Зрительно-моторная координация (Гештальт-тест Бендер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зрительно-моторная координация (Гештальт-тест Бендер)



Результаты выполнения теста оцениваются посредством сравне­ния работы ребенка с графическим образцом, предложенным ему

для срисовывания. Ребенок должен правильно воспроизвести пять рисунков образца и их расположение относительно друг друга. Уро­вень развития «Зрительно-моторной координации» определяется с помощью качественного анализа.

В нашей Методике Гештальт-тест Бендер не используется для оценки интеллекта, хотя именно для этой цели он был создан. Поэто­му мы не пользуемся и стандартным вариантом обработки теста, ко­торый предполагает поэлементное сравнение детских рисунков с шаблонами-эталонами и балльную оценку отклонений от них. Выво­ды об интеллектуальном развитии ребенка, сделанные только на основании выполнения им графических заданий, не достигают необ­ходимого уровня надежности. Мы предлагаем использовать Геш­тальт-тест Бендер только для анализа процесса зрительно-моторной координации и его нарушений. Для этих целей достаточно качест­венного анализа графических работ, критерии которого описаны ниже. Надежность предложенных интерпретаций подтверждена пе­дагогическими наблюдениями и медицинскими обследованиями. Примеры выполнения Гештальт-теста Бендер, отражающие разные уровни развития зрительно-моторной координации, приведены в Приложении 4.

V зона — Высокий уровень развития зрительно-моторной коор­динации. Все рисунки выполнены абсолютно идентично образцу: со­блюдены общие размеры и размеры деталей, наклон, положение ри­сунков на листе относительно друг друга, а также положение деталей внутри каждого рисунка, линии четкие. Такой вариант выполнения задания встречается исключительно редко.

IV зона — Зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу (в рисунках допус­каются только незначительные отклонения от образца). Допускается неполное совпадение пространственного расположения рисунков относительно друг друга.

Рисунок 1. Размер кружков может быть любым, в том числе — непо­стоянным. Допускается изменение угла наклона образованной круж­ками фигуры, которая, тем не менее, должна сохранить общий вид параллелограмма.

Рисунки 2 и 3. Допускается неабсолютная точность размеров.

Рисунок 4. Размер кружков может быть любым, в том числе — не­постоянным. Допускается как бы «сплющивание», уплотнение всего рисунка, но при этом общая форма «стрелы» должна быть видна.

Рисунок 5. Допускаются незначительные отклонения в пропорци­ях и общих размерах шестиугольников.

III зона —Средний уровень развития зрительно-моторной коор­динации. У всех рисунков есть общее сходство с образцами. Положе­ние рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.

Рисунок 1. Количество кружков соответствует образцу, при этом фигура может не иметь формы параллелограмма. Она может быть похожа на прямоугольник или иметь любую неправильную, в том числе и изогнутую, форму. Горизонтальное расположение всей фигуры может отсутствовать. Внутренняя структура фигуры может быть не соблюдена, в том смысле, что кружки зрительно не будут располагаться строго в три горизонтальные линии и в девять на­клонно-вертикальных линий. Размер кружков может быть любым, в том числе — непостоянным.

Рисунок 2. Должна быть нарисована рамка, углы которой близки к прямым. Горизонтальные и вертикальные размеры рамки могут быть не выдержаны: рамка может быть не похожа на квадрат — это допустимо. При этом горизонтальные и вертикальные размеры сторон рамки могут различаться не более, чем в 1,5 раза. Кривая линия не может быть нарисована отдельно, где-нибудь рядом с рамкой. Она должна прикасаться именно к правому углу рамки, но не к ее грани или каким-либо другим местам. Форма изгиба кри­вой линии (выпуклости и впадины) должна быть повторена в об­щем виде.

Рисунок 3. Должно быть изображено нечто, подобное кругу (лю­бой кривой вариант). Его должен касаться углом квадрат, ромб или умеренно кривой четырехугольник, т. е. у второй фигуры обя­зательно должно быть четыре угла. Касание обязательно. Важно, чтобы четырехугольник касался круга углом, а не гранью.

Рисунок 4. Должно быть точно воспроизведено количество круж­ков, воспроизведение формы может быть очень приблизитель­ным, допускаются несоблюдение внутренней структуры образца и отсутствие формы стрелы.

Рисунок 5. Должны быть нарисованы любые шестиугольники, хотя бы отдаленно напоминающие образцы: допускается «сглажен­ность» углов, пропорции и размеры не учитываются. Шестиуголь­ники должны частично пересекаться друг с другом в верхней час­ти. Не допускаются варианты, в которых шестиугольники нарисо­ваны отдельно друг от друга как пересекающиеся целиком или как просто касающиеся друг друга.

II зона — Зрительно-моторная координация развита слабо. Ри­сунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет се­рьезный дефект изображения, который не может быть объяснен про­сто неразвитостью графических навыков ребенка. К таким дефектам относятся:

Рисунок 1. Количество кружков не соответствует образцу, причем

разница может быть и небольшой (на 1-5 кружков больше или

меньше).

Рисунок 2. Форма изгиба кривой линии не соответствует образцу: не совпадают выпуклости и впадины, вместо плавной линии — острый угол. Кривая линия не касается угла рамки, хотя и располо­жена близко к ней, или кривая линия пририсована к правой грани рамки. Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне II.

Рисунок 3. Круг и четырехугольник изображены близко друг к дру­гу, но касание отсутствует.

Рисунок 4. Количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и небольшой (на 1-3 кружка больше или ме­ньше). При этом общий вид (просматривается «стрела» или нет) не играет роли.

Рисунок 5. Отсутствует частичное наложение шестиугольников: они либо только касаются друг друга, либо нарисованы отдельно,хотя и близко друг к другу. Шестиугольники расположены под прямым углом друг к другу, и один из них находит на другой в его средней (а не в верхней) части. Наличия одного из перечислен­ных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне П.

1зона — Значительные нарушения зрительно-моторной коорди­нации. Рисунки грубо не соответствуют образцам. Обязательно тре­буется консультация невропатолога.

Рисунок 1. Кружки фигуры образуют не три горизонтальных ряда (как в образце), а два или четыре, они могут быть просто вытянуты в цепочку. Три ряда кружков «плавно» переходят в четыре ряда и более. Изображено просто «скопище» кружков, в котором ника­кие ряды вообще не просматриваются, то есть полностью наруше­но воспроизведение внутренней структуры, а в связи с этим и внешней формы образца. Количество кружков значительно (в 1,5-2 раза) расходится с образцом. Наличия одного из перечис­ленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Рисунок 2. Нарисована перевернутая или лежащая на боку рамка. Вместо рамки изображен замкнутый четырехугольник. Рамка и кривая линия нарисованы явно раздельно (далеко друг от друга) как два независимых рисунка. Кривая линия хотя и пририсована к рамке, но не к ее правому нижнему углу (что соответствует образ­цу) и не к ее правой грани (что соответствует зоне II). При этом форма кривой линии обычно резко отличается от образца, но мо­жет и совпадать с ним. Наличия одного из перечисленных дефек­тов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Рисунок 3. Вместо четырехугольника нарисован треугольник или вообще какая-то немыслимая фигура с выступами и впади­нами. Четырехугольник касается круга гранью или нарисован явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки). На­личия одного из перечисленных дефектов достаточно для отне­сения рисунка к зоне I.

Рисунок 4. Количество кружков значительно расходится с образцом, в связи с чем также искажается общая форма и структура рисунка.

Рисунок 5. Нарисованные фигуры не похожи на шестиугольники, они имеют не только выступы, но и впадины. Наклон фигур инвертирован (шестиугольники касаются друг друга нижними частями, а верхние части шестиугольников расходятся). Взаимное расположение фигур абсолютно не похоже на образец: фигуры нарисованы явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки) или полностью пересе­кающимися как бы «крест на крест». Наличия одного из перечислен­ных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Значительные нарушения зрительно-моторной координации свя­зываются с различными поражениями теменных отделов головного мозга. Чаще всего встречаются нарушения двух типов: либо наруше­но воспроизведение целостных форм (это выявляется рисунками 2, 3, 5), либо — внутриструктурных отношений (это выявляется рисун­ками 1 и 4), что может быть следствием органических поражений, со­ответственно, правой или левой теменных областей. Слабое разви­тие зрительно-моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга (ММД).

Если ребенок плохо справляется с тестом Бендер — это не значит, что он не умеет (или не сможет научится) писать или рисовать. Хоро­шо рисующие и даже занимающиеся в изостудии дети (и такие слу­чаи были) могут оказаться неспособными справиться с задачей по­вторения образца, который находится у них перед глазами. Воспро­изведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоя­тельном рисовании.

Слабая зрительно-моторная координация часто бывает причиной нелепых ошибок, которые ребенок допускает при списывании с до­ски, из учебника или из прописей. Понимая причину, взрослые не должны ругать ребенка и требовать от него невозможного. Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличе­нию ее с образцами. При наличии органических поражений и функ­циональных нарушений в работе мозга необходимы, в первую оче­редь, соответствующее лечение и выполнение всех рекомендаций невропатолога.

У детей с нарушенной зрительно-моторной координацией обуче­ние письму может осуществляться на основе формирования чисто моторного навыка. В этих целях можно использовать специальные

имеющиеся в продаже таблицы с выдавленными буквами и словами. Ребенок должен водить ручкой по этим углублениям, таким образом осваивая написание букв. При менее выраженных нарушениях дети могут обводить образцы букв и слов через кальку. Можно обучать визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетки).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.007 с.)