Введение к уложению государственных законов (1809 Г. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение к уложению государственных законов (1809 Г. )



 

...От державной власти возникает закон и его исполнение...

Если бы права державной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти в такой степени, что никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое.

Рабство сие может быть двоякое: политическое вместе и гражданское, или одно только политическое.

Первого рода рабство бывает, когда подданные не только не имеют никакого участия в силах государственных, но и, сверх того, не имеют и свободы располагать лицом их и собственностью в связи их с другими.

Рабство второго рода бывает, когда подданные, не участвуя в силах государственных, имеют, однако же, свободу в лице их и собственности[1].

...Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен тому степени гражданского образования, на коем стоит государство. Каждый раз, когда образ правления отстает или предваряет сию степень, он ниспровергается с большим или меньшим потрясением.

Три великие системы издревле разделяли политический мир: система республик, система феодальная и система деспотическая.

Первая под разными именованиями и формами имела то отличительное свойство, что власть державная умерялась в ней законом, в составе коего граждане более или менее участвовали. [Рим].

Вторая основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным или, так сказать, материальным ее разделением. [Европа].

Третья ни меры, ни границ не допускала. [Восток].

Все политические превращения, в Европе бывшие, представляют нам непрерывную, так сказать, борьбу системы республик с системой феодальною...

...На развалинах первой феодальной системы утвердилась вторая, которую можно назвать феодальным самодержавием...

И на сих-то основаниях время, просвещение и промышленность предприняли воздвигнуть новый вещей порядок,...достижение политической свободы.

...Приготовился третий переход от феодального правления к республиканскому...

...В общем, движении человеческого разума государство наше стоит ныне во второй эпохе феодальной системы, то есть в эпохе самодержавия, и, без сомнения, имеет прямое направление к свободе...

Настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время переменить ее.

Общий предмет преобразования состоит в том, чтоб правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на неприменяемом законе.

Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его...

Порядок законодательный слагается из трех начал: из предложения закона, уважения его и утверждения...

В одних, как-то в Англии, предложение закона принадлежит как законодательному сословию, так и власти державной.

В других, как-то во Франции, предложение закона принадлежит одной власти державной исключительно.

Уважение закона во всех системах принадлежит законодательному сословию, и правительство участвует в нем единственно голосами своих министров или изъяснениями ораторов.

Утверждение закона везде принадлежит власти державной, с тем только ограничением, что в Англии и во Франции не может она утвердить закона, большинством голосов не уваженного, а в Англии, сверх того, может не утвердить закона, хотя бы он и всеми был уважен....предложение закона исключительно присвоить державной власти...

Хотя уважение закона собственно принадлежит законодательному сословию, нельзя, однако же, исключить из оного министров.

...В России вся исполнительная часть должна принадлежать власти державной...

...Порядок судный, яко часть порядка исполнительного, принадлежит по существу своему власти державной...

В составлении закона...предложение и утверждение вверяются исключительно державной власти.

Уважение закона принадлежит законодательному сословию.

 

IV. O разуме законов в правах подданных.

 

...Два только могут быть источника всех разделений: права гражданские и политические.

Первый источник. Права гражданские, то есть безопасность лица и имущества, суть первое и неотъемлемое состояние всякого человека, входящего в общество. [Общие ред.]

Права гражданские особенные:

1. Быть изъятым от общей очередной службы, но не быть, однако же, свободным от особенной службы, которая на известные состояния положена законом.

2. Иметь право приобретать недвижимую собственность населенную...

Из различия прав гражданских, общих и особенных, возникает различие состояний...

1. потому что воинская наша система и пространство земель ненаселенных непременно требуют оседлости;

2. что наймом обрабатывать у нас земель по пространству их и по малости населения также невозможно;

3. наконец, ежели бы система сия и была возможна, то в нравственных уваженьях участь крестьянина сим безмерно бы отяготилась, а земледелие потерпело бы великую расстройку. Участь крестьянина, отправляющего повинности по закону и имеющего в возмездие свой участок земли, несравненно выгоднее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и в Соединенных Штатах.

Второй источник. Разделения состояний суть права политические: состоят в участии в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной...

...два вида: в первом определяется, все ли вообще подданные должны иметь право избирания; во втором - все ли могут иметь право представления...

...в составлении выборов никто не может участвовать, кто не имеет недвижимой собственности или капиталов промышленности в известном количестве...

...есть в обществе положения, кои по образу жизни и воспитания не дозволяют...допустить...к составлению закона. Таковы суть состояния домашних слуг, ремесленных и рабочих людей и поденщиков, хотя бы они и имели собственность, в капиталах состоящую...

...во всех государствах полагается известный доход для права представления, и доход сей должен быть выше, нежели оклад для выборов....Дворянство пользуется всеми гражданскими правами,...имеет политические права в выборе и представлении, но не иначе, как на основании собственности...

Среднее состояние имеет права гражданские общие, но не имеет особенных...

...имеют права по их собственности...

Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических...

К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги...

...силы государственные: Совет, законодательное сословие, Сенат и министерства...

Российская империя разделяется на области и на губернии:

1. Сибирь, по хребет Уральских гор;

2. край Кавказский и Астраханский с Грузиею;

3. край Оренбургский;

4. Земли донских казаков;

5. край Новороссийский.

Области имеют особенное устройство с применением к ним общих государственных законов по местному их положению.

Губерния составляет население от 100 до 300 тыс. душ[2].

 

I. Порядок законодательный.

 

В каждом волостном городе...каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание, под названием волостной думы...

Из депутатов волостных дум каждые три года в окружном городе составляется собрание, под именем думы окружной...

Из депутатов окружных дум составляется в губернском городе каждые три года собрание, под именем губернской думы. [Волостные, окружные и губернские думы избирают членов советов, суда, 20 состоятельных обывателей, распределяют суммы местных налогов, представляют заявления о местных нуждах в высшие инстанции - ред.]...

Из депутатов, представленных от губернской думы, составляется законодательное сословие, под именем Государственной думы.

Государственная дума есть место, равное Сенату и министерству... собирается...ежегодно...

Действие Государственной думы пресекается:

1. отсрочкою его до будущего года;

2. совершенным всех членов ее увольнением.

Отсрочка производится актом державной власти в Государственном совете...

...члены Государственной думы не могут оставить свое место, разве смертью или определением Верховного суда, или определением в Совет, в Сенат и министерство...

Государственная дума образует законодательные комиссии.

 

II. Порядок судный.

 

Суд волостной...окружной...губернский [во всех судах вводятся присяжные из 20 отличнейших обывателей - ред.].

Сенат есть верховное судилище для всей империи....Он составляется из определенного числа членов, места их, по смерти или увольнении, замещаются утверждением державной власти лицами, избранными в губернских думах...

...есть дела уголовные особенного рода....Таковы суть преступления государственного бунта, или измены, или важного какого-либо потрясения государственной безопасности....Для сего в самом Сенате установляется Верховный уголовный суд...

 

III. Порядок исполнительный.

 

Порядок исполнительный, подобно прочим частям, слагается из четырех главных разделений:

1. управление государственное или министерство

2. управление губернское

3. окружное

4. волостное...

 

IV. Государственный совет.

 

Коренные государственные законы определяют состав Совета, существо и главные формы его действия.

1. В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.

2. Посему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

3. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

4. Совет составляется из особ, высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых...

6. Министры суть члены Совета по их званию.

7. В Совете председательствует император или лично, или назначением одного из членов...

9. Совет разделяется на департаменты:

1. законов;

2. дел военных;

3. дел гражданских и духовных;

4. государственной экономии...

15. Все постановления исходят из Совета по высочайшем их утверждении.

 

 

ПРОЕКТ УЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

 

ГЛАВА 1. О державной власти. Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным.

Державная власть соединяет в себе силу законодательную, судную и исполнительную, и приводит их в действие посредством государственных сословий, для сего установленных.

Сословия сии суть: в общем соединении всех государственных сил - Государственный совет; в порядке законодательном – Государственная дума; в порядке судном - Сенат; в порядке управления - Министерство...

В порядке законодательном никакой закон не может иметь силы, если не будет он утвержден державной властью.

В порядке исполнительном все уставы и учреждения восприемлют силу и действие от утверждения державной власти.

В порядке судном охранение правосудия и утверждение судей, избранием предназначенных, принадлежит державной власти.

Державная власть во всем ее пространстве заключается в особе императора.

 

ГЛАВА 2. О власти и преимуществах императора. Особа императора есть священна. Император, вместе с восшествием на престол, восприемлет державную власть на всем ее пространстве.

Все подданные обязаны ему верностью и повиновением, и дают ему в том по установленному порядку присягу.

Сперанский М. М. Проекты и записки. М. – Л.: Изд. АН СССР, 1961. С. 144-222.

Н. М. КАРАМЗИН

"ЗАПИСКА О ДРЕВНЕЙ И НОВОЙ РОССИИ"

 

Минувшего не возвратить. Было время (о чем мы сказали вначале), когда Александр мог бы легко возвысить систему Екатеринино царствования, еще живого в памяти и в сердцах, по ней образованных: бурное царство Павлово изгладилось бы, как сновидение в мыслях. Теперь поздно, - люди и вещи большею частью переменились; сделано столько нового, что и старое показалось бы нам опасною новостью: мы уже от него отвыкли, и для славы государя вредно с торжественностью признаваться в десятилетних заблуждениях, произведенных самолюбием его весьма неглубокомысленных советников, которые хотели своею творческою мудростью затмить Екатерину и превзойти мужа Петра. Дело сделано: надобно искать средств, пригоднейших к настоящему.

Главная ошибка законодателей сего царствования состоит в излишнем уважении форм государственной деятельности: от того – изобретение разных министерств, учреждение Совета и проч. Дела не лучше производятся, только в местах и чиновниками другого названия. Последуем иному правилу и скажем, что не формы, а люди важны. Пусть министерства и Совет существуют: они будут полезны, если в министерстве и в Совете увидим только мужей, знаменитых разумом и честью. Итак, наше доброе желание есть, да способствует бог Александру в счастливом избрании людей! Такое избрание, а не учреждение Сената с Коллегиями ознаменовало величием царствование Петра во внутренних делах империи...Не только в республиках, но и в монархиях кандидаты должны быть назначены единственно по способностям. Всемогущая рука едино властителя одного ведет, другого мчит на высоту; медленная постепенность есть закон для множества, а не для всех. Кто имеет ум министра, не должен поседеть в столоначальниках или секретарях. Чины унижают не скорым их приобретением, но глупостью или бесчестием сановников...Общая мудрость рождается только от частной. Одним словом, теперь всего нужнее люди!

Но люди не только для министерства или Сената, но и в особенности для мест губернаторских. Россия состоит не из Петербурга и из Москвы, а из 50 или более частей, называемых губерниями; если там дела пойдут как должно, то министры и Совет могут отдыхать на лаврах, а дела пойдут как должно, если вы найдете в России 50 мужей, умных, добросовестных, которые ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона россиян, обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, одобрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа. Если губернаторы не умеют или не хотят делать того, - виною худое избрание лиц; если не имеют способа, - виною худое образование губернских властей...

Одно из важнейших государственных зол нашего времени есть бесстрашие. Везде грабят, и кто наказан? Ждут доносов, улик, посылают сенаторов для исследования, и ничего не выходит! Доносят плуты, - честные терпят и молчат, ибо любят покой. Не так легко уличить искусстного вора-судью, особенно с нашим законом, по коему взяткобратель и взяткодатель равно наказываются. Указывают пальцем на грабителей - и дают им чины, ленты, в ожидании, чтобы кто на них подал жалобу. А сии недостойные чиновники в надежде на своих, подобных им, защитников в Петербурге, беззаконствуют, смело, презирая стыд и доброе имя, коего они условно лишились. В два или три года наживают по несколько сот тысяч и, не имев прежде ничего, покупают деревни!…

В России есть живой закон: добрых милует, злых казнит, и любовь первых приобретается страхом последних. Не боятся государя - не боятся и закона! В монархе российском соединяются все власти: наше правление есть отеческое, патриархальное. Отец семейства судит и наказывает без протокола, - так и монарх в иных случаях должен необходимо действовать по единой совести... Малейшее наказание, но бесполезное, ближе к тиранству, нежели самое жестокое, коего основанием есть справедливость, а целью - общее добро. Ненавидят тирана, но мягкосердие тогда есть добродетель в венценосце, когда он умеет превозмогать оное долгом благоразумной строгости...

Говорив о необходимости страха для удержания нас от зла, скажем нечто о наградах: они благодятельны своею умеренностью, в противном же случае они бесполезны или вредны. Я вижу всех генералов, осыпанных звездами, и спрашиваю: "сколько побед мы одержали? сколько царств завоевали?.." Ныне дают голубую ленту, - завтра лишают начальства!.. Сей, некогда лестный, крест св. Георгия висит на знаменитом ли витязе? Нет, на малодушном и презренном в целой армии! Кого же украсит теперь св. Георгий?.. Если в царствование Павла чины и ленты упали в достоинстве, то в Александрово, по крайней мере, не возвысились...

В дополнение сказанного нами прибавим некоторые особые замечания.

Самодержавие есть палладиум России, целость его необходима для ее счастья; из сего не следует, чтобы государь, единственный источник власти, имел причины унижать дворянство, столь же древнее, как и Россия. Оно было всегда не что иное, как братство знаменитых слуг великокняжеских или царских. Худо, ежели слуги овладевают слабым господином, но благоразумный господин уважает отборных слуг своих и красится их честью. Правда благородных суть не отдел монаршей власти, но ее главное, необходимое орудие, двигающее состав государственный... Дворянство есть наследственное; порядок требует, чтобы некоторые люди воспитывались для отправления некоторых должностей, и чтобы монарх знал, где ему искать деятельных слуг отечественной пользы. Народ работает, купцы торгуют, дворяне служат, награждаемые отличиями и выгодами, уважением и достатком. Личные подвижные чины не могут заменить дворянства родового, постоянного, и хотя необходимы для означения степеней государственной службы, однако ж, в благополучной монархии не должны ослаблять коренных прав его, не должны иметь выгод оного. Надлежало бы не дворянству быть по чинам, т.е. для приобретения некоторых чинов надлежало бы требовать благородства, чего у нас со времен Петра Великого не соблюдается: офицер уже дворянин. Не должно для превосходных дарований, возможных во всяком состоянии, заграждать пути к высшим степеням, - но пусть государь дает дворянство прежде чина и с некоторыми торжественными обрядами, вообще редко и с выбором строгим... Дворянин, облагодетельствованный судьбою, навыкает с самой колыбели уважать себя, любить отечество и государя за выгоды своего рождения, пленяться знатностью - уделом его предков - и наградою личных будущих заслуг его. Сей образ мыслей и чувствований дает ему то благородство духа, которое, сверх иных намерений, было целью при учреждении наследственного дворянства, - преимущество важное, редко заменяемое наследственными дарами простолюдина, который в самой знатности боится презрения, обыкновенно не любит дворян и мыслит личной надменностью изгладить из памяти людей свое низкое происхождение... И так, желаю, чтобы Александр имел правилом возвышать сан дворянства, коего блеск можно назвать отливом царского сияния, - возвышать не только государственными хартиями, но сими, так сказать, невинными, легкими знаками внимания, столь действительными в самодержавии...

Как дворянство, так и духовенство бывает полезно государству по мере общего к ним народного уважения. Не предлагаю восстановить патриаршество, но желаю, чтобы Синод имел более важности в составе его и в действиях; чтобы в нем заседали, например, одни архиепископы; чтоб он, в случае новых государственных постановлений, сходился вместе с Сенатом для выслушивания, для принятия в свое хранилище законов и для обнародования, разумеется, без всякого противоречия... Не довольно дать России хороших губернаторов, - надобно дать и хороших священников; без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе.

Дворянство и духовенство, Сенат и Синод, как хранилище законов, над всеми - государь, единственный законодатель, единовластный источник властей. Вот основание Российской монархии, которое может быть утверждено или ослаблено правилами царствующих.

Державы, подобно людям, имеют определенный век свой: так мыслит философия, так вещает история. Благоразумная система в жизни продолжает век человека, благоразумная система государственная продолжает век государств. Кто исчислит грядущие лета России? Слышу пророков бесконечного бедствия: но, благодаря всевышнего, сердце мое им не верит! Вижу опасность, но еще не вижу погибели.

Еще Россия имеет 40 миллионов жителей и самодержавие, имеет государя к общему благу; если он как человек ошибается, то без сомнения с добрым намерением, которое служит нам вероятностью будущего исправления ошибок.

Если Александр вообще будет осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более утвердить существующие и, думая более о людях, нежели о формах; ежели благоразумной строгостью обратит вельмож, чиновников к ревностному исполнению должностей; если заключит мир с Турцией и спасет Россию от третьей, весьма опасной войны с Наполеоном, хотя бы и утратою многих выгод так называемой чести, которая есть роскошь сильных государств и не равняется с первым их благом или с целостью бытия; если он, не умножая денег бумажных, мудрою бережливостью уменьшит расходы казны и найдет способ прибавить жалованья бедным чиновникам воинским и гражданским; если таможенные уставы, верно наблюдаемые, приведут в соразмерность ввоз и вывоз товаров; если (что в сем предположении будет необходимо) дороговизна мало-помалу уменьшится: то Россия благословит Александра, колебания утихнут, неудовольствия исчезнут, родятся нужные для государства привычки, ход вещей сделается правильным, постоянным; новое и старое сольются в одно, реже будут вспоминать прошедшее, злословие не умолкнет, но лишится жала. Судьба Европы теперь не от нас зависит; переменит ли Франция свою ужасную систему, или бог переменит Францию, - неизвестно, но бури не вечны. Когда же увидим ясное небо над Европою и Александра, сидящего на троне целой Росси, тогда восхвалим Александрово счастье, коего он достоин своею редкою добротою...

Карамзин. Записка о Древней и Новой России. СПБ., 1914. с. 1-133.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.045 с.)