О строгом запрещении “аль-Гъиба” в Исламе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О строгом запрещении “аль-Гъиба” в Исламе



О строгом запрещении “аль-Гъиба” в Исламе


Гъиба – это поедание мяса людей
Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не шпионьте друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, ведь вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Худжурат 49: 12).
В толковании этого аята Къатада сказал: “Так же как верующий обязан сторониться употребления мертвечины, так же он должен сторониться и гъиба”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 16/335.
Сообщается, что имам Суфьян ас-Саури называл людей, делающих гъиба – мясоедами (ляхмийун). Однажды его спросили: “Это что, те, кто ест много мяса?” Он ответил: “Нет. Это те, которые делают гъиба!” аль-Къашири в “ар-Рисаля” 1/74.
Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль!” Он сказал: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их”». Ахмад 3/224, Абу Дауд 4878. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному человеку: «Ты избавился от кусочков мяса, застрявших в зубах?» Тот ответил: “От чего мне избавляться, если я не ел мяса?!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты ел мясо своего брата!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 2837.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У арабов было принято брать с собой слуг в путешествие, и также поступили Абу Бакр с ‘Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), взявшие с собой в путь слугу. Однажды они легли спать, а когда проснулись, обнаружили, что слуга тоже спит, не приготовив им еды. И один из них сказал другому: “Этот человек спит так, словно находится у себя дома!” Они разбудили его и сказали ему: “Пойди к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и скажи ему: “Абу Бакр и ‘Умар передают тебе салам, и просят у тебя чего-нибудь из еды!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал слуге: «Передай им салам и сообщи им, что они уже поели!» Они были потрясены этим и пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказали: “О посланник Аллаха! Мы послали к тебе попросить еды, а ты сказал: «Они уже поели!», - чем же мы позавтракали?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мясом вашего брата. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!» Абу Бакр с ‘Умаром сказали пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Попроси для нас прощения у Аллаха!” На что он ответил: «Пусть он (слуга) просит для вас прощения!» аль-Хараиты 186, ад-Дыя аль-Макъдиси 2/33. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2608.
А ведь в наши дни мусульмане говорят за спинами друг друга вещи на много страшней, чем то, что Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) сказали за своего слугу!
Однажды ‘Амр ибн аль-‘Асс, проходя с людьми мимо дохлого мула, сказал: “Если человек будет есть это до тех пор, пока не наполнит свой живот, то это будет лучше для него, чем он поест мясо мусульманина!” Абу аш-Шейх, Ибн Хиббан. См. “Сахих ат-таргъиб” № 2838.

Гъиба – это зловонье
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы почувствовали ужасный, отвратительный запах, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Знаете ли вы, что это такое? Это запах, который исходит от тех, кто делает гъиба за спинами верующих» . аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани зазвали хадис хорошим.
Имам ас-Самаркъанди говорил: “Некоторые могут спросить: «Почему гъиба во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) имела скверный запах, а в наши дни мы его не чувствуем?» Ответом им служит то, что гъиба в наше время увеличилась и носы, переполнившись ею, перестали чувствовать ее скверный запах. В пример этому можно привести человека, который зайдет в то место, где совершают дубление шкур животных, он не сможет из-за сильного зловонья долго там находиться. Однако те, кто работает в этих местах кушают и пьют там, не чувствуя этого зловонья, поскольку они уже привыкли к этому запаху. То же самое обстоит и с гъиба в наше время!” См. “Танбихуль-гъафилин” 1/175.
Свят Аллах, а ведь это было сказано более, чем тысячу лет назад! Трудно себе представить насколько увеличилось гъиба за эти тысячу лет!

Гъиба способна осквернить целое море
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Достаточно тебе и того, что Сафийя (жена его) такая-то и такая-то (мала ростом)!” Услышав это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: «Поистине, ты сказала такое, что осквернило бы собой целое море, если бы смешалось с ним!» Абу Дауд 4875, ат-Тирмизи 2502. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Имам ан-Науауи сказал: “Этот хадис является одним из величайших доказательств запретности гъиба, если не самым великим. И я не знаю ни одного другого хадиса, который бы достигал подобного уровня в запрещении гъиба”. См. “аль-Азкар” 404.

Гъиба – это признак лицемерия
Сообщается от Абу Барзы аль-Аслями (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О те, которые уверовали только на словах, но не уверовали в сердцах! Не говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки, ибо поистине, Аллах будет неотступно следить за недостатками того, кто будет следить за недостатками своего брата (мусульманина), и покроет его позором в его собственном доме!» Абу Дауд 4880, Ахмад 4/420. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “Этот хадис указывает на то, что гъиба – это качество лицемеров, а не правоверных, потому что лицемеры веруют на своих языках, но нет веры в их сердцах”. См. «’Аунуль-Ма’буд» 13/224.

Гъиба запрещена даже тогда, когда это разрешает тот, за кого ее делают
Среди некоторых мусульман бытует мнение, что если человеку безразлично то, что говорят о нем его друзья, и он это им позволяет, то в подобном случае это уже не гъиба. На самом же деле все обстоит иначе. Гъиба является запретной в своей основе, и никто не может сделать ее дозволенной! Имам ан-Науауи писал: “Мухаммад ибн Сирин говорил: «Поистине, я не позволю делать гъиба за меня никому!», - и это правильно. Если, например человек скажет: «Я сделал дозволенной свою честь для тех, кто совершает за меня гъиба», то от этого гъиба дозволенной не становится. Наоборот, гъиба является запретной для каждого! А что касается хадиса: «Разве кто-либо из вас сможет сделать так, как Абу Дамдам, который выходя из своего дома, говорил: “Поистине, я пожертвовал свою честь людям!”» Абу Дауд 4886. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Смысл его слов таков: «Я не буду требовать с того, кто причинил мне зло, ни в мире этом, ни в мире ином!»” См. “аль-Азкар” 298.
То есть, Абу Дамдам не дозволял свою честь для других, однако он прощал тех, кто на нее покусился.
Суфьян ас-Саури говорил: “Чем меньше людей ты будешь знать, тем меньше ты будешь делать гъиба!” Ибн Абу ад-Дунья в “аль-‘Узля уаль-инфирад” 41.

Как покаяться за гъиба?


Человек, совершивший гъиба должен принести искреннее покаяние (ат-тауба) за этот большой грех, выполнив все его условия. Условий покаяния три:
1. Прекращение совершения греха;
2. Раскаяние в совершенном;
3. Решимость никогда не совершать подобное.

В отношении необходимости этих трех условий, для того, чтобы покаяние было действительным, среди ученых нет разногласий. И если одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние не будет действительным. См. “Сыфату тауба” 9.
Однако у искреннего покаяния есть и четвертое условие. В том случае, когда совершенный грех, так или иначе затрагивает права другого человека, то необходимо загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т.п.
Что же касается покаяния за гъиба, является ли необходимым условием для покаяния за него сообщение тому, за чьей спиной оно совершалось или нет, ученые разошлись. Группа ученых считала необходимым попросить прощение у того, за кого совершалось гъиба, поскольку этот грех не только между рабом и Аллахом, но также коснулся и прав другого человека. В доказательство на это они опирались на хадис посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который однажды спросил людей: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: “Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!» Муслим 2581.
Таким образом, эти ученые считали, что необходимо загладить свою вину перед человеком, за которого было совершено гъиба, чтобы это грех был искуплен, и чтобы он не был спрошен за него обиженным в Судный день. При извещении человека, за которого было совершено гъиба не обязательно раскрывать все подробности своего греха. Следует просто сказать, что ты был несправедлив к нему в своих речах, но теперь покаялся перед Аллахом и просишь прощения у него самого. См. “Гъазауль-альбаб” 1/93, “Мадариджу-ссаликин” 1/290-291.
Что же касается того, у кого просит прощение раскаявшийся, то он должен простит его и не таить злобу. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я клянусь вам Аллахом о трех вещах: что имущество никогда не уменьшится по причине милостыни; что человека, который простит тому, кто поступил по отношению к нему несправедливо, Аллах Всемогущий обязательно возвеличит за это; и что если человек откроет врата для просьб у людей, то Аллах откроет для него врата нищеты!» Ибн Абу ад-Дунья. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3025.
Разве не желает мусульман того, чтобы Аллах его возвеличил?!
Второе мнение же мнение состоит в том, что необязательно извещать человека о том, что ты совершил гъиба за него и просить у него прощения. Хафиз Ибн Касир говорил: “Некоторые ученые говорили: «Не является условием покаяния за гъиба извещение обидчика, ибо может быть так, что это принесет еще больше вреда»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/129.
И это является наилучшим мнением, что в случае, если при сообщении о том, в чем именно заключалась гъиба, сплетня или клевета обиженный разгневается (как правило, так и происходит) и это усилит его ненависть, то не следует говорить ему об этом, потому что шариат не одобряет увеличения вреда. Одной из целей шариата является сплочение сердец и укрепление братских чувств между мусульманами. Возможно, что это приведет к вражде, после которой сердце мусульманина никогда не очистится в отношении сплетника. В таких ситуациях для покаяния достаточно:
- Раскаяться и молить Аллаха о прощении, осознав мерзость содеянного.
- Молить Аллаха о прощении за того, о ком было сделано гъиба. Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Если человек совершил гъиба за другого человека, то пусть не сообщает ему об этом, а просит прощения для него!” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 5/317.
- Признать свою вину перед теми, кто слышал от тебя гъиба или клевету на мусульманина, оправдав его перед ними.
- Защищать честь того, о ком ты делал гъиба и возражать, если кто-либо захочет сделать гъиба за него. См. “Мадариджу-ссаликин” 1/291 и “аль-Мугъни” 12/78.
О мусульмане! Обратите внимание на разницу между имущественными и телесными преступлениями с одной стороны и между гъиба – с другой. Материальный ущерб отличается тем, что потерпевшие с удовольствием прощают ворам и грабителям при возмещении им ущерба, а человек, которому нанесли моральный урон, как правило, скуп на прощение и сохраняет обиду в своем сердце надолго или же навсегда.

О строгом запрещении “аль-Гъиба” в Исламе


Гъиба – это поедание мяса людей
Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не шпионьте друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, ведь вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Худжурат 49: 12).
В толковании этого аята Къатада сказал: “Так же как верующий обязан сторониться употребления мертвечины, так же он должен сторониться и гъиба”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 16/335.
Сообщается, что имам Суфьян ас-Саури называл людей, делающих гъиба – мясоедами (ляхмийун). Однажды его спросили: “Это что, те, кто ест много мяса?” Он ответил: “Нет. Это те, которые делают гъиба!” аль-Къашири в “ар-Рисаля” 1/74.
Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль!” Он сказал: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их”». Ахмад 3/224, Абу Дауд 4878. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному человеку: «Ты избавился от кусочков мяса, застрявших в зубах?» Тот ответил: “От чего мне избавляться, если я не ел мяса?!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты ел мясо своего брата!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 2837.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У арабов было принято брать с собой слуг в путешествие, и также поступили Абу Бакр с ‘Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), взявшие с собой в путь слугу. Однажды они легли спать, а когда проснулись, обнаружили, что слуга тоже спит, не приготовив им еды. И один из них сказал другому: “Этот человек спит так, словно находится у себя дома!” Они разбудили его и сказали ему: “Пойди к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и скажи ему: “Абу Бакр и ‘Умар передают тебе салам, и просят у тебя чего-нибудь из еды!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал слуге: «Передай им салам и сообщи им, что они уже поели!» Они были потрясены этим и пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказали: “О посланник Аллаха! Мы послали к тебе попросить еды, а ты сказал: «Они уже поели!», - чем же мы позавтракали?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мясом вашего брата. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!» Абу Бакр с ‘Умаром сказали пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Попроси для нас прощения у Аллаха!” На что он ответил: «Пусть он (слуга) просит для вас прощения!» аль-Хараиты 186, ад-Дыя аль-Макъдиси 2/33. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2608.
А ведь в наши дни мусульмане говорят за спинами друг друга вещи на много страшней, чем то, что Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) сказали за своего слугу!
Однажды ‘Амр ибн аль-‘Асс, проходя с людьми мимо дохлого мула, сказал: “Если человек будет есть это до тех пор, пока не наполнит свой живот, то это будет лучше для него, чем он поест мясо мусульманина!” Абу аш-Шейх, Ибн Хиббан. См. “Сахих ат-таргъиб” № 2838.

Гъиба – это зловонье
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы почувствовали ужасный, отвратительный запах, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Знаете ли вы, что это такое? Это запах, который исходит от тех, кто делает гъиба за спинами верующих» . аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани зазвали хадис хорошим.
Имам ас-Самаркъанди говорил: “Некоторые могут спросить: «Почему гъиба во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) имела скверный запах, а в наши дни мы его не чувствуем?» Ответом им служит то, что гъиба в наше время увеличилась и носы, переполнившись ею, перестали чувствовать ее скверный запах. В пример этому можно привести человека, который зайдет в то место, где совершают дубление шкур животных, он не сможет из-за сильного зловонья долго там находиться. Однако те, кто работает в этих местах кушают и пьют там, не чувствуя этого зловонья, поскольку они уже привыкли к этому запаху. То же самое обстоит и с гъиба в наше время!” См. “Танбихуль-гъафилин” 1/175.
Свят Аллах, а ведь это было сказано более, чем тысячу лет назад! Трудно себе представить насколько увеличилось гъиба за эти тысячу лет!

Гъиба способна осквернить целое море
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Достаточно тебе и того, что Сафийя (жена его) такая-то и такая-то (мала ростом)!” Услышав это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: «Поистине, ты сказала такое, что осквернило бы собой целое море, если бы смешалось с ним!» Абу Дауд 4875, ат-Тирмизи 2502. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Имам ан-Науауи сказал: “Этот хадис является одним из величайших доказательств запретности гъиба, если не самым великим. И я не знаю ни одного другого хадиса, который бы достигал подобного уровня в запрещении гъиба”. См. “аль-Азкар” 404.

Гъиба – это признак лицемерия
Сообщается от Абу Барзы аль-Аслями (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О те, которые уверовали только на словах, но не уверовали в сердцах! Не говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки, ибо поистине, Аллах будет неотступно следить за недостатками того, кто будет следить за недостатками своего брата (мусульманина), и покроет его позором в его собственном доме!» Абу Дауд 4880, Ахмад 4/420. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “Этот хадис указывает на то, что гъиба – это качество лицемеров, а не правоверных, потому что лицемеры веруют на своих языках, но нет веры в их сердцах”. См. «’Аунуль-Ма’буд» 13/224.

Гъиба запрещена даже тогда, когда это разрешает тот, за кого ее делают
Среди некоторых мусульман бытует мнение, что если человеку безразлично то, что говорят о нем его друзья, и он это им позволяет, то в подобном случае это уже не гъиба. На самом же деле все обстоит иначе. Гъиба является запретной в своей основе, и никто не может сделать ее дозволенной! Имам ан-Науауи писал: “Мухаммад ибн Сирин говорил: «Поистине, я не позволю делать гъиба за меня никому!», - и это правильно. Если, например человек скажет: «Я сделал дозволенной свою честь для тех, кто совершает за меня гъиба», то от этого гъиба дозволенной не становится. Наоборот, гъиба является запретной для каждого! А что касается хадиса: «Разве кто-либо из вас сможет сделать так, как Абу Дамдам, который выходя из своего дома, говорил: “Поистине, я пожертвовал свою честь людям!”» Абу Дауд 4886. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Смысл его слов таков: «Я не буду требовать с того, кто причинил мне зло, ни в мире этом, ни в мире ином!»” См. “аль-Азкар” 298.
То есть, Абу Дамдам не дозволял свою честь для других, однако он прощал тех, кто на нее покусился.
Суфьян ас-Саури говорил: “Чем меньше людей ты будешь знать, тем меньше ты будешь делать гъиба!” Ибн Абу ад-Дунья в “аль-‘Узля уаль-инфирад” 41.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.017 с.)