Описание методов сбора и анализа информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание методов сбора и анализа информации



Нашим основным методом сбора мнений студентов о коррупции в сфере образования является анкетирование. Мы создали анкету как упорядоченный список вопросов, включающий: обращение к респонденту; инструкцию по заполнению анкеты; упорядоченный список вопросов, подчиненный логике получения надежной информации. Анкета была распечатана и отдана студентам различных средних профессиональных и высших профессиональных учебных заведений. Образец анкеты представлен ниже.

Мнение студентов о коррупции в сфере образования

Уважаемый респондент!

Перед Вами анкета, целью которой является исследование и анализ мнений студентов о коррупции в сфере образования.

Заполнение анкеты не займет много времени. Опрос проводится анонимно. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов на него. Обведите кружочком один или несколько вариантов ответов, которые, по Вашему мнению, правильны. Мы учитываем мнение каждого студента, поэтому просим Вас быть искренними:

1. Как Вы понимаете понятие «коррупция»? (возможно несколько вариантов)

a) денежное вознаграждение преподавателю до экзамена

b) вознаграждение при поступлении

c) вознаграждение после экзамена

d) вознаграждение не в денежном эквиваленте

Как Вы думаете, существуют ли в нашем обществе факты, явления коррупции, взяточничества?

a) Очень часто

b) Довольно часто

c) Единичные случаи

d) Нет

3. Какая главная причина, по вашему мнению, развития коррупции в сфере образования?

a) низкая заработная плата в сфере образования

b) отсутствие желания у студентов получать знания

c) Низкий уровень культуры у населения

d) Национальные традиции, менталитет

4. Как Вы думаете, за последние годы количество взяток в образовательной сфере увеличилось или уменьшилось?

a) Увеличилось

b) Такое же

c) Уменьшилось

5. Из приведенного ниже списка просим отметить те виды подарков должностному лицу, которые можно было бы назвать взяткой (возможно несколько вариантов ответов).

a) Цветы

b) Коробка конфет, бутылка вина (любого другого спиртного)

c) Бытовые приборы

d) Денежная сумма

e) Услуга

Сталкивались ли вы с взяточничеством?

a) Да, сталкивался

b) Нет, не сталкивался

Сталкивались ли ваши друзья с взяточничеством?

a) Да, сталкивались

b) Нет, не сталкивались

Что явилось причиной, подтолкнувшей Вас дать взятку должностному лицу?

a) Отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем

b) Желание добиться благосклонности или более качественной работы со стороны должностного лица

c) Устал от проволочек со стороны должностного лица (он сам вымогал взятку)

d) Потому что все дают взятку, так принято

Почему вы не согласились дать взятку должностному лицу?

a) Взятка была мне «не по карману»

b) Я принципиально не даю взятки

c) Я не смог подобрать удобного случая

d) Мою проблему можно решить другими путями, без взятки

e) Испугался уголовной ответственности

10. Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы коррупционеров (взяточников) стало меньше? (возможно несколько вариантов)

a) Проводить агитационную работу с населением по формированию антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к проявлениям коррупции

b) Повысить правовую грамотность населения

c) Повысить эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и коррупционерами

d) Шире освещать антикоррупционную деятельность в средствах массовой информации

e) Повысить зарплату работникам образовательной сферы

Заполните:

Учебное заведение___________________ Бюджетная или

договорная основа (подчеркнуть)

Специальность______________________ _________ курс

 

Метод, которым мы будем руководствоваться в подсчете результатов - математический. Все вопросы были переведены в цифры и также были подсчитаны проценты, на основании которых сделаны выводы.

Обработка полученных данных

В данном социологическом опросе участвовало 160 респондентов (студентов средних профессиональных и высших профессиональных учебных заведений). Из них 93 респондента – студенты ВУЗов, 67 – студенты средних профессиональных заведений.

Проанализировав голоса студентов средних профессиональных учебных заведений, мы выявили, что 55,2% опрошенных понимают определение коррупции как денежное вознаграждение преподавателю до экзамена, далее 35,8% проголосовало за вознаграждение при поступлении. 47,8% опрошенных считают, что явление коррупции происходит довольно часто. Студенты средних учебных заведений полагают, что главными причинами развития коррупции в сфере образования являются: низкая заработная плата - 44,8%, отсутствие желания у студентов получать знания - 41,8%. 50,7% опрошенных думают, что количество взяток в образовательной сфере за последние годы не изменилось. Взяткой студенты считают денежное вознаграждение - 70,1%. На вопрос “Сталкивались ли вы с взяточничеством? ” большинство отметили отрицательный вариант, набравший 62,7%. Однако 58,2% их друзей сталкивались с взяточничеством. Те лица, которые давали взятку, ответили, что причинами, подтолкнувшими их дать взятку, явились: отсутствие времени или возможностей для решения проблемы – 31,3% и такой же процент набрал шокирующий ответ “преподаватель сам вымогал взятку”. 32,8% респондентов, которые отказались дать взятку, выбрали ответ “Я принципиально не даю взятки”. И 43,3% опрошенных считают, что единственный путь спасения от коррупции является повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Проанализировав голоса студентов ВУЗов, мы выявили, что 83,7% опрошенных понимают определение коррупции как денежное вознаграждение преподавателю до экзамена. 51,1% студентов считают, что явление коррупции и взяточничества присутствуют довольно часто. 45,7% респондентов нашего исследования думают, что главная причина развития коррупции в сфере образования – это низкая заработная плата в сфере образования. 60,9% опрошенных считают, что за последние годы количество взяток в образовательной сфере увеличилось. 96,7% респондентов назвали взяткой денежную сумму. На вопрос: «Сталкивались ли вы с взяточничеством?» 56,5% ответили отрицательно. Однако 71,7% их друзей сталкивались с коррупцией. 34,8% опрошенных выбрали главной причиной, которая подтолкнула их к взяточничеству, отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем. Но те, которые не сталкивались с взяточничеством, отметили, что их проблему можно решить законным путем, без взяток – 47,6%. 56,5% студентов высших профессиональных учебных заведений считают, что коррупцию можно остановить, повысив эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и коррупционерами.

Мы подвели итог по всем учебным заведениям, и вот какой получили результат. 71,7% респондентов социологического исследования понимают определение коррупции как денежное вознаграждение преподавателю до экзамена. 49,7% студентов считают, что явление коррупции и взяточничества присутствует довольно часто. 45,3% опрошенных отметили, что главной причиной развития коррупции в сфере образования является низкая заработная плата. Вторая же по значимости причина – отсутствие желания у студентов получать знания - набрала 42,8%. Отрыв невелик. 50,9% студентов считают, что за последние годы количество взяток увеличилось. 85,5% респондентов отметили, что взяткой можно назвать денежную сумму. 59,1% студентов учебных заведений не сталкивались с коррупцией, но ответили, что 66,0% их друзей сталкивались с взяточничеством. Главной причиной, которая подтолкнула их к даче взятки, является отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем – 33,3%. Но те студенты, которые не давали взятку отметили, что не сделали этого, потому что их проблему можно решить другим путем, без взятки – 38,4%. 50,9% респондентов считают: чтобы коррупции стало меньше, необходимо повысить эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и коррупционерами.

 

 

2.4 Выводы и рекомендации

В результате социологического исследования на тему «Мнение студентов о коррупции в сфере образования», мы выявили, что процент коррумпированности в сфере образования в городе Смоленск составил 53,1%. Этот процент близок к гипотезе, которую мы выдвинули в начала работы.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на образование, устанавливая при этом обязательность основного среднего образования, его общедоступность и бесплатность в государственном или муниципальном образовательном учреждении, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Этой же статьёй устанавливается требование к родителям или лицам, их заменяющим, обеспечивать получение детьми основного среднего образования.

Проблемы, связанные с возможными коррупционными отношениями, нарушениями Конституции РФ и законодательства РФ, возникают, прежде всего, в ситуациях необходимости осуществления дополнительных материальных затрат в денежной или иной форме при обучении в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых гарантирована бесплатность получения образования.

Взятки в системе образования составляют примерно 5,5 миллиардов долларов США в год, а сама система образования является сферой с высоким уровнем коррупции. При этом в последние годы наблюдается постоянный рост коррупции в системе образования. В частности, по данным начальника 3-го отдела оперативно-розыскного бюро (ОРБ-3 по борьбе с коррупцией) департамента экономической безопасности МВД России Александра Бланкова «в 2010 году число выявленных фактов коррупции увеличилось в два раза по сравнению с 2009 годом».

Преодоление коррупции в России во многом осложняется тем, что в системе образования коррупция стала нормой жизни, а в некоторых случаях и единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Более того, подростки и студенты, проходя обучение в российской системе образования, усваивают и коррупционные способы решений своих проблем, которые затем переносят и на другие сферы своей деятельности. Поэтому без преодоления коррупции именно в системе образования невозможно будет считать успешными выполнение антикоррупционных программ в нашей стране.

Противодействие коррупции в системе образования не должно сводиться к борьбе со взяточничеством. Важнейшим ресурсом реального противодействия коррупции в России может быть деятельность гражданского общества, потому что оно способно противопоставить сетевому и всепроникающему характеру коррупции в России свои сетевые и присутствующие во всех сферах деятельности ресурсы объединений граждан.

В современной России для существенного снижения уровня коррупции в системе образования необходимо также отменить государственные стандарты, аккредитацию, аттестацию и сертификацию, поскольку они стали основными средствами коррупционного вмешательства в деятельность образовательных учреждений. Стандарты, аккредитацию, аттестацию и сертификацию необходимо поэтапно передать общественным и некоммерческим организациям. Такой подход существенно изменит в направлении отхода от коррупционности систему реальных социальных институтов регулирования системы образования, будет способствовать переходу к стратегическому управлению этой сферой, а также снизит мотивации её субъектов совершать коррупционные действия, выгодные им в краткосрочной перспективе.

 

Приложения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.086 с.)