ТОП 10:

ПРОФИЛЬ – ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ»

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»)

ПРОФИЛЬ – ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ

 

 

Санкт-Петербург

 

Кулагин Р. А. Социология. – Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») / Кулагин Р. А. – СПб: НОУ СЮА, 2012. – 22 с.

 

 

Рабочая программа по дисциплине «Социология» подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и определяет структуру и содержание дисциплины.

Программа учебной дисциплины предназначена для студентов Санкт-Петербургской юридической академии.

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого Совета академии «___» _______ 20__ года, протокол № __.

 

Рецензенты:

 

Рецензенты:

Олейников В.С.–доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД РФ);

Долматов А.В. –доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургская юридическая академия).

 

 

ã Кулагин Р. А., 2012

ã НОУ СЮА, 2012


Пояснительная записка

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Программа учебной дисциплины «Социология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для бучения студентов по специальности - «Юриспруденция», она определяет содержание, последовательность и продолжительность изучения учебного курса.

Цельпреподавания учебной дисциплины состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, освоение студентами основ социологических знаний, выработка на этой основе социально ответственного и рационального поведения.

Задачами познания (изучения) учебной дисциплины являются:

1. формирование личности студента как профессионального юриста, развитие его интеллекта.

2. формирование элементов социологического мышления как способности ориентироваться в социальной действительности и устанавливать связи и зависимости между проблемами личной и профессиональной деятельности, с одной стороны, и процессами, происходящими в обществе, с другой.

3. обучение практическим навыкам самостоятельного применения основных методов эмпирических исследований – опроса, наблюдения, изучения документов.

4. удовлетворение потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, совершенствовании своих способностей, получении высшего профессионального образования требуемого качества.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина «Социология относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу основных образовательных программ и является дисциплиной по выбору направления подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Необходимыми входными знаниями, требованиями, умениями и компетенциями студента для изучения дисциплины «Социология» являются:

По дисциплине «Философия»:

- понятийно-категориальный аппарат и методологические основы философии;

- основные исторические этапы и направления развития мировой философии;

- фундаментальные проблемы бытия, познания и актуальных вопросов развития природы, общества и человека;

- анализ и аргументация философских суждений о явлениях действительности и основные тенденции развития современной философии;

- основные информационные источники философского знания.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины выпускник Санкт-Петербургской юридической академии должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен:

1. Иметь представление:

- о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения.

- о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, специфику их интересов. Знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений.

2. Знать:

- объект, предмет и методологию социологической науки, основные социологические категории и их характеристики.

- формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать.

3. Уметь:

- ориентироваться в истории социологических учений, школ и направлений.

- понимать природу, виды и исходы социальных процессов (дифференциация, интеграция, мобильность, социальный конфликт, социальный консенсус ).

4.Иметь навык:

- понимания социальных проблемы

- применения основ социологического анализа в своей профессиональной деятельности

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

При формировании структуры учебной дисциплины соблюдены требования компетентностного подхода в учебном процессе и широко использованы активные и интерактивные формы проведения занятий

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах составляет в учебном процессе не менее 30 процентов аудиторных занятий, а занятия лекционного типа составляют не более 40 процентов аудиторного времени.

Материал (содержание) учебной дисциплины изучается студентами на лекциях и практических занятиях, а также в процессе их самостоятельной работы по усвоению курса.

На лекциях излагается содержание курса. Особое внимание уделяется анализу понимания предмета социологии на основных этапах ее развития в различных социологических традициях и соотношению социологии с другими социогуманитарными науками. В ходе курса студенты обучаются практическим навыкам самостоятельного применения основных методов эмпирических исследований – опроса, наблюдения, изучения документов.

Углубление и закрепление знаний, полученных во время лекций, формирование умений и компетенций осуществляются на практических занятиях.

Важной составной частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов, которая имеет целью закрепление полученных знаний, навыков и умений, подготовку к предстоящим занятиям, текущему и итоговому контролю знаний, а также формирование культуры умственного труда, самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

В структуре курса отражена основная проблематика дисциплины: предмет и метод социологии, отраслевые социологические теории, методика и техника социологических исследований, рассматриваются вопросы этики проведения исследований.

Трудоемкость курса составляет 72 ч. (2 зач. ед.), в том числе 14 часов лекций и 22 часа семинарских занятий.

Изучение учебного курса завершается сдачей студентами зачета.

 


4.1. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – очная.

Вид учебной работы Всего часов /зачетных единиц Семестры
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:      
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)      
Контрольные работы (КР)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа (всего)    
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:      
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям.    
Практикум      
Подготовка к контрольной работе      
Другие виды самостоятельной работы      
Курсовая работа      
Реферат      
Подготовка к промежуточной аттестации: зачёт, экзамен    
Вид промежуточной аттестации: зачет, экзамен Зачет    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

 


И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(примерный тематический план)

И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(примерный тематический план)

И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(примерный тематический план)

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ.

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Юридическая техника
2. История отечественного государства и права
3. Жилищное право
4. Прокурорский надзор
5. Наследственное право
6. Коммерческое право
7. История политических и правовых учений

 

5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

(нормативные правовые акты, научная, учебная,

методическая и справочная литература)

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кравченко А.И. Социология. М.: Проспект, 2012.

2. Волков Ю.Г. Социология. М.: Феникс, 2012.

3. Фролов С.С. Общая социология. М.: Проспект, 2011.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бабосов Е.М. Общая социология. М.: Тетрасистемс, 2010.

2. Бабосов Е.М. Социология науки. М.: Харвест, 2009.

3. Гречихин В.Г., Гречихина В.Л. Социологические очерки. М.: Канон, 2010.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: Инфра-М, 2011.

5. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь, Проспект, М, 2009.

6. Сорокин П.А. Система социологии. - М.: Астрель, 2008.

7. Общая социология / под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: Инфра, 2011.

8. Тощенко Ж.Т Социология. М.: Юнити-Дана, 2012.

9. Сырых В.М. Социология права. М.: ЮстицИнформ, 2012.

10. Социологический словарь// под ред. Г.В.Осипова. М.: Норма, 2010.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Омега-Л, 2011.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Методические рекомендации преподавателю

 

Выполнение индивидуальных практических заданий проводится в виде самостоятельной работы.

Оценка теоретических знаний, практических навыков и компетенций осуществляется согласно действующим нормативным документам на всех видах занятий и зачете.

Методические рекомендации студентам

 

Основными видами занятий при изучении дисциплины являются лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа, на которую отводится более 70% времени изучения дисциплины.

Детализация и доведение до студентов методических рекомендаций по освоению учебного материала в ходе практических занятий и во время самостоятельной работы, выполнению контрольных работ по дисциплине осуществляется преподавателем.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)

 

1. Предмет и понятие социологии.

2. Структура и функции социологии. Соотношение социологии с другими науками.

3. Исторические предпосылки возникновения социологии.

4. О.Конт - основоположник позитивной социологии.

5. Г.Спенсер и органицизм.

6. Социологические взгляды К.Маркса.

7. Социологическая теория Э.Дюркгейма.

8. Социология М.Вебера.

9. Социологическая мысль в России (вторая половина XIX века - начало XX века).

10.Развитие социологии в США и ее характерные черты.

11.Cоциология П.А.Сорокина.

12.Личность как предмет социологического изучения.

13.Ролевая теория личности.

14.Социализация. Непрерывность социализации.

15.Социальные общности и социальные группы.

16.Группа как социологическое понятие. Классификация социальных групп.

17.Социальное взаимодействие и социальные отношения.

18.Социальные институты.

19.Социальные организации.

20.Социальный контроль.

21.Общество как социальная система.

22.Социальная стратификация и мобильность.

23.Норма и отклонение в обществе.

24.Социология культуры.

25.Социологическое исследование: программа социологического исследования, основные методы.

26.Опрос как метод социологического исследования.

Темы контрольных работ

1. Предмет социологии. Социология как наука о структурах общества.

2. Историческте этапы развития социологии.

3. Русская социологическая мысль.

4. Огюст Конт – родоначальник современной социологии.

5. Методология и методы социологических исследований.

6. Культура в системе общественного знания.

7. Культура и система норм.

8. Нравственные нормы и традиции. Институциональные нормы.

9. Формы проявления культуры в жизни человека.

10. Этноцентризм и культурный релятивизм в общественной практике.

11. Личность и ее социализация.

12. Взаимосвязь и взаимообусловленность различных факторов развития личности.

13. Институты социализвции личности.

14. Социальные роли. Процесс обучения социальным ролям.

15. Социальный статус. Статусный набор личности.

16. Социальный контроль и его виды.

17. Ценностные образы социальной группы.

18. Социальные контакты.

19. Социальные отношения.

20. Возникновение социальных групп. Квазигруппы и их отличительные черты.

21. Социальные институты. Процесс институционализации и развития институтов.

22. Институт семьи.

23. Взаимоотношения института семьи и государства.

24. Государство как институт власти и регулятор социальных отношений.

25. Церковь как социальный институт.

26. Личность и церковь.

27. Социальная организация.

28. Бюрократия как социальная организация.

29. Социальная стратификация. Ее виды и флуктуации.

30. Социальные процессы и их обусловленность.

31. Этнодемаграфические процессы. Миграции: факторы и их причины.

32. Проблемы мигрантов. Миграционная политика.

33. Этнические конфликты в современной России.

34. Социальные основы власти, их содержание и функции.

35. Социальные конфликты и их разрешение.

36. Технологии разрешения межличностных конфликтов.

37. Общественное мнение и его роль в общественном развитии.

38. Основные политические течения в современном российском обществе.

39. Концепции политического лидерства.

40. Нетрадиционные метолы в социологии (аналитические, эвристические, игровые, инновационные и развивающие методы

41. Социология права.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Дополнения и изменения в рабочей программе вносятся ежегодно перед началом нового учебного года.

Основанием для внесения изменений являются:

- предложения преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине или по дисциплинам, взаимодействующим с данной дисциплиной по итогам учебной работы в семестре.

- предложения Методического Совета академии и (или) заведующего кафедрой по результатам посещения занятий и обсуждения на кафедре.

Список литературы должен обновляться с учетом приобретенной и изданной в академии новой литературы.

Изменения должны оформляться документально и вноситься во все учтенные экземпляры в виде вкладыша «Дополнения и изменения в рабочей программе».

При накоплении относительно большого числа изменений или внесении существенных изменений в программу она должна переутверждаться.


КУЛАГИН РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

кандидат исторических наук, доцент

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ»

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»)

ПРОФИЛЬ – ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ

 

 

Санкт-Петербург

 

Кулагин Р. А. Социология. – Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») / Кулагин Р. А. – СПб: НОУ СЮА, 2012. – 22 с.

 

 

Рабочая программа по дисциплине «Социология» подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и определяет структуру и содержание дисциплины.

Программа учебной дисциплины предназначена для студентов Санкт-Петербургской юридической академии.

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого Совета академии «___» _______ 20__ года, протокол № __.

 

Рецензенты:

 

Рецензенты:

Олейников В.С.–доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД РФ);

Долматов А.В. –доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургская юридическая академия).

 

 

ã Кулагин Р. А., 2012

ã НОУ СЮА, 2012


Пояснительная записка

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Программа учебной дисциплины «Социология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для бучения студентов по специальности - «Юриспруденция», она определяет содержание, последовательность и продолжительность изучения учебного курса.

Цельпреподавания учебной дисциплины состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, освоение студентами основ социологических знаний, выработка на этой основе социально ответственного и рационального поведения.

Задачами познания (изучения) учебной дисциплины являются:

1. формирование личности студента как профессионального юриста, развитие его интеллекта.

2. формирование элементов социологического мышления как способности ориентироваться в социальной действительности и устанавливать связи и зависимости между проблемами личной и профессиональной деятельности, с одной стороны, и процессами, происходящими в обществе, с другой.

3. обучение практическим навыкам самостоятельного применения основных методов эмпирических исследований – опроса, наблюдения, изучения документов.

4. удовлетворение потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, совершенствовании своих способностей, получении высшего профессионального образования требуемого качества.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина «Социология относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу основных образовательных программ и является дисциплиной по выбору направления подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Необходимыми входными знаниями, требованиями, умениями и компетенциями студента для изучения дисциплины «Социология» являются:

По дисциплине «Философия»:

- понятийно-категориальный аппарат и методологические основы философии;

- основные исторические этапы и направления развития мировой философии;

- фундаментальные проблемы бытия, познания и актуальных вопросов развития природы, общества и человека;

- анализ и аргументация философских суждений о явлениях действительности и основные тенденции развития современной философии;

- основные информационные источники философского знания.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины выпускник Санкт-Петербургской юридической академии должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен:

1. Иметь представление:

- о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения.

- о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, специфику их интересов. Знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений.

2. Знать:

- объект, предмет и методологию социологической науки, основные социологические категории и их характеристики.

- формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать.

3. Уметь:

- ориентироваться в истории социологических учений, школ и направлений.

- понимать природу, виды и исходы социальных процессов (дифференциация, интеграция, мобильность, социальный конфликт, социальный консенсус ).

4.Иметь навык:

- понимания социальных проблемы

- применения основ социологического анализа в своей профессиональной деятельности

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

При формировании структуры учебной дисциплины соблюдены требования компетентностного подхода в учебном процессе и широко использованы активные и интерактивные формы проведения занятий

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах составляет в учебном процессе не менее 30 процентов аудиторных занятий, а занятия лекционного типа составляют не более 40 процентов аудиторного времени.

Материал (содержание) учебной дисциплины изучается студентами на лекциях и практических занятиях, а также в процессе их самостоятельной работы по усвоению курса.

На лекциях излагается содержание курса. Особое внимание уделяется анализу понимания предмета социологии на основных этапах ее развития в различных социологических традициях и соотношению социологии с другими социогуманитарными науками. В ходе курса студенты обучаются практическим навыкам самостоятельного применения основных методов эмпирических исследований – опроса, наблюдения, изучения документов.

Углубление и закрепление знаний, полученных во время лекций, формирование умений и компетенций осуществляются на практических занятиях.

Важной составной частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов, которая имеет целью закрепление полученных знаний, навыков и умений, подготовку к предстоящим занятиям, текущему и итоговому контролю знаний, а также формирование культуры умственного труда, самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

В структуре курса отражена основная проблематика дисциплины: предмет и метод социологии, отраслевые социологические теории, методика и техника социологических исследований, рассматриваются вопросы этики проведения исследований.

Трудоемкость курса составляет 72 ч. (2 зач. ед.), в том числе 14 часов лекций и 22 часа семинарских занятий.

Изучение учебного курса завершается сдачей студентами зачета.

 


4.1. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – очная.

Вид учебной работы Всего часов /зачетных единиц Семестры
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:      
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)      
Контрольные работы (КР)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа (всего)    
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:      
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям.    
Практикум      
Подготовка к контрольной работе      
Другие виды самостоятельной работы      
Курсовая работа      
Реферат      
Подготовка к промежуточной аттестации: зачёт, экзамен    
Вид промежуточной аттестации: зачет, экзамен Зачет    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.70 (0.038 с.)