Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль психофизического состояния человека в проблеме безопасностиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Безопасность деятельности человека на производстве обеспечивается разработкой мер защиты от опасностей в системе «человек — машина — производственная среда». Каждая из подсистем подвержена определенным опасностям, которые в сумме формируют все опасности в этой системе. Любая деятельность подразумевает ряд обязательных психических процессов и функций, которые обеспечивают достижение необходимого результата. Важнейшие из них — это внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, общение. Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека играют важную роль. Психологические состояния отличаются разнообразием и временным характером. Психология — это наука о психологическом отражении действительности в процессе деятельности человека. Выделяют психологию труда, инженерную психологию, психологию безопасности. Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности, инженерная психология — процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. Объектом психологии безопасности труда как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности. Наибольший интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения и самозащиты, часто становятся причиной собственных травм? Опыт свидетельствует, что основу аварийности и травматизма (до 60—90% случаев) часто составляют не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки в области безопасности, пренебрежение правилами безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т.д. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Они выражаются в утрате живости, координации действий и других отрицательных действиях. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.
Тормозной тип эмоционального поведения человека проявляется в полной заторможенности его действий, возникающих в необычных и ответственных ситуациях. Возбудимый тип психического напряжения — это сложный биоэлектрический процесс, состоящий из множества сигналов-импульсов, приводящих в действие клетки и органы человека. Особые психические состояния возможны у специалистов (операторов). Эти психические состояния не являются постоянными, но, возникая спонтанно или под влиянием различных факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний выделяют пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков). Пароксизмальные состояния — расстройства различного происхождения (эпилепсия, обмороки и др.), характеризующиеся кратковременной (от секунды до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судороги. В операторской деятельности пароксизмальные состояния могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, строителей и т.п. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявить лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям. Психогенные изменения и эффектные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Плохое настроение и апатия могут длиться от нескольких часов до 1—2 месяцев. При этом появляются безразличие, вялость, замедляются темпы мышления и т.п. Кроме того, снижается самоконтроль, что может явиться причиной травматизма. На ситуацию, воспринимаемую человеком как обидную, возможны следующие реакции: • конфликт — реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя одновременными потребностями, например, конфликт между безопасностью и удобством, безопасностью и гордостью и пр. Необходимо учить работников умению выбирать оптимальный, а не легкий вариант, который не обеспечивает безопасности;
• неудовлетворенность — состояние упадка, агрессивности, жестокости, а иногда смирения — например, человек, стремящийся каким-либо способом привлечь к себе внимание, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные проступки, чтобы бросить вызов своему руководителю или заслужить чье-либо одобрение; • срыв — при повторяющихся неудачах или чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также будут проявляться смирение, пассивность, апатия, а в некоторых случаях и срыв; • тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная реакция на опасность. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Тревога не только предупреждает субъекта об опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличение опасности и др.; • страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избежания. Страх варьирует в большом диапазоне (опасение, боязнь, испуг, ужас), может быть временным, не свойственным данному человеку, или, наоборот, являться чертой его характера. Страх может быть адекватным и неадекватным степени опасности; • испуг — рефлекторный внезапный страх. Наиболее сильная степень страха — ужас, когда страхом подавляется рассудок. Осознание опасности может вызвать различные эмоциональные формы решения. Первая их форма— реакция страха — проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции отрицательно отражается на деятельности человека. Неявно выраженный страх, напротив, может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как разумный страх в виде опасения, осторожности и осмотрительности; • • паника — это страх, достигающий силы аффекта и способный навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). При панике человек допускает следующие наиболее распространенные ошибки: 1) действие не совершается, так как паническое состояние приводит к оцепенению, остолбенению от ужаса и т.д.; 2) в автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации; 3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты; 4) человек продолжает автоматически выполнять действия без каких-либо изменений, вместо того чтобы прекратить или изменить их. Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм многообразны. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части — мотивационную, ориентировочную и исполнительскую. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным и временным. Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда. Нарушение исполнительской части проявляется в невыполнении правил (инструкций, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. При нарушении любой из названных частей действий во избежание опасных ситуаций и несчастных случаев можно провести соответствующие профилактические мероприятия: мотивационные — пропаганда и воспитание, ориентировочные — обучение, отработка навыков; исполнительские — профотбор, медицинское обследование.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.008 с.) |