Я люблю того, кто не бережет для себя ни капли духа, но хочет быть всецело духом для своей добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по мосту. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я люблю того, кто не бережет для себя ни капли духа, но хочет быть всецело духом для своей добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по мосту.



Я люблю того, чья душа расточается, кто не хочет благо­дарности и не воздает ее: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя.

Я люблю того, кто бросает слово впереди себя и исполня­ет всегда еще больше, чем обещает.

Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через мед­лительных и нерадивых перепрыгну я.

Невозможного хочу я: попрошу же я свою гордость идти всегда вместе с моим умом. И если когда-нибудь мой ум по­кинет меня — ах, как он любит улетать! — пусть тогда гор­дость улетит вместе смоим безумием!»

Фактически это стратегия личностно ориентированной психотера­пии. Во время занятий трансактным анализом эти строки помогают объяснить ряд положений данного мето­да. Понятно, что мертвыми и стадами Ницше называет тех, кто придерживается устаревших правил и обычаев. Жела­ние гибели для того, чтобы на земле жил сверх­чело­век, лег­ко объясняется как борьба с устаревшими инструкциями Родителя. Желание иметь попутчиков, а не быть пастухом у стада легко объясняется одним из основных положений трансактного анализа: для деятельности следует освободить поле Взрослого, когда людей объединяет разум, а не прин­ципы, когда нет ведущих и ведомых, а есть равноправные попутчики, которые идут с тобой не потому, что ты туда идешь, а потому, что и им тоже туда нужно.

Парадоксальными и неприемлемыми кажутся высказы­вания Ф. Ницше о морали. «Жизнь в сопровождении мора­ли невыносима». «Мораль — это важничанье человека перед природой». «Когда морализируют добрые, они вызывают от­вращение; когда морали­зи­руют злые, они вызывают страх». «Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке». «Мораль маскирует нашу низость и злобу, как одежда — фи­зические недостатки. Мораль делает нас ручными зверями, наряжает во что-то более благо­родное, более значительное и импозантное». «Те моралисты, кото­рые прежде всего рекомен­дуют человеку взять себя в руки, навле­кают на него своеоб­разную болезнь: постоянную раздражитель­ность, сопровожда­ющую его при всех естественных побуждениях и склонностях, словно некий зуд. Ему кажется, будто теперь его самооблада­нию грозит опасность: он больше не доверяется ника­кому ин­стинкту, никакому свободному взмаху крыл, но постоянно пребывает в оборонительной позе, вооруженный против самого себя, напряженно и недоверчиво озираясь вокруг, вечный вах­тер своей крепости, на которую он обрек себя. Да, он может достичь величия в этом! Но как он ненавистен другим, как тяжек самому себе, как истощен и отрезан от прекрасных слу­чайностей души! Ибо следует вовремя забыться, если мы хо­тим научиться чему-то у вещей, которые не суть мы сами».

В высказываниях Ф. Ницше есть и идеи экзистенциаль­ного анализа. О значении цели мы уже говорили. А вот и еще: «Призвание есть становой хребет жизни». «Далеко уда­ется уйти, если ты не замечаешь, что ты в пути». «Кто всегда погружен в дело, тот выше всякого затруднительного положе­ния». «Познающий человек не нуждается в морали». «Что поддерживало меня? Всегда лишь беременность. И всякий раз с появлением творения моя жизнь повисала на волоске». И когда человек творит, боли начинают уступать. «Я дал своей боли имя и зову ее «собакой» — она столь же верна, столь же назойлива и бесстыдна, столь же занима­тельна, столь же умна, как и всякая другая собака, и я могу прикрикнуть на нее и выместить на ней дурное настроение, как это делают дру­гие со своими собаками, слугами и женами».

О роли личности и о том, какое значение придавал Ниц­ше самостоятельности, можно судить и по другим его вы­сказываниям: «В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут за тобою». «Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями». «Поверхностные люди вынуждены лгать, так как они лише­ны содержания».

А человеческую натуру он знал. Его афоризмы иногда кажутся парадоксальными, но тем не менее они отражают истину и могут служить руководством к действию — ис­пользоваться в психотерапев­ти­ческой практике.

«Сорадость, а не сострадание создает друга».

Послушай рассказ одного моего пациента.

«Когда я от вас услышал это высказывание, то возмутился, а патом подумал и понял, как глубоко был прав Ницше. Вы хорошо знаете мои мучения и болезни и то, что очень многие люди мне сострадали и даже помогали. Прежде всего это была жена, затем друзья по работе, мои начальники. И только дети мои относились ко мне без должного уважения и понимания. Но как только мне уда­лось личностно измениться (я стал независимым, а потом появи­лись и реальные жизненные успехи, повышение в должности, уве­личение зарплаты, общественное признание), мое хорошее настроение стали сразу сбивать, естественно, неосознанно.

Мой друг, большой знаток своего дела, добровольно рецензиро­вал мою диссерта­цию. С его мнением я считался, а его рецензии всегда были отрицательными. Я реаги­ровал эмоционально и ис­правлял в духе его замечаний. Вскоре я заметил, что работа поте­ряла цельность, а каждая беседа с другом вызывала у меня душев­ное волнение. А потом я подумал, что в новом варианте диссертация может провалиться. Что тогда делать? Кого обвинять? И я решил взять ответственность на себя. Что будет, то и будет. Провал — так мой, а если успех — так мне его не надо будет ни с кем делить! Я стал все делать, как понимал, и перестал с ним советоваться. То и дело он интересо­вался моей работой. Я открыто высказал ему свои соображения и обещал дать почитать работу после защиты и утвер­ждения в ВАКе. Не буду описывать все мытарства, которые продол­жались почти два года. Но когда все благополучно закончилось, я предложил своему приятелю почитать работу. Он отказался, ссыла­ясь на занятость.

После защиты у меня началась полоса успеха. Боже мой! Какое противодействие я встретил от тех, кто мне когда-то сострадал и помогал.

И я вспомнил слова Ницше: «Сострадательные натуры, всегда готовые помочь в несчастье, редко способны и на сорадость: при счастье ближнего им нечего делать, они излишни, не ощущают сво­его превосходства и потому легко обнаруживают свое неудоволь­ствие». Как часто я вспоминал потом это высказывание! Жизнь моя стала эффективной и успешной. Но я потерял право на ошибку Мне ее не прощали. Не любят у нас человека успеха! Но я из этого из­влек пользу: научился просчитывать свои действия, и число оши­бок уменьшилось. Но иногда такая ситуация меня утомляла. Тогда я стал жаловаться на трудности и болезни. И как потеплело у дру­зей отношение ко мне! (Я не ставлю эти слова в кавычки.) Они мне предлагали отказаться от своих намерений, уйти на больничный, обещали подстраховать на работе. Они действительно сделали бы это. И очень огорчились, что я не отказался от своих намерений, что не ушел на больничный и лишил их возможности сострадать мне. Но, во-первых, притворяться и ходить с грустным видом противно, когда душа поет, во-вторых, когда жалуешься, вскоре начинаешь чувствовать то, на что жалуешься. Кроме того, под предлогом забо­ты тебя отлучают от того, что тебе больше всего хочется. (Одна за­ботливая женщина отказывала мужу в близости, когда он жаловался на свои болезни. — М. Л.)

Моя жена сострадала мне, когда я был в тяжелом невротичес­ком состоянии, поддерживала меня. Не знаю, как бы без нее я все выдержал и как бы выжил. Когда у меня все наладилось, я решил ей помочь. Я предложил ей сдавать белье в прачечную, приглашать для уборки квартиры приходящую домработницу, сделать ремонт квар­тиры не собственными силами, а нанять профессионалов-стро­ителей, поменьше тратить времени на приготовление пищи и заго­товку продуктов на зиму, покупать дорогие продукты, которые не нуждаются в большой обработке (например полуфабрикаты и мя­коть мяса). Но я натолкнулся на яростное сопротивление. Была масса рационализа­ции от «мы еще не настолько богаты», до «маляр хуже наклеит обои, чем я». Тем не менее я настоял на своем. Стал сам закупать продукты, запретил летом консерви­ровать и закупил баллоны неплохих солений.

Нанял маляров, стал носить белье в прачечную. Купил электро­кофемолку, электромясорубку, более мощный пылесос, стиральную машину-автомат. Стиральную машину она отдала дочери и продол­жала пользоваться старой, кофемолку, электро­мясо­рубку и новый пылесос убрала до лучших времен. Я накупил ей новой одежды, она ее не носила...

Как-то она даже предложила мне разойтись. «Наш брак состо­ялся, детей мы вырастили, ты стал другой, я тебе не нужна, тебе теперь нужна другая женщина».

Вскоре она заболела».

Я консультировал эту женщину. Основная жалоба ее была: «Я ему не нужна, он мне не говорит ласковых слов». Когда я спросил, какие ласковые слова ей нужны, то услы­шал: «Хоть раз он сказал бы мне: «Милая, как ты мне нуж­на, я не могу без тебя обойтись». Следова­тельно, ей нужен был мужчина-ребенок.

Ницше объясняет механизм такого сострадания: «Если бы не существовало любопытства, люди мало бы делали для блага ближнего. Любопытство под именем долга и сострада­ния втирается в дом Несчастного или нуждающегося». Опыт показывает, что для сострада­тельных натур единственный способ получить радость — это наблю­де­ние за страдания­ми других. А для того, чтобы иметь возможность наблюдать страдание в деталях, они стараются быть рядом с нуждаю­щимся и как-то помогать ему. Я даже выработал такое пра­вило: делись только радостью и с друзьями, и с врагами. Друг порадуется, враг огорчится.

Ницше предупреждает и благодетелей: «Паразит живет за счет других с тайным озлоблением против тех, от кого за­висит». Он преду­преждает соблюдать меру, совершая доб­родетельные поступки: «Стоит нам только на один шаг пе­реступить среднюю меру человеческой доброты, так наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится на «по­середине». «Подарками не приобре­та­ешь прав». «Кто прино­сит в дар великое, не встречает благодарности: ибо одаряемый обременен уже самим принятием дара».

«Полузнание победоноснее законченного знания: оно зна­ет вещи более простыми, чем они есть в действительности, и это делает его мнение более понятным и убедительным». Эту цитату Ницше я привожу для первооткрывателей. У них часто бывают неврозы. Они возмущаются тем, что их не понимают, а приветствуют невежд. Мне этой фразой хочет­ся успокоить начинающих психотерапевтов, которые осваивают сложные личностно ориентированные методики. Не переживайте, если ваши слава и заработки несравнимо меньше, чему А. Чумака, А. Кашпировского, экстрасенсов и биоэнергетиков, ибо... (прочитайте начало абзаца).

Следующий отрывок почти полностью соответствует духу и стра­те­гии трансактного анализа.

«Три превращения духа называю я вам: как дух становит­ся верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.242.249 (0.053 с.)