В.В. Ольшанникова, Т.И. Ким, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.В. Ольшанникова, Т.И. Ким,



Кафедра анатомии человека

А.К. Усович, Г.Г. Бурак,

В.В. Ольшанникова, Т.И. Ким,

В.А. Краснобаев, А.В. Кузьменко,

И.А. Петько

Сборник материалов для подготовки к экзамену по анатомии человека

Для специальности 1 79 01 01 (лечебное дело)

Электронное учебное пособие

 

 

Витебск – 2011

УДК 611

ББК 28.860я73

У 76

А.К. Усович, Г.Г. Бурак, В.В. Ольшанникова, Т.И. Ким, В.А. Краснобаев,
А.В. Кузьменко, И.А. Петько

Рецензенты:

О.Д. Мяделец – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гистологии,

цитологии, эмбриологии УО «Витебский государственный медицинский университет».

М.Г. Сачек – заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной хирургии УО «Витебский государственный медицинский университет».

 

Усович А.К.

У 76 Сборник материалов для подготовки к экзамену по анатомии человека для

специальности 1 79 01 01 (лечебное дело) / А.К. Усович, Г.Г. Бурак, В.В. Ольшанникова, Т.И. Ким, В.А. Краснобаев, А.В. Кузьменко, И.А. Петько.– Витебск: ВГМУ, 2011.– 142 с.

 

Электронное учебное пособие «Сборник материалов для подготовки к экзамену по анатомии человека для специальности 1 79 01 01 (лечебное дело)» включает критерии оценки знаний на экзамене, порядок сдачи экзамена, тесты, вопросы для сдачи устного собеседования и практической части экзамена, ситуационные задачи и ответы на них, алгоритм чтения рентгенограмм, перечень основной и дополнительной литературы, предлагаемой студентам. Пособие подготовлено в соответствии с программой по анатомии человека для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений (Минск, 2008).

Книга предназначена для студентов медицинских высших учебных заведений.

 

УДК 611

ББК 28.860я73

 

© Усович А.К., 2011

© УО «Витебский государственный

медицинский университет», 2011

Содержание

I. Порядок сдачи экзамена………………………………………  
II. Критерии оценки знаний и компетенций студентов по учебной дисциплине “анатомия человека» (в скобках указана пятибалльная шкала)……………………………………………………    
III. Контрольные тесты для проведения первого этапа государственного переводного экзамена……………………….  
IV. Перечень вопросов, включенных в экзаменационные билеты для проведения государственного переводного экзамена по анатомии человека для специальности 1 79 01 01 (лечебное дело).    
V. Образец экзаменационного билета……………………………..  
VI. Ситуационные задачи для государственного экзамена………  
VII. Ответы на ситуационные задачи………………………………  
VIII. Алгоритм анализа рентгенограмм…………………………  
IX. Литература…………………………………………………………  

I. Порядок сдачи экзамена

Экзамен по анатомии человека для специальности 1 79 01 01 (лечебное дело) проводится по учебному плану в зимнюю экзаменационную сессию по окончании 3 семестра. Экзамен включает 3 этапа. Итоговая оценка выставляется в экзаменационную ведомость и зачётную книжку студента по результатам его рейтинга.

1 этап экзамена – компьютерное тестирование проводится по окончании семестра. Каждому студенту предлагается в течение 1 часа ответить на 100 вопросов из 650, изложенных ниже. В каждом текстовом тесте (вопросе) дано 5 вариантов ответов, правильными из которых могут быть от 1 до 5. В тестах на узнавание в анатомических рисунках могут быть 2 типа вопросов: 1) ответом на вопрос является номер обозначения спрашиваемого образования на анатомическом рисунке; 2) выбрать правильный термин обозначенного в вопросе анатомического образования. На тестирование студент приходит с зачётной книжкой. Если студент отвечает правильно на 70% вопросов или более, он допускается к сдаче последующих этапов (при наличии зачётов за 1, 2 и 3 семестры). При этом, в зависимости от процента правильных ответов на тестировании, он привносит в свой рейтинг различное количество баллов (от 0 до 2 баллов).

2 этап – практические умения и 3 этап – устное собеседование принимается в день экзамена, согласно расписанию деканата. Приём этих этапов совмещён.

Выдача билетов для сдачи экзамена начинается в 800. При получении билета студент предосталяет зачётную книжку со штампом о допуске к экзаменационной сессии, дневник учёта практических навыков. Форма одежды на экзамене - медицинский халат и шапочка. Для работы с анатомическими препаратами студент может использовать медицинские перчатки. Для подготовки тезисов ответа студент пользуется собственной ручкой.

Порядок сдачи экзамена, все анатомические препараты, рентгенограммы (томограммы) демонстрируются всем желающим студентам на консультации, проводимой в день накануне экзамена с 1500. Расписание консультаций, экзаменов, программа, экзаменационные вопросы, ситуационные задачи представлены на информационных стендах кафедры.

Каждый студент получает экзаменационный билет, ситуационную задачу и рентгенограмму (томограмму). По всем вопросам билета и ситуационной задаче студент подбирает анатомические препараты, на которых он сможет показать все структуры, о которых спрашивается в вопросах билета и задачи. По результатам ответа на каждый вопрос выставляются 2 оценки: 1 – результат содержания устного ответа, 2 – результат демонстрации на анатомическом препарате или рентгенограмме всех структур, о которых говорит (или должен был сказать) студент. По каждой из частей каждого вопроса, задачи и рентгеногрммы оценки суммируются и вычисляется средняя отдельно по практической и теоретической частям. Экзаменатор сообщает студенту оценку за теоретическую и практическую части экзамена, вводит эти оценки в электронную таблицу рейтинга студента. (Экзаменатор не знает рейтинг студента, заработанный по итогам учёбы в 3-х семестрах и творческого рейтинга). Окончательную рейтинговыю оценку, которая вносится в итоговую ведомость и зачётную книжку студента высчитывает компьютер.

Зачётные книжки выдаются студентам после сдачи ими учебной литературы по анатомии человека в библиотеку университета.

II. Критерии оценки знаний и компетенций студентов

по учебной дисциплине “анатомия человека»

(в скобках указана пятибалльная шкала)

 

10 баллов - (5+):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы, демонстрация органов и структур, изученных ранее и изучаемых в рамках данной темы, деталей их строения на препаратах, муляжах, рентгенограммах, томограммах;

- точное использование научной латинской и русской (английской) терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- безупречное владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем),
техникой препарирования; умение работать с негатоскопом, по алгоритму читать рентгенограммы, томограммы;

- выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;

- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

- умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств, знать основные причины их возникновения;

- творческая самостоятельная работа на лабораторных занятиях, элективах и при самоподготовке к занятиям, участие в НИРС, УИРС по проблемам анатомии, активное участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами, высокий уровень культуры исполнения заданий.

 

9 баллов - (5):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, демонстрация органов и структур, изученных ранее и изучаемых в рамках данной темы, деталей их строения на препаратах, муляжах, рентгенограммах, томограммах;

- точное использование научной латинской и русской (английской) терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), техникой препарирования; умение работать с негатоскопом, по алгоритму читать рентгенограммы, томограммы;

- способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;

- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы,
рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

- умение графически (схематически) изобразить основное этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств, знать основные причины их возникновения;

- самостоятельная работа на лабораторных занятиях и при самоподготовке к занятиям, активное участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами, высокий уровень культуры исполнения заданий.

8 баллов - (4+):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем вопросам в объеме учебной программы, демонстрация органов и структур, изученных ранее и изучаемых в рамках данной темы, деталей их строения на препаратах, муляжах, рентгенограммах, томограммах, таблицах;

- использование латинских и русских (английских) терминов; стилистически грамотное, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), техникой препарирования, умение работать с негатоскопом, по алгоритму читать рентгенограммы, томограммы;

- способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств, знать основные причины их возникновения;

- самостоятельная работа на лабораторных занятиях и при самоподготовке к занятиям, активное участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами, высокий уровень культуры исполнения заданий.

7 баллов - (4):

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, демонстрация органов и структур, изученных ранее и изучаемых в рамках данной темы, деталей их строения на препаратах, муляжах, рентгенограммах, томограммах, таблицах;

- использование латинских и русских (английских) терминов; стилистически грамотное, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), умение работать с негатоскопом, по алгоритму читать рентгенограммы, томограммы;

- способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств;

- самостоятельная работа на лабораторных занятиях и при самоподготовке к занятиям, периодическое участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами, высокий уровень культуры исполнения заданий.

 

6 баллов-(4 -):

- достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы, демонстрация органов и структур, изученных ранее и изучаемых в рамках данной темы, деталей их строения на препаратах, муляжах, рентгенограммах, томограммах, таблицах;

-знание описания строения органа (части тела) в объеме учебника, курсов лекций;

- использование латинских и русских (английских) терминов;стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), умение работать с негатоскопом, по алгоритму читать рентгенограммы, томограммы;

- способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программойдисциплины;

- умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств;

- самостоятельная работа на лабораторных занятиях и при самоподготовке к занятиям, периодическое участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами, высокий уровень культуры исполнения заданий.

 

5 балло в - (3+):

-достаточные знания в объеме учебной программы;

-знание описания основных деталей строения, топографии органа (части тела) в объеме учебника, курсов лекций, вспоминание мелких деталей строения при помощи наводящих вопросов преподавателя;

-использование латинских и русских (английских) терминов; стилистически грамотное, правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обобщения и выводы с помощью наводящих вопросов;

-демонстрация изучаемых в рамках данной темы органов, основных деталей их строения на анатомических препаратах, таблицах, муляжах;

-владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), умение работать с негатоскопом, по алгоритму распознавать основные детали строения на рентгенограммах, томограммах;

-решение под руководством преподавателя стандартных (типовых) ситуационных задач;

-способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

-усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств;

- самостоятельная работа на лабораторных занятиях и при самоподготовке к занятаям, редкое участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами.

4 балла - (3):

-достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

-знание описания основных деталей строения и топографии органа (части тела) в |объеме учебника;

использование латинских и русских (английских) терминов; стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы с помощью наводящих вопросов, неумение делать выводы и обобщения.

-демонстрация изучаемых в рамках данной темы органовл основных деталей их строения на таблицах, муляжах, препаратах;

-владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), умение работать с негатоскопом, по алгоритму узнавать рентгенограммы, томограммы при коррекции преподавателя:

-не умение решать стандартные (липовые) ситуационные задачи при наводящих вопросах преподавателя:

-умение с единичными поправками преподавателя графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств;

-работа под руководством преподавателя на лабораторных занятиях, редкое участие в групповых обсуждениях, допустимый уровень нарушения деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами.

3 балла- (2):

-недостаточно полный обьем знаний об изученных органах в рамках образовательного стандарта;

-знание описания строения органа (части тела) в объеме учебника;

-неумение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств;

-использование латинских и русских (английских) терминов с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

-перечисление органов, изучаемых в рамках данной темы, только узнавание их на таблицах, муляжах, препаратах, не умение расположить их правильно, неумение демонстрировать анатомические образования на натуральных препаратах или их заменителях (муляжах);

-неправильное владение инструментарием анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), некомпетентность в решении стандартных (типовых) ситуационных задач;

-пассивность на лабораторных занятиях,

-неадекватное, брезгливое отношение к натуральным анатомическим препаратам, нарушение деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами.

2 балла - (2):

-фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта с низкой степенью осмысления;

-перечисление органов, изучаемых в рамках данной темы, не узнавание их на таблицах, муляжах, препаратах;

-неправильное владение инструментарием анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), неумение решать стандартные (типовые) ситуационные задачи;

-неправильное использование латинских и русских (английских) терминов;

-пассивность на лабораторных занятиях,

-неадекватное, брезгливое отношение к натуральным анатомическим препаратам, нарушение деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами.

1 балл - (2):

- отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта, искажение сущности излагаемого вопроса, неумение решать типовые ситуационные задачи.

0 баллов - (2):

- отказ от ответа.

 

Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов (рейтинг-план)

по кафедре анатомии человека при изучении дисциплины «анатомия человека»

для специальности 1-79 01 01– лечебное дело (факультеты – лечебный и ФПИГ)

 

Кафедральная рейтинговая система оценки успеваемости – система интегральной оценки всех видов учебной деятельности студентов по учебной дисциплине для студентов лечебного факультета и ФПИГ.

Цель рейтинговой системы оценки успеваемости студентов – комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими образовательной программы по дисциплине. Оценка качества учебной работы выражается в виде доли от максимально возможного значения показателя посещаемости и успеваемости студента.

Оцениваются следующие виды учебной деятельности:

лекции;

лабораторные занятия;

самостоятельная работа (аудиторная и внеаудиторная).

Учебный процесс на кафедре анатомии человека организован по модульному принципу. Весь учебный материал разделен на следующие структурно-логические модули (блоки, разделы):

I семестр

· Анатомия костей (система скелета);

· Анатомия соединений костей (система соединений);

· Анатомия мышц (система скелетных мышц);

Семестровый зачёт

II семестр

· Анатомия внутренних органов;

· Анатомия сердечно-сосудистой системы;

· Анатомия центральной нервной системы;

Семестровый зачёт

III семестр

· Анатомия периферической нервной системы;

· Анатомия органов чувств, эндокринных желез и общего покрова тела;

· Кровоснабжение и иннервация областей тела человека

Экзамен

Основные формы контроля:

· входной тестовый письменный контроль знаний из 5 вопросов с мультимедийной презентации или бумажного носителя на каждом лабораторном занятии;

· устный опрос по анатомическим препаратам на лабораторных занятиях;

· контроль знания анатомических препаратов на 9-и рубежных итоговых занятиях (коллоквиумах) по каждому из 9 модулей (3 - в 1 семестре, 3 - во 2 семестре, 3 в 3 семестре);

· компьютерный тестовый контроль перед экзаменом;

· устный экзаменационный контроль практических умений;

· устный контроль знаний на экзамене.

Посещаемость лекций и лабораторных занятий, а также оценки текущего и рубежного контроля фиксируются в лекционных и учебных журналах.

Оценка всех видов учебной работы проводится по 10-балльной шкале, согласно утверждённому положению.

Расчёт оценки для подсчёта рейтинга по тестированию (входного на лабораторном занятии и предэкзаменационного) производится по шкале, утверждённой проректором по учебной работе и международным связям. При этом по всем видам тестового контроля положительным считается наличие не менее 70 % правильных ответов. Шкала оценок за ответы на тесты следующая: нет правильных ответов – 0, 20% и менее правильных ответов – 1, 40% и менее правильных ответов – 2, 41-69% правильных ответов – 3, 70-74% правильных ответов – 4, 75-79% правильных ответов – 5, 80-84% правильных ответов – 6, 85-89% правильных ответов – 7, 90-94% правильных ответов – 8, 95-99% правильных ответов – 9, 100% правильных ответов – 10.

По учебному плану на протяжении 3 семестров предусмотрено чтение 25 лекций и проведение 73 лабораторных занятий. По плану проводится 9 итоговых занятий (рубежный контроль по модулю), на контрольные и зачетные уходит 9 занятий, 1 занятие посвящено введению в клинику (травматологии – 1 семестр). Поэтому весь материал по анатомии человека изучается по темам в рамках 63 занятий.

Расчёт рейтинга осуществляется путем умножения каждого присутствия на лекции (занятии) и оценки за работу на соответствующий коэффициент.

Рейтинг дисциплины формируется из 9-ти составляющих, каждая из которых имеет свой “вес” при расчете рейтинга дисциплины. Составляющие рейтинга дисциплины:

I. Текущий рейтинг

1. Объем выполненных аудиторных часов лекций;

2. Объем выполненных аудиторных часов лабораторных занятий;

3. Суммарная оценка подготовки к лабораторным занятиям (входное тестирование);

4. Суммарная оценка работы на лабораторном занятии (текущие оценки);

II. Модульный рейтинг

1. Суммарная оценка за итоговые занятия по всем модулям;

III. Творческий рейтинг (Т).

IV. Рубежный рейтинг определяется в конце обучения на последнем лабораторном занятии и включает сумму баллов: текущего рейтинга + модульного рейтинга + творческого рейтинга + балл экзаменационного тестирования.

Таблица коэффициентов выполненных работ при изучении дисциплины «анатомия человека» для специальности 1-79 01 01– лечебное дело на лечебном факультете и ФПИГ

 

№ п/п Вид деятельности коэффициент Максимальная сумма баллов за весь курс (3 семестра)
  Посещение лекции 0,06 1,5 (25х0,06)
  Посещение лабораторного занятия 0,06 4,38 (73х0,06)
  Входное тестирование на лабораторном и итоговом занятии (умножение оценки на коэффициент) 0,01 7,2(72х10х0,01)
  Итоговая оценка за работу с препаратами на лабораторном занятии (умножение оценки на коэффициент) 0,08 26.4(33х10х0,08)
  Оценки знания анатомии препаратов на итоговом занятии (коллоквиуме) (умножение оценки на коэффициент) 0,4 36,0 (9х10х0,4)
Итого - 75,5 (максимальное количество баллов по результатам текущего и промежуточного контроля)
  Экзаменационное тестирование (умножение оценки на коэффициент) 0,2  
 
Всего«идеальный студент» 77,5 (максимальное количество баллов по результатам рубежного контроля)

 

За пропущенное учебное занятие студент не получит 0,06 балла. Для студентов 1- 2 курсов для дисциплинарного воздействия кафедра вводит понижающий коэффициент за опоздание на занятие (лекцию). В этом случае коэффициент за занятие будет составлять 0,03 (вместо 0,06).

При отработке пропущенных лекций и лабораторных занятий студент получает оценку, которая выставляется в соответствующую клеточку учебного журнала и учитывается в рейтинге.

Неудовлетворительные оценки модульных рубежных итоговых занятий исправляются до получения положительной оценки. По желанию студента возможно исправление (путем отработки) текущей неудовлетворительной (0- 3) оценки за лабораторное занятие. Оценка за входной тестовый контроль на лабораторном занятии не отрабатывается и не исправляется.

Творческий рейтинг студента может включать следующие виды его деятельности:

· регулярность внеаудиторной самостоятельной работы могут дать студенту до 1 балла (при еженедельной самоподготовке по препаратам) (Т1);

· подготовка реферата по вопросам развития и аномалий развития систем организма и органов и зачитывание его на занятии в группе – 0,5 балл (Т2);

· изготовление учебного анатомического препарата – до 3 баллов (Т3);

· изготовление учебной таблицы формата А1 – до 0,5 балла (Т4);

· изготовление музейного анатомического препарата – до 10 баллов (Т5);

· подготовка мультимедийной презентации в программе PowerPoint по одной из лекционных тем, содержащей не менее 50 слайдов, 30 изображений и 5 страниц текста – 2 балла за каждую презентацию (Т6);

· участие в заседаниях СНО кафедры – 0,5 балла (Т7);

· выступление на заседаниях СНО кафедры: с реферативным докладом – 0,5 балла (Т8);

· с докладом по результатам собственного исследования– 2 балла за один доклад (Т9);

· выступление с докладом на конференции с последующей его публикацией в виде тезисов или статьи в сборнике – 4 балла за один доклад или статью (Т10);

· оформление работы на Республиканский смотр-конкурс студенческих научных работ – 10 баллов за 1 работу (Т11).

Творческий рейтинг не является обязательным для студента.

 

Рейтинг дисциплины (Р) рассчитывается как сумма составляющих с учетом веса: Р = А х0,06 + (Б х0,06 – В х0,03) + Г х0,01 + Д х0,06 + Е *0,4 + Ж х0,2 + Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5 + Т6 + Т7 + Т8 + Т9 + Т10 + Т11 ).

А – количество посещённых лекций;

Б – количество посещённых лабораторных занятий;

В – количество опозданий на лабораторные занятия;

Г– сумма оценок за входное тестирование на лабораторных занятиях;

Д– сумма текущих оценок за работу на лабораторных занятиях;

Е– сумма оценок на итоговых занятиях (коллоквиумах по модулям);

Ж– оценка за экзаменационное тестирование;

Т– творческий рейтинг.

 

По результатам выполнения учебного плана по семестрам студент может набрать:

I семестр – Pmax =21балл, Pmin =9,4 балла (отсутствие пропусков и неудовлетворительных оценок). Зачёт выставляется студенту, имеющему положительные оценки (4 и выше) по всем 3-м итоговым занятиям и суммарном рейтинге Р≥9,4

II семестр – Pmax =31,8 балл, Pmin =14,3 баллов (отсутствие пропусков и неудовлетворительных оценок). Зачёт выставляется студенту, имеющему положительные оценки (4 и выше) по всем 3-м итоговым занятиям и суммарном рейтинге Р≥14,3.

III семестр – Pmax =21,7 балла, Pmin =9,5 балла (отсутствие пропусков и неудовлетворительных оценок). Зачёт выставляется студенту, имеющему положительные оценки (4 и выше) по всем 3-м итоговым занятиям и суммарном рейтинге Р≥9,5

К экзамену допускается студент, не имеющий пропусков лекций и лабораторных занятий без уважительных причин, имеющий положительные оценки (4 и выше) по всем 9-ми итоговым занятиям, зачёты за 3 семестра и суммарном рейтинге Р≥33

После изучения дисциплины полученные баллы рубежного рейтинга переводятся в 10-балльную систему.

 

Рубежный рейтинговый балл Оценка по 10-балльной системе
75 и выше  
68- 74  
61- 67  
53- 60  
47- 52  
41- 46  
35- 40  

 

Итоговый рейтинг – это средняя оценка, полученная в результате суммирования рубежного рейтинга, оценки, полученной студентом на экзамене на устном собеседовании и за практические навыки. Эта оценка выставляется в зачетную книжку.

Rитог.=(Rруб.+ П + У): 3.

Освобождаются от экзамена по желанию:

1. Студенты, набравшие рубежный рейтинг 68 баллов и выше. Итоговый рейтинг равен рубежному с выставлением соответствующей оценки в зачётную книжку студента.

Примечание:

Для студентов 2010 г. поступления, оценка успеваемости которых весь 1 курс производилась согласно «Положению о рейтинговой системе оценки знаний студентов по кафедре анатомии человека при изучении дисциплины «анатомия человека» для специальности 1-79 01 01– лечебное дело (факультеты – лечебный и ФПИГ), утвержденным ректором УО ВГМУ 1.09.2010 г, суммируются баллы, полученные за 1 курс по предыдущему положению и за 2 курс по новому положению и баллы рубежного рейтинга переводятся в оценку по следующей шкале:

39- 46 – 4 балла

47- 54 – 5 баллов

55- 62 – 6 баллов

63- 70 – 7 баллов

71- 78 – 8 баллов

79- 86 – 9 баллов

87 и выше– 10 баллов

Освобождаются от экзамена в экзаменационную сессию в январе 2012 г:

Студенты, набравшие рубежный рейтинг 79 баллов и выше. Для освобожденных от экзамена студентов итоговый рейтинг равен рубежному с выставлением соответствующей оценки.

 

 

Раздел II. История анатомии

1. Анатомия и медицина Древней Греции и Рима: Гиппократ, Аристотель, Гален.

2. Анатомия эпохи Возрождения. Леонардо-да-Винчи как анатом. А. Везалий – реформатор описательной анатомии.

3. Первые русские анатомы XVIII века: А.П. Протасов, М.И. Шеин, Е.О. Мухин, И.М. Максимович-Амбодик.

4. Русские анатомы XIX века: П.А. Загорский, И.В. Буяльский, Д.Н. Зернов.

5. Н.И. Пирогов и сущность его открытий в анатомии. П.Ф. Лесгафт- представитель функционального направления в анатомии.

6. Анатомия советского периода: В.П. Воробьев, В.Н. Тонков, Г.М. Иосифов, Д.А. Жданов.

7. Развитие анатомической науки в Беларуси: Д.М. Голуб и его школа. Научные направления, разрабатываемые белорусскими анатомами.

Пищеварительная система.

1. Общая анатомо-функциональная характеристика пищеварительной системы.

2. Развитие ротовой полости и её производных в онтогенезе. Аномалии

3. Производные первичной кишки в онтогенезе. Аномалии.

4. Преобразования вентральной и дорзальной брыжеек зародыша в онтогенезе. Анатомия их производных.

5. Строение стенки полого органа. Функциональная анатомия его оболочек.

6. Серозные полости (общая характеристика). Отношение серозных оболочек к органам.

7. Ротовая полость: части, стенки. Анатомия губ и десен: строение, кровоснабжение, иннервация.

8. Нёбо: развитие, части, строение, функции, кровоснабжение, иннервация.

9. Язык: строение, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

10. Зубы (молочные, постоянные): строение, зубной ряд и его формула, кровоснабжение и иннервация зубов.

11. Околоушная слюнная железа: топография, строение, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

12. Поднижнечелюстная и подъязычная слюнные железы: топография, строение, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

13. Глотка: топография, строение, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

14. Пищевод: топография, строение, кровоснабжение, иннервация, особенности лимфооттока.

15. Желудок: развитие, строение, топография, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы, рентгеноанатомия.

16. Двенадцатиперстная кишка: строение, топография, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы, рентгеноанатомия.

17. Тощая и подвздошная кишки: топография, строение, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

18. Общая анатомо-функциональная характеристика кишечника. Отличия толстой кишки от тонкой.

19. Общая анатомо-функциональная характеристика толстой кишки: отделы, их голотопия, отношение к брюшине, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

20. Слепая кишка и червеобразный отросток: топография, строение, функции, кровоснабжение, иннервация, региональные лимфоузлы.

21. Прямая кишка: развитие, топография, строение, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

22. Ободочная кишка: топография, строение, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

23. Печень: строение, топография, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

24. Желчный пузырь: топография, строение, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

25. Поджелудочная железа: строение, топография, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

26. Топография брюшины верхнего этажа брюшинной полости. Малый сальник и его содержимое.

27. Топография брюшины нижнего этажа брюшинной полости. Большой сальник.

28. Анатомия брюшины в полости малого таза. Отношение органов малого таза к брюшине.

29. Анатомия производных брюшины: сальники, брыжейки, связки, складки, ретроперитонеальные карманы.

Дыхательная система

30. Общая анатомо-функциональная характеристика дыхательной системы.

31. Развитие органов дыхательной системы в онтогенезе. Варианты строения и аномалии.

32. Полость носа: развитие, строение, сообщения, функции, кровоснабжение, иннервация.

33. Гортань: топография, анатомия хрящей и соединений гортани. Полость гортани. Кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

34. Мышцы гортани: строение, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы.

35. Трахея: развитие, топография, строение, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы

36. Бронхиальное дерево: строение, функции, кровоснабжение, иннервация, рентгеноанатомия

37. Лёгкие: строение, топография, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы. Сегментарное строение легких.

38. Альвеолярное дерево: строение, функции.

39. Плевра: отделы, границы, полость и синусы плевры. Кровоснабжение и иннервация плевры.

40. Средостение: отделы, органы средостения.

Мочевые органы

41. Общая анатомо-функциональная характеристика мочевой системы.

42. Развитие мочевых органов в онтогенезе. Варианты строения и аномалии.

43. Почки: развитие, топография, строение, оболочки, фиксирующий аппарат. Аномалии строения и топографии почек.

44. Особенности кровообращения в почках. Сегменты почек. Строение и функции нефрона.

45. Мочевыводящие пути: развитие, строение, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы. Аномалии развития и варианты нормы.

46. Мочевой пузырь: развитие, топография, строение функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы. Аномалии развития.

47. Мочеиспускательный канал: развитие, топография и строение, функции, кровоснабжение, иннервация. Аномалии развития.

48. Мочеточник: развитие, топография, строение, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфоузлы. Аномалии развития.

49. Женский мочеиспускательный канал: развитие, топография, отверстия, строение, кровоснабжение, иннервация.

Мужская половая система

50. Общая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.193 с.)