Культура речи. Морфологические нормы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура речи. Морфологические нормы



МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Морфема – значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

 

Нет окончаний у неизменяемых частей речи:

- наречий (вниз);

- деепричастий (прыгая);

- неизменяемых существительных (кафе) и прилагательных (хаки);

- служебных частей речи (над, однако, ни).

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Способы словообразования:

- приставочный (при город←город);

- суффиксальным (дом ик ←дом);

- приставочно-суффиксальный (под окон ник ←окно);

- сложение (вуз← в ысшее у чебное з аведение, лед о кол←лед, колоть);

- бессуффиксный (полет←полет е ть);

- переход из одной части речи в другую (рядовой (сущ.)←рядовой (прилаг.)).

МОРФОЛОГИЯ

Морфология раздел науки о языке, изучающий части речи.

В современном русском языке выделяют

- самостоятельные части речи (самолет, идти, мой, второй);

- служебные части речи (чтобы, но, под);

- междометия (ох, спасибо, ура);

- звукоподражательные слова (гав-гав).

Самостоятельные (знаменательные) части речи называют предметы, их качества, свойства или действия либо указывают на них. Они имеют свои грамматические значения, несут на себе словесное ударение и выполняют роль главных или второстепенных членов предложения. К самостоятельным частям речи относят имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, причастие и деепричастие.

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Часть речи значение Грамматические признаки Роль в предлож пример
Имя существительное Предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Постоянные признаки: - собственные и нарицательные; - одушевленные (мн.ч.В.п=мн.ч.Р.п) и неодушевленные (мн.ч.В.п.=мн.ч.Р.п) - разряд* (конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные) - род; - склонение; Непостоянные признаки: - падеж; - число Все ЧП МосквастолицаРоссии. Я написал письмо. РекаВолга впадает в Каспийское море.

* Разряды:

Вещественные называют вещества: пищевые продукты (жир, мука, сахар), материалы (гипс, цемент), виды тканей (бархат, ситец), ископаемые, металлы (железо, изумруд, яшма), химические элементы, лекарства (уран, аспирин), сельскохозяйственные культуры (овес, картофель, пшеница) и др. Вещественные существительные обычно употребляются или только в ед. ч., или только во мн. ч.: мед, чай, мука, олово; дрожжи, духи, сливки.

Собирательные - слова, называющие совокупность однородных предметов и выражающие это значение с помощью таких суффиксов, как -ств(о): студенчество, юношество; -|j|- (слова на -ьё:): бабьё, зверьё, дурачьё; - н(я): матросня, ребятня; -и|j|- (слова на - ия): интеллигенция, аристократия; - от(а): беднота и др. Отличительным признаком собирательных существительных является то, что они не образуют форм мн. ч.

Конкретные - слова, называющие вещи, лица, факты и все явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: карандаш, кольцо, инженер, поединок, война. Все конкретные существительные, за исключением существительных, не имеющих форм ед. ч., имеют формы ед. и мн. ч.

Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: слава, смех, благо, плен, доброта, близость, ловкость, бег, движение. Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, образующиеся с помощью нулевого суффикса (горечь, хворь [прост.], вывоз, замена), суф. -ость (также -есть) (красивость, свежесть, трусость), -ств(о) (ничтожество, большинство, первенство, хвастовство), -щин(а)/-чин(а) (сдельщина, туретчина [устар. ]), - изм (реализм, гуманизм), -и|j|-/-стви|j|- (слова на -ие, -ствие) (радушие, спокойствие), -от(а) (кислота, доброта, хрипота), - изн(а) (белизна, кривизна), - ин(а) (глубина, седина), (слова на -ние, -ение, -тие) (наказание, терпение, извлечение, развитие), -к(а) (плавка, голодовка, бомбежка), - (слова на -ация, -яция, -енция, -иция, -ция, -ия) (стилизация, компиляция, транспозиция [спец.], конкуренция), -аж (массаж), -ёж (платёж) и некоторых других, менее продуктивных суффиксов. Меньшую часть отвлеченных существительных составляют немотивированные слова: беда, ум, нрав, страх, мука, печаль, страсть, горе, уют, грусть, суть. Отвлеченные существительные обычно не имеют форм мн. ч. Формы мн. ч. образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, качества, состояния или действия, но и единичные их проявления: боль – боли, обман – обманы, мука – муки, печаль – печали, радость – радости, движение – движения.

Задание 1. Определите разряды имен существительных

Дом, ребенок, серебро, повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, пение, интеллигенция, вода, порошок, радость, детвора, береза, листва, мудрость.

КУЛЬТУРА РЕЧИ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Род

Мужской род Женский род Средний род Общий род (разгов., простор.)
  1. Трудные случаи склоняемых существительных
зал погон рельс тюль толь шампунь бандероль босоножка вуаль мозоль туфля повидло контральто монисто чучело щупальце на –А/-Я сирота грязнуля стиляга*
  1. Несклоняемые существительные
- обозначающие лиц муж.пола по соц. положению и профессии - обозначающие названия животных и птиц - обозначающие лиц жен.пола - неодушевленные искл. существуют, н: жалюзи – мн.ч. - обозначающие лиц по характерному действию или свойству
буржуа рантье шимпанзе фламинго Андре Гюго _____________________ пенальти фрау леди цеце ( искл ) Элен Кюри _____________________ авеню кольраби салями Конго радио визави протеже инкогнито
У имен собственных род определять по родовому понятию Баку (город) – м.р., Конго ( река )ж.р., Онтарио ( озеро ) – ср.р.)
  1. В аббревиатурах – род устанавливается
3.1 по главному слову: АТ С (автоматическая телефонная станция) располагал а сь за углом 3.2 - некоторые (особенно, соединенные из звуков), заканчивающиеся на согласный,→ муж.р. вуз прекрасный, наш ЖЭК, ТАСС сообщил - с основой на гласную преимущественно относятся к среднему роду: РОНО (районный отдел народного образования) решило

 

* - в последнее время к этой группе стали относить слова, обозначающие лиц по профессии (министр, врач, юрист, судья, экскурсовод)

При сущ. общего рода прилагательное (в И.п.) и глагол указывают на род:

Врач уехал а. Умн ая староста Иванова. В гостях у известн ого композитора Пахмутовой.

 

Задание 2. К приведенным словам подберите определения. Определите род (м.р, ж.р., ср.р)

Рояль, фамилия, картофель, НКБС, рельс, тюль,молодежь, мозоль, бандероль, фасоль, туш, тушь, такси, бра, депо, пари, Миссури, мадам, какаду, какао, крупье, алиби, кафе, протеже, цеце, Сочи, шоу, Сан-Франциско, «Таймс»

Нормы словообразования имен существительных

1. Им.п. мн.ч.:

- а/-я -ы/-и
пропуска, паспорта, тополя, доктора, профессора, директора торты, тракторы, инженеры, шофёры, стажёры, бухгалтеры,
кондуктора - кондукторы инспектора - инспекторы

2. Р.п. мн.ч.

Муж.р.

-ов
1 Парные предметы
ботинок, чулок, сапог, искл. - носков
2 Овощи-фрукты
-- апельсинов, помидоров, огурцов
3 Национальность
Основа на Н, Р Основа на др.буквы
англичан, болгар, искл. негр ов
искл. турок, бурят киргизов, монголов, таджиков

Жен.р.

- на –ЛЯ/-НЯ → : вафель, нянь, простынь, туфель

Задание 3. Поставьте слова в форму:

А) Им.п. мн.ч:

Доктор, шофер, столяр, директор, торт, инженер, бант, профессор, кондуктор
Доктор а, шофер ы, столяр ы, директор а, торт ы, инженер ы, бант ы, профессор а, кондуктор а/ы

 

Б) Р.п. мн.ч.

Гольфы, туфли, помидоры, сапоги, армяне, простыни, носки, вафли, турки, няни
Гольф, туфлей, помидоров, сапог, армян, простынь, носков, вафлей, турок, нянь

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Степени сравнения

Сравнительная степень
Простая форма Сложная форма
+-ее (-ей); -е; -ше красивый — красивее; от других основ: высокий — выше, хороший — лучше тонкий — тоньше; плохой – хуже более / менее + полная форма прилагательного: более сильный, менее четкий
Превосходная степень
Простая форма Сложная форма
+ -ейш-, -айш- красивейший, высочайший; 1)самый, наиболее, наименее+ полная форма прилагательного: самый красивый, наиболее сильный, наименее высокий; 2) простая сравнительная степень +всех, всего: всех милее, всего красивее

 

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

- количественные (сколько?) три, пять десятых, семьсот двадцать три, семеро

- порядковые (какой?) третий, семьсот двадцать третий

- собирательные (сколько?) оба-обе, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

1. При склонении числительных у количественных изменяются ВСЕ слова, у порядковых – только последнее:

  количественное порядковое
И.п. Шестьсот восемьдесят пять Шестьсот восемьдесят пятый
Р.п. Шест и сот вос ьми десят и пят и Шестьсот восемьдесят пят ого
Т.п. Шест ью ст ами восьм ью десят ью пят ью Шестьсот восемьдесят пят ым

Запомните:

двухтысячный год — две тысячи первый год

(до) двухтысячного года — (до) две тысячи первого года

2. Собирательные числительные (двое, трое…десятеро) употребляются с:

- названиями лиц мужского и общего рода: двое солдат, трое сирот

- названиями детенышей: трое котят, пятеро утят

- существительными, имеющими формы только мн.ч., в Им.п.: двое часов, трое саней, четверо ножниц ( НО в косвенных падежах неодушевленные употребляются с количественными: мене трех часов)

- личными местоимениями: нас двое, их шестеро

Собирательные числительные оба-обе употребляются в зависимости от рода существительных: обе комнаты, оба вопроса

 

Задания:

МЕСТОИМЕНИЕ

Упр. Исправьте предложения.

1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5) Все, кто поднялись на гору, увидели красивый пейзаж. 6)Самодержавие жестоко расправлялось с неугодными им людьми.

 

ГЛАГОЛ

1. Возвратность. Постфикс –ся пишется после согласного (мыться), -сь – после гласного (моюсь)

Некоторые глаголы не образуют возвратные пары: играть (с сестрой, на улице, в куклы), убирать/прибирать (комнату), извинять.

Ошибочны: играться в машинки, убираться в квартире, я извиняюсь

2. Некоторые глаголы со значением состояния не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, жаждать, гнить, видеть, слышать, ехать, мочь.

У глагола ехать повелительное наклонение – поезжай (не езжай, едь)

У глагола лежать - лечь нет форм ляжь, ляжьте, только ляг, лягте.

3. У некоторых глаголов нет форм 1-го лица ед.ч. н./б. вр.:

победить, висеть, убедить, пылесосить: не победю, а смогу победить

Запомнить нормативные формы глаголов, отличать их от просторечных:

нормированная просторечная
Машет Сыплет Хнычет Мерить (мерю, меришь) Мучить (мучусь) Лазить Обессилею Опротивеешь Выздоровею Махает Сыпет Хныкает Мерять (меряю) Мучать (мучаю) Лазать (лазаю) Обессилю Опротивишь Выздоровлю
Мяучит-мяукает, мурлычет-мурлыкает

4. У глаголов класть – положить нет форм ложить и покласть. Глагол класть не имеет приставочных образований, а глагол положить употребляется только с приставками.

 

Упр. Исправьте ошибки в образовании и употреблении глаголов:

1)Дети игрались в комнате. 2)Бабушке стало все хуже и хуже. 3)Инструмент надо ложить в ящик, чтобы потом не искать. 4)Ребенок лазал по горке. 5)Я обязательно выздоровлю к выходным. 6)Езжайте прямо, до светофора, а потом поверните направо. 7)Я пропылесошу, протру пыль и закончу убираться в квартире. 8)Не махай так сильно руками, ты не на физкультуре.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Морфема – значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

 

Нет окончаний у неизменяемых частей речи:

- наречий (вниз);

- деепричастий (прыгая);

- неизменяемых существительных (кафе) и прилагательных (хаки);

- служебных частей речи (над, однако, ни).

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Способы словообразования:

- приставочный (при город←город);

- суффиксальным (дом ик ←дом);

- приставочно-суффиксальный (под окон ник ←окно);

- сложение (вуз← в ысшее у чебное з аведение, лед о кол←лед, колоть);

- бессуффиксный (полет←полет е ть);

- переход из одной части речи в другую (рядовой (сущ.)←рядовой (прилаг.)).

МОРФОЛОГИЯ

Морфология раздел науки о языке, изучающий части речи.

В современном русском языке выделяют

- самостоятельные части речи (самолет, идти, мой, второй);

- служебные части речи (чтобы, но, под);

- междометия (ох, спасибо, ура);

- звукоподражательные слова (гав-гав).

Самостоятельные (знаменательные) части речи называют предметы, их качества, свойства или действия либо указывают на них. Они имеют свои грамматические значения, несут на себе словесное ударение и выполняют роль главных или второстепенных членов предложения. К самостоятельным частям речи относят имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, причастие и деепричастие.

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Часть речи значение Грамматические признаки Роль в предлож пример
Имя существительное Предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Постоянные признаки: - собственные и нарицательные; - одушевленные (мн.ч.В.п=мн.ч.Р.п) и неодушевленные (мн.ч.В.п.=мн.ч.Р.п) - разряд* (конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные) - род; - склонение; Непостоянные признаки: - падеж; - число Все ЧП МосквастолицаРоссии. Я написал письмо. РекаВолга впадает в Каспийское море.

* Разряды:

Вещественные называют вещества: пищевые продукты (жир, мука, сахар), материалы (гипс, цемент), виды тканей (бархат, ситец), ископаемые, металлы (железо, изумруд, яшма), химические элементы, лекарства (уран, аспирин), сельскохозяйственные культуры (овес, картофель, пшеница) и др. Вещественные существительные обычно употребляются или только в ед. ч., или только во мн. ч.: мед, чай, мука, олово; дрожжи, духи, сливки.

Собирательные - слова, называющие совокупность однородных предметов и выражающие это значение с помощью таких суффиксов, как -ств(о): студенчество, юношество; -|j|- (слова на -ьё:): бабьё, зверьё, дурачьё; - н(я): матросня, ребятня; -и|j|- (слова на - ия): интеллигенция, аристократия; - от(а): беднота и др. Отличительным признаком собирательных существительных является то, что они не образуют форм мн. ч.

Конкретные - слова, называющие вещи, лица, факты и все явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: карандаш, кольцо, инженер, поединок, война. Все конкретные существительные, за исключением существительных, не имеющих форм ед. ч., имеют формы ед. и мн. ч.

Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: слава, смех, благо, плен, доброта, близость, ловкость, бег, движение. Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, образующиеся с помощью нулевого суффикса (горечь, хворь [прост.], вывоз, замена), суф. -ость (также -есть) (красивость, свежесть, трусость), -ств(о) (ничтожество, большинство, первенство, хвастовство), -щин(а)/-чин(а) (сдельщина, туретчина [устар. ]), - изм (реализм, гуманизм), -и|j|-/-стви|j|- (слова на -ие, -ствие) (радушие, спокойствие), -от(а) (кислота, доброта, хрипота), - изн(а) (белизна, кривизна), - ин(а) (глубина, седина), (слова на -ние, -ение, -тие) (наказание, терпение, извлечение, развитие), -к(а) (плавка, голодовка, бомбежка), - (слова на -ация, -яция, -енция, -иция, -ция, -ия) (стилизация, компиляция, транспозиция [спец.], конкуренция), -аж (массаж), -ёж (платёж) и некоторых других, менее продуктивных суффиксов. Меньшую часть отвлеченных существительных составляют немотивированные слова: беда, ум, нрав, страх, мука, печаль, страсть, горе, уют, грусть, суть. Отвлеченные существительные обычно не имеют форм мн. ч. Формы мн. ч. образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, качества, состояния или действия, но и единичные их проявления: боль – боли, обман – обманы, мука – муки, печаль – печали, радость – радости, движение – движения.

Задание 1. Определите разряды имен существительных

Дом, ребенок, серебро, повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, пение, интеллигенция, вода, порошок, радость, детвора, береза, листва, мудрость.

КУЛЬТУРА РЕЧИ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Род

Мужской род Женский род Средний род Общий род (разгов., простор.)
  1. Трудные случаи склоняемых существительных
зал погон рельс тюль толь шампунь бандероль босоножка вуаль мозоль туфля повидло контральто монисто чучело щупальце на –А/-Я сирота грязнуля стиляга*
  1. Несклоняемые существительные
- обозначающие лиц муж.пола по соц. положению и профессии - обозначающие названия животных и птиц - обозначающие лиц жен.пола - неодушевленные искл. существуют, н: жалюзи – мн.ч. - обозначающие лиц по характерному действию или свойству
буржуа рантье шимпанзе фламинго Андре Гюго _____________________ пенальти фрау леди цеце ( искл ) Элен Кюри _____________________ авеню кольраби салями Конго радио визави протеже инкогнито
У имен собственных род определять по родовому понятию Баку (город) – м.р., Конго ( река )ж.р., Онтарио ( озеро ) – ср.р.)
  1. В аббревиатурах – род устанавливается
3.1 по главному слову: АТ С (автоматическая телефонная станция) располагал а сь за углом 3.2 - некоторые (особенно, соединенные из звуков), заканчивающиеся на согласный,→ муж.р. вуз прекрасный, наш ЖЭК, ТАСС сообщил - с основой на гласную преимущественно относятся к среднему роду: РОНО (районный отдел народного образования) решило

 

* - в последнее время к этой группе стали относить слова, обозначающие лиц по профессии (министр, врач, юрист, судья, экскурсовод)

При сущ. общего рода прилагательное (в И.п.) и глагол указывают на род:

Врач уехал а. Умн ая староста Иванова. В гостях у известн ого композитора Пахмутовой.

 

Задание 2. К приведенным словам подберите определения. Определите род (м.р, ж.р., ср.р)

Рояль, фамилия, картофель, НКБС, рельс, тюль,молодежь, мозоль, бандероль, фасоль, туш, тушь, такси, бра, депо, пари, Миссури, мадам, какаду, какао, крупье, алиби, кафе, протеже, цеце, Сочи, шоу, Сан-Франциско, «Таймс»

Нормы словообразования имен существительных

1. Им.п. мн.ч.:

- а/-я -ы/-и
пропуска, паспорта, тополя, доктора, профессора, директора торты, тракторы, инженеры, шофёры, стажёры, бухгалтеры,
кондуктора - кондукторы инспектора - инспекторы

2. Р.п. мн.ч.

Муж.р.

-ов
1 Парные предметы
ботинок, чулок, сапог, искл. - носков
2 Овощи-фрукты
-- апельсинов, помидоров, огурцов
3 Национальность
Основа на Н, Р Основа на др.буквы
англичан, болгар, искл. негр ов
искл. турок, бурят киргизов, монголов, таджиков

Жен.р.

- на –ЛЯ/-НЯ → : вафель, нянь, простынь, туфель

Задание 3. Поставьте слова в форму:

А) Им.п. мн.ч:

Доктор, шофер, столяр, директор, торт, инженер, бант, профессор, кондуктор
Доктор а, шофер ы, столяр ы, директор а, торт ы, инженер ы, бант ы, профессор а, кондуктор а/ы

 

Б) Р.п. мн.ч.

Гольфы, туфли, помидоры, сапоги, армяне, простыни, носки, вафли, турки, няни
Гольф, туфлей, помидоров, сапог, армян, простынь, носков, вафлей, турок, нянь

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Степени сравнения

Сравнительная степень
Простая форма Сложная форма
+-ее (-ей); -е; -ше красивый — красивее; от других основ: высокий — выше, хороший — лучше тонкий — тоньше; плохой – хуже более / менее + полная форма прилагательного: более сильный, менее четкий
Превосходная степень
Простая форма Сложная форма
+ -ейш-, -айш- красивейший, высочайший; 1)самый, наиболее, наименее+ полная форма прилагательного: самый красивый, наиболее сильный, наименее высокий; 2) простая сравнительная степень +всех, всего: всех милее, всего красивее

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.094 с.)