,

б) начало княжения Владимира Мономаха,

в) объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега.

3. 988 г.: а) поход князя Владимира на Константинополь,

б) первое летописное упоминание о Москве,

в) принятие христианства на Руси как государственной религии.

4. Полюдье в Киевской Руси:

а) перепись населения,

б) сбор государственного налога и дани,

в) общий сбор войска.

5. Первый письменный кодекс древнерусского права “Русская правда” был создан при:

а) Ярославе Мудром,

б) Владимире



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.169 с.)