Функция спроса и предложения, факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция спроса и предложения, факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения



 

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения.

Спрос – платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатель может заплатить за нужный товар. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве. На стороне спроса деньги. На спрос оказывают влияние факторы:

- цены на товары и услуги,

- денежные доходы населения,

- потребительские вкусы,

- цена и полезность товара-заменителя,

- число потребителей на рынке,

- емкость рынка,

- потребительские ожидания.

Главным фактором, оказывающим влияние на спрос, является цена. Покупатель предлагает цену спроса – это предельно максимальная цена, за которую он согласен купить товар, выше эта цена подняться не может, т.к. у покупателя нет больше денег.

Между ценой товара и количеством покупаемых товаров существует определенное соотношение. Оно выражается законом спроса, отражающим функционирующую зависимость спроса от цены.

QD = f(P) – функция спроса по цене

Зависимость обратная.

Данную функцию можно изобразить в виде графика.

Указанные точки на кривой спроса DD показывают конкретную комбинацию цены и количества товаров. Такую связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях при понижении цен покупатель приобретает больший объем товара и сокращает закупки при повышении цен на него.

Факторы спроса по-разному влияют на поведение кривой спроса DD. При изменении цены спрос либо увеличивается, либо сокращается, двигаясь по кривой DD. Влияние других факторов на спрос приводит к смещению кривой. Так, снижение доходов населения приводит к сокращению спроса, в результате кривая DD смещается вниз в положение D1D1, а повышение доходов ведет к повышению спроса, и кривая DD перемещается вверх в положение D2D2.

 

Предложение – то кол-во товаров и услуг, которые производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, в каком кол-ве и какая продукция будет предъявлена на рынке в продаже и по каким ценам. На предложение оказывают влияние факторы:

- цены на продукцию,

- цены на ресурсы,

- налоги и дотации,

- технический прогресс,

- ожидаемые изменения цен,

- емкость рынка,

- число продавцов.

Основным фактором, оказывающим влияние на предложение, является цена. Для производителя цена является тем стимулом, который оказывает влияние на объем производства.

Между ценой и кол-вом предлагаемых в продаже товаров существует определенная зависимость, отраженная в законе предложения: появляется функциональная зависимость от цены. Эта зависимость прямая.

QS = f(P) – функция предложения по цене.

Указанные точки на кривой предложения SS показывают конкретную комбинацию цены и количества товаров. Такую связь называют законом предложения, который гласит: если прочие условия остаются неизменными, то при повышении цен на товар продавец увеличивает выпуск и предложение товара и сокращает производство и предложение при их понижении. Другие факторы изменяют предложение, которое характеризуется смещением кривой предложения SS. Так, при повышении налоговых ставок на производителей предложение товара уменьшается, а кривая предложения SS смещается влево – в положение S1S1. Предоставление дотаций ведет к увеличению производства и предложения, а кривая SS смещается вправо – в положение S2S2.

 

На рынке наступает такой момент, когда спрос и предложение приходят в равновесие и устанавливается равновесная рыночная цена и равновесный объем производства. Равновесие характеризует такое состояние рынка данного товара, при котором вся его масса, произведенная в расчете на данную цену, может быть продана. Равновесная цена может подниматься и опускаться. Колебание спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное кол-во товара на рынке. Это выражается в следующем: увеличение спроса вызывает как рост равновесной цены, так равновесного кол-ва товаров. И наоборот. Если товар продается по цене ниже равновесной, то возникает избыточный спрос, приводящий к дефициту товара. При ценах более высоких чем цена равновесия появляются нереализованные излишки товаров.

 

Представленные на графике зависимости демонстрируют, что при повышении цены на товар спрос на него падает, а предложение возрастает. Если кривая DD является кривой спроса, а SS – кривая предложения, то при наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е при пересечении кривых DD и SS. Цена в точке Е называется равновесной. В этой точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие.

 

Понятие эластичности отражает зависимость между спросом и ценами; между предложением и ценами. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен.

Эластичность спроса по цене, или коэффициент эластичности, измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах:

Ed = (Q1-Q0)/(Q1+Q0) * (P1+P0)/(P1-P0)

где Ed – коэффициент эластичности спроса по цене; Q – объем спроса на товар; Р – цена товара.

Различают следующие типы эластичности:

1) Единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1 % (Ed= 1) (увеличение объема сопровождается пропорциональным снижением цен);

2) Эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Ed> 1) (увеличение объема по сравнению со снижением цен происходит в два раза быстрее);

3) Неэластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Ed <1) (увеличение объема по сравнению со снижением цен происходит в два раза медленнее);

4) Совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed = 0) (изменение цен не влияет на изменение объема, напр., в случае, если речь идет о продуктах питания – хлеб, картофель, крупа);

5) Бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Ed= ∞) (к факторам увеличения спроса относятся повышение заработной платы, уровня жизни).

Эластичность связана с использованием товаров-заменителей. Если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает и спрос является эластичным.

Факторы, оказывающие влияние на эластичность: кол-во, качество, цена товаров-заменителей; величина предельно возможных затрат при покупке данного товара; фактор времени.

Эластичность предложения – изменение предложения в зависимости от изменения цен на предлагаемую в продаже продукцию.

Коэффициент эластичности предложения Ed = % изменения предлагаемой продукции / % изменения цены.

Он показывает, как изменится предлагаемое кол-во товара, если цена опустится или поднимется на 1%. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на эластичность предложения, является кол-во времени, имеющееся в распоряжении производителя, чтобы отреагировать на данное изменение цен.

 


Вопрос 13. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Риски в предпринимательстве

А.Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идей и получения прибыли. В российском законодательстве предпринимательство трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.

Признаки предпринимательства:

- риск;

- инициатива;

- предприимчивость;

- самостоятельность;

- ответственность;

- активный поиск.

Субъекты предпринимательства – частные лица, различного рода ассоциации (АО, кооперативы, арендные коллективы) и государство. Объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности(коммерческое посредничество, торгово-закупочная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами и т.д.).

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства:

1. Производственное предпринимательство – это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства – основная.

2. Коммерческое предпринимательство – состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции. Прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.

3. Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.

4. Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.

5. Страховое предпринимательство–это особая форма финансового предпринимательства. Заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

На деятельность предпринимателя можно смотреть с 2 сторон: с индивидуальной и общест­венной. 1-я сводится к получению максимальной прибыли. 2-я: деятельность предпринимателя связана с изучением потребностей общества и их удовлетворением. Составные части предпринимательства:

1) менеджмент (совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством для увеличения прибыли);

2) маркетинг (изучение рынка и воздействие на спрос);

3) экономико-правовой аспект (соблюдение хозяйственных законов);

4) этика предпринимательства.

Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности: частной, коллективной или общественной. Возможны ее разные варианты и сочетания.

Все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы. Осуществление разных комбинаций ресурсов - необходимое звено деятельности предпри­нимателя.

Они, по мнению Шумпетера, охватывают пять направлений:
1Изготовление нового блага или создание нового качества старого блага.
2.Внедрение нового метода производства.
3. Освоение нового рынка сбыта.
4. Получение нового источника сырья или полуфабриката.
5. Проведение необходимой реорганизации производства.
На каждом новом отрезке времени могут появляться новые комбинации. Это качество предпринимательства заметил Ж.Б.Сей, который дополнил формулировку, данную А.Смитом, определив предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства. Это значит, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязательно быть полным собственником применяемого капитала. Можно использовать заемный, чужой капитал. Однако заемный капитал подлежит возврату с определенной долей прибыли. Поэтому при его использовании степень экономического риска предпринимателя возрастает. Риск - один из основных признаков предпринимательства. Риск – это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнения с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.

Различают несколько видов риска:

· производст­венный,

· коммерческий,

· финансовый,

· кредитный

· процентный.

Методы измерения риска

1. Статистический, при котором изучают статистику потерь в прошлом и делают прогнозы на будущее.

2. Экспертный, при котором изучается мнение специалистов и опытных бизнесменов.

3. Расчетно-аналитический, базирующимся на математических приемах.

Предпринимательство невозможно без новаторства.

В связи с этим выделяют две модели предпринимательского поведения:

1. Классическая состоит в том, что бизнесмен стремиться организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

2. Инновационная модель сориентирована не только на имеющиеся ресурсы, а на возможности привлечь и использовать внешние ресурсы.

Вопрос 14. Основные формы организации предпринимательства, их достоинтсва и недостатки

Предпринимательство существует в разных формах. В основе их классификации лежат два признака - форма собственности и величина фирмы.

В зависимости от формы собственности предпринимательство делится на государственное и частное. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации границы государственного предпринимательства расширяются, приватизация их сужает.

Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства. В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ:

- он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;

- не регламентирован в объемах бизнеса;

- не ограничен твердой ценой.

В предпринимательстве выделяют три его вида:

1) индивидуальное, или частное,

2) товарищество, или партнерство,

3) корпорация (акционерное общество).

1. Индивидуальным называют бизнес, владельцем которого является 1 человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность и у него невелик капитал - в этом недостатки индивидуального предпринимательства. Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог и освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т.п.

2. Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Достоинства парт­нерства в том, что его легко организовать и привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относят ограниченность финансовых ресурсов при развиваю­щемся деле, которое требует новых вложений капитала; неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками; сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п.

3. Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпора­ция - АО. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Акционерная форма предпринимательства стала в России самой популярной.

К числу преимуществ корпораций относятся:

1) неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;

2) привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческиких функ­ций;

3) стабильность функционирования корпорации, так как выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.

К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:

1) двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпорации, а второй как часть личного дохода владельца акции;

2) благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;

3) разделение функций собственности и контроля.

По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга и венчурного предпринимательства.

Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые включают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т.д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют "прогореть", если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, т.к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

В соответствии с ГК РФ все организации разделяются на коммер­ческие и некоммерческие. Коммерческие основной целью имеют извлечение прибыли. Некоммерческие не ставят таких целей.

Коммерческие фирмы могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производ­ственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственное товарищество объединение предпринимателей для достижения определенных целей. Все участники товарищества обязательно должны быть предпринимателями. Устав не обязателен, но должен быть учредительный договор. Уставный капитал должен быть не менее 100 МРОТ.Доход распределяется пропорционально доле внесенного капитала.

Различают два вида товариществ:

Полное товарищество. Его участники – полные товарищи – отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Минимальное количество участников – 2 человека.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество). Участниками товарищества являются полные товарищи, которые отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом, и коммандитисты - вкладчики. Коммандитисты не имеют права на управление компанией, не принимают участия в ее деятельности, получают процент на вложенный капитал.

Хозяйственное общество объединение капиталов для достижения коммерческих целей. Наличие устава и учредительного договора обязательно. Наличие уставного капитала, не менее 1000 МРОТ.

Виды хозяйственных обществ:

ООО – общество с ограниченной ответственностью. Ответственность участников ограничена только размером вклада в уставный капитал. Минимальный уставный капитал – 100 МРОТ. Количество участников не ограничено.

ОДО – общество с дополнительной ответственностью. Отличается от ООО только тем, что участники общества отвечают по обязательствам общества своим имуществом пропорционально внесенному капиталу.

АО – акционерное общество. Уставный капитал разделен на равные доли – акции. Уставный капитал – не менее 1000 МРОТ. Одно лицо может организовать АО. АО становится СП, если доля иностранного капитала превышает 12%.

Виды АО:

ЗАО: Акции продаются по согласию большинства акционеров. Если количество участников ЗАО превышает 50 человек, то оно автоматически преобразуется в ОАО.

ОАО: акции общества продаются свободно.

 

Производственный кооператив (артель) объединение лиц для совместной производственной и хозяйственной деятельности на основе личного участия. Производственный кооператив – это самая демократичная форма. Каждый учредитель должен принимать непосредственное трудовое участие в работе кооператива. Запрещается применение наемного труда. Распределение дохода осуществляется пропорционально трудовому участию. Минимальное количество человек – 5. Ответственность – общая в пределах паевого капитала.

унитарное предприятие это предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, в котором все сотрудники – наемные. Имеет два типа:

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения (государство отвечает по долгам и обязательствам предприятия).

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенные предприятия) может принадлежать только государству, разрешается лишь оперативно управлять, но не заниматься хозяйственной деятельностью (например, оборонная промышленность).

Некоммерческие фирмы создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.048 с.)