Техникум геодезии и картографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техникум геодезии и картографии



Техникум геодезии и картографии

УТВЕРЖДАЮ

Зам. декана по учебной работе

______________(Т.М.Жмуренко)

«____» ___________ 2009 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

методические рекомендации по выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения специальностей

Аэрофотогеодезия», 020501 – «Картография»

 

 

Рассмотрен на заседании кафедры общеобразовательных, гуманитарных, социально- экономических и естественно - научных дисциплин.

Протокол №___ от «_____» 2009 года

Зав. кафедрой __________(Трубина Т.А.)

 

 

Составила преподаватель общественных и правовых дисциплин: Трубина Т.А.

 

Санкт – Петербург

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для студентов заочной формы обучения согласно учебному плану предусматривается написание контрольной работы, которая является необходимым этапом учебного процесса.

Контрольная работа - это одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе. Цель контрольной работы - приобщить студентов к систематической самостоятельной работе, содействовать совершенствованию владения ими родным языком, умению общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, и тем самым оказать максимальную помощь будущим специалистам в повышении уровня речевой культуры, формировании коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения, расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа, формированию умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.

Свободное владение литературным русским языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности.

 

Контрольная работа разработана в строгом соответствии с логикой ключевых положений и основных вопросов, предложенной в программе курса «Русский язык и культура речи», разделы которого включают:

- нормы литературного языка;

- фонетические нормы;

- нормы русской лексики и орфоэпии;

- грамматические нормы;

- стилистические нормы.

Варианты контрольной работы разработаны с учетом рассмотрения и анализа двух основных аспектов современной речевой культуры: нормативного и коммуникативного, и заданиями с целью закрепления знаний и самопроверки.

 

- 1 –

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВАРИАНТ 1.

  1. Перечислите и охарактеризуйте функции русского языка.
  2. Отметьте особенности в использовании А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума» средств речевой характеристики Скалозуба и Молчалина.
  3. Составьте словосочетания с приведенными словами в их различных значениях, зависящих от ударения:

Атлас, видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки.

 

ВАРИАНТ 2.

1. Раскройте значение и признаки литературного языка.

2. Найдите в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» примеры речевой характеристики героев. Что говорит читателю о герое его речь?

3. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих прилагательных. Составьте словосочетания, иллюстрирующие эти различия:

Грамотен – грамотный; велик – великий; должен – должный; глух – глухой; дорог – дорогой; благодарен – благодарный; свободный – свободен; обязан – обязанный; готов – готовый; широкий – широк; больной - болен; виноват – виноватый.

ВАРИАНТ 3.

1. Назовите и охарактеризуйте основные нормы литературного языка.

2. Подберите из журналов и газет и запишите 10 примеров употребления существительных, обозначающих профессии мужчин и женщин.

3. Объясните значение предложенных устойчивых сочетаний. Составьте с ними предложения:

вариться в собственном соку; семи пядей во лбу; рыльце в пуху; ни в одном глазу; бельмо на глазу; на верху блаженства; лежать на боку; росинка во рту; написано на роду.

- 2 –

ВАРИАНТ 4.

  1. Что изучает стилистика? От чего зависит разделение литературного языка на стили?
  2. Составьте и напишите два объявления: одно- о предстоящем профсоюзном собрании коллектива, другое- о новогоднем вечере.
  3. Найдите слова, которые начинаются и заканчиваются одним и тем же звуком. Подтвердите вывод в виде транскрипции:

амазонка, вновь, колобок, лелеял, набекрень, охотно, склеились, таять, шалаш, явный, автономия.

 

ВАРИАНТ 5.

  1. Что изучает культура речи?
  2. Прочтите повесть А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка» и проследите за тем, какова речь Лизы- Акулины. Найдите сцену свидания, на которой героиня была близка к тому, чтобы выдать свою тайну. Опишите, почему это произошло.
  3. Приведите примеры слов, различающихся только твердым или мягким

согласным, продолжая цепочку слов: угол- уголь ……………

ВАРИАНТ 6.

  1. Перечислите и охарактеризуйте стили речи, которые вы знаете. Чем отличаются стили речи?
  2. Составьте и напишите протокол собрания трудового коллектива вашей организации, учреждения, предприятия.
  3. Поставьте ударение в причастиях:

ВАРИАНТ 7.

  1. Определите и раскройте сферу использования разговорного стиля речи.

Какие сферы жизни обслуживает разговорный стиль?

  1. Что означает первая часть слова ультра-? В каких словах она

встречается?

  1. Вставьте где необходимо – ъ -:

об(?) яснение; с(?) естное; об(?) ект; об(?) ятие; тех(?) этажный; сверх(?) естественный; с(?) экономить; с(?) узить; под(?) ем; в(?) едливый; с(?) ежиться; без(?)языкий; пред(?) явить; кино(?) емка.

 

ВАРИАНТ 8.

  1. Охарактеризуйте сферу применения научного стиля речи, его роль в жизни общества.
  2. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам. Составьте предложения с заимствованными словами и их синонимами русского происхождения. Мотивируйте в каждом случае оправданность своего выбора:

аномалия, спонтанный, реанимация, деградация, дилетант, тенденциозность, раритет, толерантный, цитадель, электорат, беспрецедентный, киллер, девальвация, легитимный, презентация, эксклюзивный, вариативный.

  1. Поставив в словах ударение, определите, какая буква пишется в корне:

сц…пление; пац…фист; ц…коль; ц…ллулоид; ц…ментный; ц…тата; ц…пенеть; зац…нтрованный; ц…лина.

 

 

- 4 –

ВАРИАНТ 9.

  1. Какие сферы общественной жизни обслуживает официально- деловой стиль?
  2. Определите значение крылатых выражений:

Ахиллесова пята; гадкий утенок; дело давно минувших дней; мещанин во дворянстве; нищие духом; от великого до смешного один шаг; перейти Рубикон; пришел, увидел, победил; яблоко раздора.

  1. Поставьте ударение в глагольных формах:

Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, снято, сняли; заняла, заняло, заняли; поняла, поняло, поняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались, прибыла, прибыло, прибыли.

ВАРИАНТ 10.

  1. Каковы задачи публицистики? Перечислите и охарактеризуйте известные вам жанры публицистической речи.
  2. Используя приведенные слова, составьте словосочетания «существительное + прилагательное». Прилагательное подберите самостоятельно. Образец: дорогое боа; огромный шипманзе …….:

авеню; аэрозоль; бандероль; безе; боржоми; бра; буржуа; вуаль; галифе; домишко; жюри; иваси; какаду; кольраби; кафе; леди; лосось; меню; мозоль; мокко; пемоксоль; пенальти; пони; портмоне; салями; тюль; фламинго; фойе; фрау; шампунь; цеце.

  1. Определите место ударения в приведенных словах (на основе или на окончании):

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполняя контрольную работу, студент должен не только разобраться в материале, выявить интересующие закономерности, но и грамотно оформить текст контрольного задания. Поэтому целью данных методических рекомендаций является оказание помощи студентам в грамотном оформлении контрольной работы.

При подготовке контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования (формальные и содержательные), от которых зависит качество работы. Содержание контрольной работы должно строго соответствовать варианту.

Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения. Объем определяется сложностью и характером вопросов и заданий, но он не должен быть меньше 10 - 15 страниц. Страницы следует пронумеровать и оставить поля для возможных замечаний преподавателя, а в конце контрольной работы необходимо оставить место для оценки и общих выводов по выполненной работе. Структура контрольной работы:

- титульный лист;

-оглавление (содержание);

-основная часть;

-список использованной литературы.

На титульном листе указывают: наименование учебного заведения, вариант контрольной работы, курс и группа, фамилия, имя и отчество студента. Образец титульного листа приведен в приложении.

Оглавление (содержание) включает наименование всех разделов работы с указание номера страниц, с которых начинаются эти элементы. Образец оформления оглавления (содержания) приведен в приложении.

Основная часть должна включать несколько подразделов (ответов на вопросы или выполнение задания). Каждый вопрос или задание необходимо рассматривать отдельно, выделяя его в самостоятельную рубрику. Ответы на вопросы должны быть конкретны, исключая предположения, точно отвечать нормам законодательства Российской Федерации, логичны, по теме, с выводами и обобщением.

Список литературы оформляют в соответствии с правилами библиографического описания. Необходимо указать следующие сведения: Ф.И.О. автора, наименование работы, место и год издания, объем (количество страниц для книги, для статьи - указать, с какой по какую страницу

- 8 -

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Факультет среднего профессионального образования –

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Санкт – Петербург

- 9 –

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ЗАДАНИЕ 1: Перечислите и раскройте функции русского языка………………………3-7

ЗАДАНИЕ 2: Отметьте особенности в использовании А.С. Грибоедовым в комедии

«Горе от ума» средств речевой характеристики Скалозуба и Молчалина........................8-11

ЗАДАНИЕ 3: Составьте словосочетания с приведенными словами в их различных значениях, зависящих от ударения: атлас; видение; кирка; хаос; ледник; характерный; острота; рожки ……………………………………………………...………… 12-15

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………16-17

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники, учебные пособия и научные работы, словари

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов- н/Д., 2005 (или другие издания).

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.- М., 2006.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб., доп. – М.: Русский язык, 2008.

4. Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева.- М., 1998.

5. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия.- М.,1989.

6. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно.- СПб., 2000.

7. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык, 1993.

8. Большой словарь иностранных слов.- М.:ЮНВЕС, 1999.

9. Большой толковый словарь русского языка.- СПб.: Норинт, 1998.

10. Душенко К.В. Словарь современных цитат.- М.: Аграф, 1997.

11. Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь.- СПб., РАН, 1996.

12. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение.- М.: Русский язык, 1994.

13. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Русский язык, 1993.

14. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов /А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк.- М.: Высш. шк.; С- Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

15. Герасименко Н.А. Русский язык: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

16. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник.- СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2005.

 

 


 

 

техникум геодезии и картографии

УТВЕРЖДАЮ

Зам. декана по учебной работе

______________(Т.М.Жмуренко)

«____» ___________ 2009 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.035 с.)