Анализ и диагностика фхд предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и диагностика фхд предприятия



АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФХД ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Литвин Юрий Юрьевич

зав. кафедрой финансового менеджмента

взять в библиотеке:

Ставицкая: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности

курс лекций Литвина в библиотеке

УМК по дисциплине – в нём перечень тем, вопросов и литературы

ЗНАТЬ!!! документы, на основе которых производится анализ ФХД (документы финансовой отчётности)

Постановление № 66

 

ЭВОЛЮЦИЯ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Экономический анализ как самостоятельная наука берёт своё начало с 16-17 века во Франции и Англии. В это время начало формироваться направление, связанное с балансоведением. Было сформировано понятие аналитических и синтетических счетов.

Аналитические счета – это счета, в которых показывается как стоимость, так и номенклатура приобретённых средств.

Синтетические (синтез) счета – это обобщённые счета, в которых показывается стоимость приобретённого имущества.

Экономический анализ рассматривался как элемент балансоведения.

 

К 20 веку экономический анализ рассматривался как синтез наук финансы-статистика-бухгалтерский учёт и развивался по направлению: юридический анализ баланса, экономический анализ баланса и популяризация знаний о балансе среди пользователей.

В это время основным направлением является анализ финансовой отчётности в условиях неопределённости рынка.

 

В 1917 году с экономической точки зрения изменилась форма собственности, и собственность стала государственной. Перестал существовать капитализм – на смену пришёл социализм.

В условиях социализма финансовый анализ потерял своё значение. Основное значение приобретают методики контроля, планирования и нормирования.

Таким образом, экономический анализ был трансформирован в анализ хозяйственной деятельности.

В 1991 году произошла контрреволюция, и опять произошла смена собственности – с государственной на частную. В связи с этим появляется потребность в финансовом анализе, как разделе экономического анализа, позволяющем оценить деятельность предприятия в условиях рынка.

 

Экономический анализ:

1. Макроуровень

2. Микроуровень:

Анализ хозяйственной деятельности относится к микроуровню.

 

Объектом анализа хозяйственной деятельности является организация независимо от форм собственности.

Предметом анализа хозяйственной деятельности является деятельность организации, оценённая по количественным и качественным показателям. Эти показатели формируются на основе информационной базы финансовой отчётности.

1. Бухгалтерский баланс (отчёт о финансовых результатах (в соответствии с постановлением № 66 изменено название))

2. Отчёт о прибылях и убытках

3. Отчёт о движении денежных средств

4. Отчёт об изменении капитала

 

Пассив – это источники (обязательства) по приобретению хозяйственных средств.

Актив – это и есть хозяйственные средства (имущество предприятия).

 

Показатели хозяйственной деятельности организации:

1. Выручка (она же объём реализации или доходы от продаж)

2. Затраты (себестоимость (сумма всех затрат))

Затраты подразделяются на:

- сырье и материалы

- оплата труда

- амортизационные отчисления

- прочее (представительские расходы, командировочные расходы, оплата проезда сотрудникам, оплата бензина и т.п.)

3. Прибыль

Прибыль=доходы-расходы

Виды прибыли:

- валовая прибыль

- прибыль от реализации

- прибыль до налогообложения

- чистая прибыль

 

В бухгалтерском балансе в разделе «собственный капитал» показана нераспределённая прибыль. Она зачастую равна чистой прибыли.

 

Дома посмотреть документы финансовой отчётности предприятия (бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и т.д.)

 

17.11.2012

 

Пользователи аналитической информации, их интересы и цель анализа

 

Собственники: рентабельность, структура капитала, финансовая устойчивость, доходность капитала

Менеджмент: максимальная информация, принятие решений

Партнёры: положение на рынке, платежеспособность, конкурентоспособность

Кредиторы: плата за кредит, возврат кредита в срок и полностью, ликвидность, платежеспособность, чистый денежный поток

Налоговые органы: уплата налогов, финансовые результаты

Персонал: занятость, оплата труда, стабильность, участие в прибыли

 

Подходы к расчёту показателей эффективности.

 

При оценке показателей хозяйственной деятельности производится оценка эффекта (результата) и эффективности.

 

Показатель эффективности

Е = Э/З = Р-З/3, где:

Р – результат, З – затраты, Э-эффект

 

Е не равно Р/З!!!!!!

 

Э=(Ц-Зп)+(Р-Зи-Ц), где:

Ц – цена новой техники

Э – экономический эффект единицы новой техники

Р – результат использования единицы новой техники за весь период её эксплуатации

Зп – затраты на разработку, производство и монтаж единицы нового изделия

Зи – затраты на эксплуатацию (поддержание в рабочем состоянии), ремонт и ликвидацию единицы нового изделия после выработки им своего ресурса

 

Методы амортизации.

 

Срок использования основных фондов определяется Постановлением Правительства №1 от 01.01.2002 года «Об амортизационных группах».

Способы амортизации при учёте основных фондов устанавливаются в соответствии с ПБУ (положение о бухгалтерском учёте) – 4 способа:

1. Пропорционально сроку службы

2. Способ уменьшаемого остатка

3. Пропорционально сумме чисел лет

4. Пропорционально объёму выпускаемой продукции

Организация самостоятельно выбирает способ амортизации и закрепляет его в учётной политике, которая закрепляется приказом по организации.

 

При уплате налога на прибыль амортизация начисляется двумя способами в соответствии с Налоговым Кодексом (глава 25: налог на прибыль) в зависимости от сроков службы оборудования или основных фондов:

1. Линейный способ

2. Нелинейный способ

 

Отчёт о прибылях и убытках.

 

Выручка от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров

 

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

 

Прибыль (убыток) от продаж

 

Прочие доходы и расходы:

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Прочие операционные доходы

Прочие операционные расходы

Внереализационные доходы

Внереализационные расходы

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

Отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства

Текущий налог на прибыль (20%)

Чрезвычайные доходы Прибыль после налогообложения

Чрезвычайные расходы

Чистая прибыль (убыток)

 

Подходы к расчёту прибыли.

 

1. Прибыль (БУ) = Выручка – себестоимость

Себестоимость = (Затраты: материалов, амортизационные, на оплату труда, прочие)

 

2. Прибыль (НУ) = Доходы – расходы

Расходы – обоснованные и документально подтверждённые затраты

 

 

24.11.2012

 

В документах финансовой отчётности отчёт о прибылях и убытках представлены различные виды прибыли, в зависимости от которых рассчитываются показатели рентабельности.

Бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. В отчёте о прибылях и убытках последней получается чистая прибыль. Чистая прибыль становится нераспределённой прибылью.

Отчётность в организации, на основе которой производится анализ (состав финансовой отчётности):

1. Бухгалтерский баланс

2. Отчёт о прибылях и убытках

3. Отчёт о движении денежных средств

4. Отчёт об изменении в капитале

и т.д.

 

Бухгалтерский баланс – документ, показывающий состояние организации на данный момент.

Актив – хозяйственные средства организации.

Пассив – источники, за счёт которого приобретается имущество (собственные (уставный капитал, нераспределённая прибыль) и заёмные (краткосрочные (кредиторская задолженность) и долгосрочные)).

Актив всегда равен пассиву.

В отчёте об изменении капитала показывается переоценка.

 

На основе показателей прибыли происходит расчёт показателей рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель, который рассчитывается: Пр/З(А) (Прибыль/Затраты или активы).

 

Показатели рентабельности подразделяются на следующие группы:

1. Рентабельность продаж

В общем виде рассчитывается: Прибыль/Выручка

2. Рентабельность затрат (производства)

Рассчитывается: Прибыль/Затраты

Рентабельность оплаты труда производственных рабочих: Валовая прибыль/Затраты на оплату труда производственных рабочих

Рентабельность оплаты труда: Прибыль до налогообложения/Затраты на оплату труда

Рентабельность использования основных производственных фондов: Валовая прибыль/Затраты на основные производственные фонды

Валовая прибыль учитывается при расчёте показателей рентабельности, связанных с производством.

Прибыль от продаж берём, когда рассчитываем рентабельность от продаж.

Чистая прибыль интересует только собственника.

3. Рентабельность капитала

Рассчитывается: Чистая прибыль/Капитал (уставной, инвестиционный, собственный, акционерный и т.д.)

Рентабельность уставного капитала: Чистая прибыль/Уставной капитал

Рентабельность инвестиционного капитала: Чистая прибыль/Инвестиционный капитал

и т.д.

 

Помимо показателей рентабельности рассчитываются показатели эффективности использования хозяйственных средств.

Хозяйственные средства: оборотные и необоротные (активы).

 

Показатели эффективности использования необоротных фондов:

1. Фондоотдача

Показатель эффективности использования основных фондов.

Рассчитывается: Выручка/Средняя стоимость основных производственных фондов.

 

2. Фондоёмкость

Рассчитывается: Средняя стоимость основных производственных фондов/Выручка

 

3. Фондовооружённость

Рассчитывается: Стоимость основных производственных фондов/Численность производственного персонала

 

Показатели эффективности использования оборотных фондов:

1. Коэффициент оборачиваемости

Рассчитывается: Выручка/Средняя стоимость оборотных фондов

2. Длительность оборота

Рассчитывается: t/Коэффициент оборачиваемости = 365 дней/4 = 91 дней

Получаем длительность одного оборота

3. Производительность труда (выработка)

Может быть годовая, месячная, дневная и т.д.

Рассчитывается: Выручка/Количество работников (получаем среднюю производительность труда одного работника)

Выработка дневная: Выручка/Сумма количества всех отработанных дней

Выработка часовая: Выручка/Сумма часов

 

Задача.

В прошлом году выручка получилась 100. В этом году – 250. В прошлом году работало 5 человек. В этом – 7 человек.

Вопрос: экономия или перерасход людей?

Решение:

формула: Эа.с.=(АСо х Jпр)-АС1

 

Э = 5 х 2,5 - 7 = 5,5

Э = кол-во сотрудников в прошлом году/индекс – кол-во сотрудников в этом году

 

 

01.12.2012

 

Задача 1

 

Исходные данные:

Цена путёвки за один тур на 14 дней составляет 6250$. Стоимость трёхразового питания в сумме с прочими переменными затратами, включая расходы за проживание в гостинице, составляет 320$ в сутки.

Постоянные расходы, в том числе затраты на аренду помещений, организацию развлечений за этот период в сумме равны 50000$.

Определить:

1. Переменные затраты за время тура

2. Минимальный доход на одну путёвку

3. Какое количество проданных путёвок обеспечит турфирме покрытие затрат

4. Определить значение точки безубыточности в денежном выражении

Дополнительные исходные данные:

Турфирма собирается отменить организацию отдыха (дополнительных услуг), не получив минимум 80000$ прибыли

Определить: Какое количество путёвок потребуется продать для получения недополученной прибыли

Дополнительные исходные данные: Предположим, что организаторы продали 360 путёвок

Определить: Запас прочности (в процентном и денежном выражении)

Вопросы (необходимо ответить):

1. Что показывает точка безубыточности?

2. Что показывает запас прочности?

 

Решение.

1. Переменные затраты за время тура: 320*14=4480

2. Машинальный доход — это разница между ценой путёвки и переменными затратами

6250-4480=1770

3. Какое количество проданных путёвок обеспечит турфирме покрытие затрат: 50000/1770=28,24

4. Определить точки безубыточности (затраты должны быть равны расходам)

28*6250=175000

Дополнительные исходные данные:

(80000+50000)/1770=73,4 — столько путёвок необходимо продать

Дополнительные исходные данные: организаторы продали 360 путёвок

Запас прочности — это разница между фактически полученным результатом (выручкой) и точкой безубыточности.

Точка безубыточности — это совпадение денежных затрат с выручкой

Чем больше путёвок продали (Q), тем больше выручка (V).

V=P*Q

Полные затраты — это постоянные затраты + переменные затраты

 

C+V*Q, где:

C — постоянные затраты

V — переменные затраты

Q — количество туристов

 

V=P*Q=C+V*Q+Прибыль

 

360*62500=360-28=332

332*6250=2075000

 

Задача 2

 

Исходные данные:

1. Для размещения дополнительного контингента требуются 2000 мест-суток в год

2. Если расширить собственные площади, то дополнительные постоянные затраты составят 94000$, а переменные расходы на место-сутки будут равны 320$

3. В случае размещения отдыхающих в арендованных помещениях, расходы составят 450$ за место-сутки

Определить:

1. Что выгоднее в данной ситуации — расширять собственные площади или использовать арендованные?

 

Решение:

Определяем точку безубыточности

450*q=94000+320*q (q — количество мест)

450*q-320*q=94000

q=94000/130=723

если арендовать, то 450*2000=900 000

если строить, то 94000+320*200=94000+640 000=734000

 

Задача 3

 

Требуется автобус. Организовать экскурсии планируется, в среднем, через каждые 7 туро-дней.

Общий объём пассажирооборота за год составит 1950 км.

Предприяте может использовать автобус арендованный (первый вариант). При этом 1 км. перевозки составит 12$.

Если приобрести транспорт (второй вариант), то постоянные затраты по его использованию за год составят 6250$, включая расходы на покупку. Переменные затраты будут равны 8$ на 1 км.

Определить: Какой вариант более эффективный: покупка или аренда.

 

Решение

 

Определяем точку безубыточности

12*q=6250+8*q

q=1562,5

При аренде: 12*1950=23400

При приобретении: 6250+1950=21850

 

Налоговая система

 

Вопрос о налоге является вопросом развития демократических форм государства.

Классифицируется по способу взимания.

Подразделяется на прямые (с дохода, имущества) и косвенные (не зависят от дохода плательщика — акцизы, НДС).

Налог — это индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физический и юридических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, оперативного управления хозяйственного ведения денежных средств.

Механизм — принуждение уплаты налогов.

Основной документ в РФ — Налоговый Кодекс (часть 1 и 2).

Налог взимается на этапе распределения в обществе общественного продукта.

 

Виды налогов.

1. Федеральные налоги:

- налог на добавленную стоимость - НДС (0%, 10%, 18%)

- акцизы

- налог на доходы физических лиц (9%, 13%, 30%, 35%)

- единый социальный налог (он отменён, но 212 Федеральным Законом введены платежи в фонды: пенсионный, медицинский, страховой — 35%)

- налог на прибыль (20%)

- налог на добычу полезных ископаемых

- водный налог (в рублях за кубометр в зависимости от региона)

- сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов

- государственная пошлина

 

2. Региональные налоги:

- налог на имущество организаций

- налог на игорный бизнес

- транспортный налог

Каждый регион может вводить, а может не вводить региональные налоги.

 

3. Местные налоги:

- земельные налоги

- налог на имущество физических лиц

 

Кроме общей системы налогообложения в России существуют 4 специальных налоговых режима:

1. УСН — федеральный налоговый режим

2. ЕНВД — единый налог на вмененный доход (региональный)

3. Налоговый режим для сельскохозяйственных производителей

4. Налоговый режим для предприятий, участвующих в разделе продукции (совместный проект государства и собственника)

 

Расчёт процентной ставки НДС (налог на добавленную стоимость):

200*18%/118*100

200*10%/110*100

 

НДС уплачивается с добавочной стоимости при реализации товара (работ, услуг).

Обмен валют не является реализацией — НДС не облагается.

НДС не уплачивается, когда есть льгота по неуплате (научные исследования).

НДС не платят организации, работающие по ЕНВД.

Организация ведёт учебную политику по времени уплаты налога: либо по отгрузке, либо по оплате.

По отгрузке: загрузили — оплатили.

По оплате: поступили деньги — заплатили.

Налог на доходы физических лиц (13% - от заработной платы, от проданного имущества, от выигрыша - 35%).

Существует перечень доходов, с которых налог не уплачивается:

1. Алименты

2. Пособия по беременности

Вычет — это уменьшение налогооблагаемой базы.

1. Стандартные налоговые вычеты

2. Социальные налоговые вычеты (обучение, лечение)

3. Имущественные налоговые вычеты (до миллиона — на квартиры, до 250 тысяч — на автомобили)

4. Профессиональные налоговые вычеты (создание произведений литературы, скульптуры)

Посмотреть, кто работает по УСН и ЕНВД!!!

Финансовая отчётность

 

Основными финансовыми документами являются:

1. Баланс предприятия

2. Отчёт о прибылях и убытках

Из этих документов можно получить данные, касающиеся коммерческой эффективности бизнеса, а именно:

- прибыль за определённый период времени

- размер вложенных средств

Через соотношение прибыли к капиталу можно определить, является ли предпринимательская деятельность успешной, или имеет смысл закрыть предприятие.

 

Баланс предприятия

 

Актив:

Основные средства:

1. Оборудование

2. Транспорт

Оборотные средства:

1. Товарно-материальные запасы

2. Денежные средства (расчеты и прочие активы)

 

Пассив:

1. Собственные средства

2. Обязательства (расчеты с кредиторами за товары/услуги, оплата труда)

 

Отчет о прибылях и убытках

 

Реализация минус первоначальная стоимость: товарные запасы на начало периода + закупленные товары минус запасы на конец периода; выручка (валовый доход) минус общехозяйственные и административные расходы:

- арендная плата

- заработная плата

- транспортные расходы

- затраты на командировки

- затраты на канцелярские принадлежности

- коммунальные платежи

- выплаты процентов по займам

- расходы на рекламу

- прочие расходы

- амортизация

 

Балансовая прибыль (убыток)

 

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФХД ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Литвин Юрий Юрьевич

зав. кафедрой финансового менеджмента

взять в библиотеке:

Ставицкая: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности

курс лекций Литвина в библиотеке

УМК по дисциплине – в нём перечень тем, вопросов и литературы

ЗНАТЬ!!! документы, на основе которых производится анализ ФХД (документы финансовой отчётности)

Постановление № 66

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.16 с.)