Обработка результатов и выводы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка результатов и выводы.



Сумма баллов:

· от 233 до 310 – качество «общительность» сильно развито;

· от 78 до 232 – качество средне развито;

· от 0 до 77 – качество «общительность» слабо развито.

 

Обоснуйте полученные результаты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

План:

1. Понятие о социальном взаимодействии.

2. Стиль и содержание социального взаимодействия.

3. Виды социального взаимодействия индивидов.

4. Стратегии и типы социального взаимодействия.

Литература

Андреева Г.М. (2), Мелибруда Е.(32). Петровский А.В.и др. (43), Шевандрин Н.И. (65).

 

Теоретическое введение

Психология взаимодействия рассматривает процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, совместные действия и переживания.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов(субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Под взаимодействием в социальной психологии понимают прежде всего организацию совместной деятельности. Обмен знаниями по поводу этой деятельности предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих индивидов в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.

Стиль взаимодействия указывает на то, каким способом взаимодействует индивид с окружающими.

Выделяют продуктивный и непродуктивный стили взаимодействия. Продуктивный стиль способствует установлению доверительных от ношений, реализации личностных потенциалов, достижению плодотворных результатов в совместной деятельности. Непродуктивный стиль - способ, блокирующий вышеперечисленные характеристики в продуктивном стиле взаимодействия. В чистом виде данные стили существуют редко. Поэтому уместно выделить критерии обоих стилей:

1. Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном - «рядом с партнером»; в непродуктивном - «над партнером»).

2. Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели не обсуждая их с партнером).

3. Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном - ответственность ложится на доминирующего партнера).

4. Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном - доброжелательность и доверие; в непродуктивном - агрессия, раздражение).

5. Характер функционирования механизма идентификации.

По видам выделяют межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие - это вербальные или невербальные контакты и связи двух и более индивидов, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. К основным признакам межличностного взаимодействия относят:

· наличие общей цели, достижение которой предполагает взаимные усилия;

· эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими индивидами;

· рефлексивная многозначность - зависимость восприятии от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов(объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Взаимодействия имеет три уровня развития - низкий, средний и высокий.

На начальном (низком) уровне взаимодействие представляет простейшие первичные контакты, основанные на конкретно-чувственном восприятии внешнего облика, особенностей деятельности и поведения индивидов. На данном уровне имеет место эффект конгруэнции. Конгруэнция - это подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание. Следствием конгруэнции является снятие напряжения, возникновение симпатии на подсознательном уровне.

На среднем уровне развития процесс взаимодействия индивидов получил название продуктивной совместной деятельности, предполагающей эффективное влияние друг на друга.

Высокий уровень взаимодействия предполагает эффективную совместную деятельность индивидов, сопровождающуюся взаимопониманием. Взаимопонимание - это такой уровень взаимодействия, при котором осознаются действия партнера и оказывается взаимное содействие при достижении совместной цели.

По результатам направленности выделяют следующие поведенческие стратегии взаимодействия

· содействие (результативная помощь другим);

· противодействие (препятствование другим участникам взаимодействия);

· уклонение от взаимодействия (избегание связей).

На основании стратегий выделяют следующие типы социального взаимодействия:

· сотрудничество (активная взаимная помощь при удовлетворении своих потребностей);

· противоборство(конкуренция, соперничество);

· уклонение (избегание активного сотрудничества)

· однонаправленное содействие (один из участников взаимодействия препятствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним);

· однонаправленное противодействие (один из партнеров препятствуют достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым);

· контрастное взаимодействие (один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому, которое может маскироваться); компромиссное взаимодействие (оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия).

 

 

Практическая работа

 

Цель работы:

· Отработка умений определять типы социального взаимодействия

· Отработка умений взаимодействовать с другими людьми в стиле сотрудничества (кооперации)

 

Порядок проведения работы:

1. Студенты определяют свой стиль взаимодействия в сложных коммуникативных ситуациях.

 

2. В студенческой группе обсуждаются преимущества двух стилей общения: «конкурентного» и «сотрудничающего».

 

3. Проводятся тренинговые упражнения на развитие умений взаимодействия в стиле сотрудничества и взаимопонимания.

 

 

Методические средства:

Методика К.Томаса

(диагностика стратегий поведения личности в конфликтном

взаимодействии)

Инструкция:

«Предлагаемый Вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете. Обведите букву выбранного вами ответа в кружок».

Текст опросника:

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны;

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека;

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым дело я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать спор;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для н6ас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого..

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать спора;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Интерпретация результатов

Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом. Подсчитывется частота проявления каждого типа поведения.

Ключ опросника

Соперничество - 3а; 6б; 8а; 9б; 10а; 13б; 14б; 16б; 17а;22б;25а; 28а.

Сотрудничество - 2б; 5а; 8б; 11а; 14а; 19а; 20а; 21б; 23а; 26б; 28б; 30б.

Компромисс - 2а; 4а; 7б; 10б; 12б; 13а; 18б; 20б; 22а; 24б; 26а; 29а.

Избегание - 1а; 5б; 6а; 7а; 9а, 12а; 15б; 17б; 19б; 21а; 23б; 27а; 29б.

Приспособление - 1б; 3б; 4б; 11б; 15а; 16а; 18а; 24а; 25б; 27б;30а.

По завершению обработки результатов студенты должны сделать вывод о преобладающей стратегии своего взаимодействия, вспомнить и привести конкретные жизненные ситуации, в которых они применяли тот или иной тип социального взаимодействия. Полученные результаты рекомендуется использовать для выполнения домашнего задания.

 

Игра-дискуссия на тему

«системы оценивания и системы принятия в деловом общении»

(разработка Т.Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Фролова, Т.Грабенко)

Студентам предлагается обсудить вопрос об условиях эффективного взаимодействия. Для этого им сообщается о существовании так называемых двух систем, определяющих стиль общения людей друг с другом: системы оценивания и системы принятия.

Членам учебной группы предлагается решить, какая из систем их больше устраивает, и как они собираются реализовывать действие выбранной системы при взаимодействии с другими людьми

 

Система оценивания Система принятия
q Это оценки учителей, родителей, приятелей и других значимых людей   q Это ситуации постоянного напряжения; приводят к срыву, стрессу, конфликтам; некоторых людей закаляют, стимулируют к достижению высоких результатов, активизируют «дух» конкуренции q Это внимание к особенностям другого, знание его сильных и слабых сторон; Знание сильных сторон помогает: разрабатывать стратегию совместной работы; знание слабых: прогнозировать ситуации риска, в которых нужно «подставить плечо».
Основной вопрос системы оценивания: КТО ЛУЧШЕ? Цена конкуренции – духовная жизнь и свобода человека, именно это, в первую очередь приносится в жертву; а также – легкость, покой, воодушевленность, счастье.   Основной вопрос сотрудничества: КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ДРУГОГО? Цена сотрудничества – это ТО, без чего НЕ БЫВАЕТ ПОДЛИНОГО ОБЩЕНИЯ, на этом строится взаимопомощь и взаимная поддержка.
       

 

Психологическая игра

«Найти общее»

(разработка Т.Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Фролова, Т.Грабенко)

 

Игра направлена на совершенствование навыков внимательного слушания, постановку уточняющих вопросов, но главное, на отработку навыка нахождения общего содержания в разных темах, идеях, подходах.

Идея игры – проста: каждый из пары собеседников должен говорить только на свою тему. Темы для разговора подбираются таким образом, чтобы они как можно меньше соприкасались друг с другом. Между тем, говоря на свою тему, участник игры должен определить тему партнера и постараться найти общие точки соприкосновения.

Для игры потребуются карточки с темами беседы. Для пары играющих карточки должны быть одного цвета.

 

Варианты заданий (тем для беседы) в паре:

Возможный цвет карточек Тема первого собеседника Тема второго собеседника
Красный   О погоде   О «новом поколении»
Желтый   Об экологии   О современной культуре
Синий   О внешней политике   О взаимоотношениях в трудовом коллективе
Зеленый   О предназначении человека   О стратегических и тактических целях взаимодействия
Фиолетовый   О современном детективе   О стилях руководства
Коричневый   О парфюмерии, духах   О конфликтах в педагогическом коллективе
Серый   О возможности существования внеземных цивилизаций   О проблеме продления профессионального долголетия
Черный   О государственной идее   О необходимости эмоционального самоконтроля
Белый   О спорте   О психологической совместимости в трудовом коллективе
Оранжевый   О цветах   О компетентности в общении
Салатный   О живописи   О карьере педагога
Голубой   О поисках духовного пути   Об основных мотивах деятельности учителя
Золотой   О проблеме наркотиков   О развитии творчества в детских коллективах
Темно-зеленый О литературе О новых формах и методах обучения
Бежевый   О проблемах материнства и детства   О СМИ
Лиловый   О семейной жизни   Об управленческих компетенциях
Бордовый   О моде   О беспризорности и безнадзорности детей
Алый   Об искусстве управления людьми   О синдроме «выгорания» современного педагога
Темно-синий   О качестве воды   О воспитании нравственности

 

Участники игры объединяются в пары. Каждой паре предлагается выбрать свой цвет. Выбрав цвет, студенты выбирают карточку с темой для беседы, не показывая друг другу.

Задачи для играющих:

1. Деликатно начать беседу

2. Подвести разговор к своей теме

3. Поговорить на свою тему

4. Понять тему партнера

5. Найти «связки» между темами

6. Найти общую тему

7. Корректно закончить беседу

Студентам дается 3 минуты на обдумывание своей темы, после чего они приступают к беседе. Беседа может сниматься на видеокамеру и поэтапно анализироваться участниками.

 

Домашнее задание

Цель: выявить преимущества и недостатки каждого из типов взаимодействия (сотрудничества, противоборства, уклонения, компромисса, приспособления).

Инструкция:

Вспомнить и описать собственные ситуации использования разных стилей взаимодействия; перечислить условия, повышающие эффективность применения того или иного типа взаимодействия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

План

1. Понятие психологического воздействия

2. Психологическое влияние и противостояние влиянию

3. Виды психологического влияния

4. Виды психологического противостояния влиянию

5. «Технические средства» влияния и противостояния влиянию

Литература

Добрович А.Б. (19), Доценко Е.Л. (20), Емельянов Ю.Н. (22), Сидоренко Е.В. (51), Чалдини Р. (63)

 

 

Теоретическое введение

Совместная деятельность представляет собой единство:

· во-первых, совместного воздействия ни общий предмет деятельности;

· во-вторых, воздействия участников совместной деятельности друг на друга, которые задаются общественными отношениями.

Воздействие одного партнера по общению на другого имеет целью изменение или формирование установки у последнего путем предоставления ему определенной информации. Эффект воздействия на человека зависит не только от того, каково содержание этой информации, но и от того, какие методы воздействия использовались

Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на источники, факторы активности человека и его состояния. Осуществление воздействия на источники активности направлено на формирование новых потребностей и может быть реализовано путем:

· вовлечения его в соответствующую (новую) деятельность;

· включения во взаимодействие с определенным человеком, группой;

· периодического многократного повторения определенной (нужной) информации.

Психологическое влияние это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств ( вербальных, паралингвистических и невербальных ), с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие сылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия также должны считаться психологическими средствами, по крайней мере до тех пор, пока эти угрозы не приводятся в действии).

Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом.

Цели влияния:1 - для удовлетворения своих потребностей с

п омощью других людей или через их посредство;

2 - для подтверждения факта своего существования и

значимости этого факта;

3 - для преодоления пространственно-временных

ограничений собственного существования.

Противостояние чужому влиянию — это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств

Виды влияния и противостояния влиянию

· Убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющая своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения;

· Самопродвижение - Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

· Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

· Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться — также непроизвольно или произвольно.

· Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным.

· Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

· Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия

· Принуждение - угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств».

· Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики — в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя

· Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.269 с.)