Риторическое обращение и риторическое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риторическое обращение и риторическое



ВОСКЛИЦАНИЕ:

Москва! Москва! Люблю тебя, как сын.

МНОГОСОЮЗИЕ - создает плавность, текучесть речи.

БЕССОЮЗИЕ - придает динамику, ускорение.

ГРАДАЦИЯ восходящая и нисходящая:

Пришел, увидел, победил.

УМОЛЧАНИЕ - не сказанное, но легко домысливаемое.

ПЛЕОНАЗМ -употребление слов, излишних для выражения мысли:

"мертвые трупы" в "Борисе Годунове" Пушкина.

ОКСЮМОРОН -сочетание противоположных понятий:

"Пышное природы увяданье", "Той грустной радостью, что я остался жив".

ЭЛЛИПСИС -пропуск во фразе какого - либо слова, легко

подразумевающегося, для динамичности речи:

Зверю - берлога,

Страннику - дорога,

Мертвому - дроги,

Каждому - свое./М. И. Цветаева./

АЛЛЮЗИЯ -намек на известный факт литературы, истории для вызова в памяти читателя определенной ассоциации: "Попал как Чацкий с корабля на бал".

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ -заимствование строки из чужого текста: "Не слышно шуму городского" /А. А. Блок / *Клише:

- С помощью... автор создает...

- Используя... поэт создает образ...

- Для создания настроения автор использует...

14.РИТМ -чередование в каждой строке каждой строфы ударных и безударных слогов.

15.СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ:

- ЯМБ— -двусложная стопа с ударением на втором слоге: И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык...

- ХОРЕЙ - -двусложная стопа с ударением на первом слоге: Ночь тиха. Пустыня внемлет богу...

- ПИРРИХИЙ— -стопа, состоящая из двух безударных слогов: Швед, русский, колет, рубит, режет...

- ДАКТИЛЬ- - - — трехсложная стопа с ударением на первом слоге:

Русь - не шелохнется,

Русь - как убитая...

- АМФИБРАХИЙ --- -трехсложная стопа с ударением на втором слоге:

И скучно, и грустно, и некому руку подать...

АНАПЕСТ - - - -трехсложная стопа с ударением на третьем

слоге:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням...

*Клише:

- Стихотворный размер... типичен для творчества поэта.

- Совершенно необычно использование... для творчества... 16.РИФМА -звуковой повтор в конце строк. Способ рифмовки:

а) перекрестная - абаб;

б) кольцевая - абба;

в) смежная - аабб;

- по ударению:

а) мужская (на последнем слоге);

б) женская (на предпоследнем слоге);

в) дактилическая (третий ударный слог от конца строки);

- по созвучию:

а) точная (полное совпадение);

б) неточная (совпадение отдельных звуков);

- белый стих - нерифмованный /"Вновь я посетил./'Пушкина/. *Клише:

- Часто ключевое слово...ставится в конце строки.

- Рифма организует стихотворение, делает его музыкальным. 17.3ВУКОПИСЬ, ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:

- ЗВУКОПИСЬ усиливает впечатление от поэтического текста: Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

- АССОНАНС -повторение одинаковых гласных звуков: Одну молитву чудную твержу я наизусть.

- АЛЛИТЕРАЦИЯ -повторение одинаковых согласных звуков: Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

*Клише:

- Гласные звуки... создают музыкальность, напевность.

- Согласные звуки... несут смысл...

- Звукопись из... помогает "услышать" текст.

18.Единство и взаимодействие всех компонентов поэтического текста.

Какие мысли, чувства и настроения вызывает стихотворение?

*Клише:

- Все компоненты поэтического текста образуют единство, взаимодействуют, подчиняясь главному - раскрытию образа лирического героя (раскрытию основной мысли поэта)»

 

 

Схема анализа эпизода.

1.Об авторе (своеобразие творчества, литературное направление).

2.О произведении (эпиграф или посвящение, анализ названия).

З.Дата написания с историческим и биографическим комментарием. 4.Тема (о чем? чему посвящено?).

5.Проблематика:

человек и общество, человек и история, человек и природа.

творец и искусство, человек и человек,

мифологическая или фантастическая,

национально-историческая,

идейно-нравственная,

философская (размышления о смысле жизни),

б.Пафос (эмоциональное отношение автора к изображаемому):

- героический, драматический, романтический; сатирический, сентиментальный, оценочный, реалистический.

7.Основная мысль (идея).

8. Жанр: рассказ, повесть; роман, роман-эпопея.

9.В каком месте повествования находится данный эпизод: вступление, завязка, развитие действия, кульминация; развязка, эпилог.

10.Композиция:

- повествование (от первого лица, рассказ в рассказе), описание (портрет персонажа, интерьер, пейзаж), характеристика (авторская, со стороны другими персонажами, самохарактеристика - исповедь, дневник, письмо...), собственная прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторские рассуждения,

лирические размышления.

11.Герои эпизода, их речевая и портретная характеристика, их место в системе образов произведения

12.Какую роль данный эпизод играет в произведении, какие мысли автора выясняет, иллюстрирует, доказывает, как помогает раскрыть характер героя (или героев)?

13. Лексика.

14.Тропы и фигуры.

15. Синтаксис.

16.Фонетика.

17.Является эпизод ярким, запоминающимся или же при прочтении не останавливает на себе внимание читателя.

 

 

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА № 3.

 

1. Дата написания.

2. Биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание:

ведущая тема, основная мысль. эмоциональная окраска, преобладание интонации.

5. Структура стихотворения:

А) сопоставление и развитие основных словесных образов:

по сходству, по контрасту, по смежности; ассоциативно, по умозаключению,

б) основные изобразительные средства:

- метафора (переносное значение слова по сходству или контрасту = сравнительному обороту с как бы),

- метонимия (переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по смежности),

например, читать Белинского,

сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим),

- аллегория (изображение отвлеченного через конкретное, например, весы -правосудие), символ (максимально обобщенный образ), гипербола (литературное преувеличение),

- литота (преуменьшение), ирония (отрицательная оценка явления или предмета через его осмеяние),

- сарказм (едкая, сатирическая насмешка),

перифраз (описательный оборот, чтобы избежать повторения: артиллерия – царица полей),

в)речевые интонационно-синтаксические особенности; эпитеты, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение, умолчание, зевгма.

Г) основные ритмические особенности, размеры стиха,

Д) рифма: мужская, женская, дактилическая, точная - неточная, богатая, простая - составная;

Е) способы рифмовки: парная (смежная),перекрестная, кольцевая,

Ж) строфика: одностишие, терцет, катрен, секстина, септима, октет, сонет, онегинская строфа.

6.Инструментовка: фонетические, языковые средства.

7.Черты лирического героя.

 

ОТЗЫВ О СТИХОТВОРЕНИИ (5-6 класс)

1. Какую картину представляешь, читая стихотворение?

2. Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину?

3. Какие слова помогают лучше понять чувства поэта, выраженные в стихотворении?

4. Каким настроением проникнуто стихотворение?

5. Какой отзвук находит стихотворение в твоей душе: о чем напоминает, какие будит мысли?

 

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА № 1

 

1. Дата написания с историческим или биографическим содержанием.

2. Связь текста стихотворения с эпохой (если это необходимо для понимания основной идеи).

3. Жанр, жанровое своеобразие стихотворения.

4. Тема, идея

а) тема - о каких явлениях жизни говорит поэт,

б) идея - как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.

5. Пафос - отношение автора к изображаемому.

6. Композиция (основные части и их связь, ведущие переживания, чувства).

7. Поэтическая лексика (использование синонимов, антонимов, устаревших слов, неологизмов, роль существительных и других частей речи, близость поэтического языка к разговорному).

8. Своеобразие тропов и фигур.

9. Поэтический синтаксис

10. Поэтическая фонетика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.014 с.)