К теме 10. Восточное христианство: православие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме 10. Восточное христианство: православие



Тема 10 («Восточное христианство: православие») посвящена не только православию, но и всем восточным христианским церквам (в том числе и Древним восточным церквам). Необходимо запомнить, что кроме Русской православной церкви существует ещё 15 равноправных православных поместных (автокефа́льных, т.е. «самовозглавляемых») церквей. Особенности православного вероучения и культа удобно дать в сравнении с католическими.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Русской православной церкви и Римско-католической церкви (латинского обряда)

Русская православная церковь (РПЦ) Римско-католическая церковь (латинского обряда)  
I. ВЕРОУЧЕНИЕ (вероучительные РАЗЛИЧИЯ)  
а) об исхожде́нии Святого Духа только от Бога Отца (по Символу веры); а) об исхожде́нии Святого Духа(учение о «филио́кве») положение Символа веры дополнено словами «и от Сына» (от лат. «филиокве»);  
б) – (патриарх РПЦ – глава только в РПЦ, как главы других 14 поместных церквей; б) о главенстве папы римского в христианстве: папа римский признается наместником Иисуса Христа;  
в) – в) о сверхдолжных заслугах святых: церковь вправе передавать за плату избыточные добрые дела святых тем католикам, у которых таких дел не хватает для обретения блаженства в загробном мире. Квитанции, удостоверяющие факт такой передачи, оформлялись как папские грамоты и назывались индульге́нциями (лат. «милость») – отменены после II Ватиканского Собора (1965 г.);  
г) о смерти (на 40-й день после смерти душа «определяется» в ад или в рай, куда попадёт только после Судного дня); г) о чистилище, после смерти душа попадает в чистилище, где она очищается от грехов до Судного дня, после которого попадёт в ад или в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращён добрыми делами родных и близких: их молитвами, а также пожертвованиями в пользу церкви;  
д д) о Непорочном зачатии не толькоИисуса Христа, но и Девы Марии;  
е) об успении Пресвятой Богородицы (смерти); е) о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти;  
ж) – ж) о непогрешимости папы римского: папа говорит от имени Бога, ког да выступает как глава церкви с церковной кафедры по вопросам веры и морали.  
II. ОБРЯДНОСТЬ (культ)  
1. Богослужение  
а) называется – «литурги́я»; б) проводится на церковно-славянском я зыке; в) сопровождается хоровым пением;   г) в основном проводится стоя. а) называется – «ме́сса»; б) проводится на латинском языке (после II Ватиканского собора – и на национальных языках); в) сопровождается хоровым пением и игрой на орг а не (после II Ватиканского собора – и на национальных инструментах); г) в основном проводится сидя.  
2. Таинства  
а ) креще́ние (обычно погружением в воду); б) миропома́зание (совершается сразу вслед за крещением); в) и́споведь (покаяние); г) евхари́стия (причастие или причащение): телом и кровью Христовой – хлеб (квасной) – просфо ́ ры (просви ́ рки) и вино (кагор, разбавленный водой); д) брак; е) свяще́нство; ж) елеосвяще́ние (соборование). а) креще́ние (обычно обливанием, окроплением); б) конфирма́ция (лат. «укрепление, упрочение»), совершается епископом в 12-14-лет; в) и́споведь (покаяние) – проводится в специальном помещении – исповедальне (конфессиона́ле); г) евхари́стия (причащение):до 2 Ватиканского Собора хлебом и вином причащали только служителей культа, остальные – лишь хлебом – обла ́ тками (пресными лепешками из пшеничной муки);     д) брак; е) свяще́нство; ж) елеосвяще́ние (соборование).  
3. объекты почитани я: а) Бог = Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; б) святые (и их мощи); в) почитание тела и крови Иисуса Христа;  
г) Матерь Христа (Богородица); д) почитание икон; е) – г) Матерь Христа (обычно называемая Дева Мария или Мадонна); д) – («иконы» – это лишь религиозная живопись); е) почитание сердца Иисуса Христа; сердца Марии и др.  
4. Крестное знамение:  
тремя перстами (пальцами) / (двумя – у старообрядцев) – с правого плеча на левое всей ладонью – с левого плеча на правое  
5. ХРАМ  
А. Типы а) часовня (нет алтаря; совершаются только молитвы); б) церковь (обычно – 1 алтарь; совершаются богослужения и молитвы); в) собор (под одними стенами «собраны» несколько алтарей; богослужения совершаются «собором» из нескольких священников, проводятся и молитвы).  
Б. Интерьер  
а) преобладают иконы как символические изображения; б)иконостас; алтарь закрыт иконостасом; в) скульптуры крайне редки; г) скамеек нет. а) икон в «православном понимании» нет, есть живопись на библейские темы, называемая «иконами» (от греч. «изображение»); б) иконостаса нет – алтарь открыт (и располагается ближе к верующим); в) преобладают скульптуры и барельефы; г) стационарные сидения с подставками для моления на коленях.  
III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ строгое разграничение между рядовыми верующими (миря́нами и духов е́ нством)  
ДУХОВЕНСТВО  
Духов е ́ нство (только мужчины) – посредник между Богом и людьми; обладает особой божественной силой – благодатью, полученной вследствие рукоположения  
«белое духове́нство» (женатые) «чёрное духове́нство» (безбрачные) священнослужители соблюдают целиба ́ т – обет безбрачия
1 чин: диакон (греч. «служитель») – из таинств может совершать только крещение (могут и миряне) – помогает священнику в таинствах, приготовляет священные сосуды и пр.  
диа́кон, протодиа́кон (старший в белом духовенстве) мона́х (от греч. «один»), и́нок (слав. «иной»), иеродиа́кон (греч. «диакон монах»); архидиа́кон (греч. «старший диакон») – старший в чёрном духовенстве диакон (может быть женат), монах  
2. чин: иерей (греч. «священник») – совершает богослужения и все таинства кроме рукоположения (священства)  
пресви́тер (греч. «старейшина») или свяще́нник (обязательно женат) – глава церковного прихода иеромона́х (греч. «священникмонах»; иг у́ мен (греч. «ведущий») – начальник монастыря, не связан с его управлением священник  
протопресви́тер, протоиере́й –старший священник в белом духовенстве архимандри́т (от греч. «старший» и «ограда») – титул настоятеля крупного мужского монастыря – лавры    
3. чин: архиере ́ й (греч. «старший священник») – совершает все таинства (архиерейские титулы)  
– в белом духовенстве отсутствует епи́скоп (греч. «надзирающий») – глава благочинного округа, епархии; (вика́рий (лат. «наместник») – архиерей без своей епархии); епи́скоп (глава благочинного округа);  
архиепи́скоп(греч. «старший надзирающий») – титул руководителя епископами и несколькими епархиями; архиепи́скоп (глава епархии);  
митрополи́т (греч. «столичный») – титул главы крупной епархии, митрополии (нескольких епархий) или автоно́мной церкви; экза́рх(греч. «правитель») – подчиненный патриарху глава экзарха ́ та – крупной церковной области, обычно лежащей за пределами патриархата; митрополи́т / кардина́л (глава национальной / государственной церкви, не обладающей самостоятельностью);  
Патриа́рх (греч. «отец правитель») – титул главы поместной (автокефальной) церкви, избирается пожизненно на Поместном Соборе. Па́па ри́мский (глава католической церкви); избирается пожизненно коллегией кардиналов (конклавом); носитель церковной и светской (гос.) власти в Ватикане).  
Монашество (мужское, женское)  
а) послушники, рясофорные, монахи малой схимы, монахи великой схимы; б) – а)   б) монашеские ордены (140 орденов), в т.ч.: иезуиты, доминиканцы, капуцины, францисканцы возглавляются генералами  
V. ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ:  
1. цезарепапизм – приоритет светской власти (цезаря) над духовной (папой); 2. симфония – созвучие церкви со светской властью; 3. традиционализм. 1. папацезаризм – приоритет духовной власти (папы) над светской (цезарем); 2. –; 3. модернизм.  
             

Рассматривая структуру церковной организации, важно помнить, что кроме деления её на священнослужителей и мирян, основу церковной общины составляет клир (греч. «жребий») – совокупность людей, совершающих богослужение в храме. Клир составляют:

1) священнослужители или духовенство (рукоположенные);

2) церковнослужители (не рукоположенные посвящённые из мирян, вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении – алта ́ рники, певцы, чтецы, канона ́ рхи и пр.)

Особое внимание стоит уделить архитектуре, убранству и структуре православного храма, а также иконостасу (в данной программе один из вариантов семинарских занятий предполагает детальное изучение храмов).

 

 

II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Рекомендации по проведению семинарских занятий

На семинарских занятиях разбираются наиболее сложные темы, освещающие особенности внутреннего и внешнего устройства и убранства мест отправления культа в различных религиях и конфессиях на примере Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяется правилам поведения на их территории. Для большей наглядности и иллюстрации данной тематики предполагается применение технических средств обучения – демонстрация слайдов и видеозаписей (особенно рекомендуется документальный видеофильм «Религиозный Петербург. Связь времен», 2007 г., созданный в рамках программы «Толерантность» Правительства Санкт-Петербурга – см.: http://vk.com/video107070_149144296).

Для закрепления полученных знаний, формирования на их базе необходимых умений и навыков, а также для отработки теоретических положений курса возможна организация экскурсий по религиозным объектам города и в Государственный музей истории религии.

Существует 2 основные формы проведения семинаров:

1. Несколько человек готовят доклады по темам семинара (из расчета 1 человек-1 тема, продолжительность доклада 7-10 минут, исходя из того, что должны прозвучать ВСЕ темы семинара).

2. Готовятся все как в школе, и устраивается фронтальный опрос и/или письменная проверочная работа.

Обычно проще проходит вариант 1, но в случае неготовности или плохой подготовленности докладчиков, а также неготовности работы на семинаре у всех остальных, случается вариант 2 (особенно это касается «неходящих»).

=> [доклад, 7-10 минут];

Большая просьба к старостамвзять под свой контроль распределение тем для семинарских занятий. Если несколько человек подготовят одну тему, а остальные темы окажутся не озвученными – то придётся всем самостоятельно готовить их к зачёту и к проверочной работе.

При подготовке к докладу/сообщению необходимо помнить о нескольких моментах:

1. использовать информацию из нескольких источников;

2. чётко структурировать своё выступление;

3. обязательно уточнить по толковым, специальным или электронным словарям ВСЕ непонятные термины; для этого лучше всего подойдёт «свободная энциклопедия Википедия » (http://ru.wikipedia.org/wiki) и закладка «Словари» в Яндексе (http://slovari.yandex.ru).

4. кратко и доступно объяснить основные термины и понятия слушателям;

5. обязательно учитывать временной регламент;

6. выступление должно быть логичным, понятным, НЕ перегруженным специальной терминологией и религиозными оборотами (оно должно носить информативный характер и «не быть проповедью»;

7. иллюстрации и наглядность приветствуются.

 

Задания на семинарские занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.013 с.)