ТОП 10:

Тема 33. Проявление глобальных социальных изменений.



Рассмотреть социальные изменения как переход социального объекта из одного состояния в другое. Охарактеризовать основные формы социальных изменений. Выделить факторы, обуславливающие социальное развитие (природные, техногенные, экономические и др.)

Для выполнения практической части контрольной работы необходимо проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет, в которых рассматривается процесс глобализации и проявление глобальных социальных изменений. Итогом должно явиться эссе по изучаемой проблематике, где должны быть указаны авторы и названия статей, номера выпусков, обозначены исследуемые авторами вопросы, приведены данные социологических исследований. В завершении должна быть представлена ваша точка зрения в форме аргументированного согласия или несогласия с точкой зрения автора(ов).

 

Тема 34. Социологическое исследование.

Дать определение понятию «социологическое исследование». Рассмотреть виды и основные этапы социологического исследования. Дать определение программы социологического исследования. Рассмотреть основные элементы программы. Показать необходимость разработки программы для получения надежной социологической информации. Привести примеры программ социологического исследования.

Для выполнения практической части контрольной работы необходимо проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет, посвященных вопросам проведения социологических исследований. Итогом должно явиться эссе по изучаемой проблематике, где должны быть указаны авторы и названия статей, номера выпусков, обозначены исследуемые авторами вопросы, приведены данные социологических исследований. В завершении должна быть представлена ваша точка зрения в форме аргументированного согласия или несогласия с точкой зрения автора(ов).

 

Тема 35. Методы социологического исследования.

Раскрыть сущность основных методов сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опросы, фокус-группы. Определить целесообразность и специфику использования каждого из перечисленных методов в зависимости от задач социологического исследования.

Для выполнения практической части контрольной работы необходимо проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет, посвященных методам социологических исследований. Итогом должно явиться эссе по изучаемой проблематике, где должны быть указаны авторы и названия статей, номера выпусков, обозначены исследуемые авторами вопросы, приведены данные социологических исследований. В завершении должна быть представлена ваша точка зрения в форме аргументированного согласия или несогласия с точкой зрения автора(ов).

 

Тема 36. Выборочный метод в социологическом исследовании.

Раскрыть сущность понятия выборочного метода в социологическом исследовании. Дать определение понятиям: «генеральная совокупность» и «выборочная совокупность». Охарактеризовать типы выборок, используемых в социологических исследованиях. Раскрыть сущность проблемы обеспечения надежности социологической информации при проведении выборочных исследований.

Для выполнения практической части контрольной работы необходимо проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет, посвященных вопросам выборочного метода, обоснования и расчета выборочной совокупности и т.п. Итогом должно явиться эссе по изучаемой проблематике, где должны быть указаны авторы и названия статей, номера выпусков, обозначены исследуемые авторами вопросы, приведены данные социологических исследований. В завершении должна быть представлена ваша точка зрения в форме аргументированного согласия или несогласия с точкой зрения автора(ов).

 

Тема 37. Опрос как наиболее популярный метод сбора социологической информации.

Дать определение понятию социологического исследования. Рассмотреть классификацию методов сбора социологической информации. Раскрыть сущность анкетирования как способа количественного метода сбора данных. Рассмотреть основные типы анкетирования. Дать определение понятию «анкета». Охарактеризовать основные виды вопросов используемых в анкете. Выявить особенности исследований, использующих данный метод. Раскрыть сущность интервьюирования как качественного метода сбора данных. Дать характеристику основным видам интервью.

Для выполнения практической части контрольной работы необходимо проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет, посвященных вопросам использования опросных методов при проведении социологических исследований. Итогом должно явиться эссе по изучаемой проблематике, где должны быть указаны авторы и названия статей, номера выпусков, обозначены исследуемые авторами вопросы, приведены данные социологических исследований. В завершении должна быть представлена ваша точка зрения в форме аргументированного согласия или несогласия с точкой зрения автора(ов).

Тема 38. Использование метода контент-анализа в практической деятельности специалиста

Дать определение понятию социологического исследования. Рассмотреть классификацию методов сбора социологической информации. Раскрыть сущность контент-анализа как разновидности метода анализа документов информации. Рассмотреть процедуру организации контент-анализа. Выявить специфику политического контент-анализа, контент-анализа СМИ, рекламы и др.

Для выполнения практической части контрольной работы необходимо проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет, посвященных вопросам использования контент-анализа при проведении социологических исследований. Итогом должно явиться эссе по изучаемой проблематике, где должны быть указаны авторы и названия статей, номера выпусков, обозначены исследуемые авторами вопросы, приведены данные социологических исследований. В завершении должна быть представлена ваша точка зрения в форме аргументированного согласия или несогласия с точкой зрения автора(ов).

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Выбор темы контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно после ознакомления с основными разделами курса на основании предложенного списка.

Начинать самостоятельную работу по выбранной теме рекомендуется с изучения соответствующих глав учебников, учебных пособий, хрестоматий, практикумов, различных словарей по дисциплине. Это поможет составить общее представление о характере и сути исследуемой проблемы, ее месте в структуре соответствующей научной дисциплины, а также выявить основные вопросы в рамках темы.

После этого можно приступать к работе с теоретическими материалами, публикуемыми в периодических изданиях, содержащими данные социологических исследований, постановку и описание социальных проблем в российском обществе, конкретном регионе, городе. Необходимую литературу Вы можете найти в библиотеке Института социологии и управления социальными процессами (Бухарестская ул., дом 24, корпус 1).

При изучении литературы целесообразно делать выписки и сноски, стараясь при этом сгруппировать материал по определенным вопросам. После изучения литературы необходимо составить план работы, в котором следует наметить конкретный перечень вопросов, характеризующий проблему в целом. Наличие подробного плана позволит избежать возможных пробелов и повторений, обеспечит последовательное изложение материала.

После составления плана студент приступает к изложению материала.

 

Рекомендуемая структура контрольной работы:

1. Оглавление (план работы)

2. Введение.

3. Теоретическая часть.

4. Практическая (аналитическая) часть.

5. Выводы.

6. Список использованной литературы и источников.

7. Приложение.

 

 

Оглавление содержит перечень названий разделов контрольной работы.

Введение (или вводная часть) служит для того, чтобы охарактеризовать контрольную работу. Введение должно быть простым и кратким. Оно не должно превышать 1,5 страниц. В нем следует указать актуальность выбранной темы, сформулировать основную цель и задачи изучения.

Обоснование актуальности сводится к определению роли рассматриваемой проблемы в жизни общества и значения приобретения студентом социологических навыков исследования социальных проблем.

Цель изучения темы представляет собой краткую формулировку результата, который студент планирует получить по завершении самостоятельной работы над заданием в целом. Цель изучения темы указывается одна, она сформулирована во второй, исследовательской части задания.

Задачи изучения темы представляют собой планируемые этапы, выполнение которых позволяет студенту достичь цели изучения выбранной темы (ознакомление с литературой, сбор материала, разработка плана, анализ и обобщение информации).

В теоретической части работы определяются основные понятия, использующиеся в описании социального объекта, социальной проблемы, раскрывается социально-экономическое содержание анализируемых явлений и процессов, а также описываются связи между ними. Качественное выполнение работы предполагает необходимость усвоения студентом системы базовых понятий курса. В теоретической части необходимо отразить основные категории рассмотренной темы, показать знания по их определению. Она может содержать несколько разделов (целесообразно от 3 до 5), которые должны иметь названия в соответствии с перечнем вопросов составленного плана написания работы.

Теоретическая часть работы должна содержать краткое изложение материала, овладение которым позволяет студенту решить сформулированные во введении задачи и достичь цели изучения темы.

Практическая (аналитическая) часть включает изложение полученных конкретных результатов исследования, проведенного студентом. Работая над избранной темой, он должен также сам собрать необходимый ему фактический материал и на основе его тщательного изучения более полно осветить тему. Студент может строить выводы, обобщения, только опираясь на социальные факты. Вторая часть заданий (см. Раздел 2) предполагает выработку умения отыскать в потоке информации необходимые сведения, идеи, факты, соответствующие выбранной теме изучения. С этой целью студент использует периодические издания по социологии, содержащие данные социологических исследований, постановку и описание социальных проблем российского общества, конкретного региона, города. Необходимые периодические издания указаны в списке рекомендуемой литературы. Студент должен из указанных периодических изданий (за последние 3-4 года) выбрать не менее трех работ, которые содержат эмпирический материал конкретных социологических исследований. Проанализировать содержание этих материалов, использовать в контрольной работе эмпирические данные для подтверждения теоретического материала и обоснованности работы по данной теме. Обязательно указать авторов, названия статей и журнала, номер, исследуемые автором вопросы.

Заключительная часть (заключение) служит для подведения итога работы и изложения ее результатов. В заключительной части следует очень кратко (на одной - двух страницах) обобщить и сформулировать общие выводы работы, полученные в результате проведенного исследования, может быть высказано личное мнение. Выводы необходимо писать четко, сжато и конкретно. Уместно выделить каждый вывод в отдельный пронумерованный абзац.

Список использованной литературы источников помещается в конце работы на отдельной странице после заключения. В список можно включить или всю использованную литературу, или только ту, на которую автор ссылается. Список использованных источников должен включать, как, правило, социологическую литературу. Обычно список включает не менее пяти и не более десяти библиографических описаний литературы; список имеет единую нумерацию, по которой приводятся соответствующие ссылки в тексте работе. Литература располагается в алфавитном порядке по фамилии автора. Указания источников приводится с соблюдением общепринятых библиографических правил оформления (автор, название работы, место (город), издательство и год издания). Для журнальных статей – автор статьи, название журнала, год, номер, страницы.

Например:

1. Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: АкадемПроект, 2008.

2. Карцева Л.В., Шабалина Ю.В. Социология культуры: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2009.

3. Социология: учебник / Под ред. Д.В. Иванова – М.: Высшее образование, 2007.

4. Титов В.Н. О формировании прессой образа этнического иммигранта (взгляд социолога) // Социологические исследования. – 2007. – № 11. – с. 39.

5. Ярская - Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. – 2002. - № 4. – с. 41.

 

Список использованных источников и литературы – важная составляющая часть контрольной работы. Он отражает степень изученности автором данной проблемы. Это должны быть лучшие, наиболее авторитетные, новейшие издания (последних пяти - шести лет).

В приложении могут помещаться выдержки из официальных документов, большие таблицы, взятые из источников или составленные автором, схемы и т.д.

Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно. Недопустимо механическое (без оформления в качестве цитаты) переписывание материала из первоисточников. Выявив нарушение этого требования, преподаватель возвращает представленный вариант работы для повторного написания. При использовании цитат, положений и мыслей других авторов необходимо делать ссылки на их произведения после цитат (положений), указав в квадратных скобках порядковый номер источника в соответствии со списком литературы и страницы публикаций, например: [4, с. 38-41].

Тема контрольной работы считается раскрытой, если в ней логически верно – в предусмотренной планом последовательности с привлечением рекомендованной литературы, эмпирических данных – охарактеризованы все основные вопросы плана.

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Титульный лист содержит название учебного заведения – Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, название кафедры «Социология», дисциплины «Социология», полное название темы контрольной работы, фамилию и инициалы студента, специальность, курс, номер группы, фамилию и инициалы, ученую степень, ученое звание преподавателя, проверяющего контрольную работу, указание города и года (см. Приложение 1).

На первом листе приводится оглавление работы с указанием названий разделов и страниц. На последующих страницах идет изложение содержания контрольной работы.

В процессе написания контрольной работы студент должен приобрести навыки правильного его оформления. Работа должна быть написана грамотно, четко и разборчиво с выделением абзацев. Абзацы должны содержать текст, отражающий определенную мысль. Недопустимо, когда абзац состоит из одного короткого предложения или, напротив, очень обширен (на страницу).

Писать работу следует научным литературным языком, в безличной форме, избегая местоимения «я».

Текст реферата печатается на стандартных листах бумаги формата А4 (размер 210-297мм) с одной стороны. Допускается рукописное написание (четким почерком), дизайнерское оформление титульного листа и текста. Шрифт 14, размер полей: сверху и снизу по 20мм, с правой стороны – 10 мм, с левой 20мм. Все страницы нумеруются по центру сверху. Объем реферата должен составлять, примерно, 20-25 листов печатного текста, через 1,5 интервала.

Не допускается оформление чернилами разных цветов, использование сокращений, зачеркивание отдельных слов и предложений. Особое внимание следует обратить на правильность цитирования и привидения фактического материала. На каждую цитату, цифру, факт должно приводиться их обоснование – библиографическая ссылка.

Студенту следует избегать наиболее типичных недостатков, которые имеют место при выполнении контрольных работ:

- дословное переписывание разделов учебников, монографий, статей;

- чрезмерная загруженность цитатами, примерами без достаточного анализа и выводов;

- несоответствие какой-либо составной части работы;

- неправильное оформление работы, когда в тексте не выделяются пункты плана, отсутствуют необходимые ссылки на источники, не нумеруются страницы.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

а) основная литература:

1. Бельский В.Ю. Социология для юристов: учебное пособие / В.Ю. Бельский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

2. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – 4-е издание. – М.: Дашков и К, 2010.

3. Волков Ю.Г., Нечипуренко М.А., Самыгин С.И. Социология: история и современность: учебное пособие / Ю.Г. Волков, М.А. Нечипуренко, С.И. Самыгин; отв. Ред. Ю.Г. Волков. – 2-е издание. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М, 2009.

5. Костин Р.А., Давыдов С.А. Социология: учебное пособие / Р.А. Костин, С.А. Давыдов. – СПб.: Издательство СПбГУСЭ, 2008.

6. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Академ Проект, 2008.

7. Социология: учебник / Под редакцией В.Н. Лаврененко. – 3-е издание. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

 

б) дополнительная литература:

1. Аверин А.Н. Социальная структура общества: учебное пособие / А.Н. Аверин. – М.: Альфа М, 2006.

2. Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. – М.: Юрист, 1999.

3. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П. Гавра. – СПб.: СПбГУ, 1995.

4. Гидденс Э. Социология: курс лекций / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал, 2005.

5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: ЦСП и М, 2010.

6. Граждан В.Д. Социология управления / В.Д. Граждан. – 2-е издание. – М.: КНОРУС, 2009.

7. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: очерк политической свободы / Р. Дарендорф. – М.: РОССПЭН, 2002.

8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие. 4-е издание / И.Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2006.

9. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: лекции / А.В. Дмитриев. – СПб.: СПбГУП, 2011.

10. Добреньков В.Н. Методы социологического исследования: учебник / В.Н. Добреньков А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2008.

11. Зборовский Г.В., Костина Н.Б. Социология управления: учебное пособие / Г.В. Зборовский, Н.Б. Костина. – М.: Гардарики, 2008.

12. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008.

13. Ирхин, Ю.В. Социология культуры: учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Экзамен, 2006.

14. Карцева Л.В., Шабалина Ю.В. Социология культуры: учебное пособие. 2-е издание / Л.В. Карцева, Ю.В. Шабалина. – М.: Дашков и К, 2009.

15. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. – 2-е издание: учебник / Т.Н. Кильмашкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

16. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: РГИУ, 2000.

17. Лисовский В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУ, 1996.

18. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. – М.: АСТ хранитель, 2006.

19. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня / А.В. Мудрик. – М.: МПСИ, 2006.

20. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Аспект Пресс, 1994.

21. Сметана В.В. Социальные организации. Структура, виды, организационная культура / В.В. Сметана. – М.: Альпина Бизнес Баркс, 2007.

22. Соломатина Е.Н. Социология конфликта / Е.Н. Соломатина. – М.: Академ Проект, 2011.

23. Сорокин П.А. Общественный учебник социологии / П.А. Сорокин. – М.: Мысль, 1994.

24. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М.: Мысль, 1992.

25. Социология семьи: учебник / Под редакцией А.И. Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2007.

26. Титаренко Л.Г. Социология общественного мнения: курс лекций / Л.Г. Титаренко. – М.: БГУ, 2011.

27. Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность / Н.Е. Тихонова. – М.: Альфа-М, 2009.

28. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения / Дж. Цаллер. – М.: ФОМ, 2004.

29. Шалак В.И. Современный контент–анализ / В.И. Шалак. – М.: Омега-Л, 2004.

30. Шкаратан О.И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России / О.И. Шкаратан. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.

31. Яковлев А.И. Политическая социология: учебное пособие / А.И. Яковлев. – М.: Дашков и К, 2009.

32. Яковлев А.И. Политическая социология: учебное пособие / А.И. Яковлев. – 2-е издание. – М.: Дашков и К, 2010.

33. Яковлев А.М. Социальная структура общества: учебник / А.М. Яковлев. - М.: Экзамен, 2003.

34. Яковлев А.М. Социальная структура общества: учебник / А.М. Яковлев. – М.: Экзамен, 2003.

 

Периодические издания:

1. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы.

2. Общественные науки и современность.

3. Социальные проблемы.

4. Социологический журнал.

5. СОЦИС (Социологические исследования).

 

 

Приложение 1

Образец оформления титульного листа курсовой работы.

 

14 кегель: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 

12 кегель: Институт социологии и управления социальными процессами

 

12 кегель: Кафедра «Социология»

 

 

16 кегль: Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

 

14 кегль: Название темы

 

12 кегль: Выполнил: студент

1 курса специальности 100100

 

(фамилия, имя, отчество – полностью)

 

Проверил:

 

__________________________________________________ (должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)

 

Санкт-Петербург

 

Приложение 2

Образец оформления «Списка использованной литературы»

 

1. Книги одного, двух, трех авторов:

Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарика, 2002.

2. Коллективные монографии, сборники:

Новое поколение предпринимателей и менеджеров / Под ред. Т.И. Заславской. – М., 2005.

3. Журнальные статьи:

Шабанов М.А. Новое поколение российского бизнес-сообщества: особенности профессионализма и адаптации// Социологические исследования. – 2006. – №12. – С. 97-100.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.036 с.)