Раздел I. Отечественный театр второй половины XIX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Отечественный театр второй половины XIX века.



 

Курс истории отечественного театра второй половины XIX века затрагивает 1840-1880-е гг. Фигура А.Н.Островского видится в рассматриваемом периоде ключевой. Поэтому весь курс рассматривается, как эпоха Островского.

Своеобразие актерского искусства в России рассматривается по трем направлениям: актерская школа Малого театра, актерское искусство мастеров Александринской сцены, актеры на подмостках провинциальной антрепризы.

 

Тема 1. Накануне реализма.

Водевиль и мелодрама - ведущие жанры русского театра 1830-1840-х гг., сформировавшие стиль и язык актерского искусства.

 

Тема 2. Драматургия И.С. Тургенева и ее сценическая судьба.

А. Мартынов в роли Мошкина («Холостяк»), М. Щепкин в роли Кузовкина («Нахлебник»), М. Савина в роли Верочки («Месяц в деревне»), «Месяц в деревне» в МХТ.

 

Тема 3. Сатирическая драматургия 1850-70-х годов.

Театр А.В. Сухово-Кобылина. Судьба драматурга.

 

Тема 4. Театр А.К. Толстого.

Религиозное понимание истории, власти, человека в эпоху реформ Александра II. «Царская» трилогия писателя.

 

 

Тема 5. А.Н. Островский - создатель национального репертуара.

Хронологический, хронотопический и жанровый принципы рассмотрения драматургического наследия Островского.

Человек Островского: пространство и время человека Островского (жизнь в «миру» и бытие в «мире»); основная драматическая коллизия человека Островского (между социальной горизонталью мирской жизни и духовной вертикалью мирового бытия); внутреннее устроение личности («душа»-»сердце»- «совесть»).

Человек Островского в мифопоэтическом пространстве и времени («Снегурочка»).

Человек Островского в пространстве истории («Василиса Мелентьева», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Минин», «Воевода»).

«Воля» и «неволя» человека Островского («Не так живи, как хочется», «Бедность не порок», «Грех да беда на кого не живет», «Гроза», «Горячее сердце», «На бойком месте»).

Человек Островского в «захолустной» жизни («Свои люди - сочтемся», трилогия о Бальзаминове, «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Не все коту масленица», «Поздняя любовь», «Пучина»).

Человек Островского в хронотопическом разломе между временем Европы и пространством России («Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Не от мира сего»).

Театральная тема в творчестве Островского («Комик ХVII столетия», «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Театральные основы творчества Островского: театральность хронотопа (значение авторских и скрытых ремарок); строение действия и его жанровая природа; режиссерские и актерские «подсказы» драматурга; образ человека Островского с театральной точки зрения (диалог-монолог-пауза). Влияние Островского на русское актерское искусство.

 

Тема 6. Малый театр эпохи Островского.

Л. Никулина-Косицкая, П. Садовский, М. Садовский, О. Садовская, Г. Федотова, М. Ермолова, А. Ленский, А. Южин, Е. Лешковская.

 

Тема 7. Александринский театр эпохи Островского.

Е. Мартынов, В. Самойлов, М. Савина, П. Стрепетова, К. Варламов, В. Давыдов.

 

Тема 8. Провинциальный театр эпохи Островского.

Антрепризы Н. Синельникова, П. Медведева, Н. Собольщикова-Самарина; актерское искусство П. Васильева, М. Писарева, Н. Рыбакова, В. Андреева-Бурлака.

Раздел II. Отечественный театр рубежа XIX в. - XX в.

 

Конец ХIХ - начало ХХ века связан с появлением новой драматургии, требующей принципиально новых форм сценического воплощения и с возникновением режиссуры, как особого вида театрального творчества. С учетом этого, курс истории отечественного театра изучаемого периода состоит их двух разделов. Первый посвящен рассмотрению новых драматургических принципов Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, А. Блока, Л. Андреева. Второй - режиссерским исканиям К. Станиславского, Вл. Немировича-Данченко, Л. Сулержицкого, Е. Вахтангова, Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, К. Марджанова, А. Таирова, Ф. Комиссаржевского.

 

Тема 9. Кризис классического реализма в русском театре рубежа ХIХ-ХХ в.

Неприятие новой драматургии в императорских театрах; творческая неудовлетворенность А.П. Ленского; провал «Чайки» на Александринской сцене как показатель бессилия старой театральной системы в освоении новой поэтики; появление актеров нового типа - «субъективных» художников (П.А. Орленев, В.Ф. Комиссаржевская, Е.Н. Рощина-Инсарова); появление антрепризы режиссерского типа.

 

Тема 10. Театр Льва Толстого.

«Власть тьмы» как религиозная драма. «Живой труп» как выражение духовного кризиса Толстого.

 

Тема 11. Театр А.П. Чехова.

Театр А.П. Чехова - «совершенно новый вид драматического искусства». Принципы построения чеховских пьес.

Тема 12. Ницшеанские мотивы в творчестве М. Горького.

Антиинтеллигентский пафос драматурга. Горький, Достоевский и МХТ.

 

Тема 13. МХТ в 1898-1917 гг.: репертуарная политика; режиссерское искусство; актерское искусство.

 

Тема 14. Первая студия МХТ - экспериментальная проверка «системы» К.С. Станиславского.

Л. Сулержицкий, Е. Вахтангов, М. Чехов.

 

Тема 15. Символистский театр: история, теория, сценическая практика.

Д. Мережковский, А. Блок, Л. Андреев.

 

Тема 16. В.Э. Мейерхольд - личность и творчество.

Первые опыты в режиссуре: Товарищество новой драмы, студия на Поварской. Мейерхольд и Комиссаржевская в театре на Офицерской («Балаганчик», «Сестра Беатриса», «Жизнь человека»). Мейерхольд в Александринском театре: «художественный синтез эпохи» как театральная идея («Дон Жуан», «Гроза», «Маскарад»).

 

Тема 17. Модернистский театр: история, теория, сценическая практика.

Ф. Комиссаржевский, Н. Евреинов, К. Марджанов, А. Таиров.

Раздел III. Отечественный театр первой половины XX века.

 

Курс истории отечественного театра построен на материале тех режиссерских идей и тех спектаклей, которые с наибольшей полнотой отразили духовную реальность с 1917 г. до 1953 года.

Тема 18. Императорские театры в пореволюционную эпоху.

Судьба частных театров. Театральная программа Пролеткульта. Массовые действа: «Пантомима великой Революции» (Москва), «Гимн освобождению труда» (Петроград), «Интернационал» (Киев). «Театральный Октябрь» - программа эстетического авангарда: «Мистерия-буфф» В. Мейерхольда (1918), «Фуэнте Овехуна» К. Марджанова (1919), «Зори» В. Мейерхольда (1920), «Мудрец» С. Эйзенштейна (1923). Сезон 1921/1922 гг., открывший «сверхтеатральную» эпоху двадцатых годов: «созвучие революции» в спектаклях Е. Вахтангова («Гадибук», «Принцесса Турандот»), А. Таирова («Федра»), В. Мейерхольда («Великодушный рогоносец»).

 

Тема 19. Двадцатые годы в поэтическом зеркале В. Мейерхольда.

Классика гротеска («Мандат», «Самоубийца», «Клоп», «Баня») и гротескность классики («Лес», «Доходное место», «Ревизор», «Горе уму»).

 

Тема 20. Е. Вахтангов и его философия театра.

«Эрик ХIV», «Чудо святого Антония», «Свадьба», «Гадибук», «Принцесса Турандот».

Вахтанговцы после Вахтангова («Виринея», «Зойкина квартира», «Разлом», «Егор Булычов и другие», «Человек с ружьем»).

 

Тема 21. А. Таиров, А. Коонен и Камерный театр.

«Адриена Лекуврер», «Федра», «Жирофле-Жирофля», «Гроза», «Негр», «Любовь под вязами», «Багровый остров», «Оптимистическая трагедия».

 

 

Тема 22. МХАТ в пореволюционную эпоху.

Скитания «качаловской» группы; заграничные гастроли МХАТ; возвращение в новую театральную реальность и поиски нового театрально-эстетического единства. Внутритеатральные проблемы МХАТ: проблема репертуарного обновления (П. Марков и его роль в становлении современного репертуара); проблема единства актерской труппы (слияние «основоположников» и актерской молодежи Второй и Третьей студий); проблема режиссерского пополнения (И. Судаков, Н. Горчаков, В. Сахновский). Принципиальные постановки МХАТ: классические («Женитьба Фигаро», «Горячее сердце») и современные («Дни Турбиных», «Бронепоезд 14-69», «Унтиловск», «Страх»).

 

Тема 23. Театр Михаила Булгакова: жанровое своеобразие, атмосфера, сценическая судьба.

«Дни Турбиных» и «Кабала святош» в МХАТ; «Зойкина квартира» в театре им. Евг. Вахтангова; «Багровый остров» в Камерном театре; несостоявшиеся постановки МХАТ - «Бег» и «Батум».

 

Тема 24. Михаил Чехов и творческий путь МХАТ 2-го.

«Эрик ХIV», «Петербург», «Гамлет», «Дело», «Левша», «Закат», «Униженные и оскорбленные».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.042 с.)