Прочитайте следующие тексты. Определите, к какому стилю они относятся. Обоснуйте свой ответ, выделяя характерные признаки того ли иного стиля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте следующие тексты. Определите, к какому стилю они относятся. Обоснуйте свой ответ, выделяя характерные признаки того ли иного стиля.



а) Я, Пермякова Наталья Петровна, проживающая по адресу: ул. Краснохолмская, д. 7, кв. 1, подтверждаю, что получила от Замятиной Веры Васильевны, проживающей по адресу: ул. Краснохолмская, д. 7, кв. 2, десять тысяч рублей. Обязуюсь вернуть всю сумму через месяц.

Число Подпись

 

б) Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг него по эллиптической орбите со средней скоростью 29,765 км/с на среднем расстоянии 149,6 млн километров за период, равный 365,24 средних солнечных суток.

в) Земля – это не просто геологическое образование, след какой-то космической катастрофы. На ней существует биосфера, жизненное пространство, необходимое для эволюционного процесса, венцом которого, как любим мы считать, является Человек. Однако мудрость, которую мы до сих пор не слишком убедительно проявляли, подсказывает нам, что эта биосфера и этот эволюционный процесс включают не только человека, но и другие виды, с которыми
мы можем сосуществовать и которые мы можем неразумно уничтожить. Именно неразумно, ибо взаимоотношения с окружающими нас видами обусловливают наше дальнейшее существование.

г) Земля родная! Как хороши и бескрайни твои просторы! Как глубоки реки и необозримы леса! Как богаты и щедры твои недра! И чем может человек отплатить тебе за щедрость твою, за богатство и красоту твою? Лишь одним – своей безграничной любовью, которая одна подскажет и поможет выбрать тот единственно верный путь – путь добра.

 

Выберите какой-либо предмет или явление и составьте его описание в разных стилях: учебно-научном, публицистическом и художественном.

Прочитайте и сравните следующие два текста, посвященные характеристике главного героя поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» Чичикова. Определите, к какому стилю относится каждый из них и какие характерные средства выразительности используются авторами этих текстов.

а) «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать свое почтение его сановникам» (Н. Гоголь).

б) «Ведет сюжет "Мертвых душ" Чичиков. Он связывает воедино разнообразные события и человеческие судьбы.

Павел Иванович Чичиков по своей социальной природе отличается от круга помещиков. Это человек новой, буржуазной формации – "приобретатель", хищник. Очень важно было осмыслить его характер, его внутренний мир, историческое место подобных людей в современной жизни.

Но не так легко понять этот характер. Трудно схватить даже внешний его облик. Портрет Чичикова кажется на первый взгляд несколько аморфным. Во всем умеренность и середина, безличность, начисто исключающая подлинно человеческие страсти и движение души и оставляющая простор для служения "копейке"».

(С. Машинский)

 

Практическая работа

1. а) Прочитайте следующий текст. Озаглавьте его. Сформулируйте его основную мысль. Определите его стилевую принадлежность. Отметьте различные средства выразительности, использованные в данном тексте.

б) Затем составьте и запишите свой текст, который раскрывал бы основную мысль данного текста в учебно-научном стиле. Какие языковые средства вы использовали для создания собственного текста?

«Человеку свойственно сравнивать: сравнение, сопоставление помогает познавать мир. Не задумывались ли вы, читатель, над тем, что слова похожи на звезды? Вспомните, сколько раз, бросая завороженный взгляд на ночной небосвод и отыскивая в безбрежном океане звездных мириад разные созвездия, вы убеждались, что каждой звезде отведено совершенно определенное место: с каждым днем, с каждым часом меняется положение созвездий, но положение звезд по отношению друг к другу в каждом созвездии остается все тем же, даже тогда, когда какая-то звезда погаснет.

Слова – как звезды. Они тоже по-своему светят нам, освещают наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль. Именно с помощью слов мысли и чувства одного человека становятся достоянием другого или других. Но слова светят нам не только холодным, отчужденным светом, но и жаром летнего полуденного солнца: они способны выразить все многообразие наших эмоций, настроений, нашего отношения к людям, вещам, событиям.

Слова, как и звезды, не терпят одиночества, они тоже соединяются в своеобразные "созвездия": тематические, синонимические, антонимические – да всех и не назовешь сразу. И в любой группе слово, будто звезда в созвездии, занимает строго определенное место, предназначенное ему его значением и стилистической характеристикой. И здесь нельзя не увидеть одной яркой особенности таких словесных "созвездий": исчезновение какого-то слова никак не оставляет неизменными, прежними отношения между оставшимися членами словесных групп. Ведь если слово из языка ушло, значит, остаются без изменений какой-то предмет, процесс, действие или его признак. А как же вы спросите или сообщите о предмете вашей мысли, если у вас не будет для него названия? Вот отчего вместо исчезнувшего слова язык непременно или создает новое слово, или (что, надо сказать, случается чаще) какое-то уже существующее слово берет на себя дополнительную смысловую нагрузку, то значение, в котором выступало вышедшее из употребления слово. Это, пожалуй, уже больше похоже на те отношения, что складываются между людьми, не правда ли?»

(По Н. Матвеевой)

 

2. а) Прочитайте текст, озаглавьте его, сформулируйте основную мысль, определите стилевую принадлежность.

б) Напишите свой текст-рассуждение на ту же тему, с тем же заглавием.

в) Поменяйтесь с кем-либо работами. Проверьте чужую работу, обращая внимания на стилистические ошибки: несоответствие стилю, неправильное использование слов со стилистической окраской, несоответствие языковым нормам.

 

«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Смотрите с выбором. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. Это значит, что в ней что-то существенное есть. Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, – свое время».

(Д. Лихачев)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.031 с.)