Использование текстов, включенных В кимы егэ на уроках обществознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование текстов, включенных В кимы егэ на уроках обществознания



Задания к фрагментам текста (С1-С4).

 

С1 С2 С3 С4
Характеристика задания направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде.   на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т.п.).   требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.   направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).  
Пример Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?   Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания

В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принад­лежности — это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эф­фект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно ва­жен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической ли­тературе рекомендациями.

«Следует помнить:

· если в тексте главное — утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;

· если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;

· если основой текста являются оценочные суждения, яв­но показано отношение к чему-либо — это публицистический текст;

· если представлены количественные показатели, отра­жающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ­екта, это статические материалы;

· если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимо­сти, политический документ;

· если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин­формационные материалы» (Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская).

Как работать с текстом на экзамене

1. С чего начинать работу с текстом?

Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предва­рительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами.

Важно в процессе предварительного чтения четко опреде­лить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необхо­димо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий пред­полагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предпи­сывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в ко­тором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует оста­навливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.

4. Как уяснить для себяискать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Внимательно прочитать задание. В нем даны соответст­вующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собст­венный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение ав­тора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

· внимательно прочитать задание;

· понять, что именно требуется для успешного ответа;

· уяснить, из каких частей складывается задание;

· стараться выполнить все задание;

· если вы можете ответить только на часть задания, обяза­тельно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);

· не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

 

Ответ

С2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть указаны следующие субъекты политики: 1) банки; 2) профсоюзы; 3) городская и сельская община; 4) правление корпораций; 5) «умная жена».  
Указаны четыре субъекта  
Указаны два-три субъекта  
Указан один субъект, ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл  

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) характеристики государства: - государство есть отношение господства; - государство есть инструмент постоянного управления; 2) условия осуществления власти государством: - государство требует установки человеческого поведения на подчинение; - государству для осуществления власти требуются штаб управления и вещественные средства управления; - государство использует как средство господства легитимное насилие.  
Приведены две характеристики и два условия  
Приведены две характеристики и одно условие, ИЛИ одна характеристика и два условия  
Приведена одна характеристика и одно условие, ИЛИ две характеристики, без указания условий, ИЛИ два условия без указания характеристик  
Приведена одна характеристика без указания условий ИЛИ одно условие без указания характеристик ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены примеры: 1) политика внешняя, межгосударственная (деятельность в ООН); 2) политика экономическая (принятие антимонопольных законов), 3) социальная политика (проведение пенсионной реформы). Возможны иные верные позиции.  
Указаны и проиллюстрированы примерами три направления  
Указаны два-три направления и проиллюстрированы примерами два из них  
Указаны одно – три направления и проиллюстрировано примерами одно из них  
Указано(-ы) направление(-я) без примера, ИЛИ приведен (-ы) пример (-ы) без указания направления ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 

 

Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)

 

C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

C2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

C3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.

C4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице); 2) названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная.  
Указана черта, названы два направления  
Указана черта, названо одно направление  
Названы одно-два направления без черты, ИЛИ указана одна черта без направлений, ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

C2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) названы два условия: - стабильный период развития общества; - структурная перестройка экономики; 2) дано объяснение, например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования. Может быть приведено другое объяснение.  
Названы два условия, и дано верное объяснение  
Названо одно условие, и дано верное объяснение  
Названы одно-два условия, объяснение не дано, ИЛИ дано объяснение, условия не названы, ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл 2

C3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) дано определение, например: маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»; 2) приведены три примера, допустим: - человек, недавно переехавший жить в город из деревни; - горожанин, работающий в деревне после окончания института; - представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство. Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры.  
Дано определение, и приведены три примера  
Дано определение, и приведены два примера  
Дано определение, и приведен один пример, ИЛИ приведены три примера без определения  
Дано определение без примеров, ИЛИ приведены один-два примера без определения, ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 

 

Ответ

Задания к фрагментам текста (С1-С4).

 

С1 С2 С3 С4
Характеристика задания направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде.   на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т.п.).   требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.   направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).  
Пример Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?   Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания

В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принад­лежности — это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эф­фект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно ва­жен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической ли­тературе рекомендациями.

«Следует помнить:

· если в тексте главное — утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;

· если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;

· если основой текста являются оценочные суждения, яв­но показано отношение к чему-либо — это публицистический текст;

· если представлены количественные показатели, отра­жающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ­екта, это статические материалы;

· если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимо­сти, политический документ;

· если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин­формационные материалы» (Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.034 с.)