Тема 11. Педагогические технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Педагогические технологии



(тема для самостоятельного осмысления)

1. Понятие педагогических технологий.

2.Характеристика общих форм организации учебной деятельности.

3. Инновационные педагогические технологии: определение понятия и составляющие.

Ключевые понятия

Педагогические технологии, традиционные технологии, инновационные технологии, личностный подход, акмеологический подход, деловая игра.

Контрольные вопросы

· Понятие педагогических технологий.

· Охарактеризуйте традиционные педагогические технологии: определение и особенности.

· Обозначьте особенности общих формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские и практические занятия, зачет и экзамен, факультативные занятия.

· Как вы представляете понятие «инновационные педагогические технологии»?

· Определите составляющие инновационных педагогических технологий (личностный подход, фундаментальность, личностное начало, сущностный и акмеологический подход, синтез технической и гуманитарной культур, использование деловых игр и информационных технологий).

Проблемные вопросы

1. Обучающая игра, как известно, является одной из составляющих инновационных педагогических технологий. Центральным моментом обучающей игры является моделирование или имитация. Модель – это условный образ в виде описания, плана, графика, процесса или явления. А примерами могут служить описания деятельности руководителей.

Предлагаемые ниже варианты анализа конкретных ситуаций (АКС) способствуют закреплению знаний о сущности конфликта, развитию навыка и умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Ситуация 1

Между двумя вашими коллегами возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию. Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации:

А. Вы должны пресечь конфликт на работе, а разрешать конфликтные взаимоотношения – это их личное дело, улаживаемое в неслужебное время.

Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте сотрудников отдела кадров и социального развития.

В. Прежде всего лично попытаетесь разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих сторон, и попытаться через него воздействовать на них.

Ситуация 2

Вы недавно начали работать начальником отдела на крупном промышленном предприятии. Еще не все сотрудники знают вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, вы увидели трех сотрудников вашего отдела, которые о чем-то беседуют, не обращая на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите ту же картину. Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации:

А. Остановитесь и дадите понять сотрудникам, что вы новый начальник одела. Вскользь заметите, что их беседа затянулась и пора браться за работу.

Б. Поинтересуетесь, о чем идет разговор. Затем представитесь и спросите, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложите пройти на рабочее место.

В. Представитесь, поинтересуетесь их загруженностью работой. Возьмете на заметку этих сотрудников.

Ситуация 3

Ваш подчиненный игнорирует ваши советы и указания, не обращая внимания на замечания. Как вы поступите с подчиненным? Свой ответ обоснуйте.

А. Выясните мотивы упорства и их несостоятельность, осуществите административные меры.

Б. Постараетесь вызвать его на откровенный разговор и настроить на деловые отношения.

В. Обратитесь к коллективу с целью принятия мер общественного воздействия.

Г. Попытаетесь разобраться в том, не делаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с ним, а потом решите, как поступить.

 

Вопросы к зачету по курсу «Психология и педагогика»

1. Психология как наука. Задачи психологии и ее место в системе наук.

2. Структура современного психологического знания. Связь психологии с другими науками.

3.Методы психологического исследования.

4. Общее понятие о психике. Возникновение сознания человека.

5. Психика и сознание. Структура сознания и его основные характеристики.

6. Сознательное и бессознательное в психике и поведении человека.

7. Проблема личности в психологии. Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность».

8. Соотношение биологического и социального в человеке. Психологическая структура личности.

9. Общая характеристика зарубежных психологических теорий (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая и когнитивная психологии).

10. Потребности как источник активности личности. Классификация и характеристика их видов.

11. Направленность личности. Характеристика понятий «интерес», «убеждения», «цели», «идеалы» личности.

12. Мотивы личности. Виды мотивов.

13. Понятие деятельности. Соотношение понятий «деятельность», «активность», «поведение».

14. Характеристика деятельности, ее структурные компоненты. Профессиональная деятельность специалиста.

15. Когнитивные (познавательные) процессы: характеристика и особенности.

16. Понятия эмоций и чувств.

17. Воля. Признаки волевого акта.

18. Эмоционально-волевая регуляция в профессиональной деятельности специалиста. Аффект. Стресс.

19. Темперамент: основные типы и их характеристика.

20. Характер: определение, типология.

21. Способности: определение, характеристика основных способностей. Талант. Гениальность.

22. Межличностное общение. Вербальное и невербальное общение. Приемы установления эффективных межличностных отношений.

23. Предмет педагогики. Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение.

24. Общие принципы дидактики. Отрасли педагогического знания.

25. Цели и идеалы образования и воспитания.

26. Средства и методы педагогики. Педагогические методы в профессиональной деятельности специалиста.

27. Педагогические идеи Я.А.Коменского.

28. Педагогические идеи К.Д.Ушинского.

29. Принципы семейного воспитания.

30. Основные типы родительского поведения.

31. Основные формы обучения.

32. Характеристика инновационных технологий.

Методические рекомендации для подготовки реферата по курсу

«Психология и педагогика»

В ходе изучения курса студенты должны написать не менее одного реферата по предложенной тематике. Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу на избранную тему на основе изученных психологических и педагогических источников (монографий, статей, брошюр) объемом 12 машинописных страниц (14 пт Times New Roman, 1,5 интервала). Обязательным требованием к оформлению реферата являются постраничные сноски и грамотно оформленные цитаты.

Реферат должен состоять из введения, основной (один-два вопроса) и заключительной частей. Работа над рефератом включает в себя выбор темы, предварительное изучение литературы, составление плана, формулирование выводов, написание и оформление реферата. В конце реферата приводится список литературы по изученной студентом проблеме и, при необходимости, приложения (схемы, графики, таблицы, фотографии и т.п.).

Все формы учебной работы студента - семинары, практические занятия, написание рефератов - требуют достаточно напряженной самостоятельной работы. Без нее усвоение курса не будет эффективным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.009 с.)