И шум волос ее дошел до нас, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И шум волос ее дошел до нас,



И боль ее, упавшей на дороге,

И темнота ожженных болью глаз.

И багряницы клочья и лохмотья,

Ее браслетов погребальный звон.

Она грешила помыслом и плотью

И попирала милость и закон.

Влачила грязь из всех вертепов мира,

И, подымаясь, падала сто крат.

Но на главу Его струится миро

И горницу заполнил аромат.

Не так ли Церковь в муке и паденьи

Касается Его пречистых ног,

И слезы льет, и молит о прощеньи,

И сознает недуг свой и порок.

И вновь встает она в одежде света,

Очищена, омыта, прощена,

О, наша Церковь, вся в лучах рассвета,

Невеста Слова, вечная Жена! [126]

Незнание реальной церковной истории приводит к неспособности жить в сегодняшнем дне не убегая в утопию, спроецированную в далекое и идеализируемое прошлое. Утопия же – это и есть то место, где рождаются секты и расколы. Чтобы их было поменьше – мы не должны дожидаться, пока человек, издалека бредущий к нам, вдруг сам разглядит наши болезни и ужаснется им.

Мы сами должны честно предупреждать окружающих: мы – больны. С нами жить тяжело и трудно. Мы сами только учимся быть христианами и по большей части заслуживаем разве что “двойки”. И все же – Христос не изгоняет нас, Он терпит нас и порою дает пережить и понять, как именно Он исцеляет людей. “Если бы Церковь земная была Церковь святых, то она не имела бы цели своего бытия. Церковь есть врачебница, не общество спасенных, а общество спасаемых” [127].

И потому, по утешительному слову преподобного Ефрема Сирина, «вся Церковь есть Церковь кающихся... вся она есть Церковь погибающих» [128]... Мы ведь – в Церкви; мы – такие, какие мы есть. И, значит, Церковь болеет нами…

Вывод же из всего, сказанного здесь для темы настоящей книги, прост: не всякий увиденный в Церкви грех нужно считать признаком безблагодатности Церкви или безблагодатности времен, в которые мы живем. От замеченного греха священнослужителя не стоит сразу заключать к сатанинской плененности всей Церкви, как это нередко делают сторонники различных расколов [129]. Дело не в том, насколько мы праведны. Дело в Божием терпении. Христос – Бог человеколюбия. Ему пришлось много вынести от христиан за две тысячи лет. Поэтому есть надежда на то, что Он потерпит еще и наши беззакония.



[1] Всем входящим в церковную жизнь очень советую прочитать роман Грэма Грина “Сила и слава”, в котором это различение проводится очень ясно.

[2] Показателен пример одного послушника. Из духовных книг он вывел, что монахи – люди серьезные, смеяться им не пристало. И он старался вести себя соответственно. В трапезной, когда о. Герман рассказывал забавные случаи, он сидел, потупясь, на лице не появлялось и тени улябки. Его спросили, в чем дело, и он ответил: «Духовной жизни такое не подобает! Здесь монастырь!» Конечно, эта чисто внешняя «духовность» оказалась для него непосильным бременем. В конце концов он сломался, оставил монастырь, а потом и христианство...” (Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Указ. соч. С. 776). В одном из московских монастырей уже в наши дни наместник заметил, что у молодых и не в меру ревностных послушников появляются признаки духовного нездоровья. Они всё обращались к нему за благословением на чтение литературы по исихазму… Когда в очередной раз послушники попросили у него инструкцию по созерцанию нетварного света, о.наместник вспомнил, что на днях его прихожанка-художница принесла ему книгу, изданную в сопровождении ее рисунков. Книга была про Винни-Пуха. Вот ее–то отец архимандрит взял со своего стола и обязал юных мистиков ее читать. На их недоуменный вопрос – до каких пор им ее изучать, последовал ответ: «До охоты на Слонопотама! Этого вполне хватит»… Через несколько дней ребята стали такими, какими и подобает быть в их возрасте, сбросив с себя маску преждевременного «старчества» (см. Дублинский Г. Осторожно, неофит! // Сибирская православная газета. 2001, Тюмень, сентябрь.).

[3] Победоносцев К.П. О реформах в нашем богослужении // Москва. М., 1998. №5. С. 211.

[4] Ерм. Пастырь // Ранни е отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 179.

[5] Святитель Климент Римский. Первое послание Коринфянам // Там же. С. 44.

[6] Цит. по: Клеман О. Истоки. Богословие отцов древней Церкви: Тексты и комментарии. М., 1994. С. 124.

[7] Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви... С. 271–272

[8] цит. по: Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества // Богословские труды: Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. М., 1986. С. 343.

[9] Святитель Киприан Карфагенский. Книга о падших // Отцы и учители Церкви III века: Антология: В 2 т. М., 1996. т. 2. С. 280–282.

[10] Святитель Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-го века. Полное собрание его сочинений. СПб., 1877. С. 176.

[11] Евсевий Памфил. Церковная история. М. 1993. С. 286, 287, 288.

[12] Святитель Григорий Богослов. Слово 43 // Указ. соч. Т. 1. С. 620.

[13] Святитель Григорий Богослов. Слово 3 // Там же. С. 26.

[14] Святитель Григорий Богослов. К епископам // Там же. Т. 2. С. 399.

[15] Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви. С. 262.

[16] Святитель Григорий Богослов. Письмо 49. К Василию Великому // Указ. соч. Т. 2. С. 447.

[17] Цит. по: иеромонах Дамаскин (Христенсен). Указ. соч. С. 409. В русском переводе творений святителя Григория это стихотворение опущено. Греческий текст: Patrologiae cursus completus: Series Graeco-Latina / Accurante S. P. Migne. Paris. V. XXXVII. 1192–1193. В этом стихотворении “о епископате и клире своего времени Григорий говорит как о “мастерской всех пороков”, где зло председательствует и где те, которые должны стать “учителями добра”, учат людей пороку” (иеромонах Иларион (Алфеев). Жизнь и учение святителя Григория Богослова. М., 1998. С. 191).

[18] Святитель Григорий Богослов. Письмо 71. К Евдоксию ритору // Указ. соч. Т. 2. С. 460. Последнюю фразу надо соотнести с Евангелием от Луки. (см.: Лк. 8, 23). Позднее это же выражение – «Христос спит» – употреблял преп. Феодор Студит (Послание 333,2 и 1,9-12): «следует оплакивать то, что происходит: люди стали испорченными и недостойными, церкви немыми и оскверненными, повсюду богохульствуют, а Христос спит (цит. по: Каждан А. П. История византийской литературы (650-850 гг.). Спб., 2002, с. 323). «Христос же еще спит, одним отверзая дверь покаяния, испытывая любовь других» (преп. Феодор Студит. Послание 80. К Антонию епископу // Послания. Ч.2. М., 2003, с. 178)

[19] Святитель Григорий Богослов. Слово 3 // Там же. Т. 1. С. 53–55.

[20] Цит по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви... С. 296.

[21] Святитель Григорий Богослов. К епископам // Указ. соч. Т. 2. С. 400.

[22] Святитель Григорий Богослов. Послание 2, к Нектарию, епископу Константинопольскому // Там же. С. 6.

[23] Святитель Григорий Богослов. Стихотворение, в котором святой Григорий пересказывает жизнь свою // Там же. С. 350–351.

[24] Святитель Григорий Богослов. Слово 3 // Там же.Т. 1. С. 26.

[25] Святитель Василий Великий. Письма // Творения: В 7 ч. Сергиев Посад, 1892. ч. 6. С. 77.

[26] Там же.С. 282.

[27] Там же. С. 103.

[28] Там же. С. 135.

[29] Там же. С. 319.

[30] Там же. С. 181.

[31] Там же. С. 242.

[32] Там же. С. 267.

[33] Там же. С. 282.

[34] Там же. С. 318.

[35] Святитель Григорий Нисский. На свое рукоположение // Творения: В 8 ч М., 1862. Ч. 4. С. 365 и 367.

[36] св. Григорий Нисский. Письмо 1, Флавиану. // Творения. ч. 8, М., 1872, с. 442-443.

[37] св. Григорий Нисский. Письмо 2. О тех, которые путешествуют в Иерусалим // Творения. ч. 8, М., 1872, с. 452.

[38] св. Григорий Нисский. Письмо 17, пресвитерам Никомидийским. // Творения. ч. 8, М., 1872, с. 501.

[39] св. Григорий Нисский. Письмо 1, Флавиану. // Творения. ч. 8, М., 1872, с. 439.

[40] Преподобный Ефрем Сирин. О братском вразумлении друг друга // Творения: В 6 ч. 4-е изд. Сергиев Посад, 1901. ч. 5. С. 227.

[41] Преп. Ефрем Сирин. Цит. по: священномуч. митрополит Владимир. Слово на литургии 5.7.1909 на слва «спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный» // Первый съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999, с. 99.

[42] Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве // Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. С. 438.

[43] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к коринфянам // Указ. соч. СПб., 1904, 1. Т. 9. Кн. 2. С.

[44] Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 23,4 // Творения св. Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. 1, Спб., 1904, с. 229.

[45]. св. Иоанн Златоуст. Слово 44 О сокрушении, терпении и пожелании будущих благ и о втором пришествии // св. Иоанн Златоуст. Творения. т.12, ч.2, Спб., 1906, с. 869.

[46] Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве // Т. 1. Кн. 2. С. 436, 436.

[47] Святитель Иоанн Златоуст. Слово о лжепророках и лжеучителях // Там же. т. 8. Кн. 2. С. 704.

[48] Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве // Там же. С. 438.

[49] Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве // Там же. Т. 1. Кн. 2. С. 453.

[50] Святитель Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления // Там же. т. 2. кн. 1. С. 412.

[51] Там же. С. 413.

[52] Святитель Григорий Богослов. Слово 5 // Указ. соч. Т. 1. С. 134–135.

[53]цит. по: Новоселов М. А. Письма друзьям. М., 1994. С. 126.

[54] Блаженный Иероним. Письмо к Евстохии «О сохранении девственности» // Блаженный Иероним. О сохранении девственности. СПб., 1897. С. 17–19.

[55] цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви... С. 278.

[56] блаженный Иероним Стридонский. Письмо 14. К монаху Илиодору // Творения: В 27 ч. Киев, 1893. ч.1.С. 39.

[57] Исидор Пелусиот. Письмо 625. Пресвитеру Фесосию (Цит. по: Аксаков Н. Предание Церкви и предания школы // Богословский вестник. М., 1908. т. 1. № 3. С. 523–524).

[58] Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 247.

[59] Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста, 20 // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3. М.,1998, с. 242.

[60] Древний патерик. С. 324.

[61] Цит.по: Любак Анри де. Католичество. Милан, [1992]. С. 306.

[62] Иоанн Мосх. духовный луг. 1915. С. 151.

[63]См.: Так же. С. 157.

[64]См.: Там же. С. 59.

[65] Преподобный Максим Исповедник. Творения: В 2 кн. М., 1993. Кн. 1. С. 89.

[66] Письмо С. И.Смирнову от 16.07.1907. Публ. в: протод. Сергий Голубцов. Стратилаты Академические. М., 1999, с. 210.

[67]Св. Григорий Великий Двоеслов. Беседа 10. Слово к епископам и к народу, сказанное в день святых апостолов Петра и Павла // // Избранные творения. М., 1999, сс. 125-141.

[68] Св. Григорий Великий Двоеслов. Беседа 27 // Избранные творения. М., 1999, с. 251.

[69] Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. С. 198.

[70] цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви... С. 319.

[71] Слово св. Мефодия, архиепископа Константинопольского, о святых иконах // Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997, с. 194.

[72] Цит. по: Лебедев А. П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. М., 1902. С. 269–270.

[73] Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 79 // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., 1991. Вып. 6. С. 15.

[74] Цит. по: архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Paris, 1980. С. 298.

[75] Преп. Симеон Новый Богослов. Прииди, Свет Истинный. Избранные гимны. В стихотворном переводе с греческого игумена Илариона (Алфеева). Спб., 2000, сс. 167-176.

[76] Бегунов Ю.К. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973, С. 388.

[77] Цит. по: Рацингер Й. Введение в христианство. Брюсель, 1988. С. 272.

[78] Святитель Серапион Владимирский. О маловерии // Красноречие Древней Руси (XI–XVII вв.). М., 1987. С. 121.

[79] Алфавитная Синтагма М. Властаря. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах. М.,1996. С. 443.

[80] Цит. по: Троицкий С. Халкидонский собор и восточный папизм // Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата. Paris, 1959. № 32. С. 259.

[81] Там же.

[82] В собрании творений этого отца оно опубликовано в разделе Spuria. (Святитель Иоанн Златоуст) т. 8. кн.1, 2. С. 695–715.

[83] Слово о лживых учителях святого отца нашего Иоанна Златоустого // Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 307–308.

[84] Преподобный Максим Грек. Слово ХХ. О том, какое исповедание надлежало бы епископу Тверскому принести Создателю... // Творения: В 3 ч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. ч. 1. С. 165 –167.

[85] Преподобный Максим Грек. Слово ХХVI. В котором пространно и с жалостию излагаются нестроения и бесчиния царей и властей последнего времени // Там же. С. 212 – 213.

[86] Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. Свято Троицкая Сергиева Лавра, 1902. С. 115–117.

[87] Посошков И. Книга о скудости и богатстве. М., 1937. С. 106.

[88] цит. по: Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: В 7 вып. Спб., 1874. Отд. 2. Вып. 5. С. 526–528.

[89] Творения св. Димитрия Ростовского М. 1848, ч.2. с. 592.

[90] Там же, с. 214.

[91] Там же, ч.3. с. 287

[92] Там же, ч.1. сс. 213-214.

[93] Смирнов С. Древне-русский духов­ник. (М., 1913, сс. 195-198.

[94] Святитель Тихон Задонский. Творения: В 5 т. М., 1889. т. 5. С. 289–292.

[95] Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа // Избранные произведения в 2 томах. Т. 1. М., 1986, с. 137.

[96] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Письма к разным лицам: В 1 вып. Сергиев Посад, 1913. Вып. 1. С. 151.

[97] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Письма к Антонию (Бочкову), игумену Череменецкому. М., 1875. С. 25.

[98] Цит. по: Новоселов М. А. Указ. соч. М., 1994. С. 95.

[99] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875. Сс. 22-23.

[100] Цит. по: протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1981. С. 394.

[101] святитель Феофан Затворник. Собрание писем: В 8 вып. М., 1994. Вып. 3.С. 52.

[102] Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 33.

[103] Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской Церкви. М., 1913. С. 94.

[104]Там же. С. 21.

[105] Николай-До. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников. Спб., 2001, сс.102-105.

[106] Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского... ч. 1. С. 159.

[107] Там же. Ч. 2. С. 27. Впрочем тут же святитель Николай предупреждает против увлечения протестантизмом: “Протестантство – клоака, в которую, если порядочно засосет человека, – нет ему спасения” (Там же. С. 28). Ведь протестант “гордость свою считает верой” (там же.).

[108] Там же. С. 68.

[109] Там же. С. 135.

[110] Там же. С. 97.

[111] Там же. С. 166.

[112] Там же. С. 187.

[113] Шавельский Георгий, протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954. С. 213. Здесь кстати привести воспоминание знаменитого французского католического философа Жака Маритэна. В 1910 г., когда юноша Маритэн впервые взял в руки церковный календарь, его духовник “патер Клериссак очень смеялся по поводу того чувства ужаса, которое охватило меня, когда я увидел фотографии наших епископов” (Maritain J. Carnet de notes. Paris, 1965. p. 92).

[114] Цит. по: Осипов А. И. Русское духовное образование // Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 3. С. 58.

[115] Архиепископ Иларион (Троицкий). Без Церкви нет спасения. М., 1998. С. 349.

[116] Цит. по:...И даны будут Жене два крыла. М., 2002. С. 521-522.

[117] Во епископа Сергиево-Посадского он был хиротонисан в 1923 г. архиепископом Феодором (Поздеевским), епископами Арсением и Серафимом (Звездинским). См.: Епископат Истинно-Православной катакомбной церкви: 1922–1997 гг. // Русское Православие: Всероссийский вестник ИПХ. 1997. № 4(8). С. 11.

[118] Новоселов М. А. Указ. соч. С.126.

[119] Указы святителя Луки // протодиакон Василий Марущак. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М., 1997. С. 135–152.

[120] Иоанн (Снычев), игумен. Воспоминания // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., 1992. Вып. 11. Ч. 2. С. 83.

[121] Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние: Письма. М., 1997. С. 298, 319, 347.

[122] Выступление архиепископа Иркутского и Читинского Хризостома // Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года: Материалы. М., 1990. С. 396–397.

[123] Покаянием жива Церковь. О книге писем игумена Никона (Воробьева) // Игумен Никон (Воробьев). Указ. соч. С. 11.

[124] Имеются в виду уже знакомые нам святоотеческие мысли о пропасти между жизнью христиан и нашей верой.

[125] Святитель Григорий Богослов. Слово 3 // Указ. соч. Т. 1. С. 50.

[126] Павлович Н. В лучах рассвета // Альфа и омега 2000, №24.

[127] См.: Епископ Михаил (Семенов). Избранные статьи из журнала “Церковь” за 1908–1915 гг. Спб., 1998. С. 169.

[128] Преподобный Ефрем Сирин. О покаянии // Творения: В 6 ч. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. 4. С. 142.

[129] “Виновница всех бед и зол нашего народа – это Московская Патриархия… Сущность “сергианства” в том, что сатанократия вошла в МП посредством сделки митрополита Сергия с диаволом. Сатанократии в Церкви не может быть – поэтому патриархия – лжецерковь и антицерковь” (Иванов П. Н. Отечество зовет // Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий: Ежемесячный церковный печатный орган РПЦЗ. New-York, 1993. №60/61. С. 12–14).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.068 с.)