Организация проблемной игры-дискуссии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация проблемной игры-дискуссии



 

1. Организация пространства работы

Участникам игры предлагается занять места в конце аудитории, а на полу освободившейся территории проводится прямая линия (мелом или другими подручными средствами) так, чтобы она делила аудиторию на 2 приблизительно равные части. На одной части на полу мелом рисуется «+», на противоположной - «-«.

 

2. Сообщение инструкции участникам игры

Участникам сообщается, что сейчас им будет предложен вопрос, на который можно ответить либо утвердительно, либо отрицательно.

Те участники, которые на вопрос отвечают утвердительно, должны встать в половине аудитории, обозначенной знаком «+». Те же участники, которые отвечают на поставленный вопрос отрицательно, должны будут занять место на противоположной стороне, т.е. на той половине, где нарисован знак «минус». Те же, кто не определился с ответом, остаются в конце аудитории.

 

3. Объяснение участниками своей позиции

 

Каждому участнику, выбравшему вариант ответа «+», т.е. «да», коротко и лаконично предлагается объяснить, почему выбран этот вариант ответа. Каждому желающему предоставляется для этого время. При этом выступить с аргументацией в защиту своей позиции участник может только один раз.

Также каждому, выбравшему вариант ответа «нет», предлагается четко лаконично (и только один раз) аргументировать свою точку зрения.

 

4. Убеждение «сторонников» противоположной точки зрения

После завершения высказываний противоположных позиций и аргументов в их защиту каждой «половине» участников предлагается посовещаться некоторое время и найти обобщающие аргументы-«девиз» в защиту своей позиции, которые с их точки зрения являются наиболее убедительными, после чего четко и ясно провозгласить их представителям «другой половины».

Если на кого-то из противоположной «половины», а также из тех, кто активно не участвовал в игре, этот аргумент окажет свое воздействие, он должен будет об этом сообщить вслух и перейти на соответствующую «половину»- сторону, сообщив при этом, почему принял это решение. Если таких участников не окажется, ведущий игры-дискусии всем говорит «спасибо» (или задает следующий вопрос).

 

Домашнее задание

Цель:

· развитие умений использовать полученную теоретическую информацию в реальном взаимодействия с другими людьми

Студентам предлагается записать как можно больше способов:

· оказания влияния на других людей (в течение прошедшей недели);

· противостояния чужому влиянию ( в течение прошедшей недели);

· проанализировать эти способы по трем критериям:

1 успешность – неуспешность;

2 – конструктивность – деструктивность;

3 – сохранение «лица» - потеря «лица».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

План

1. Природа межличностных отношений

2. Классификация межличностных отношений

3. Мотивационная структура типов межличностных

отношений

 

Литература.

Андреева Г.М. (2), Обозов Н.Н. (38), Гозман Л.Я. (18),

Кон И.С. (27), Спиваковская А.С. (55).

 

 

Теоретическое введение.

 

В межличностных отношениях реализуются различные формы общественных отношений, но природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений.

Интегральным признаком межличностных отношений является наличие в общем, положительной эмоциональной реакции на другого человека или в общем, отрицательной эмоциональной реакции на него, или нейтрально равнодушной, или противоречивой эмоциональной реакции.

Межличностные отношения — статическая, структурная характеристика межличностного взаимодействия. Межличностное взаимоотношение — это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий. Готовность есть система установок, ориентаций и ожиданий, определяемых эмоциональными оценками хода и результатов общения. Межличностные отношения возникают, развиваются и распадаются в процессе общения. Общение здесь выступает как процесс реализации отношений.

Имеется множество оснований для классификации межличностных отношений. Так, различают официальные и неофициальные отношения. Здесь критерием является степень закрепления отношений в документах и инструкциях. Другое основание — различение деловых и личных отношений. Деловые отношения связаны с совместной деятельностью и направлены на получение совместного полезного результата, продукта деятельности. Личные отношения возникают под влиянием потребности в общении.

Межличностные отношения различают также по знаку:

· положительные,

· индифферентные,

· отрицательные.

Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельства, товарищества, дружбы и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные. Н.Н. Обозов классифицирует эти отношения по их глубине, избирательности в выборе партнера и функциям. Главным критерием отношений является глубина вовлечения личности в отношения. Избирательность определяется по числу признаков, значимых для установления и воспроизводства отношений. Кроме того, отношения можно различать по дистанции между партнерами во время общения, по продолжительности и частоте контактов, применению ролевых клише в общении и др.

Межличностные отношения проявляются не только в диадах. Можно говорить об отношениях между людьми, входящими в одну общую для всех них группу

Межличностные отношения влияют на многие характеристики общения. Выделяется общая закономерность: по мере углубления отношений сокращается дистанция общения, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Межличностная привлекательность — первая фаза установления отношений. Привлекательность регулируется опытом прошлых контактов личности, визуальным обликом партнера. Она является внутренним стимулом для установления отношений: приятельских, дружеских, интимно-любовных. Мера привлекательности зависит от объема воспринятых и эмоционально оцененных характеристик партнера, от состояний оценивающего в данный момент. Устойчивое переживание позитивных установок по отношению к привлекательной личности переходит в готовность к определенному типу взаимодействий с ней.

Мотивационная структура типов межличностных отношений значительно различается. Так, приятельские отношения мотивированы потребностью в общении. Возникновение и развитие товарищеских отношений мотивируется потребностью в сотрудничестве в рамках общей деятельности: производственной, спортивной, учебной, игровой, познавательной. Успешность или неуспешность сотрудничества влияет на мотивацию дружеских отношений.

Мотивация дружеских и супружеских отношений основана на потребности в избирательном межличностном общении. В этом случае общение направлено на создание общего фонда мыслей и чувств, выполняет функции стабилизации, развития и поддержания «я» друг друга.

Фундаментальным понятием психологии межличностного взаимодействия является межличностное общение. Это динамическая, процессуальная сторона взаимодействия. В общении формируются все вышеупомянутые феномены взаимодействия, формируются межличностные отношения. Межличностное общение — это специфическая форма контакта между людьми, включающая в себя взаимный обмен мыслями и чувствами с одновременным созданием общего фонда этих мыслей и чувств.

 

 

Практическая работа

 

Цели работы:

· анализ моделей поведения при знакомстве;

· анализ факторов возникновения и развития симпатии;

· исследование межличностных отношений в учебной группе.

 

Порядок проведения работы:

1. В группе студентов проводится ролевая игра «Знакомство».

Для этого студенческая группа объединяется в микрогруппы, состоящие из 5-6 человек. Участникам микрогрупп предлагается разыграть сценку знакомства.

Ситуации:

а) молодой человек знакомится с девушкой;

б) девушка знакомится с молодым человеком.

Условия знакомства выбираются микрогруппой произвольно.

После представления сценок результаты разыгрывания ситуаций обсуждаются в группе.

 

2. Методом парных сравненийпроизводится оценивание

межличностных отношений, сложившихся в учебной группе.

Для этого каждый студент сравнивает всех остальных членов

своей группы с самим собой по выбранному критерию.

 

Методические средства

МЕТОДИКА ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ

( Применяется для изучения относительного положения студентов в группе по какому-либо показателю, например: общительности, ответственности, эмоциональности, сотрудничества и т.п. ).

Процедура обследования.

Составляется список студентов учебной группы по номерам. Каждый студент должен сравнить себя по какому-либо качеству с другими студентами.

 

Инструкция:

«Используя специальный бланк, сравните себя с каждым из студентов вашей группы по выраженности такого качества как…(качество называется по выбору группы).

Если у вас это качество выражено в большей степени, чем у другого студента, то против его фамилии пишите «0».

Если данное качество выражено у вас и у какого-либо студента на одном уровне, то против фамилии этого студента пишите «1»

Если исследуемое качество выражено у какого-либо студента в большей степени, чем у вас, то против этой фамилии ставьте «2»».

 

Например:

Бланк Студент группы 101 - Борисов А.   1. Борисов А.  ■ 2. Викторова В.  0 3. Демина К.  1 4. Томилов В.  1 5. Зайцев К.  1 6. Якина Д.  0 7. Петров С.  2 ------------ 25. Сидоров Р.  2

Результаты оценок каждого студента заносятся в бланк со сводной таблицей, в которой зарегистрированы результаты сравнения каждого члена группы с каждым.

 

Пример сводной таблицы группы из 7 человек

Ф.И.О.                
 
  Борисов А.              
  ВиктовВ.              
  Демин К.              
  Томилов В.              
  Зайцева К              
  Якина Д.              
  Петров С             n  
  Оценка группы Сумма балов                
Ранг. место     2,5   2,5      

Студентам предлагается вычислить ранговое место для каждого члена своей учебной группы.

 

Вычисление рангового места студента в группе:

1) студент, набравший наименьшее количество баллов, получает первое ранговое место (в приведенном выше примере 1 получает Томилов В.);

2) студент, набравший наибольшее количество баллов, получает последнее ранговое место (7 балловполучает Борисов А. – если группа состоит из 7 человек какв приведенном примере).

Примечание: Если сумма балов учащихся одинакова, как у

Демина и Зайцевой, то необходимо сумму их ранговых мест

(2-ое и 3-е) разделить на два, получим - 2,5.

Перед составлением сводной таблицы присвоить каждой фамилии

свой порядковый номер. В результате таблица будет иметь форму

матрицы.

Сводная таблица

    .                                            
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

Примечание: таблица заполняется самим студентами в соответствии с приведенным в качестве образца примером.

Домашняя работа

Цель:

· изучение эмоциональных особенностей супружеских или дружеских отношений.

 

 

Шкалы любви и симпатии

 

Инструкция:

Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с каждым из приведенных ниже суждений. Используйте при этом предлагаемые варианты ответов.

1. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него

(нее)

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

2. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

3. Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

4. Он (она) очень умный человек.

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

5. Для него (нее) я готов (а) абсолютно на все.

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

6. В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же

после знакомства

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

7. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

8. Я думаю, что мы с ним (ней) внутренне похожи друг на друга.

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

9. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

10. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

11. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше

других.

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

12. Он один из самых обаятельных мужчин (она одна из самых

обаятельных женщин), которых я знаю.

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

13. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него

(нее).

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так

14. Я уверен (а), что он (она) хорошо ко мне относится.

· да, это так

· вероятно, это так

· вряд ли это так

· это совсем не так.

 

Ключ к опроснику

Шкала любви: вопросы № 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13.

Шкала симпатии: вопросы № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14.

Результаты теста подсчитываются путем суммирования ответов по

каждому утверждению и их усреднения.

При этом первой альтернативе ответа приписывается вес 4, второй – 3, третьей – 2, четвертой – 1.

Результаты по шкалам любви и симпатии считаются отдельно.

 

Суммарный балл может варьировать от 1 до 4.

Возможен также подсчет суммарного балла по обеим шкалам, характеризующего общий уровень эмоциональных отношений в диаде.

Суммарный балл может варьировать от 2 до 8.

Время заполнения теста 5-7 мин.

 

Обоснуйте результаты тестирования.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

План

1. Понятие малой группы

2. Виды малых групп

3. Развитие группы

4. Структура малой группы и групповые роли

5. Место индивида в системе групповой жизни

6. Социально-психологические параметры малой группы

7. Психологические процессы в малой группе

Литература

Андреева Г.М. (2), Роббер М.-А., Тильман Ф. (47), Рудестам К.

(50), Смид Р. (53), Шибутани Т. (64).

Теоретическое введение

 

Возникновение малой группы обусловлено общественно- экономическими причинами. Человек, живя в обществе, стремится объединиться и примкнуть к какой-то группе. На высшем этапе развития малая группа превращается в коллектив.

Американский психолог М. Шоу, расклассифицировал малые группы по шести категориям:

1- восприятие членами группы отдельных портретов и групп в целом

2- мотивация членов группы

3- групповые цели

4- организационные характеристики групп

5- взаимосвязь членов группы

6- взаимоотношения

Г.М. Андреева даёт следующее определение: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».

Виды малых групп.

1. Условные группы - это группы, объединённые по какому-то общему признаку (возраст, пол и т.д.)

2. Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности (естественные и лабораторные).

3. Формальные группы - это группы, имеющие официальный статус.

4. Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.

5. По степени развития выделяют:

а) слаборазвитые группы - группы, которые находятся на начальном этапе существования.

б) высокоразвитые группы - давно созданные группы, отличающиеся единством целей и общностью интересов.

в) диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

г) коллектив - это высшая форма объединения людей;

коллектив имеет следующие признаки:

· деятельность направлена на общий объект

· организационное объединение людей, имеющее чёткую закреплённую структуру

· всем членам коллектива присущи общие идеи и мнения, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.

Развитие группы

Существуют разные подходы к развитию группы, тем не менее, можно выделить три основных этапа.

1. Ориентировка в ситуации. Ориентация членов группы в отношениях между собой, в групповой задаче, в способах её решения.

2. Этап конфликта. Данный этап является результатом противоречия между разными членами группы, между группой и отдельными её членами, между различиями в представлениях групповой цели и средствах её достижения.

3. Этап динамического равновесия. Этап обеспечивает возможность функционирования группы как единого целого, но не гарантирует от возникновения новых конфликтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.161 с.)