Стимулы и ограничения в праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимулы и ограничения в праве.



Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

1)они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо представлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижении меры наказания есть стимул);

2)сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3)обозначают положительную правовую мотивацию;

4)предполагают повышение позитивной активности;

5)направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

1.в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт- стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

2.в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и другие стимулы;

3.в зависимости от объема выделяют основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;

4.в зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;

5.в зависимости от содержания выделяют материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность) стимулы.

 

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1)они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их содержание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественной потребности в охране и защите;

2)сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;

3)обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4)предполагают снижение негативной аткивности;

5)направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

1.в завистимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт- ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

2.в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и подобные ограничения;

3.в зависимости от объема выделяют полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) ограничения;

4.в зависимости от времени действия выделяют постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении) ограничения;

5.в зависимости от содержания выделяют материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор) ограничения.

 

Льготы и поощрения в праве.

Правовая льгота - это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), гак и в освобождении от обязанностей.

Признаки правовых льгот:

они связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов (цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступают в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели);

представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера);

в отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества.

Правовые льготы выполняют две основные функции:

компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития неравных в силу биологических и социальных причин лиц);

стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).

 

Правовые поощрения являются одним из видов правовых стимулов. Однако они выделены в отдельную группу благодаря наличию следующих отличительных признаков:

1. Правовое поощрение неразрывно связано с заслуженным поведением. При этом заслуженное поведение есть добросовестный правомерный поступок, который связан со «сверхисполнением» субъектом правовых отношений своих юридических обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступает основанием для применения правового поощрения.

Заслуженное поведение также отличается следующими характерными чертами:

а) оно сопряжено с социально-активным позитивным поведением, с осуществлением правовых обязанностей лица (проявление внешней стороны заслуженного поведения;

б) оно является формой добросовестного отношения лица к своему долгу (проявление внутренней стороны заслуженного поведения);

в) оно связано со «сверхисполнением» лицом своих юридических обязанностей, т. е. является более позитивным, нежели простое выполнение обязанностей;

г) оно направлено на достижение общепризнанного полезного результата;

д) оно является основанием для применения правовых мер поощрительного характера, так же как и правонарушения являются основанием наказания лица.

2. Правовое поощрение может быть сопряжено только с добровольным поступком лица, не допускается элемент принуждения либо корысти. Однако само правовое поощрение в косвенной форме оказывает на лицо непринужденное влияние, под которым данное лицо стремится достигнуть общепризнанного юридически полезного результата.

3. Правовые меры поощрительного характера с юридической стороны одобряют позитивные действия лица, выступают одной из форм вознаграждения со стороны общества (государства) добровольного заслуженного поведения лица. При этом правовые меры поощрительного характера являются качественной характеристикой и зависят от степени заслуженного поведения.

4. Правовые поощрения являются взаимовыгодными для общества и самого поощряемого лица, они сочетают в себе различные интересы и направлены на удовлетворение встречных. Иными словами, правовые поощрения являются формой одобрения корпоративного интереса.

5. Как было указано выше, правовое поощрение — это один из видов юридических стимулов, поэтому ему присущи как общие функции правовых стимулов, так и некоторые специфические.

Правовые поощрения выполняют следующие отличительные функции:

1. Контролирующая функция (функция социального контроля). Осуществляя данную функцию, правовые поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, сдерживают их от неправомерного, противозаконного, антиобщественного либо общественно опасного поведения.

2. Мотивационная функция. Правовое поощрение является методом убеждения, побуждения лица к заслуженному поведению, к «сверхвыполнению» своих юридических обязанностей, к совершению общественно ценных действий, превосходящих обычные требования. Мотивация в данном случае основывается в обещании лицу взамен заслуженного поведения предоставления каких-либо благоприятных последствий.

3. Коммуникативная функция. Правовые меры поощрительного характера в определенной степени являются носителями юридической информации, они содержат в себе конкретные сведения, исходящие от властвующего субъекта —государственного органа, должностного лица и направленные к объекту (участникам правовых отношений). Таким образом, существует постоянная связь между указанными субъектом и объектом.

4. Оценивающая функция. Посредством осуществления данной функции правовые поощрения (а именно — государственный орган, должностное лицо) дают официально признанную, положительную публичную оценку чьего-либо заслуженного поведения, одобряют его, выражают степень полезности деятельности для общества.

5. Гарантирующая функция. Правовые поощрения создают благоприятные условия для укрепления правовой дисциплины и правового порядка, обеспечивают реализацию юридических обязанностей лица.

6. Распределительная функция. Данная функция состоит в том, что право, закрепляя поощрительные меры взамен активного добровольного заслуженного поведения, устанавливает тем самым благоприятные условия для пользования определенными благами. Таким образом, участники правовых отношений становятся перед выбором между возможностью получения мер поощрения либо их неполучением.

7. Воспитательная функция. Правовые поощрения устанавливают образец правомерного заслуженного поведения, неизбежным последствием которого становится наступление правовых мер поощрительного характера. Таким образом, у субъекта правовых отношений вырабатывается положительное отношение к правомерным действиям и поступкам.

Как указывалось ранее, поощрение — это такой вид правовых стимулов, который содержится в санкции правовой нормы. Таким образом, имеет место наличие в праве так называемых поощрительных санкций. Следует отметить, что природа поощрительных санкций весьма сложная и спорная.

Категория «поощрительные санкции» вызывает немало дискуссий. Есть и сторонники, и противники использования в теории правоведения данного термина. Однако наиболее целесообразной представляется та точка зрения, согласно которой такое понятие, как «поощрительные санкции», имеет право на существование. В оправдание данному утверждению можно привести следующие аргументы:

1. Смысловое значение слова «санкция» предполагает под собой наступление не только негативных, но и позитивных (благоприятных) последствий для лица. Санкция — это мера воздействия права на общество, средство социального контроля.

2. Позитивные (поощрительные) санкции присущи всем видам социальных норм. Данная черта социальных норм является общей. Поскольку правовые нормы выступают разновидностью норм социальных, то на них также распространяется указанная общая черта

3. Поощрительные санкции выражают одобрение тщательному выполнению правовых норм и призваны стимулировать правомерное поведение. В рамках теории правоведения данное понимание правового поощрения является утвердившимся. Именно поэтому среди множества правовых санкций в отдельную группу выделяются поощрительные санкции, т. к. само слово «санкция» подразумевает под собой не только наказание, но и поощрение.

4. Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права в целом, которое направлено на сдерживание правонарушений, наказание виновных лиц, а также на стимулирование правомерного поведения, его поощрение.

5. Меры поощрения могут называться поощрительными санкциями в силу того, что структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказание.

В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной правовой норме слиты так же, как и в уголовно-правовой, предлагается модель правомерно активного заслуженного поведения. Отличие состоит лишь в том, что в санкции поощрительной правовой нормы фиксируются именно благоприятные юридические последствия, а не наказание, как в уголовно-правовой норме.

6. Как правило, правовые меры поощрительного характера располагаются в нормативно-правовых актах в том же разделе, что и меры наказания.

7. Признание преимущества выделения в отдельную группу таких правовых санкций, как меры поощрения, могло бы способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.022 с.)