Обучение приемама динамической страховки на учебном страховочном стенде и оказание помощи партнеру по связке при его срыве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение приемама динамической страховки на учебном страховочном стенде и оказание помощи партнеру по связке при его срыве



Рассмотренные нами основные положения страховки не затрагивают еще одного не менее важного аспекта обеспечения безоп ясности горовосхождений-процесса обучения страховке, особенно в ее критической части -- удержании партнера при его срыве.
Бытует мнение, что альпиниста надо тренировать и готовить к восхождениям так, чтобы он мог ходить в горах не срываясь -. Но всегда ли все зависит от человека и его способностей? В этой связи возникает вопрос: многим ли альпинистам, отдавшим годы жизни горам, приходилось падать или держать сорвавшеп ч партнера? Ответ здесь будет отрицательным. А раз так, то адо ли учить тому, что никогда (теоретически) не понадобится в практике горовосхождений?! Надо! Но делать это только потому, что в горах есть объективная опасность падения человека, даже не связанная с его превосходной подготовленностью, и нужно знать, как вести себя в момент возникновения критической ситуации, как решать ее последствия.
Существовавшая до недавних пор практика обучения страховке сводилась к элементарным упражнениям с веревкой, на конце которой была привязана деревянная чурка весом 40-50 кг. Эти занятия без всякой дифференциации проводились для альпинистов всех этапов обучения. В ходе их альпинист был лишен возможности лично участвовать в оценке возникающих нагрузок, не мог выбрать лучший способ удержания при срыве партнера, принять необходимые меры для оказания ему помощи.
Поиск альтернативы привел к созданию учебных страховочных стендов, а введенные в учебную практику занятия на них получили новое направление-изучение и отработку приемов динамической страховки. Эти приемы позволяют создать практически чистую" картину срыва (падения груза) и возникновения ситуации, при которой обучаемый становится обязанным остановить своими действиями срыв и принять меры по оказанию помощи партнеру.
Ныне появилось несколько разновидностей учебных стендов. наиболее широкими возможностями по обучению располагают стенды, оборудованные на естественном рельефе -- скальном полигоне. Как показала практика, такой стенд предпочтительнее любых тренажеров из металлоконструкций, хотя бы тем, что позволяет отрабатывать любые схемы взаимодействия альпинистов, включая и их движение по маршруту.
Инструктор, используя личный опыт восхождений, может на стенде моделировать любые ситуации, отрабатывая не только один узкий прием, но и нарабатывая схемы движения связок, контролируя работу лидера по организации страховочной цепи, а его напарника -- по организации страховки и самостраховки, и, конечно, действия последнего при срыве партнера. Характерная особенность: "срыв" партнера тренер может запланировать в любой точке маршрута, тем самым создавая для страхующего ситуацию постоянной готовности к активным действиям. На таком стенде можно создавать условия для контроля взаимодействия связок практически в любых (кроме погодных) экстремальных условиях.
Основная задача обучения на страховочном стенде -- приобретение понятий и практических навыков в приемах динамической страховки, понимания зависимости величины протравливания веревки от надежности отдельных звеньев страховочной цепи и, конечно, от силы рывка при падении груза.
Практическим занятиям должна предшествовать беседа, в ходе которой даются сведения о принципах динамической страховки, особенностях взаимодействия партнеров по связке и между связками на маршруте восхождения. Приводятся понятия о факторе рывка, надежности забиваемых скальных крючьев и других элементах страховочной цепи, работе связочной веревки. Для этой цели можно пользоваться таблицами, приведенными на рис. 30, 31 и заранее выполненными в виде планшетов удобных размеров Для демонстрации большой аудитории.
Подробному рассмотрению подлежит коэффициент падения (фактор рывка). Прежде всего должны быть разобраны ситуации его изменения в зависимости от условий страховки. Так, для обеспечения страховки лидера, вышедшего по отвесу на 5 м над последним крюком (в случае его срыва), надо протравливать 2- 2,5 м веревки. Усилие торможения на сорвавшегося в этом случае равняется 200-380 кг, а нагрузка на страхующего -- в диапазоне ^- 150 кг. Такие условия могут быть соблюдены, если между падающим лидером и страхующим находятся 2 промежуточных крюка, а веревка не имеет трения о скальную поверхность. Усилия на верхнем крюке здесь будет в пределах 300-600 кг. Но если в подобной ситуации протравливание свести всего до 0,5-1 м веревки, то усилие вырыва на верхнем крюке возрастает до 900-1600 кг. А если торможение веревкой сократить до 30-40 см, то на верхнем крюке возникнут нагрузки 1600-2000 кг. И в том и в другом случае создастся ситуация гарантированно]', вырыва крюка. Напомним, что веревки, не отвечающие требованиям УИАА, выдерживают усилие рывка в пределах 1340-1600 кг
В процессе практических занятий в первую очередь обращают. внимание на качество организации пункта страховки, расположение крючьев, линии самостраховки (последняя может быть разнесена на два, а то и на три "уса"). Положение корпуса к направлению основного рывка, выбор приема страховки, величина протравливания веревки-все в данном случае имеет совершенно конкретное значение. Особенно внимательно надо отнестись к возможности непреднамеренного создания условий глухого рывка при жесткой страховке. Он возникает, когда страхующий, стараясь обезопасить себя от последствий нагрузки при падении груза, техническими средствами страховки или созданием дополнительных точек запутывает страховочную веревку и полностью исключает ее протравливание.
Чтобы знать пределы действий, необходимо их контролировать. Объективным и наглядным критерием оценки качества страховки будет показание динамометра, закрепляемого каждый раз в той точке страховочной цепи, которая должна разрушиться или показать надежность при больших нагрузках. При отсутствии динамометра надлежащей маркировкой (по 1 м) страховочной веревки можно установить достаточно точное соответствие величины протравливания расчетной силе от падения груза. При этом допустимая величина торможения должна быть в пределах 0,25- 0,5 пути свободного падения груза (см. рис. 35).
При работе на страховочном стенде не всегда удается оценить соотношение собственных сил, приложенных для удержания веревки при протравливании. И, конечно, с первого раза никому не удается правильно удержать падающий груз. Рывки, приходящиеся на верхний крюк страховочной цепи, достигают при этом критической силы-до 1000 кг. Часты потери страхующим равновесия, а иногда и его срывы с пункта страховки.
Еще вопрос -- какое усилие рывка допустимо на сорвавшегося (^1), и как его может регулировать страхующий, манипулируя веревкой? Опыт показывает, что эта величина может находиться в пределах 250-400 кг. Верхний предел ограничивается не только допустимыми нормами УИАА. но и тем, что вероятность вырыва вертикальных крючьев выходит за пределы 40% и есть опасность вырыва даже более надежных -- горизонтальных крючьев.
Следовательно, для обучения навыкам динамической страховки можно принять округленную величину 300 кг.
Принимая во внимание, что в реальных условиях восхождения второй попытки срыва не бывает, возникает необходимость практического решения задачи: как перевести общеизвестное требование "иметь на каждый метр превышения над верхним крюком от полуметра до метра веревки на протравливание" в реальный навык? Допустим, стенд не оборудован динамометром, а веревка соответствующей маркировки не имеет. В. Д. Саратовкиным предложена схема определения нагрузок по углам перегиба веревки в страховочной цепи.
Когда веревка проходит через перегиб с углом 90", соотношение усилий, прилагаемых по разные стороны перегиба (коэффициент ослабления -- К_о), определяется уравнением: К_о=^1 /Р2 =еца,??? где: Р -усилие в одной из ветвей перегиба, ц-коэффициент трения, а-угол обхвата. Опытным путем установлено, что коэффициент трения для пар капрон-титан, капрон-алюминий и капрон-сталь равен 0,23¦0,12, а для пары капрон-гранит-0,75¦0,1 (понятие "капрон"- веревка отечественного производства, а "титан", "алюминий", "сталь"-карабины).
Для практических занятий легко запоминаем расчет коэффициента ослабления: Ко=2 при огибании карабина 180 и скальной поверхности 45 и соответственно для Ко = 1,5 для 90 и 30. Более точного расчета не требуется. Достаточно делать оценку по категориям углов, приблизительно кратных приведенным, и делить усилия на соответствующий коэффициент. Результатом расчета определится сила торможения-Рг, которую страхующий должен приложить: Р.-^ " Ко Для наглядности приведем примеры, которые хорошо согласуются со схемой (рис. 52). Первый пример. Надо определить усилие торможения Рг для вырыва верхнего крюка при срыве ведущего в связке из точки а. Суммарный угол перегиба веревки о скалу асщ=180 (у ведущего сработал амортизатор). Решение: каждые аск==45 дают Ко. В данном случае ь- 18"..о о Ко, ==- X 2 == 8; 45 Рг ^ 300/8 = 40 кг. Второй пример. Срыв произошел в точке в, а вырвался крюк 3. Решение: а карабин2= 120, Ког=1,5, аск;==60, Ко1=2х1,5=3. Ко=ЗХ1,5=4,5.?г= 300/4,5 = 70 кг. Третий пример. Срыв в точке г и вырвался крюк 4. Решение: карабинз= 180, Коз=2, а карабинг=60, Ког==1,5, ск1=60, Ко1=2Х1,5ХЗ-=9. Рг == 300/9 = 35 кг.
Из расчетов видно, что страхующий в трех указанных случаях должен приложить разные усилия для торможения: 40, 70 и 35 кг.
Таким образом, надежность страховки и уверенность в действиях страхующего подкрепляется срабатыванием амортизатора. Но даже если допустить ситуацию, что верхний крюк страховочной цепи при удержании срыва остался цел, то страхующему, как правило, не понадобится делать протравливания страховочной веревки, ибо нагрузка будет погашена амортизатором.
Pабота на страховочном стенде предусматривает наличие у обучаемых определенного опыта или навыков в организации нижней страховки, но альпинисты первых этапов подготовки об этом предмете имеют смутное представление. И вполне естествен здесь вопрос: когда и как обучать нижней страховке?
На первом этапе подготовки начинающий альпинист только знакомится с минимальным набором технических приемов, да и горный рельеф, по которому он в этот период передвигается, не требует большего. Но минимума сведения о предмете, предусмотренного программой обучения, явно недостаточно для работы на стенде.
А во второй год альпинистской практики альпинист напрямую сталкивается с необходимостью применения данного приема страховки. Более того, в программу обучения этого квалификационного уровня введены практические занятия по технике передвижения по скалам в связках с максимальным приближением к условиям восхождений. Именно здесь наметился разрыв между требованиями программы и возможностями их выполнения. К сожалению, сегодня не многие знают, как на данном уровне альпинистской подготовки обучать этому.
Нам представляется, что на уровне низовых коллективов физкультуры, в секциях и альпинистских клубах этот вопрос можно решить за счет целенаправленной работы по скалолазанию. Но не столько обучая "беганию" по скалам, сколько вводя в начальную скалолазную подготовку элементы нижней страховки, знакомя с ее принципами и особенностями.
В практику работы по обучению скалолазов на учебно- спортивных альпинистских базах необходимо ввести корректировку в скальный раздел обучения при выполнении нормативов III разряда. А именно -- первый день занятий по скальной технике разделить на две части. Первую половину дня посвятить отработке приемов индивидуальной техники и освоению правил скалолазания с верхней страховкой, а вторую -- лазанью по скалам с нижней страховкой.
Занятия следует проводить на невысоких скальных участках (не выше 5-7 м) примерно 2-3 к. с. с разнообразным рельефом для лазанья. Места занятий оборудуются соответствующим образом. Внизу, на полке или прямо на траве, у начала маршрута подъема должна быть стандартная точка нижней страховки с 2- 3 забитыми крючьями - для страховки и самостраховки. Первый от страхующего крюк в страховочной цепи должен быть забит не выше (и не ниже) 3,5-4 м, чтобы страхующий имел возможность удержать лидера по связке в случае его срыва или просто проскальзывания и не упал на полку или склон (рис. 53). Все последующие крючья должны быть расположены на расстоянии не более 1,5-2 м между ними, а в учебных целях и для приобретения навыков работы с веревкой это расстояние можно и уменьшать. Одним словом, чем больше удастся набить крючьев на таком участке, тем лучше для набора опыта.
Именно в ходе таких занятий удается привить первые навыки и представления о принципах нижней страховки, порядке действий страхующего по организации этой страховки, порядке работы с веревкой и подготовиться к более сложным по своим задачам занятиям на страховочном стенде.
Две части занятий -- нижняя страховка и приемы работы на стенде по организации динамической страховки -- могут быть успешно соединены и дадут больший эффект. Однако такое совмещение возможно, если страховочный стенд сооружен на естественном-скальном рельефе. Там же, где скалы расположены неподалеку от города, подобного совмещения и не потребуется -это будет нормальный процесс на естественном рельефе, в условиях обычных для лазанья и применения нижней страховки.
Для более опытных разрядников такой уровень обучения нижней страховке недостаточен, что подтверждает практика работы на страховочных стендах. Но чтобы не делать разрыва в последовательности изложения, мы предлагаем порядок занятий и рекомендуем небольшой набор упражнений для работы на стенде различных квалификационных уровней.
Для альпинистов начальной подготовки целью упражнений должны быть демонстрация надежности нижней страховки при правильно организованной страховочной цепи, подтверждение необходимости протравливания страховочной веревки в случае срыва (падения груза); создание представления о реальной силе рывка и нагрузках, приходящихся на страхующего. Эти понятия надо связать с необходимостью организации действенной самостраховки и разнесения ее на 2-3 точки закрепления. Конечная задача - практическая отработка приемов нижней страховки через выступ, крюк и комбинированной -- через 2 крюка, крюк-выступ.
Практическая часть занятия должна начинаться с демонстрации осваиваемых приемов для всего состава учебного подразделения. Отработка приемов -- индивидуальная или посвязочная.
Для получения представлений о силе рывка и необходимом трении веревки в точке страховки занятие лучше начинать с упражнения (рис. 54). Располагая страхующего под разными углами по oтношению к выступу, можно показать разницу в понятии "угол ^ата веревкой выступа" (а). Переведя страховочную веревку карабин нижнего, первого в страховочной цепи, крюка (рис. 55), ддцо наглядно показать недостаточность одной точки прелом- рция веревки и необходимость создания дополнительного трения ^раховочной веревки в других точках, например, во втором карабине на точке страховки. Так учеников можно подвести и к понятию "комбинированная страховка" (рис. 56). Давая задания на изменение угла "плеча" между карабином и руками, выступом и т. п., легко добиться, чтобы обучаемые сами начали выбирать этот угол и расположение точек закрепления веревки на нижней станции страховки, которые обеспечат необходимое усилие торможения, но исключат возникновение ситуации "глухого рывка". Каждый участник в процессе занятий должен не менее 2-3 раз самостоятельно выполнить предлагаемые упражнения при различных ситуациях и вводных, даваемых инструктором или тренером.
В процессе занятий обязательно демонстрировать последствия неправильно организованной страховочной цепи или ее отдельных звеньев, последствия страховки при создании глухого рывка.
Учитывая особые условия, возникающие при страховке на стенде, больше внимания нужно обратить на организацию самостраховки. При сильных рывках может произойти срыв страхующего со своего места. Особенно наглядно это проявляется в процессе демонстрации страховки "снизу вверх через плечо (минуя первый крюк!), пропуская веревку сразу в верхний крюк страховочной цепи". Поскольку в практике такой способ демонстрируют молодые разрядники, крайне необходимо со всей наглядностью показать его опасность и ненадежность. При этом объяснить отрицательные явления подобной страховки: незначительная величина трения в верхнем карабине, предельные нагрузки, приходящиеся на страхующего, которые буквально вырывают его с точки страховки, полная потеря устойчивости и уверенности страхующего в момент рывка и его беспомощность в оказании помощи партнеру, даже если он ценой невероятных усилий удержит его при срыве.
При организации страховочной цепи обращать внимание на регулирование и изменение суммарной величины усилия трения при комбинированной страховке с несколькими промежуточными точками страховки. Начинать упражнение лучше по следующей схеме:
- страховочную веревку пропустить в первый и в самый верхний крючья цепи. Ее запас должен быть примерно по 30-40 см протравливания на каждый метр падения груза;
- сбросить груз и на верхнем динамометре определить усилие, записать его;
- ввести в страховочную цепь дополнительные точки страховки, создающие дополнительные перегибы веревки. Применять петли- оттяжки и прочее снаряжение для изменения углов перегиба страховочной веревки;
- провести серию сбросов груза, каждый раз сопоставляя пер. вую величину нагрузок с последующими в прямой связи со сра. батыванием звеньев страховочной цепи.
Сущность упражнения заключается в том, чтобы страхующий на указанных примерах смог получить навык (или понять необходимость) в корректировке усилий торможения за счет его снид.е. ния различными промежуточными точками страховки.
После этого упражнения следует переходить к отработке на. БЫКОВ С использованием технических средств страховки (шайба Штихта, восьмерка, приспособление Кошевника и пр.) и освоишь приемы фиксации закрепления страховочной веревки под нагрузкой после остановки падения груза (рифовый узел, восьмерка).
Последовательность работы страхующего может быть рекомендована следующей: разучить вязку рифового узла и навешиван 'е технического средства страховки на страховочный крюк, который должен находиться на уровне груди страхующего; объяснить принцип действия имеющихся в группе страховочных приспособлений; после каждого падения груза сопоставлять величины усилий oгоц-можения в зависимости от изменения угла веревки в шайбе Шти-та и других приспособлениях.
Следует иметь в виду, что усилие торможения в страховочисл приспособлении постоянно и мало зависит от удобства раснол)- жения страхующего и других внешних факторов, что, в свою оч - редь, позволяет (при наличии необходимых условий) организовать наиболее удобную точку страховки - "от крюка". Надо показать и отработать прием страховки "от крюка" в неудобном для страхующего положении: в висе в беседке и пр. Для данного уровня подготовки альпинистов можно показывать и объяснять прием страховки от грудного карабина с шайбой Штихта, вос1-меркой.
Кроме перечисленных, молодым разрядникам нужно показать и дать отработать приемы спуска по закрепленной веревке с применением страховочных средств. Особое внимание обращаете 1 на возможность регулирования скорости спуска нижними тов^ - рищами по группе при спуске последнего или заболевшего. Сл(дует показать саморегулируемый спуск-на конце спусковой веревки должен быть груз весом 3-4 кг. Протравливая, а точне(, подтягиван каждый раз столько веревки, на сколько нужно спуститься, альпинист, бросив веревку, может производить определенные манипуляции, не заботясь о фиксации спусковой веревкг: подвешенный груз зажмет веревку в страховочном средстве. Особенно хорош в подобном случае спуска узел УИАА.
В процессе занятий с альпинистами квалификационного уровня спортивного совершенствования основное внимание следует обращать на четкость комбинированной страховки и порядок деп ствий страхующего при срыве лидера связки, фиксации связочног веревки, подхода к пострадавшему и оказания ему помощи, транс портировки пострадавшего в одиночку.
Порядок занятия или тренировки здесь может быть cледующим:
- упражнение выполняется как урок или зачет по сумме всех ддее изученных приемов;
- работа производится на одинарной или двойной веревке; выполнение упражнения допускается одним человеком и груп-пдц 2-4 человека во главе с руководителем будущего восхождения;
- удержание груза может осуществляться любым способом, принятым группой или страхующим, но исключающим ситуацию "глухого рывка";
- набор снаряжения на точке страховки не должен превышать стандартного комплекта, необходимого группе в зависимости от категории сложности предстоящего маршрута восхождения;
- после удержания груза организуется закрепление страховочной веревки;
- снимается нагрузка с верхнего крюка страховочной цепи, который уже выдержал рывок при срыве;
- организуется подход к пострадавшему (грузу), не теряя при этом собственной страховки;
- оказывается помощь пострадавшему: подтянуть, опустить его (груз), отнести на полку, закрепить;
- возвращается на место страховка, освобождается закрепленная веревка.
Порядок действий должен предусматривать постоянную страховку у одного или всех находящихся на точке страховки, маршруте выполнения упражнения. Потеря страховки или самостраховки одним или несколькими членами группы должна расцениваться как "срыв" участника. После этого следует прекратить упражнение, провести разбор возникшей ситуации, затем продолжить занятие.
Один из серьезных моментов, подводящих тренировку или занятие к уровню работы "как на восхождении", -- обязательное требование к страхующему: в момент всех передвижений после удержания груза и манипуляций со страховочной веревкой он не имеет права терять самостраховку и оставлять незакрепленной связочную веревку, равно и использовать для любых целей верхний крюк страховочной цепи, на котором уже произведено удержание срыва!
Тренировки альпинистов уровня спортивного мастерства на страховочном стенде могут носить характер выполнения как отдельных приемов (их доработка), так и всего комплекса для отработки четкости выполнения в составе постоянной группы или связки.
Учитывая новизну характера работы на страховочном стенде, приводим рекомендации, учитывающие ее особенности и имеющие определенную методическую направленность:
- все приемы страховки, используемые при работе на стенде, должны иметь четкую направленность на завершающую фазу - срыв и удержание груза;
- страховка должна быть динамической, полностью исключающей вероятность жесткого закрепления веревки у страхующего;
- все сомнительные или неправильно выполненные ситуации должны подвергаться подробному разбору. Очередность разбора- высказывания и критические замечания со стороны членов группы, наблюдавших выполнение приема, затем высказывания самого страхующего с анализом своих действий, наконец подведение итога обсуждения тренером или инструктором группы;
- при неправильном выполнении приема или явном непонимании последствий своих неправильных действий со стороны страхующего тренер (инструктор) должен создать в страховочной цепи на стенде возможность "разрушения" верхнего или любого крюка т. е. преднамеренную "аварийную" ситуацию, в которой будут видны не только ошибки страхующего, но и их последствия для лидера в случае его срыва или для отдельных звеньев страховочной цепи.
При проведении занятий на страховочном стенде требуется соблюдение определенных мер безопасности:
- перед началом выполнения упражнения каждый участник должен быть проинструктирован о мерах личной безопасности (га- щита от удара веревкой, если при падении груза изменится направление; предельно четкая самостраховка, удерживающая)а полке);
- у страхующего обязательно должны быть защитная каска, рукавицы, штормовая куртка, брюки гольф и гетры или длинные брюки;
- участники обязаны знать, что в критических условиях любого упражнения они могут бросить веревку, если условия страховки начинают выходить из-под контроля и возникает возможность травмирования при срыве с полки, ударом страховочной веревки и пр.
Снаряжение, используемое для работы на страховочном стенде, должно быть промаркировано и храниться отдельно от снаряжения группы, применяемого в обычном учебно-спортивном процессе.
В заключение еще раз подчеркнем, что успех занятий и тренировок, зачетов и отработки отдельных приемов на страховочном стенде зависит не только от активности самих обучаемых, но в первую очередь от того, насколько тренер команды или инструктор отделения сумеет и, главное, захочет применить свой личный опыт для создания во время занятий ситуаций, приближающихся к условиям реального восхождения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.005 с.)