ТОП 10:

Интернационализация и традиция



Третий Конгресс Международной Федерации Айкидо состоялся в Париже в 1980 г. Делегаты всего мира обсудили и единодушно одобрили интернационализацию айкидо на основе Hombu Dojo Токио в качестве центра. Несомненно, четырехдневный конгресс проходил в атмосфере энтузиазма, вызванного принятием этого важного факта.

Наиболее впечатляющим было мнение делегатов о том, что айкидо включает в себя лучшие черты духовной культуры Японии. Они не только отмечали уникальность айкидо, но и признали, что его философская база имеет глубокие корни в японских традициях. Фактически, большинство придерживалось той точки зрения, что интерес к айкидо непосредственно связан с тем, что оно представляет лучшую часть японской культуры.

Я упомянул об этом, поскольку какое-то время я был озабочен путем развития традиционных японских боевых искусств за границей. ПРи переносе в другую страну некоторые боевые искусства, похоже, теряют свои четкие традиционные корни и становятся связанными только с физической подготовкой. В результате центр искусства смещается в страну, где готовят наиболее хорошо физически и технически подготовленных участников соревнований. Я не могу согласиться с тем, что это неизбежная сторона интернационализации. Что касается айкидо, то в уникальной японской философии заложена его сущность и, по моему мнению, все отвергающие эту философию не могут считаться занимающимися айкидо. Смысл интернационализации не в том, что уникальные традиции становятся интернациональными, а в том, что занимающиеся айкидо во всех странах должны изменить свои представления так, чтобы они соответствовали традициям.

В течение всего Конгресса я об`яснял делегатам из разных стран свою точку зрения, и я верю, что большинство ее приняло и поддержало. Вероятно, причина этого в том, что айкидо - это в первую очередь путь духовного развития, отвергающий любые формы соревнований и турниров, где предусмотрены победа или поражение и все направлено на победу.

Система турниров - корень проблем, возникающих в процессе интернационализации японских боевых искусств. При том, что турниры играют несомненно положительную роль в распространении боевых искусств в мире, они также подавляют уникальные качества будо(отличающие его от буджитсу), где на первом месте стоит развитие духа. Когда все решает сила, японские пути боевых искусств теряют свою истинную сущность, и вполне естественно, что центром становится центр физического развития. Когда такое случается, Япония больше не может претендовать на то, что созданное ей боевое искусство основано не на грубости и насилии, а на мире и любви.

Я останавливаюсь на этом моменте, поскольку не хотел бы видеть, как айкидо повторяет ошибки других распространяющихся в мире боевых искусств. Конечно, я очень признателен инструкторам за большие усилия по распространения этого искусства в разных странах. Распространение айкидо началось с 1950-х годов во Франции, на Гаваях, в Нью-Йорке и других частях США, и продолжилось в 1960-х годах в Англии, Италии, Бразилии, Аргентине, Австралии и странах Южной Азии. Я приветствовал это развитие, но не мог сразу ответить на многочисленные приглашения посетить иностранные центры айкидо в первую очередь по изложенным выше соображениям.

Внимательно рассмотрев ситуацию я понял, что мы могли бы добиться успеха, исходно проясним два важных момента, касающихся айкидо: суть айкидо в уникальной японской философии, которая ставит на первое место духовное развитие в соответствии с первым принципом будо; и айкидо, основаное на традициях, заложенных Учителем Уесиба, есть единственная истинная форма айкидо. Поняв и приняв эти два принципа мы избежим ошибок, которые возникали в процессе распространения других боевых искусств. И пока мы будем сохранять правило отказа от турниров в айкидо, мы не утратим принадлежности к истинному будо.

Эти вопросы были в самом центре внимания при обсуждении возможности образования Международной Федерации Айкидо в Мадриде в ноябре 1975 г. Первое Общее Совещание Международной федерации айкидо состоялось в Токио в октябре следующего года, а к 1981 г. Федерация включала 40 стран и более 100 тыс. занимающихся, из них 20 тыс. только во Франции.

Третий Конгресс Международной Федерации айкидо в 1980 г. был истинной демонстрацией начала новой эпохи развития мирового айкидо. Лично Я, как Главный Учитель, был очень вдохновлен поддержкой своих взглядов на дальнейшее развитие интернационального айкидо.

Просматривая газеты после возвращения в Японию, я нашел статью в Nihon Keizai Shimbun (30 сентября 1980 г.) в которой, в частности, говорилось: "Значительный интерес к боевым искусствам Японии поистине достоин удивления. Сначала это касалось только дзюдо, но сейчас повсеместно появляются школы каратэ и айкидо, занятия в которых привлекают множество и простых людей и интеллектуалов. Начиная с сегодняшнего для в течение 5 дней (30 сентября-4 октября) в Париже состоится конгресс Международной Федерации айкидо. В конгрессе участвуют делегаты из 40 стран Европы, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии и других районов. На показательных выстеплениях, которые будут проведены на 3-ий день, ожидается 5 тыс. зрителей.

Почему Японское будо столь популярно? Что касается айкидо, то это не соревновательный спорт, выявляющий победителей, и все - пожилые люди, старики, женщины, дети могут в полной мере заниматься им, что привлекает всех, кто стремится к занятиям для здоровья. Однако, более важно то, что айкидо воспитывает этикет и правильное поведение, чего нет в западных видах спорта, и основано на мистической восточной технике, полностью использующей тело и разум.

Секрет экономического успеха Японии в том что, касается ли дело электроники или машиностроения, ставится цель овладения базовой техникой, и вносить что-то новое начинают только после ее полного усвоения. Этот принцип основывается на духе гармонии и содружества, известном как ai-ki.Мы надеемся, что эти существенные моменты будут переданы жителям Запада на встрече Международной Федерации Айкидо. Однако, японцы должны помнить, что гордыня может способствовать падению."

Я подумал, что журналист очень точно прокомментировал интерес Запада к айкидо. Я сам долгое время чувствовал, что наиболее привлекательна установка на "этикет и правильное поведение", поскольку, по моим впечатлениям, большинство занимающихся айкидоимеет правильные представления об этикете и поведении, а также о том, что называют "тайнами Востока". Конечно, не каждый достигает этого уровня. Существуют различия в системах культуры, и общее восприятие таких понятий как выражения сущности айкидо может быть лучше у мыслящих учеников-японцев. Но я могу смело сказать, что среди представителей Запада встречается те, чей интерес к духовным вопросам будо выше чем в среднем у занимающихся айкидо японцев.

Среди занимающихся айкидо французов много людей, глубоко заинтересованных в тренировке дзен, которые рассматривали айкидо как динамическое проявление дзен.В Англии студенты и выпускники Оксфорда, Кембриджа и других университетов проявляли большое одобрение идеалов айкидо, выражающихся в его взгляде на мир и на соединение тела и разума. Многие ученики, которых я встречал в США, ищут в айкидо тренировки способов самовыражения, а в Германии некоторые видят в айкидо суть япоской культуры и считают что оно поможет преодолеть надостатки западной цивилизации. Недавно резко возрос интерес к айкидо в юго-восточной Азии. Одной из причин, похоже, была вера в то, что экономическому расцвету Японии способствовало укрепление духа, даваемое будо; этот феномен вызвал зависть и интерес.

Эти выводы о причинах интереса людей разных стран к айкидо основаны только на моих личных впечатлениях, это не результат объективного анализа. В действительности, я должен был достаточно хорошо уловить причины этого интереса, и в моих выводах, сформировавшихся на основе бесед с иностранцами в Hombu Dojo и во время моих поездок за рубеж, должна быть доля истины.

Мне представляется, что многие входят в ворота айкидо не простым, а достаточно сложным путем. Это значит, что многие попадают под впечатление духовности Японии, выражаемой в кооперации и гармонии, и они идут в айкидо, которое оказывается наилучшим символом этого. Начав заниматься они сразу улавливают принцип единства тела и разума, природы и вселенной, и продолжают заниматься айкидо всю жизнь.

Такой подход к айкидо приводит к высокоинтеллектуальному восприятию его сути. Возможно, это связано с тем, что на Западе айкидо привлекает преимущественно образованных, думающих людей и за счет своего интеллекта они воспринимают айкидо и в его особенности - высшем выражении духовности Японии, и в его универсальности - красоте и рациональности движений.

Будущее айкидо обеспечено пока все занимающиеся, как японцы, так и иностранцы будут продолжать серьезно заниматься, делая при этом упор на духовное развитие. Если эти задачи будут выполнены, то все мы сможем улучшить мир для себя и своих детей. Ибо в этом, в конце концов, цель истинного будо.

 

Мост к миру и гармонии

В настоящее время мы глубоко озабочены проблемой правильного пути распространения айкидо в мире. Учитель Уесиба выразил свой взгляд на интернационализацию айкидо так: "Это будет удивительно. Айкидо - как мост к миру и гармонии для всего человечества. Первая часть слова, обозначающего боевого искусство - bu озяачает "остановить разрушающее оружие" Если бы истинное значение этого было понято людьми всего мира, ничто не сделало бы меня счастливее. Создатель вселенной, которая является домом для всего человечества, одновременно и создатель айкидо. Суть японского будо - это просто гармония и любовь. Будет только естественным, если каждый это признает".

Некоторые из любимых стихов Основателя отражают ту же мысль: Ai-ki - корень Силы любви Делает рост любви Вечным. Великая вселенная Создает Путь ai-ki Свет для множества людей Открывающий мир. Эта красота форм Неба и Земли Есть единое порождение Высокого духа.

В феврале 1961 г. Основателя пригласили посетить церемонию открытия новой центральной школы айкидо на Гаваях. Ему было уже 78 лет, но он в приподнятом настроении поднялся на борт самолета. На прощальном вечере он произнес короткое обращение, основной мыслью которого было: "Я еду на Гаваи чтобы построить Серебряный Мост понимания. Я строил Золотой Мост в Японии, но я хочу строить и мосты через океан, чтобы с помощью айкидо развивать взаимопонимание Запада и Востока. Я хочу строить мосты повсеместно, соединяя людей с помощью любви и гармонии. Я верю, что в этом - задача айкидо. Но я сам еще не закончил тренировочный процесс, поэтому хочу не только строить мосты, но и проникнуть глубже в суть истинного будо. Истинное боевое искусство, которое я называю take-musu aiki, об`единяет с помощью любви все сущее и ведет к миру для всего человечества."

В этом коротком обращении Основатель высказал то, к чему должны стремиться все занимающиеся айкидо: работая на благо человечества, ради любви и мира, одновременно стремиться глубже вникнуть в процессе занятий в понимание истинной сущности вселенной. Я серьезно отношусь к этому положению, особенно учитывая распространение айкидо по всему миру. Я хочу постоянно, день за днем, тренироваться, чтобы это позволило мне продемонстрировать истинную ценность айкидо.

Высокая репутация айкидо и завоевание им признания людей в качестве идеальной формы будо - это заслуга Основателя и его первых учеников, которые, посвятив себя тренировкам создали его основу.Айкидо пережило недавние критические моменты истории за счет упора на достижение духовной цели путем направленной тренировки. Но состояние айкидо на данном историческом этапе - это лишь стадия эволюционного развития, и мы должны заботится о продолжении этого развития в неизвестном будущем. Мы можем осуществлять это до тех пор, пока будем сохранять дух айкидо, искусство любви и гармонии, одновременно составляющих реальную суть вселенной.

 

Словарь терминов

ai, гармония

atemi, удар

bodhimanda, место превращения личного сознания в безличное

bokuto, деревянный меч

budo, Путь боевых искусств

bugei, боевые искусства

do, Путь

dojo, место просветления

funakogi, гребля на лодке (упражнение)

furitama, накопление ki (упражнение)

genki, решительность

hakama, длинная формальная одежда, похожая на юбку

heiki, равномерность

iki, сила воли

irimi, вход

irimi-issoku, вход одним шагом

kaiki, восстановление жизни

kaiso, основатель

kami, божество

kata, форма

keiko, занятия, тренировка

kenjutsu, работа с мечом

ki, основной созидательный принцип (сила, энергия)

kisoku, замедленное дыхание

kito, под`ем и падение

kokyu-ho, дыхательный метод

koto-dama, словесное выражение духа

ma-ai, дистанция

nage, ведущий

nen, концентрация, мгновенное решение, высшая точка

omote, передняя сторона

seiki, энергия духа

seiza, формальное положение сидя

shiho-nage, бросок на четыре стороны

shikaku, мертвый угол

shiki, смелость

shikko, передвижения на коленях

shinogi, острие меча

shuki, накопление энергии

suki, раскрытие

sumi-kiri, состояние просветления тела и разума

suwari-wasa, техника работы сидя

tai-sabaki, движения корпуса

take-musu, боевой-созидательный

te-gatana, рука-меч

uchideshi, ближайший ученик

uke, ведомый или тот, кого бросают

ukemi, страховка при падении

ura, задняя сторона

waza, техника

yoki, накопление энергии

yuki, храбрость

 

 

Митсуги Саотоме

Принципы Айкидо

Эта книга посвящается всем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран, занимающимся Айкидо и разделяющим его духовные идеалы.

Айкидо учит простому секрету - чтобы улучшить жизнь надо улучшить себя. Айкидо не дает никаких иллюзий, имеет значение только Ваше существование и Ваш потенциал как человеческой личности. Помните что Вы - это часть Вселенной. Разрушить свою жизнь или зря потратить ее значит уничтожить часть Вселенной. При рождении Вы получаете ключ, открывающий дверь на небо. Основная цель жизни каждого человека - использовать этот ключ, сделав свою жизнь проявлением высшей жизни. Это в наших силах. Митсуги Саотоме, один из лучших учеников Морихеи Уешиба, Основателя Айкидо, объясняет философский и практический аспект этого популярного боевого искусства, в котором основное значение придается гармонии и мирному урегулированию конфликтов. Более тысячи фотографий иллюстрируют базовые принципы и технику, в том числе формы с использованием деревянного меча, палки и формы техники без оружия. Читатель получает рекомендации по необходимой физической, умственной и духовной подготовке к занятиям и путям применения мудрости Айкидо в повседневной жизни. Проводятся также лекции самого Основателя. В настоящее время Митсуги Саотоме является ведущим инструктором Центра Aikikai г. Вашингтон. Кроме того, он посещает другие dojo школ Айкидо Уешиба по всем соединенным штатам, а также проводит семинары и учебные сборы.

От редактора

Эта книга создана частично на основе перевода текста, написанного на японском языке Саотоме Сенсеем, и частично на основе записи и формализации материала, продиктованного им мне. Я надеюсь, что мне удалось совместить обе составляющие содержания этой книги. Для меня участие в создании этой книги было большой честью и привилегией. Я надеюсь, что читатель тоже почувствует свою исключительность, получив возможность воспринять для удовольствия, понимания и практического применения мудрость Саотоме Сенсея и его уникальный взгляд на изучение Айкидо. Читатели, недавно познакомившиеся или незнакомые с Айкидо возможно захотят прочитать словарь терминов в конце книги перед чтением текста, чтобы познакомиться с характерной для Айкидо терминологией. Другие же, в большей степени знакомые с Айкидо, могут обращаться к словарю по мере необходимости.

Айрин Веллингтон

ВВЕДЕНИЕ

Меня беспокоят конфликты, которые, как я вижу, возникают между разными стилями и школами Айкидо. Люди спорят о том, чья школа правильнее, чья представляет истинное учение О-Сенсея. Некоторые из этих школ стараются оправдать название АЙКИДО, как будто дело именно в этом. Мне это кажется совершенно несущественным. Никто не может быть точной копией О-Сенсея. Аналогично, занимающиеся Айкидо представители следующего поколения не могут быть точными копиями своих учителей. Что же получится если каждый, становясь Учителем Айкидо, будет стараться основать свое собственное направление при лишь поверхностных различиях в стиле? Тысячи враждующих школ, каждая из которых утверждает, что только она представляет истинное Айкидо? Где в этом система или гармония?

В Айкидо только один принцип - универсальная реальность жизни. Все люди как живые существа по своей природе владеют основным секретом Айкидо. Цель Айкидо - способствовать улучшению человеческой жизни, расцвету и укреплению духа и улучшать мир, улучшая людей. Айкидо существует в соответствии с этим принципом и для этой цели, независимо от стиля движения и деталей техники, входящих в систему обучения. Если принцип и цель существуют, любая техника может быть отнесена к Айкидо. Если они отсутствуют, Айкидо отсутствует тоже.

Многие разные инструкторы Айкидо написали многочисленные руководства по технике Айкидо. В некоторых из них приводятся примеры ката, в которых используется ken (меч) или jo (150-cм палка), в некоторых детально рассматриваются ката без оружия. Ученики могут обнаружить совершенно различные серии движений, представленные под одними и теми же названиями; особенно это касается ката с оружием. Это может смутить учеников. Кто из Учителей прав? Какой способ выполнения ката правилен? Каков точный способ выполнения ката? Мне кажется, что все разные способы правильны, и при этом ни один нельзя назвать единственно верным.

Я рассмотрю здесь много специфических форм техники для работы как с оружием, так и без оружия. Но я представлю их здесь не с целью привести точные описания ката; существует много признанных способов выполнения ката. Я выбрал те формы техники, которые, как мне кажется, раскрывают важные моменты Айкидо. В конце концов, мы учимся не для того, чтобы достичь полного совершенства в рукопашной схватке или в работе с палкой. Мы учимся не для того, чтобы стать мастерами по работе с мечом. Мы изучаем Айкидо.

Когда я был uchi deshi О-Сенсея, я ездил с ним на многие семинары и лекции. В этих случаях, как и в течение всего времени, пока я был учеником, я много работал с ним, выполняя ukemi. В то время, когда я имел возможность наблюдать его систему обучения, он практически никогда не учил конкретным формам. Он считал своей задачей изучение budo и духовного аспекта Айкидо, а не частных особенностей формы. Он не делал различий в технике работы с оружием и без него, и свободно переключался с одной на другую. Он хотел показать основу построения техники и основные пути связи ее разных форм. Форма была просто средством представления занимавшей его высокой истины. Я старался сохранить этот подход. Читатель заметит, что многие формы техники без оружия даются в паре с формами с оружием, что они сходны и основаны на одних и тех же движениях. Я не хочу описывать технику. Я хочу поделиться с читателями своим пониманием сути Айкидо.

У О Сенсея было много близких учеников (uchi deshi), которые занимались у него в разные периоды его жизни, в разных местах и в течение разного времени. Каждый uchi deshi О Сенсея внес из его учение свои собственные взгляды и отразил его через свою личность; воспоминания о системе обучения О Сенсея различны и уникальны для каждого ученика. Став в свою очередь Учителями, эти uchi deshi стали передавать дальше в первую очередь те элементы учения О Сенсея, которые лучше всего сохранились в их памяти. Многие ученики О Сенсея занимались не только Айкидо, но и другими искусствами и дисциплинами, в дальнейшем они использовали свои дополнительные знания для увеличения своих возможностей в Айкидо. Особенности личности, интерпретации и восприятия, разные воспоминания об учении О Сенсея в совокупности давали каждому индивидуальный стиль занятий Айкидо и собственные методы обучения.

Но сам по себе никакой стиль - никакой набор форм - не есть Айкидо. Айкидо можно представить себе как язык. У него есть своя грамматика и правила, но грамматика очень широкая и свободная. Подобно языку, оно проявляет бесконечные возможности творческого использования своих элементов и очень высокую пластичность структуры. В моем понимании мечтой О Сенсея при создании Айкидо была мечта о мире на Земле, о прекращении агрессии в человеческом обществе, о том, чтобы люди учились быть лучше. Я не вижу в этом ничего, что бы мешало разным стилям Айкидо сосуществовать и действительно взаимно совершенствоваться в процессе воплощения мечты О Сенсея в жизнь. Я очень хотел бы, чтобы эта книга помогла людям лучше понять роль О Сенсея в создании Айкидо способствовала об единению, а не разделению общества занимающихся Айкидо. Мне бы хотелось надеяться, что все, кто изучает Айкидо, поймут, что мы все идем по одному Пути и стремимся к общей цели.

В моем сердце живет ощущение, что О Сенсей не умер. Воспоминания о нем проявляются во всех моих ощущениях. Его голос и сказанные им слова постоянно звучат в моих ушах. Его любовь ко всему человечеству и мечта о всеобщем мире укоренились в моей душе. Во имя этой любви я предлагаю эту книгу членам всемирной семьи Айкидо в надежде, что мечта О Сенсея о мире будет жить и развиваться.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.194.166 (0.021 с.)