Качественные методы в социологии: фокус-группа, экспертный опрос, кейс-стади, круглый стол, метод Дельфи, мозговой штурм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественные методы в социологии: фокус-группа, экспертный опрос, кейс-стади, круглый стол, метод Дельфи, мозговой штурм.



Фокус-группа применяется:

1. Для методической обработки инструментария

2. для сбора информации в ходе последующих массовых опросов

3. для проверки ряда гипотез по ранее неизвестным для населения новым явлениям.

Идея данного метода основана на гипотезе о том, что при помощи анкеты «снимается» идеализированный срез массового сознания, ориентированный на общественные штампы и стандарты. Для того чтобы получить оценки этого восприятия респондентами проблемы, а также получить многообразие возможных точек зрения на проблему, очищенную от штампов.

Методика:

1. набирают группу 7-10 человек, незнакомых друг с другом, отбираются по наличию у них ряда общих характеристик.

2. набирают несколько групп для соблюдения правил квотной выборки

3. члены группы не должны быть информированы о теме исследования заранее.

4. дискуссия управляется модератором, который не должен оказывать влияние на респондентов

5. дискуссия должна быть достаточно интенсивной, чтобы у респондентов не было времени вспоминать о существующих стереотипах.

6. длительность фокус-групп 50-60 минут, максимум 1,5 часа.

7. основная идея – нет правильных и неправильных ответов, важна идея каждого.

8. дискуссия записывается на диктофон, чтобы анонимность перед ответом называют свое имя, но оно может быть вымышленным

9. возможно использование наглядных пособий и видеоматериалов

КЕЙС-СТАДИ

Углубленное изучение какого-либо явления, процесса. Выявление проблем на отдельно выбранном конкретном примере. Широко применяется в изучении девиантного поведения. Почему это случилось? На основе анализа даются рекомендации для корректировки ситуации.

 

Экспертный опрос – это опрос специалистов в конкретной области, которые владеют информацией о проблеме. Осн. ф-ция экспертной оценки – оценить состояние проблемы, возможно, выявить ее причины и, соответственно, дать прогноз развития ситуации.

Такая информация необходима как для получения ответов на сложные вопросы, так и для сопоставления ее с данными опросов населения: граждане оценивают ситуацию на микроуровне и могут поделиться опытом, с какими трудностями они сталкиваются, например, на предприятии, в городе, в семье и т.п.

Эксперты оценивают состояние проблемы в целом – в конкретной сфере, регионе, городе.

Метод Дельфи

Этот метод относится к классу методов групповых экспертных оценок. Он был разработан в 1964 году. Он был разработан Хилмером и Гордоном. Сущность метода состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов различных областей науки и техники, и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанном на строгом логическом анализе и на интуитивном опыте. Разрабатывается специальная анкета для экспертов, их опрос проводится в несколько туров, после заполнения анкеты экспертов знакомят с общими результатами опросов всех экспертов, для того чтобы они имели возможность переосмыслить свою точку зрения. Опрос продолжается пока не выработается единое оптимальное и эффективное решение проблемы.

Существует еще метод КРУГЛОГО СТОЛА – когда приглашают экспертов на обсуждение. Недостаток в том, что эксперты изначально в своих суждениях ориентированны на компромисс, что может привести к искажению прогноза.

Мозговой штурм.

Метод позволяет в условиях неопределен­ной -ситуации разработать максимальное количество возможных ре­шений, концентрируя внимание участников на обсуждаемой проблеме.

Биографический метод

Центральным объектом исследования является индивидуальная жизнь человека, его непосредственное окружение, субъективные представления о своей жизни и окружающем мире. Источником для анализа является индивидуальная биография, рассмотренная в динамике: от детства к различным стадиям взрослого существования и в совокупности с различными аспектами его деятельности и в сопоставлении с историческим контекстом определенной эпохи.

Биографический метод использовали для анализа причин выбора профессии социального работника: выбор был осознанный или вынужденный по причинам наличия соц.-экономического кризиса в стране.

Контент-анализ

Контент-анализ помогает оценить и обобщить большой объем информации.

Социометрия.

Социометрия – это:

1. общая теория социальных групп;

2. всякое измерение всех соц. отношений;

3. математическое изучение психологических свойств членов группы, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного признака.

Наблюдение

Достоинства наблюдения:

1. Осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений и процессов – есть возможность анализировать и воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени.

2. Для объективного изучения явления важно подготовить перечень всех значимых элементов ситуации для фиксации.

3. Широкий охват события.

Недостатки наблюдения:

- объективного характера:

1. ограниченность

2. частный характер каждой наблюдаемой ситуации – невозможность переносить выводы на обширную совокупность

3. невозможность повтора

4. трудоемкость, т.к. предполагает участие большого кол-ва квалифицированных специалистов.

- субъективного характера:

1. различия интерпретации наблюдаемого, в результате различий соц.положения наблюдателя и наблюдаемых, а также различных культурных норм

2. наличие определенных ожиданий у наблюдателя и у наблюдаемого.

Социальный эксперимент

Эксперимент – это и разновидность углубленного аналитического исследования, и метод сбора информации о фактах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов в степени и результатах этого воздействия.


 

Политический менеджмент

Медведев Д.А.

Перед вами поставлена цель - повысить рейтинг президента РФ Медведева Д.А.

1.Выберите и опишите целевую группу.

2.Выберите методы сбора информации об отношении к политическому лидеру

3.Опаре способы продвижения президента РФ, аргументируйте свой выбор.

4.Предложите политические технологии.

5.Оценить его ресурсы (политический, административный, информационный, организационный, финансовый, материально-технический, личностный).

Социологические методы сбора информации

Метод опроса.

Опрос, как метод познания социальных явлений имеет давнюю традицию. Он считается наиболее популярным методом сбора информации, но не является универсальным. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником первичной информации является человек – респондент, т.е. участник исследуемых процессов.

2 вида опроса:

Анкетирование

Интервьюирование.

В их основе лежит сумма предлагаемых респондентом вопросов, ответы на которые образуют первичную социологическую информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств.

1. содержание анкет и интервью

2. качество работы анкетера и интервьюера

3. ситуация опроса, его условия

4. психологическое состояние опроса.

«+»:

1). В максимально короткие сроки можно опросить большее количество людей и получить разнообразную информацию.

2). Широта охвата различных отраслей практики.

«–»:

- фиксирует как события преломляются в сознании респондентов, а отсюда следует необходимо учитывать возможные искажения информации.

Анкетирование:

Анкета – это набор вопросов с логической последовательностью, связанных с программами и задачами исследования и направленных на выявление качественно-кон-ных характеристик объекта и предмета анализа.

Анкета начинается с обращения. В обращении важно зафиксировать кто проводит исследование, с какой целью, какова научная ценность исследования и инструкции по заполнению анкеты. Обязательно указать что анкета анонимна и заранее поблагодарить.

 

ИНТЕРВЬЮ

Интервью (от англ. – беседа, встреча) – обмен мнениями. Обычную беседу нельзя назвать интервью, т.к. она протекает стихийно, а интервью – целенаправленная беседа, сфокусированная на определенной проблеме.

Минусы интервью:

6. высокая стоимость его проведения

7. большие затраты времени

8. неудобно для выявления «больных» вопросов

9. небезопасно для интервьюера

10. возможность влияния интервьюера на респондента.

Интервью применяется в самом начале исследования для знакомства с ситуацией. Интервью – это поисковый инструмент. Затем разрабатывается анкета, когда возникает необходимость изучить проблему в масштабе. Является средством доказательства существующей проблемы. Используется глубинное интервью после анкетного опроса, если требуется уточнение скрытых причин существующей проблемы.

Бывает интервью телефонное, но должно быть коротким, четко продуманным. Проводится с конкретной целью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.029 с.)