Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техникум геодезии и картографии
Техникум геодезии и картографии УТВЕРЖДАЮ Зам. декана по учебной работе ______________(Т.М.Жмуренко) «____» ___________ 2009 г. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальностей Аэрофотогеодезия», 020501 – «Картография»
Рассмотрен на заседании кафедры общеобразовательных, гуманитарных, социально- экономических и естественно - научных дисциплин. Протокол №___ от «_____» 2009 года Зав. кафедрой __________(Трубина Т.А.)
Составила преподаватель общественных и правовых дисциплин: Трубина Т.А.
Санкт – Петербург
ВВЕДЕНИЕ Для студентов заочной формы обучения согласно учебному плану предусматривается написание контрольной работы, которая является необходимым этапом учебного процесса. Контрольная работа - это одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе. Цель контрольной работы - приобщить студентов к систематической самостоятельной работе, содействовать совершенствованию владения ими родным языком, умению общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, и тем самым оказать максимальную помощь будущим специалистам в повышении уровня речевой культуры, формировании коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения, расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа, формированию умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения. Свободное владение литературным русским языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности.
Контрольная работа разработана в строгом соответствии с логикой ключевых положений и основных вопросов, предложенной в программе курса «Русский язык и культура речи», разделы которого включают: - нормы литературного языка; - фонетические нормы;
- нормы русской лексики и орфоэпии; - грамматические нормы; - стилистические нормы. Варианты контрольной работы разработаны с учетом рассмотрения и анализа двух основных аспектов современной речевой культуры: нормативного и коммуникативного, и заданиями с целью закрепления знаний и самопроверки.
- 1 –
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ВАРИАНТ 1.
Атлас, видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки.
ВАРИАНТ 2. 1. Раскройте значение и признаки литературного языка. 2. Найдите в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» примеры речевой характеристики героев. Что говорит читателю о герое его речь? 3. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих прилагательных. Составьте словосочетания, иллюстрирующие эти различия: Грамотен – грамотный; велик – великий; должен – должный; глух – глухой; дорог – дорогой; благодарен – благодарный; свободный – свободен; обязан – обязанный; готов – готовый; широкий – широк; больной - болен; виноват – виноватый. ВАРИАНТ 3. 1. Назовите и охарактеризуйте основные нормы литературного языка. 2. Подберите из журналов и газет и запишите 10 примеров употребления существительных, обозначающих профессии мужчин и женщин. 3. Объясните значение предложенных устойчивых сочетаний. Составьте с ними предложения: вариться в собственном соку; семи пядей во лбу; рыльце в пуху; ни в одном глазу; бельмо на глазу; на верху блаженства; лежать на боку; росинка во рту; написано на роду. - 2 – ВАРИАНТ 4.
амазонка, вновь, колобок, лелеял, набекрень, охотно, склеились, таять, шалаш, явный, автономия.
ВАРИАНТ 5.
согласным, продолжая цепочку слов: угол- уголь …………… ВАРИАНТ 6.
ВАРИАНТ 7.
Какие сферы жизни обслуживает разговорный стиль?
встречается?
об(?) яснение; с(?) естное; об(?) ект; об(?) ятие; тех(?) этажный; сверх(?) естественный; с(?) экономить; с(?) узить; под(?) ем; в(?) едливый; с(?) ежиться; без(?)языкий; пред(?) явить; кино(?) емка.
ВАРИАНТ 8.
аномалия, спонтанный, реанимация, деградация, дилетант, тенденциозность, раритет, толерантный, цитадель, электорат, беспрецедентный, киллер, девальвация, легитимный, презентация, эксклюзивный, вариативный.
сц…пление; пац…фист; ц…коль; ц…ллулоид; ц…ментный; ц…тата; ц…пенеть; зац…нтрованный; ц…лина.
- 4 – ВАРИАНТ 9.
Ахиллесова пята; гадкий утенок; дело давно минувших дней; мещанин во дворянстве; нищие духом; от великого до смешного один шаг; перейти Рубикон; пришел, увидел, победил; яблоко раздора.
Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, снято, сняли; заняла, заняло, заняли; поняла, поняло, поняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались, прибыла, прибыло, прибыли. ВАРИАНТ 10.
авеню; аэрозоль; бандероль; безе; боржоми; бра; буржуа; вуаль; галифе; домишко; жюри; иваси; какаду; кольраби; кафе; леди; лосось; меню; мозоль; мокко; пемоксоль; пенальти; пони; портмоне; салями; тюль; фламинго; фойе; фрау; шампунь; цеце.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Выполняя контрольную работу, студент должен не только разобраться в материале, выявить интересующие закономерности, но и грамотно оформить текст контрольного задания. Поэтому целью данных методических рекомендаций является оказание помощи студентам в грамотном оформлении контрольной работы.
При подготовке контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования (формальные и содержательные), от которых зависит качество работы. Содержание контрольной работы должно строго соответствовать варианту. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения. Объем определяется сложностью и характером вопросов и заданий, но он не должен быть меньше 10 - 15 страниц. Страницы следует пронумеровать и оставить поля для возможных замечаний преподавателя, а в конце контрольной работы необходимо оставить место для оценки и общих выводов по выполненной работе. Структура контрольной работы: - титульный лист; -оглавление (содержание); -основная часть; -список использованной литературы. На титульном листе указывают: наименование учебного заведения, вариант контрольной работы, курс и группа, фамилия, имя и отчество студента. Образец титульного листа приведен в приложении. Оглавление (содержание) включает наименование всех разделов работы с указание номера страниц, с которых начинаются эти элементы. Образец оформления оглавления (содержания) приведен в приложении. Основная часть должна включать несколько подразделов (ответов на вопросы или выполнение задания). Каждый вопрос или задание необходимо рассматривать отдельно, выделяя его в самостоятельную рубрику. Ответы на вопросы должны быть конкретны, исключая предположения, точно отвечать нормам законодательства Российской Федерации, логичны, по теме, с выводами и обобщением. Список литературы оформляют в соответствии с правилами библиографического описания. Необходимо указать следующие сведения: Ф.И.О. автора, наименование работы, место и год издания, объем (количество страниц для книги, для статьи - указать, с какой по какую страницу - 8 - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» Факультет среднего профессионального образования – КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Санкт – Петербург - 9 –
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДАНИЕ 1: Перечислите и раскройте функции русского языка………………………3-7 ЗАДАНИЕ 2: Отметьте особенности в использовании А.С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума» средств речевой характеристики Скалозуба и Молчалина........................8-11 ЗАДАНИЕ 3: Составьте словосочетания с приведенными словами в их различных значениях, зависящих от ударения: атлас; видение; кирка; хаос; ледник; характерный; острота; рожки ……………………………………………………...………… 12-15 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………16-17
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Учебники, учебные пособия и научные работы, словари
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов- н/Д., 2005 (или другие издания). 2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.- М., 2006. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб., доп. – М.: Русский язык, 2008. 4. Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева.- М., 1998. 5. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия.- М.,1989. 6. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно.- СПб., 2000. 7. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык, 1993. 8. Большой словарь иностранных слов.- М.:ЮНВЕС, 1999. 9. Большой толковый словарь русского языка.- СПб.: Норинт, 1998. 10. Душенко К.В. Словарь современных цитат.- М.: Аграф, 1997. 11. Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь.- СПб., РАН, 1996. 12. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение.- М.: Русский язык, 1994. 13. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Русский язык, 1993. 14. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов /А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк.- М.: Высш. шк.; С- Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 15. Герасименко Н.А. Русский язык: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. 16. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник.- СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2005.
техникум геодезии и картографии УТВЕРЖДАЮ Зам. декана по учебной работе ______________(Т.М.Жмуренко) «____» ___________ 2009 г.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.035 с.) |