ТОП 10:

Из них: лекций: 36, практических занятий: 28



(возможны изменения в зависимости от факультета)

Программа курса "Отечественная история" разработана в соответствии с примерной программой дисциплины "Отечественная история" федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения (2000 г.) и с учетом требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, включает в себя материалы древней, средней, новой и новейшей истории России. Кроме политической и экономической истории, в нем рассматриваются вопросы истории российской цивилизации, становление русского менталитета, развитие социокультурных и религиозных традиций. Курс рассчитан на 36 лекционных и 28 часов семинарских занятий.

Задачи курса:

- на конкретном историческом материале показать, как шло зарождение, становление Руси – Московского государства – императорской России – Советского Союза – современного российского государства;

- определить роль субъективного (личностного) фактора в истории нашего Отечества;

- раскрыть исторический процесс полифонически, многосторонне, во взаимосвязи и контексте мировой истории, имея в виду, что, хотя и реализовался один из вариантов исторического действия, но были налицо различные альтернативы развития. Эти альтернативы сохранились в виде остатков идей, взглядов, концепций, миропонимания разнородных социальных и политических сил, которые при известных условиях создают почву для их возрождения, "распрямления" исторической пружины.

- извлечь уроки из исторического опыта, социального опыта поколений, т.е. что необходимо делать или, наоборот, не делать, исходя из социокультурных, национальных и религиозных традиций. В этой связи актуально звучат слова В.О. Ключевского об истории, которая "… учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение… История – что власть: когда людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие приписывают себе самим; когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее необходимость и ценить ее благодеяния".

- предоставить студентам необходимый материал и факты для формирования правильного исторического сознания, опирающегося на богатую и разностороннюю отечественную и мировую культуру, на святоотеческие традиции, цивилизационные особенности русского народа, который составляет почти 85 % населения России, на традиции других народов, населяющих нашу страну.

- на материалах отечественной истории формировать гражданина, патриота страны, готового отстаивать ее национальные интересы. При этом надо исходить из заповедей предков (хранить мир, веру отцов, добротолюбие и единство в доме, не жалеть "живота" (жизни) во имя своего Отечества).

Учебно-методические материалы подготовлены в помощь студенту в освоении вузовского учебного курса "Отечественная история", главной частью которого являются лекции, носящие в основном обзорный характер и охватывающие либо весьма длительный исторический период в развитии общества, либо очень серьезную и многогранную историко-философскую проблему. Читаемые лекции не повторяют ни одного из известных учебников - они являются авторским курсом ведущего преподавателя, а, следовательно, их тщательная запись для каждого студента необходима.

Одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов в усвоении курса является подготовка к семинарским занятиям, которые еженедельно проводятся по группам и предусматривают активную работу каждого студента. Планы семинарских занятий и литература, необходимая для подготовки к ним, содержатся в данном пособии. В процессе подготовки к семинарским занятиям студент должен максимально использовать материал, полученный в лекциях, а также сведения из учебников, научной литературы, энциклопедий и справочников, рекомендованных в данном учебно-методическом пособии.

Систематическая подготовка к семинарам, самостоятельным работам помогут студентам сформировать умение:

- осуществлять поиск необходимой литературы по данной проблеме;

- составлять план выступления, доклада по теме;

- научиться конспектировать учебные и научные труды;

- готовить тезисы выступления, излагать их аргументацию;

- составлять аннотации, рецензии на изучаемую научную статью, брошюру, книгу.

Наиболее сложным, приближающимся к научному исследованию видом самостоятельной работы студента является написание реферата (научного доклада).

В планах семинарских занятий предлагаются темы докладов и рефератов к каждому занятию: студенты могут выбрать тему из указанного перечня, могут предложить и собственный вариант темы, но в последнем случае они должны согласовать формулировку с преподавателем.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

(Государственный стандарт и Стандарт+)

По отечественной истории

ГСЭ.Ф.03  
  Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993. Становление новой российской государственности (1993-2001 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.  

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

ИСТОРИЯ"

 

Тематический план

(очная форма обучения)

№ п/п Наимен. раздела, темы Виды занятий (часы) Виды контроля
Лекции Семин. занят. Сам. раб. Тесты Практич. занятия Реферат Курсовая работа
Что изучает историческая наука?   +      
Образование и развитие Древнерусского государства.   +   +  
3. Русь Московская: образование и развитие единого государства в ХIV-XVI вв.   +      
Становление самодержавия в России в XVI-XVII вв.   +      
XVIII век – век политической и социальной модернизации России.   +      
Политика общественных преобразований в России в первой половине XIX веке.   +      
Реформы и реформаторы России во второй половине XIX века. Последствия Российской модернизации   +      
Революции в России: причины, движущие силы, ход, социально-политические и социально-экономические последствия.   +   +  
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 1917 – 1939 гг.   +      
СССР во Второй мировой войне (1939-1945).   +   +  
Послевоенное развитие СССР (1946– 1964 гг.).   +      
Социально-экономическое развитие страны (1965-1985 гг.).   +      
Перестройка: планы и реальность.   +      
Россия в изменяющемся мире (1992-2011 гг.).   +   +  
ИТОГО          

 

 

Тематический план

(очно-заочная форма обучения)

№ п/п Наимен. раздела, темы Виды занятий (часы) Виды контроля
Лекции Семин. занят. Сам. раб. Тесты Практич. занятия Реферат Курсовая работа
1. Образование и развитие Древнерусского государства (IX – XII вв.). Русь в период удельной раздробленности     +      
2. От удельной Руси к Московской          
3. Складывание российского самодержавия          
4. Российская империя в XVIII – XIX вв.          
5. От революции к тоталитарному обществу     +      
6. Форсированное развитие СССР в 1930-е гг. и Великая Отечественная война          
7. Послевоенное развитие СССР (1946 – 1991 гг.)          
8. Постсоветская Россия: к смене модели общественного развития          
ИТОГО          

Тематический план

(заочная форма обучения)

№ п/п Наимен. раздела, темы Виды занятий (часы) Виды контроля
Лекции Семин. занят. Сам. раб. Тесты Практич. занятия Реферат Курсовая работа
1. Образование и развитие Древнерусского государства (IX – XIII вв.). Русь Московская     +      
2. Российская империя в XVIII – начало XX вв.          
3. СССР в 1920 – 1940 е гг.            
4. Послевоенное развитие СССР (1946 – 1991 гг.)          
5. Постсоветская Россия: к смене модели общественного развития          
ИТОГО          

 

 

Основные методические рекомендации

для подготовки студентов к семинарским занятиям.

Семинар состоит из заслушивания доклада и (или) дискуссии по заявленной для семинара теме обсуждения. Обсуждение ведется в свободном режиме.

Доклад представляется в устной форме в ходе семинара, может сопровождаться мультимедийными презентациями. Доклады представляются в течение семестра и не обязательно должны быть жестко привязаны к обсуждаемой в порядке дискуссии теме. Доклад является дополнительным по отношению к лекциям и учебным пособиям источником информации для слушателей, он не может основываться исключительно на лекционном материале или на учебниках.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.2.109 (0.009 с.)