Всеобщая история. Средние века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всеобщая история. Средние века.



Всеобщая история. Средние века.

(30 Ч)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по истории средних веков для 6-х классов основной школы обеспечивает изучение курса всеобщей истории, а именно изучение истории средних веков. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта.

Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:

Ø информационно – ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса по всеобщей истории;

Ø организационно – методическую функцию, которая позволяет с учетом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания, решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «история»;

Ø социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Цель изучения курса «История Средних веков»:

ü показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре­менный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стре­миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям;

ü осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;

ü показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;

ü охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

ü раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Общие задачи изучения предмета «История Средних веков»:

ü показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре­менный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стре­миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям;

ü осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;

ü показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;

ü охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

ü раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграция в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Содержание курса по «Истории Средних веков» конструируется на следующих принципах:

Ø принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучить в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

Ø принцип объективности, основанный на фактах в истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

Ø принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм и проявления в обществе;

Ø принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.

Место предмета «История Средних веков» в учебном плане:

Школьный предмет «История Средних веков» должен ввести учащегося основной школы в науку, т.е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни.

В соответствие с базисным учебным планом предмет «История Средних веков» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 196 часов на изучение истории в 5 – 9 классах основной школы. Для обязательного изучения учебного предмета «История Средних веков» в 6 классе – 30 часов (из расчета два учебных часа в неделю), остальные 40 часов отводятся на изучение истории России с древнейших времен до конца XVI веков.

Введение.

Происхождение понятия « средние века » (здесь и далее выделены основные и опорные понятия каждого раздела). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы.

Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Духовенство, его структура и иерархия. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Жизнь средневекового монастыря. Монастыри и книжное дело в раннем Средневековье. Церковь и культура. Система образования. Франкское государство в VI—VIII вв. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане.

Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабы в VI-XI вв.

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV).

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль.

Всеобщая история. Средние века.

(30 Ч)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по истории средних веков для 6-х классов основной школы обеспечивает изучение курса всеобщей истории, а именно изучение истории средних веков. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта.

Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:

Ø информационно – ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса по всеобщей истории;

Ø организационно – методическую функцию, которая позволяет с учетом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания, решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «история»;

Ø социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Цель изучения курса «История Средних веков»:

ü показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре­менный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стре­миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям;

ü осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;

ü показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;

ü охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

ü раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Общие задачи изучения предмета «История Средних веков»:

ü показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре­менный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стре­миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям;

ü осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;

ü показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;

ü охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

ü раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграция в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Содержание курса по «Истории Средних веков» конструируется на следующих принципах:

Ø принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучить в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

Ø принцип объективности, основанный на фактах в истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

Ø принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм и проявления в обществе;

Ø принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.

Место предмета «История Средних веков» в учебном плане:

Школьный предмет «История Средних веков» должен ввести учащегося основной школы в науку, т.е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни.

В соответствие с базисным учебным планом предмет «История Средних веков» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 196 часов на изучение истории в 5 – 9 классах основной школы. Для обязательного изучения учебного предмета «История Средних веков» в 6 классе – 30 часов (из расчета два учебных часа в неделю), остальные 40 часов отводятся на изучение истории России с древнейших времен до конца XVI веков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.023 с.)