Список качеств, характеризующих Ребенка, Взрослого, Родителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список качеств, характеризующих Ребенка, Взрослого, Родителя



(согласно теории Э.Берне)

 


1. Ответственность

2. Робость

3. Душевность

4. Важность

5. Понятливость

6. Практичность

7. Естественность

8. Лабильность

9. Зрелость

10. Спокойствие

11. Адаптивность

12. Эрудированность

13. Послушание

14. Банальность

 

15. Непринуждённость

16. Удальство.

17. Умеренность


Крылатые слова и пословицы

1. По когтям узнают льва;

2. Хрестоматийный слепец;

3. Не верь речам, верь своим глазам;

4. Бородой в люди не выйдешь;

5. Глухому с немым нечего толковать;

6. Обычай – деспот меж людей;

7. Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать.

 

Цитаты из художественных произведений

1. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось».

(И. Анненский).

2. «Нежным даётся грусть» (С.Есенин).

3.«Есть в близости людей заветная черта, её не перейти влюблённости и страсти» (А.Ахматова).

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

План

1. Понятие социализации личности в социальной психологии.

2. Основные концепции социализации личности.

3. Традиционные и нетрадиционные сферы и институты социализации личности.

4. Основные механизмы и формы социализации личности.

.

Литература

Андреева Г.М. (2), Куликов В.Н. (28), Новиков В.В.(37), Федоров Ю.М. (58).

 

Теоретическое введение

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. (Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.) М., 1983.

Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства. (Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий М.,-1984.)

Социализация - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. (Психологический словарь под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.), М., 1990.

Социализация - сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения им общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. (Словарь практической психологии, Минск 1991). Таким образом, социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидуумом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью социальных связей за счет ее активной, целенаправленной деятельности, активного включения в социальную среду. Часто в качестве синонимов социализации личности используют такие понятия, как развитие личности или ее воспитание, хотя в содержательном плане они не всегда совпадают, поскольку указанные понятия отражают лишь отдельные стороны процесса социализации.

Основными концепциями социализации личности являются: культурно-историческая по Л. С, Выготскому; психоаналитическая по 3. Фрейду; интеракционитская по Ч. Кули; антропологическая по М. и Дж. Миду; эпигенетическая по Эриксону; невротическая по К. Хорни; компенсаторная по А. Адлеру.

Выделяют три сферы, в которых происходит становление личности:

· деятельность;

· общение;

· самосознание.

Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельностей (Леонтьев), т. е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса:

· во-первых, ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами; она осуществляется с помощью личностных смыслов, т. е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Продукт такой ориентации можно было бы назвать личностным выбором деятельности;

· как следствие этого, возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных видов деятельности;

· третий процесс - освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости; если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение рассматривается в контексте социализации также со
стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это, прежде всего, переход от монологического к диалогическому общению, децентрация, т. е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Третья сферасоциализации — это развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я».
Установлено, что образ «Я»,- формирование когнитивного (познание себя), эмоционального (оценка себя), поведенческого (отношение к себе) компонентов этого образа, - возникает у человека не сразу, а складывается на протяжении всей его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Институтами социализации личности выступают семья, дошкольные детские учреждения, коллективы; средства массовой информации; официоз, этнопсихология, клубы, ассоциации по интересам и увлечениям: партийные, общественные, религиозные и другие организации и союзы.

В качестве основных механизмов социализации личности выступают различные социальные нормы, эталоны, образцы, модели поведения человека, а также его цели, потребности, мотивы отношения, мировоззрение, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, установки и другие особенности самосознания личности.

Выделяют несколько социально-психологических механизмов

социализации:

· идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим; примером идентификации является полоролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

· подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);

· внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. В результате предполагается неосознанное воспроизведение индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

· рефлексия - обращенность сознания человека на себя, способность и готовность его к самоанализу, самооценке, самоконтролю и самопрогнозу своего поведения и деятельности в группе, обществе;

· эмпатия - сопереживание, сострадание, в целом, эмоциональное созвучие человека по отношению к другому человеку, группе;

· фасилитаиия - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

· конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Ряд авторов выделяют еще три психологических механизма социализации:

имитация— осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

стыд - переживание возможного разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первый из указанных механизмов является позитивным; а стыд и вина рассматриваются как негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

В процессе социализации, человек, входя во многие социальные группы, занимает разное положение или социальный статус, обусловленный взаимоотношениями с другими членами группы.

Социальный статус - это ранг или позиция человека в группе во взаимоотношениях с другими группами.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Каждый человек имеет множество статусов и выполняет множество социальных ролей. Таким образом, социализацию можно рассматривать как процесс обучения общепринятым способам и методам действия и взаимодействия, что само является процессом обучения ролевому поведению человека.

Практическая работа

Цель работы:

· выявление студентами собственного уровня социально-психологической адаптированности

 

Порядок проведения работы:

· используя методику «Оценка социально-психологической адаптированности» студентам предлагается определить уровень собственной социальной адаптированности и проанализировать полученные результаты.

Методические средства:

«ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ»

(автор-разработчик А.К.Осницкий)

Шкала состоит из 101 суждения. Из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности, которые отчасти совпадают с критериями личностной зрелости. В их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними.

Критерии дезадаптации (37 высказываний) предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость.

Выполнение теста – примерно 45 минут.

 

ИНСТРУКЦИЯ:

· В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения.

· Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6:

«0» – это ко мне совершенно не относится;

«1» - не похоже на меня;

«2» - пожалуй, не похоже на меня;

«3» – не знаю;

«4» – пожалуй, похоже на меня;

«5» - похоже на меня;

«6» – точно про меня.

· Выбранный вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ДЛЯ ОТВЕТОВ

 

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
   

 

 

ОПРОСНИК СПА

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-либо в разговор

2. Нет желания раскрываться перед другими

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу

4. Предъявляет к себе высокие требования

5. Часто ругает себя за сделанное

6. Часто чувствует себя униженным

7. Сомневается, что может нравиться кому-либо из лиц противоположного пола

8. Свои обещания выполняет всегда

9. Теплые, бодрые отношения с окружающими

10. Человек сдержанный, замкнутый, держится от всех чуть в стороне

11. В своих неудачах винит себя

12. Человек ответственный, на него можно положиться

13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, что все усилия напрасны

14. На многое смотрит глазами сверстников

15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать

16. Собственных убеждений и правил не хватает

17. Любит мечтать – иногда прямо «среди бела дня». С трудом возвращается от мечты к действительности

18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживании обид, мысленно перебирая способы мщения

19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него – не проблема

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра

21. Все, что касается других – не волнует: сосредоточен на себе, занят собой

22. Люди, как правило, ему нравятся

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко

25. Сейчас очень «не по себе». Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться

26. С окружающими обычно ладит

27. Всего труднее бороться с самим собой

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих

29. В душе – оптимист, верит в будущее

30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными

31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают

32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться

35. Человек с привлекательной внешностью

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом

37. Приняв решение, следует ему

38. Принимая, казалось бы самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других

39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем

40. Чувствует неприязнь, к тому, что его окружает

41. Всем доволен

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя

43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, становится безразличным

44. Уравновешен, спокоен

45. Разозлившись, нередко выходит из себя

46. Часто чувствует себя обиженным

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности

48. Бывает, что сплетничает

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его

50. Довольно трудно быть самим собой

51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает

52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом, не отличается реалистичностью.

53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть

54. Старается не думать о своих проблемах

55. Считает себя интересным человеком, привлекательным как личность, заметным

56. Человек стеснительный, легко тушуется

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими

59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я

60. Боится того, что думают о нем другие

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, к похвале. Важно быть лучшим

62. Человек, у которого сейчас многое достойно презрения

63. Человек деятельный, энергичный, полный инициативы

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями

65. Себя просто недостаточно ценит

66. По натуре вожак и умеет влиять на других

67. Относится к себе в целом хорошо

68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем

69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно, если разногласия грозят стать явными

70. Подолгу не может принять решения, а потом сомневается в его правильности

71. Пребывает в растерянности, все смешалось. Все спуталось у него

72. Доволен собой

73. Невезучий

74. Человек приятный, располагающий к себе

75. Лицом, может быть и не очень-то пригож, но может нравиться как человек, как человек, как личность

76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг – не получится

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру

81. Случается, что говорит о том, в чем сам не разбирается

82. Всегда говорит только правду

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять и тогда он уступит

 

85. Чувствует неуверенность в себе

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки

87. Человек уступчивый, мягкий в отношениях с другими, податливый

88. Человек толковый, любит размышлять

89. Иной раз любит прихвастнуть

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-либо помощь

92. Никогда не оправдывается

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвобода

94. Выделяется среди других

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться

96. В себе все ясно, хорошо понимает себя

97. Общительный, открытый человек, легко сходится с людьми

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться

99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком

занимают его мысли

101. Все свои привычки считает хорошими



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.089 с.)