Описание методического материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание методического материала



Блок 1. Характеристики памяти, внимания и работоспособности Методика 10 слов (по А.Р.Лурия) Запоминание двух групп слов

Исследование зрительной памяти 3 Методика Пьерона - Рузера Корректурная проба Таблицы Шульте

Счет по Е. Крепепину (модификация Р. Шульте)

Блок 2. Зрительное и зрительно-пространственное восприятие Узнавание реалистических изображений Узнавание перечеркнутых изображений

Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппепьрейтора) Узнавание недорисованных изображений Буквенный гнозис

Блок 3. Исследование невербального и вербально-логического мышления

Узнавание конфликтных изображений (непепицы) Парные аналогии

Простые аналогии

Простые невербальные аналогии

ВыдеЛение двух существенных признаков Исключение понятий

Исключение предметов

Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок Понимание прочитанного текста Понимание сюжетной картины

Составпение рассказа по поспедоватепьности картинок, объединенных единым сюжетом

Блок 4. Исследование сформированности пространственных представлений

Понимание и употребление предлогов, понимание и употребление слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов

Блок S. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.

Понимание инвертированных речевых конструкций

Понимание временных последовательностей и интервалов времени Понимание условий задач

 

 

Введение

Данное практическое пособие предназначено для исследования особенностей формирования высших психических функций в детском возрасте. Альбом представляет собой подобранные в течение двадцатилетней практической работы диагностические материалы.

Представленные материалы были апробированы на большой выборке детей (более 2500 человек) с различными вариантами дизонтогенеза (отклоняющегося развития). Материалы альбома представляют как авторские разработки, так и классические методики, используемые в пато- и нейропсихологическом исследовании детей и взрослых. Эти материалы безусловно используются в логике становления высших психических функций в онтогенезе.

Предложенная последовательность материалов, с точки зрения составителей, является оптимальной и отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка, то есть саму технологию обследования. Безусловно при всей ценности представленных материалов данный набор не может быть самодостаточным и не исключает использование специалистом любых других собственно диагностических методик в соответствии с той или иной гипотезой исследования.

Ориентировочные возрастные границы применения тех или иных методик, входящих в альбом, были получены для детской популяции г. Москвы и ближайшего Подмосковья.

Предполагается, что данное пособие будет распространяться среди специалистов„имеющих психологическое образование, поэтому мы не считаем необходимым вдаваться в подробности организации и проведения самого психологического обследования.

Используемые источники

1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, Медицина, 1976.

2. Нейропсихология детского возраста. Альбом. М., 1997

3. Нейропсихологическая диагностика. Альбом ч.2, под ред. Е.Д.Хомской. М.: МГУ, 1994.

4. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф., Психодиагностический комплекс методик для определения умственного развития младших школьников, Абакан, АГПИ, 1990.

5. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные патопсихологические методы для исследования больных в клинике. М., 1970.

6. Семаго Н. Я. Схема обследования школьного психолога для представления на Консилиум.// Школа здоровья # 1, 1996. 7. Херлуф Бидструп. Рисунки. Т1, М.: Искусство, 1969.

 

лист I

Описание методического материала

Блок 1. Характеристики памяти, внимания и работоспособности

Исследование слухоречевой памяти Методика 10 слов (по А.Р.лурия) (лист I) Направлена на исследование объема слухоречевого запоминания и скорости запоминания определенного объема слов.' По результатам исследования может быть построена кривая запоминания. Для детей младше 7 лет используется меньший объем словарного материала (5-8 слов). Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Запоминание дву» групп слов (лист!) Направлена на исследование как объема слухоречевого запоминания, так и влияния интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала. Для детей до 5,5-6 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3-3), для более старших детей возможна подача большего количества слов в первой группе (5-3). Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Исследование зрительной памяти (лист 2) Направлена на исследование возможности зрительного запоминания. Запоминается ряд абстрактных зрительных стимулов. Ребенку предъявляется колонка из трех стимулов, находящаяся в правой части листа. Время экспозиции стимулов достаточно произвольно и зависит от задач исследования. Оно составляет 15-30 сек. При этом левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после. окончания экспозиции (время и характер интерферирующей деятельности после экспозиции может варьировать в зависимости от задач исследования) ребенку предъявляется таблица стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. При этом правая часть листа с тестовыми стимулами безусловно должна быть закрыта. Оценивается количество правильно узнанных стимулов. В основном предъявляется начиная с 5 лет.

Исследование особенностей внимания, переключения, работоспособности и характера деятельности

Исследование особенностей внимания и работоспособности возможно при анализе выполнения любых, в том числе и школьных заданий, однако удобны в пользовании стандартные методы.

 

Методика Пьерона - Рузера (лист 3) используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. В верхней части бланка в геометрические фигуры ставятся условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен расставить в предлагаемом бланке.

Может применятся в работе с детьми начиная с 5,5 летнего возраста до 8 — 9 лет. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования различные условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться "пустой". Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.

Корректурная проба (лист 4) Используется для детей более старшего возраста (начиная с 7-8 лет). При работе с корректурной пробой ребенку предлагается отыскивать и зачеркивать 3-4 буквы (для старших школьников), одну или две буквы (для младших школьников).

По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устойчивости внимания, его объем, а распределение ошибок по всему листу указывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности)или пресыщением, если ошибки распределяются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации, т.н. волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.

Таблицы Шульте (лист $-8) Методика применяется для исследования темповых характеристик и особенностей внимания детей начиная с 7-8-ми летнего возраста. Более упрощенный вариант (модифицированный вариант Н.Семаго) таблиц Зх3 используется для работы с детьми более младшего возраста, при условии знания ими порядкового счета до 10.

Ребенку предлагается показать по порядку числа от одного до двадцати пяти (от одного до девяти), называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25. Можно отмечать количество чисел, найденное за 30 секунд и т.п. Также сравнивается время, затрачиваемое на выполнение каждой таблицы.

Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте) (лист 9) Ребенку предлагают производить сложени

е (или вычитание, в зависимости от знака перед строкой) двух цифр. Ребенка предупреждают, что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30

секунд (или каждую минуту) делается отметка на листе, в том месте, где в настоящий момент остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы. Также отмечается количество ошибок

 

лист 11 за интервал времени (минута, полминуты и т.п.). Интерпретируется темп работы, наличие истощения, врабатываемость, характеристики внимания.

Методик может использоваться с момента овладением счетными операциями в пределах 20-ти.

Блок 2. Зрительное и зрительно-пространственное восприятие

Чрезвычайно важно до исследования непосредственно особенностей мышления ребенка выявить специфику зрительного восприятия. 8 том числе и буквенного гнозиса. Это позволит вычленить ошибки идентификации изображений, букв и их отдельных частей от непосредственных трудностей мыслительных операций при работе с опорой на различного рода рисуночные и текстовые материалы. Все методики на выявление особенностей зрительного гнозиса в норме доступны детям с 3 5 — 4-х летнего возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъявляется детям овладевшим началами письма и чтения). Безусловно необходимо учитывать нормативный для каждого возраста словарный запас.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.008 с.)