Тема: Методы педагогического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Методы педагогического исследования.



Цель: сформировать представление о методологии как «знании о знании», о специфике и уровнях методологического знания, умение оперировать методами научного исследования в педагогике; заложить фундамент методологической культуры учителя.

 

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

 

1. Общенаучные логические методы познания (анализ, синтез, абст­рагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, ана­логия).

2. Моделирование в педагогических исследованиях.

3. Методы изучения научной и методической литературы, архивных материалов.

4. Наблюдение как метод сбора информации.

5. Беседа как метод исследования.

6. Анкетирование.

7. Интервью, экспертный опрос.

8. Социометрический метод.

9. Тестирование.

10. Метод контент-анализа.

11. Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта.

12. Эксперимент в педагогическом исследовании.

13. Статистические методы.

 

 

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

Задание 1. Из предложенных ниже 10 вопросов для ответа выберите один. Запишите ответ. Подготовьтесь к публичному выступлению.

1. Этапы осуществления педагогического наблюдения?

2. Суть педагогического эксперимента?

3. В каких целях применяется эксперимент?

4. Что такое педагогическое тестирование?

5. Для каких целей в педагогике применяется анкетирование?

6. С какой целью используется социометрический метод?

7. Зачем педагогике нужны количественные методы?

8. Объясните назначение статистических методов.

9. Для каких целей применяется моделирование?

10.Что Вы знаете о новейших методах педагогических исследований?

Тезисы выступления подготовьте по следующей форме:

Тема______________________________________________

Вступление. Назначение метода (область использования)

Особенности метода _____________________________

Правила (условия) использования _______________________

Разновидности (классификация) ______________________

Недостатки (ограничения) __________________________

Задание 2. На занятии будет производиться отработка первичных умений пед. диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование на предмет выявления профессиональных интересов, склонностей, направленности, мотивации, профессионального опыта и т.д. у товарищей по группе. Подготовить соответствующий инструментарий.

 

 

Задание 3. Дополните логическую схему методов педагогического исследования.

 

Теоретические Эмпирические …………………..

 

Анализ Наблюдение Ранжирование

………………… ………………. …………………..

………………… ………………. …………………..

………………… ………………. …………………..

………………… ………………. …………………..

реферирование ……………….

конспектирование эксперимент

опыт

 

Задание 4. Проанализировав основные педагогические термины и понятия, попробуйте применить свои знания при анализе практических ситуаций.

Ситуация 1 Учительница перешла работать в новую школу. Ее назначили классным руководителем 5-го класса. Необходимо изучать детей. Решила пойти с ними в воскресный день в поход в лес. Взяли рюкзаки, ведра, кастрюли, палатки и все необходимое для однодневного похода. Уставшие, но радостные возвратились ребята домой. Многое узнала о своих воспитанниках и учительница.

Какой метод педагогических исследований могла применить учительница?

Ситуация 2 В школу пришла молодая учительница русского языка, ее назначили классным руководителем 7-го класса. До начала учебного года оставалось 2 недели. Она решила познакомиться со своими будущими воспитанниками, чтобы 1 сентября встретиться с ними как со старыми знакомыми. Попросила классный журнал 6-го класса, личные дела. Внимательно познакомилась с личным делом каждого ученика, особенно вчитывалась в характеристики. Посмотрела текущую и итоговую успеваемость по журналу. И хотя не видела ребят, но в ее воображении рисовался образ почти каждого ребенка.

Какой метод научно-педагогического исследования применила учительница?

Ситуация 3 Накануне второго полугодия классный руководитель 9-го класса попросил ответить учеников на вопросы анкеты:

1. Какой учебный предмет вас больше всего интересует?

2. Как вы используете свое свободное время?

3. Каким видом искусства вы увлекаетесь?

4. Какие книги вы прочитали за последние полгода и с какими произведениями хотели бы познакомиться?

5. Каким видом деятельности помимо учебы вы занимаетесь?

С какой целью была проведена эта анкета?

Ситуация 4 Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен имел дефекты речи - шепелявил. Над ним смеялись, не слушали его речей. К.С. Станиславский в детстве отличался исключительной неловкостью, был неуклюж и косноязычен: он даже не помышлял быть актером. Исаак Ньютон в детстве был слабоуспевающим учеником.

 

Задание 5. Напротив задачи в квадратик поставьте цифру из установленной Вами последовательности. Установите логику научно-педагогического исследования.

□ Выработка практических рекомендаций.

□ Организация и проведение преобразующего эксперимента.

□ Построение гипотезы исследования, которую предстоит доказать.

□ Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, формулирование целей.

□ Выбор методологии - исходной концепции, опорных теорети­ческих положений, предполагаемых результатов исследования.

□ Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента, установление предмета исследования.

□ Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

 

Задание 6. Впишите пропущенные слова в предложениях.

1. Отражение противоречия между знаниями о потребностях людей и области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения –

это ________.

2. Лаконичная формулировка проблемы исследования - это ________.

3. Замысел исследования, научный результат, который должен быть
получен в итоге исследования - это_____.

4. Научно обоснованное предположение, нуждающееся в (дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке – это _________.

5. Научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях - это ______________.

 

 

Литература.

1.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений.-М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-384с.

2.Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш.пед.учеб. заведений/ Краевский В.В.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-256 с.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СП-б, 2000. – 258 с.

4. Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М, 1997.

5. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999. – 343 с.

6. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.Педагогический словарь.-М.:2000

7. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5.

8. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998.

9. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64.

10. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.

11.Беловолов В.А., Беловолова С.П. Основы методологии педагогического исследования.- 2-е изд., доп.- Новосибирск: Изд-во НГПУ,2003.-198с.

 

 

Раздел 4. Теория целостного педагогического процесса. (8 часов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.009 с.)