Экскурсия как базовое методическое звено 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экскурсия как базовое методическое звено



образовательного тура

В образовательном туризме экскурсионный метод может быть охарактеризован как ведущий. В 1923 г. в журнале «Вопросы экскурсионного дела» известный петербургский ученый краевед Н. Анциферов писал «Экскурсия - есть прогулка, предпринятая с целью изучения определенной темы на материале, доступном наблюдению (или созерцанию) при помощи обхода». В настоящее время учебная экскурсия рассматривается как форма организации учебной деятельности и одновременно как метод обучения.

По своему значению и сфере применения экскурсионный метод относится к частному методу, который находит применение в педагогической науке. Метод предполагает:

- выявление внутренних естественных связей между отдельными сторонами предметов и явлений;

- выбор в наблюдаемых объектах самого существенного, вокруг изучения которого концентрируется весь учебный материал;

- соотнесение вновь изучаемого материала с опытом и знаниями обучающихся, участвующих в экскурсии.

В основе экскурсионного метода обучения лежит наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом. Один из основных признаков экскурсии, отличающих экскурсию от иных форм учебной деятельности - движение (моторность).

Методика проведения учебной экскурсии представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов, рассказа об них, а также приемов практических заданий для учащихся, которые обеспечивают наибольшую эффективность донесения знаний до экскурсионной группы.

Экскурсионную методику подразделяют на общую и частные методики. Первая является основой проведения любой экскурсии независимо от ее темы и состава группы экскурсантов, представляет собой систему методических приемов показа и рассказа. Во многом она зависит от вида передвижения группы по маршруту (пешеходные, автобусные и т.д.). Частные методики объединяют методические приемы, которые используются в экскурсиях определенного вида (в данном случае - образовательных).

Учебная экскурсия представляет собой целенаправленный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных на территории предприятия, помещениях лаборатории, научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ объектов происходит под руководством учителя-экскурсовода и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы. Организатор экскурсии до ее начала должен иметь четкое представление о том, что участники экскурсии будет видеть, слышать и ощущать и к каким выводам они могут прийти.

Учебные экскурсии в школе призваны заложить у учащихся поведенческие основы экскурсанта, сформировать представление о необходимости активного участия во всех этапах экскурсии. Организатору важно следить, чтобы учебная экскурсия постоянно заставляла каждого ученика активно мыслить и на определенных экскурсионных этапах активно действовать.

Функции экскурсии весьма вариативны. Учебная экскурсия выполняет информационную функцию. Главная, образовательная функция экскурсии направлена на формирование интересов человека, поскольку экскурсии не только дают знания, но и развивают интерес школьника к какой-либо науке, к определенным проблемам.

Учебная экскурсия основывается на принципах

- научности (истинности),

- целевой направленности познавательно-воспитательного процесса,

- сознательности восприятия,

- последовательности, систематичности и логичности изложения, а также

- принципах наглядности, доступности и доходчивости, гуманизации,

- целостности и модульности, дополнительной функциональности и общезначимости,

- междисциплинарной интеграции,

- яркости и эмоциональности в раскрытии темы, увлекательности.

Весьма важны краеведческий принцип и принцип связи с жизнью.

Педагог-экскурсовод в выборе методических приемов должен руководствоваться известными дидактическими правилами:

- от простого к сложному,

- от неизвестного к известному или от известного к неизвестному,

- от частного (локального) к общему или от общего к частному.

Особо отметим эмоционально-ценностную направленность экскурсионного дела. Образовательные экскурсии могут способствовать воспитанию таких качеств личности, как гражданская зрелость, интеллект, высокий уровень познавательных стремлений, широта кругозора, а также нравственность, доброта, патриотизм, гумманизм, толерантность, порядочность, надежность, отзывчивость и сострадание, чувство собственного достоинства, самообладание, ответственность, трудоспособность, настойчивость и др.

Учебные экскурсии отличаются от прогулки. Признаки, по которым можно распознать, является ли мероприятие учебной экскурсией следующие:

- наличие определенной цели и темы, соотнесенной с образовательной программой,

- учащиеся сформированы в учебную экскурсионную группу, каждый член которой обладает знаниями, позволяющими ему выступать в роли субъекта экскурсии,

- наличие квалифицированного экскурсовода – учителя или специалиста в определенной отрасли знаний, осведомленного о месте данной экскурсии в учебном процессе, о специфике возрастных особенностей экскурсантов,

- целенаправленность показа объектов, первичность зрительных впечатлений, желательность каких-либо практических действий, выполняемых учащимися,

- передвижение участников мероприятия по заранее составленному маршруту в определенных временных пределах,

- наличие трех экскурсионных этапов (предварительного, собственно экскурсионного, завершающего).

Профессионал в сфере образовательного туризма должен в совершенстве владеть методикой разработки и проведения образовательной экскурсии.

Овладение учителем методикой правильного сочетания показа и рассказа, позволяет добиться высокой эффективности экскурсии. Учителю следует помнить, что показ и рассказ должны активно взаимодействовать, однако, экскурсионный рассказ занимает второстепенное место и подчинен показу. Важную роль в рассказе играет анализ наблюдаемых объектов, он ведется в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова перед показом объектов или пояснения после показа объекта. Показ и рассказ в экскурсии имеют свои специфические особенности.

Показ объектов представляет собой процесс наблюдения объектов в том виде, в каком они существуют, в большинстве случаев в естественной обстановке, когда они являются доступными непосредственному восприятию экскурсантами. Методическим принципом экскурсионного показа является логическая последовательность показа: каждый последующий объект является как бы шагом в раскрытии темы. Показ на экскурсии в большинстве случаев предшествует рассказу, сначала в поле зрения участников экскурсии появляется объект, затем учитель дает необходимые пояснения к наблюдаемому объекту. В ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предваряет встречу обучающихся с экскурсионным объектом. Среди основных методических приемов экскурсионного показа наиболее часто используются в образовательных экскурсиях приемы предварительного осмотра, зрительного анализа, зрительной реконструкции и зрительного сравнения.

Наглядность – один из основополагающих принципов обучения – важнейший принцип экскурсии. Основан он на показе конкретных предметов и явлений. Особое значение этот принцип имеет для экскурсии, которая построена на чувственном восприятии действительности. Этот процесс основан на непосредственном отражении предметов в сознании учащихся. Принцип наглядности лежит в основе познавательной деятельности экскурсантов. Основное назначение наглядности - активизация чувств и представлений школьника, участвующего в экскурсии. Благодаря восприятию определенных предметов и явлений у учащихся возникают представления, правильно отображающие объективную действительность. В дальнейшем на основе этих представлений происходит формирование понятий. Наглядность в экскурсиях способствует развитию такого качества, как наблюдательность, управляемая учителем она учит детей анализировать наблюдаемые ими объекты.

Наглядность предусматривает несколько видов восприятия, каждый из них ориентируется на один из органов чувств человека (зрение, обоняние, осязание). В большинстве экскурсий наглядность рассчитана на зрительный вид восприятия (иные виды восприятия используются реже). Однако, наибольшая наглядность достигается на таких экскурсиях в природу, где активно участвуют все органы чувств школьников в ходе восприятия ими шума реки, пения птиц, шелеста листьев, аромата цветов и т.д. Средства экскурсионной наглядности подразделяются:

- предметные, подлинные средства (натурная наглядность – объекты природы, памятники культуры, все те реальные объекты, которые являются основой показа и служат предметом экскурсионного анализа,

- дополнительный иллюстрационный материал по данной теме, который включен в «портфель экскурсовода».

Вспомогательные наглядные пособия (карта местности, по которой следуют экскурсанты, репродукции с картин, рисунков и фотографий, где отображен наблюдаемый памятник и др.) являются активными агентами процесса показа. Однако, такие пособия не должны перегружать учебную экскурсию, заслонять подлинные объекты, а лишь дополнять показ.

Весьма важно достичь органического единства между тем, что, получает учащийся в результате наблюдений экскурсионного объекта, и пояснениями учителя-экскурсовода.

На образовательной экскурсии речь должна идти лишь о том, что непосредственно представлено в зрительном ряде, который наблюдают учащиеся. экскурсовод показывает учащимся объекты и сопровождает показ анализом и пояснениями. Это справки пояснительного характера, толкование явлений и процессов, анализ событий, рассуждения по поводу тех или иных действий.

Недостающие зрительные звенья восполняются экспонатами «портфеля педагога-экскурсовода» - комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии (такие пособия обычно помешаются в папке). Одна из функций материалов состоит в том, чтобы, например, восстановить недостающие зрительные звенья при показе. Так, участникам экскурсии можно продемонстрировать фотографию (репродукцию картины), изображающую прежнее состояние того, что они видят в настоящий момент. В некоторых случаях уместно будет продемонстрировать фотографии людей, которые имеют отношение к данному объекту или событиям, с ним связанным. Более убедительной экскурсию делает демонстрация копии подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод. В «портфеле экскурсовода» могут найти место гербарный лист с растением, которое по заданию учителя должны обнаружить школьники, географические карты, рисунки, коллекции минералов. Понятно, что «портфель» формируется отдельно к каждой экскурсии. Количество наглядных пособий из «портфеля» не должно быть чрезмерным, чтобы не отвлекать экскурсантов от осмотра реальных объектов.

Функция рассказа педагога на экскурсии - систематизация наблюдения учащихся, активизация интереса экскурсантов к теме, направление внимания на различные стороны изучаемого объекта, стимулирование их мыслительной деятельности, помощь в установлении причинно-следственных связей, формулировании обобщающих выводов.

Рассказ становится экскурсионным при условии, если он связан с показом зрительных объектов. При рассказе об объекте показа экскурсовод направляет зрительное внимание обучающихся на важные для темы экскурсии детали. Хорошим методическим приемом может стать задание для экскурсантов самим описать то, что они наблюдают, а наводящими вопросами и уточнениями организатор выводит их на выявление особенностей объекта, которые без его помощи сами обучающиеся могут не увидеть.

Рассказ на экскурсии имеет несколько особенностей. В первую очередь специфика рассказа определена возрастом экскурсантов, уровнем их подготовки к восприятию материала. Рассказ обусловлен также и ритмом движения экскурсионной группы по маршруту. Он определен теми экскурсионными объектами, которые расположены на маршруте. Экскурсионный рассказ подчинен задаче тематического наблюдения объектов, он сопровождает показ объектов, разъясняет то, что видят экскурсанты в данный момент.

Количественная сторона рассказа зависит от темы и от подготовленности учащихся к восприятию. Нельзя допускать, чтобы экскурсия превращалась в лекцию. Опытный педагог всегда изыщет возможность превратить экскурсионный монолог в беседу.

Экскурсионный метод, при условии применения арсенала практических работ, позволяет активизировать процесс познания учащимися сущности изучаемого объекта, процесса. Наиболее значимы при этом такие приемы познания, как наблюдение, измерение, описание, сравнение, и, наконец, прием осмысления и обобщения.

Прием наблюдения предполагает целенаправленное восприятие учащимся внешнего мира. При этом отсутствует воздействие наблюдателя на объект. Результат наблюдения зависит от физиологических и психологических особенностей экскурсанта, от его психологической апперцепции (особенностей восприятия, объясняемых различиями в уровне знаний, интересов, опыта).

Экскурсионное наблюдение может предполагать использование приборов и оборудования. В этом случае можно говорить о применении приема измерения (познание параметров объекта определением его характеристик – морфометрические параметры, координаты, скорость и др.).

Учебная экскурсия невозможна без использования приема описания. Он заключается в фиксировании наблюдений и измерений языком науки. Результатом может стать, например, географическая характеристика объекта.

Велика образовательная роль приема сравнения. Данный прием в ходе проведения экскурсии предполагает операции, связанные с установкой качественных и количественных особенностей пространства. При этом необходимо соблюдать ряд правил. Сравнивать можно лишь те объекты, между которыми существует какая-либо общность. Сравнение проводят по наиболее важным особенностям объектов. Вид и глубина сравнения зависят от конкретных задач экскурсии.

Анализ и синтез в экскурсионной методике используются широко в ходе применения приема сравнения. При проведении анализа изучаемый объект (например, природный комплекс) мысленно расчленяется на составные части, элементы. Рассмотрение частей и элементов предмета в отдельности позволяет обнаружить существующие между ними связи. Синтез, предполагает мысленное соединение отдельных частей или элементов (сведение в единое целое данных, полученных в результате анализа). На учебной экскурсии в природу это могут быть: объединение различных частей зрительно воспринимаемого объекта в единое целое; соединение разных качеств, сторон, признаков изучаемого предмета в нечто единое; соединение нескольких элементов данного объекта для выявления общих для них свойств. Синтез позволяет учащимся изучать общее и частное, тождественное и различное. В совокупности анализ и синтез в ходе учебной экскурсии позволяют школьникам мысленно идти от конкретного к абстрактному, от сложного к простому, и наоборот, в зависимости от того, какой метод познания был избран учителем-экскурсоводом.

Использование приема аналогии, позволяет экскурсантам сравнивать сходные признаки, наиболее существенные стороны двух или нескольких объектов и на основе этого делать выводы о сходстве других объектов между собой. Данный способ призван активизировать восприятие экскурсантами экскурсионных объектов. Стимулировать мыслительную активность учебной группы экскурсовод может, обращаясь к знаниям и опыту обучающихся. Например, методически эффективно побуждать экскурсантов к поиску у них различных ассоциаций (по сходству, по противоположности, по единству места, по порядку времени). Чем больший опыт участников экскурсии по сохранению в памяти схожих впечатлений, полученных в предыдущих экскурсиях, тем лучше и прочнее усваивают они новые объекты, их особенности и свойства.

В ходе образовательной экскурсии широко используются суждения, которые являются формой мысли, утверждающей или отрицающей что-либо в связи с наблюдаемым объектом, его свойствами, связями. Суждения могут быть направлены на решение одной из трех задач: выделение предмета наблюдения из окружающей среды, отделение его от других объектов (прием абстрагирования); раскрытие (наблюдение) части содержания этого объекта (экскурсионный анализ); рассмотрение отношений между объектом и выделенной его частью (синтез).

Образовательная цель экскурсии предполагает обязательное включение приема научного осмысления и обобщения. Данный прием необходим, например, в установлении сути, формулировке определения, производстве систематизации и т.д. При этом решаются задачи аналогизации и типизации (объединение в одну группу, тип, класс и др. объектов, обладающих сходством признаков). Возможно эффективное использование как анализа (дедуктивного способа познания), так и синтеза (индуктивного способа).

Таким образом, экскурсионное познание объектов и явлений начинается с непосредственного их чувственного восприятия школьником, с ощущений, которые получаются с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Познание слагается из двух ступеней: чувственного познания (ощущения, восприятия, представления) и логического познания (мышления). Отмеченные ступени познания служат основой образовательной экскурсии.

Ощущение (чувственный образ, процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств, предметов и явлений, как результат их воздействия на органы чувств) позволяет школьникам на экскурсии отображать в сознании такие свойства и качества предметов, явлений, как их размеры, форма, звук, температура, запах, скорость, твердость, тяжесть и др. Ощущения являются источниками получения материала для таких чувственных образов, как восприятие и представление.

Важную роль в экскурсии играет восприятие, представляющее собой результат воздействия на органы чувств объекта, явления, события, которые являются предметом наблюдения. Восприятие построено на нескольких ощущениях, каждое из которых отражает отдельное свойство или сторону предмета, явления, события. Наблюдая объект, участники экскурсии различают его основные свойства: размер, цвет, конфигурацию, место расположения, сочетание с другими объектами, сходство с ними, отличие от них, степень сохранности и т. д. Сумма этих свойств, отраженных в сознании, позволяет школьникам правильно воспринять весь объект. В дальнейшем в ходе той же экскурсии восприятия в определенном сочетании служат основой для выработки представления.

Представление по сравнению с ощущением и восприятием содержит больше обобщений. Представление - чувственно-наглядный образ объекта, наблюдаемого ранее. Такой образ, сохраненный в сознании, воспроизводится без непосредственного воздействия самого объекта на органы чувств. В процессе учебной экскурсии представления играют большую роль, давая возможность школьникам, сочетать ранее запечатленные в их сознании образы с тем, что они наблюдают в данный момент, получать информацию о другом объекте. Таким образом, представления связаны с мышлением, они являются промежуточным, связующим звеном между чувственным и логическим познанием. В процессе мышления учащийся сравнивает, анализирует и синтезирует, он получает представления не только об единичных предметах и явлениях, но и свойствах, которые являются общими для многих предметов, для целой их группы, т. е. происходит обобщенное познание предметов и явлений.

Правильно выстроенный педагогам образовательный экскурсионный процесс способствует формированию у экскурсантов понятий разного ранга. Для этого, экскурсовод, готовящий разработку экскурсии для обучающихся, должен помнить законы логического мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Знание и практическое использование законов мышления (законов тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) позволяет экскурсоводу выстраивать логику образовательной экскурсии. В ходе экскурсий широко используются такие логические приемы, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Организатор, приступающий к разработке учебной экскурсии, должен быть осведомлен об особых требованиях, предъявляемых к педагогу-экскурсоводу, выходящему (выезжающему) на маршрут с обучающимися. Помимо общих требований организатор экскурсии должен быть знаком со учебными программами, а значит оценивать место данной экскурсии в учебном процессе. Экскурсовод, специализирующийся на работе со школьниками, обязан знать психолого-педагогические особенности детей разного школьного возраста, уметь быстро и легко устанавливать контакт с аудиторией, поддерживать внимание ребят на протяжении всей экскурсии и управлять их мыслями и чувствами быть чутким и внимательным к их реакции.

При построении экскурсии для школьников младшего возраста следует руководствоваться тем, что у них более развита наглядно-образная память, у учащихся старших классов - словесно-логическая. Разработчики экскурсию должны осознавать, что заметить, когда слишком трудный и обильный экскурсионный материал приводит к перенапряжению умственных усилий, усталости, безразличию школьников может помочь педагогический опыт. Можно рекомендовать продумывать разнообразные методические приемы, чередовать их с активной не только мыслительной деятельностью, но и физической. Это, в том числе, можно сделать путем включения в экскурсию практических работ по изучению особенностей компонентов природы и природных комплексов, с регистрацией результатов, которые могут быть проанализированы в постэкскурсионный период.

Поскольку экскурсия – групповая форма учебной работы, желательно, чтобы экскурсовод знал как специфические черты данного коллектива, так и индивидуальные интересы, способности, черты характера каждого из экскурсантов. Вот почему, наиболее значимые в образовательном плане экскурсии должен проводить сам учитель для своих учеников.

Активизация и организация познавательной деятельности учащихся - обязательное условие успешности учебной экскурсии. В учебной экскурсии особое внимание уделяется активизации активности и самодеятельности экскурсантов. Педагог должен стремиться проводить экскурсию так, чтобы стимулировать учащихся к проведению самостоятельного анализа полученных ими зрительных впечатлений, а также опыта, приобретенного в ходе практического изучения природных и социальных объектов и явлений. Использование соответствующих методических приемов способствует концентрации внимания учебной группы на изучаемом экскурсионном объекте.

Образовательные экскурсии могут быть классифицированы в отношении содержания, состава участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения и т.д.

По содержанию учебные экскурсии подразделяются на обзорные и тематические. Обзорные экскурсии нередко называют многоплановыми. Например, обзорная экскурсия «Дворцово-парковый ансамбль Екатерининского парка Царского Села (г. Пушкин)» подразумевает, что в ходе проведения данного учебного занятия будет активно использоваться как природоведческие, так культурологические материалы. В процессе экскурсии учащимся придется знакомиться с разноплановыми объектами: естественными и антропогенно измененными формами рельефа, водоемами, природными комплексами, памятниками истории и культуры, зданиями и сооружениями. Это, в значительной степени, определит логику маршрута и методические приемы.

Термин тематические учебные экскурсии нацеливает педагога на раскрытие одной темы. Школьные учебные тематические экскурсии принято подразделять на природоведческие, исторические (в том числе военно-исторические), производственные, литературные, искусствоведческие и архитектурно-градостроительные. Каждая из отмеченных тематических групп, в свою очередь, подразделяется на подгруппы. Так, рассматриваемая категория географических экскурсий обычно конкретизирует одну из тем учебного предмета, хотя и не отрицает возможность и методическую необходимость установления межпредметных связей. По своему содержанию географические экскурсии подразделяются на следующие основные подгруппы: экскурсии, посвященные знакомству с природными компонентами (геологическое сложение, рельеф, воды, почвенно-растительный покров и др.), с историей формирования природы территории, с ландшафтным разнообразием местности, с этническими особенностями населения, с технологическими и географическими свойствами производственных объектов, с современным экологическим состоянием района проведения экскурсии, с особо охраняемым территориями и комплексами, а также могут основываться на посещении школьниками природоведческих музеев или научных учреждений, занимающихся вопросами природопользования, территориальной организации производства, расселения, оптимизацией рационального использования пространства и т.д.

Построение образовательной экскурсии, экскурсионные учебные задачи, экскурсионные объекты и практические работы, выполняемые учащимися на маршруте, в первую очередь определяются темой экскурсии. Именно тема регулирует рассказ, не позволяя экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает (это особенно значимо, когда объект многопланов и содержит разностороннюю информацию). Методически допустимо, проходя (проезжая) рядом с каким-либо объектом, информация о котором представляет интерес с познавательной точки зрения, экскурсоводу рассказать о нем и показать это объект, не дожидаясь вопросов экскурсантов. Однако, не следует уделять объекту повышенное внимание, превращать его в объект показа, чтобы не нарушить выстроенную логику тематической экскурсии.

Название темы не обязательно совпадает с названием экскурсии. Функциональное назначение темы - концентрация внимания участников экскурсии на определенном круге объектов, явлений и событий, последовательном и логическом изложении материала. Функция названия – заинтересовать потенциальных экскурсантов, подготовить учебную группу к предстоящей экскурсии. В одной и той же теме может быть несколько названий, в зависимости от состава участников и поставленной задачи, например, в теме «Водоемы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» могут быть учебные экскурсии с названиями «Финский залив Балтийского моря - современные проблемы и пути их решения», «Река Нева – от истока до устья», «Ладожское озеро – величайшее озеро Европы» и т.д.

Названия экскурсий должны быть точными, не допускающими двояких толкований. Оно может быть простым и сложным. В сложном названии его вторая часть как бы дополняет и поясняет первую. Так, например, в теме «особо охраняемые природные территории края» названия экскурсий могут быть: «Юнтоловский заказник - уникальный памятник природы», «Парки Петергофа – выдающееся творение природы и человека».

Для методической разработки учебной экскурсии имеет значение и классификация образовательных экскурсий по составу участников. Так, например, учебная экскурсия может организовываться для всего класса в соответствии с программой учебной дисциплины. С другой стороны, возможна организация разовой поездки или похода, для учеников, совершить познавательную экскурсию по желанию.

К образовательным следует отнести и экскурсионные поездки (походы), предпринимаемые школьниками – участниками разнообразных центров, клубов, кружков и т.д., функционирующих как в структуре средней школы, так и учреждениях дополнительного образования (домах и дворцах творчества, при высших учебных заведениях и др.). Специфика работы обозначенных школьных и внешкольных центров дополнительного образования предполагает организацию экскурсионных циклов для своих участников. Нередко именно в таких центрах образовательные экскурсии включают в себя не только наблюдение за экскурсионными объектами, но и их более глубокое практические изучение, в том числе с элементами исследовательской деятельности. Понятно, что каждая из категорий экскурсий требует внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технологию их проведения, периодичность и продолжительность.

По месту проведения принято различать экскурсии в пределах городской и негородской (руральной) среды, производственных предприятий и музейных территорий (комплексов). Организация и проведение экскурсий на предприятиях и в музеях имеет ряд особенностей: в частности, экскурсоводами здесь обычно выступают сотрудники этих предприятий и музеев. Этот факт должен учесть разработчик учебной экскурсии, поскольку руководителю экскурсионной группы необходимо заранее обсудить с экскурсоводом конкретные задачи посещения того или иного объекта экскурсантами, а также познакомить экскурсовода с особенностями коллектива, совершающего данную экскурсию.

По продолжительности учебные экскурсии могут ограничиваться временем одного урока, но могут продолжаться до трех часов (в зависимости от возраста участников, их подготовленности, а также задач конкретной экскурсии). Необходимо предусмотреть паузы для самостоятельного осмотра объектов и отдыха детей. При расчете времени, пешеходной экскурсии исходят из того, что скорость передвижения по экскурсионному маршруту для младших школьников не должна превышать 2 км в час, для старших - 3 км. Не редко для учащихся старших классов проводятся загородные экскурсии (расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает 50 км). Санитарные остановки устраивают через каждые 30 - 45 мин.

В практике туризма существует подразделение путешествий по временному параметру: в случае, если поездка (поход) длится менее 24 часов – данная форма работы именуется экскурсией, а если участники находятся на маршруте более суток – это туристская поездка (поход). Однако, как было отмечено в первой части данной работы, многие туристские маршруты совершается с экскурсионно-познавательными целями, а это значит, что такие туристские поездки (походы) представляют собой цикл отдельных экскурсий, связанных между собой логикой продвижения по маршруту (включая время на передвижение на транспорте, питание, отдых, различные виды рекреационных занятий и т.д.). Следовательно, можно рассматривать многодневные походы (поездки) как экскурсионные.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и с использованием различных видов транспорта. В школьной практике преобладают пешеходные экскурсии (с подъездом к началу экскурсионного маршрута на каком-либо виде транспорта, чаще общественного). Кроме того, такие экскурсии не требуют значительных материальных затрат. Их преимущество объясняется еще и тем, что, педагог, определяя оптимальный темп передвижения, обеспечивает благоприятные условия для усвоения материала экскурсии ее участниками.

Среди транспортных экскурсий наиболее обычны – автобусные. Специфика организации подобных экскурсий – сообщение путевой информации в период передвижения на автобусе и выходом группы из автобуса на остановках для посещения наиболее значимых для целей данной экскурсии объектов. По ходу движения автобуса у экскурсовода могут возникать сложности слежения не только за ходом усвоения учащимися материала, но и за соблюдением экскурсантами учебной дисциплины. Окружающая обстановка, масса отвлекающих внимание объектов, встречающихся на маршруте экскурсии, создают определенные трудности в педагогическом руководстве группой.

Организатору экскурсий следует учесть, что режим учебы, отдыха и питания детей должен обязательно соблюдаться и в дни, на которые намечена поездка (поход). В частности, отметим, что чередование учебной деятельности и рекреационных занятий способствует повышению эффективности образовательной экскурсий.

Классическим руководством для педагогов, планирующих экскурсионную работу с обучающимися стали десять заповедей экскурсионного дела, сформулированные выдающимся петербургским методистом Н.М. Верзилиным так:

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь план.

3.Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала.

Процесс разработки экскурсии предполагает включение ряда основных этапов:

- определение цели; выбор темы;

- составление экскурсионного маршрута, обработку фактического материала, работу над содержанием экскурсии;

- отбор литературы; определение других источников, материалов, изучение источников (картографических литературных, архивных, статистических и др.), ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме; отбор и изучение экскурсионных объектов;

- объезд (или обход) маршрута;

- определение методических приемов проведения экскурсий (выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа, отбор и дифференциация практических работ, выполнение которых определено учебной программой или особенностью территории посещения и др.);

- составление методической разработки экскурсии (содержит как фактическую информацию по маршруту, так и советы, когда и как организовать показ выключенных в маршрут экскурсионных объектов, как вести рассказ об этих объектах, как демонстрировать наглядные пособия, как отбирать задания для практических работ, как и что фиксируют школьники на каждом из этапов экскурсии и т.д.);

- комплектование «портфеля экскурсовода».

Схематически предварительная экскурсионная методическая разработка может быть представлена в следующем виде: вступление – логический переход – подтема (основные вопросы) – логический переход – подтема (основные вопросы) - логический переход – и т.д. – заключение.

Примерно половину времени педагог затрачивает на сбор материалов и отбор объектов (иногда на предварительную работу расходуется большая часть времени). При подборе материала постоянно следует контролировать процесс, не допуская заготовки излишнего фактического материала, который не понадобится при написании текста экскурсии.

На этапе отбора экскурсионных объектов разработчику важно знать подходы к их классификации. Экскурсионные объекты классифицируются:

- по содержанию - одноплановые (холм, растение, животное, озеро, дом) и многоплановые (ландшафт, произведения архитектуры, парки);

- по функциональному значению – основные (служат основой для раскрытия подтем) и дополнительные (показываемые во время переездов между объектами и в ходе логических переходов);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.95.157 (0.058 с.)