Альвин Валентинович Апраушев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альвин Валентинович Апраушев



Альвин Валентинович Апраушев

Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей

 

 

 

«Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей»: Москва; 1973

Аннотация

 

Пособие посвящено вопросам изучения, обучения и воспитания слепоглухонемых детей, а также их трудовой и социальной реабилитации.

На примере работы уникального специального учебного заведения - Загорского детского дома для слепоглухонемых — автор раскрывает основные проблемы слепоглухонемоты и рассматривает пути их разрешения. Пособие может быть рекомендовано педагогам-дефектологам различных профилей, а также широкому кругу читателей, которых интересует данная проблема.

[Нет иллюстраций, требуется вычитка нескольких мест по тексту с оригинала]

 

А. В. Апраушев

Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей

 

 

(Методическое пособие)

Загорский детский дом для слепоглухонемых его назначение. Подготовка специалистов

 

Мечта И. А. Соколянского о специальном учреждении для изучения слепоглухонемых и их обучения осуществилась после его смерти, когда в 1963 году в системе Министерства социального обеспечения РСФСР был открыт Загорский детский дом для слепоглухонемых.

Загорский детский дом был задуман как самостоятельное учреждение для группового обучения слепоглухонемых детей. В этом смысле он является пока уникальнейшим специальным учебным заведением. Весь период пребывания в детском доме воспитанники находятся на полном государственном обеспечении.

 

Рис. 1. Загорский детский дом для слепоглухонемых

 

Необычность контингента учащихся предопределила и чрезвычайно нерациональное с точки зрения общей педагогики, однако оправданное в данном случае соотношение обучающих и обучаемых — один к одному. Таким образом, на 50 детей, воспитывающихся в детском доме, приходится 50 педагогов-воспитателей. Но и при таком, казалось бы, идеальном соотношении нельзя обеспечить сугубо индивидуального обучения и воспитания, так как при пятичасовом рабочем дне в условиях сменной работы каждый педагог-воспитатель вынужден обучать одновременно группу из трех воспитанников. Однако в этом случае педагогическое воздействие на каждого ребенка не прекращается весь период его бодрствования. У него не остается времени на бездеятельность, которая неизбежно ведет к психической деградации, особенно при еще не окрепшей психике.

Детский дом укомплектован педагогическими кадрами, позволяющими обеспечить полное среднее образование каждому воспитаннику и обучить его одной или нескольким профессиям. Но в случаях снижения интеллекта или по причине педагогической запущенности не все воспитанники получают полное среднее образование. Профессиональную же подготовку получают все воспитанники без исключения.

Специфичность данной категории детей предъявляет особые требования к личностным качествам педагога. Энтузиазм, душевная доброта и терпеливость в сочетании с высокой работоспособностью, творческим подходом к делу — таковы эти необходимые качества.

Для работы со слепоглухонемыми детьми необходимы педагоги различных специальностей: педагоги-дошкольники, педагоги начальных классов, педагоги-предметники, психологи, логопеды, сурдологи. Их готовят различные учебные заведения страны.

Специальная подготовка педагогов по программам обучения слепоглухонемых проводится на базе детского дома через методические объединения, семинары, участие в педагогических чтениях. Педагоги, вновь принятые на работу, знакомятся с программой обучения слепоглухонемых, осваивают дактильное общение (общение с помощью пальцевых букв), чтение и перевод брайлевских (выполненных рельефно-точечными буквами) текстов, печатание на брайлевской машинке, плоскопечатную машинопись, изучают особенности психологии слепоглухонемых. Повышение квалификации по предмету осуществляется на курсах усовершенствования учителей системы Министерства просвещения. В связи с тем, что детский дом является базой Научно-исследовательского института дефектологии, в нем проводится систематическая исследовательская работа и подготовка своих научных кадров.

 

Заключение

 

Углубленное изучение слепоглухонемоты, предпринятое в последнее время, привело к накоплению большого фактического материала, созданию ряда уникальных методик по обучению и воспитанию слепоглухонемых детей, решению проблемы группового их обучения, появлению различных технических средств. Наметились пути трудовой и социальной реабилитации слепоглухонемых.

Государство расходует большие средства на обучение и воспитание слепоглухонемых детей, и сам факт создания в СССР специального учреждения для них свидетельствует о великом гуманизме нашего строя: даже такая незначительная по количеству категория детей не осталась за бортом общества.

В то же время, на основании того, что в нашей стране сравнительно немного слепоглухонемых, не следует считать, что слепоглухонемота является узкой проблемой. Еще А. М. Горький в письме к О. И. Скороходовой писал: «Вас она (природа — Л. А.) создала существом для эксперимента, создала как бы намеренно для того, чтобы наука исследовала одну из ее преступных и грубых ошибок… тем, что Вы есть, и тем, что с Вами уже сделано наукой, Вы служите человечеству. Это — так, Ольга Ивановна, — и Вы вправе этой службой гордиться» (4).

И в самом деле, слепоглухонемота — этот, по выражению А. Н. Леонтьева, «жестокий эксперимент природы» дает исследователю уникальную возможность изучить процесс становления человеческой психики, формирование человеческой личности (6). Ведь в случае слепоглухонемоты все ранние психические новообразования развернуты во времени, формирование всех основных моментов человеческой психики можно проследить в деталях и управлять этим процессом. «Патологическое, — писал И. П. Павлов, — часто открывает нам, разлагая и упрощая, то что заслонено от нас, слитное и усложненное в физиологической норме» (14).

При слепоглухонемоте не возникает, как в норме, ранних психических новообразований под воздействием случайных факторов, потому что все информационные каналы находятся в руках исследователей. Обучение слепоглухонемых и изучение закономерностей их психического развития органически связаны и дополняют друг друга, позволяя добиваться обнадеживающих успехов в борьбе с «грубыми ошибками природы» и поставляя уникальный материал не только для специальной педагогики, но и для других областей знания. He случайно в последнее время к этому уникальному эксперименту привлечено внимание специалистов различных областей науки: психологов, философов, педагогов, врачей. Эксперимент продолжается. «Загорский синхрофазотрон», как назвал детский дом один из посетивших его журналистов, имея ввиду сложную, важную и необычную проблематику этого учреждения, — в действии.

 

Литература

 

1. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, изд. 2-е, М., Госполитиздат, 1961, стр. 489.

2. Апраушев А. В., Германов М. М., Лебедев В. В. Средства общения со слепоглухонемыми. Сб. Технические средства обучения специального назначения. Изд. Владимирского педагогического института, Владимир, 1969, стр. 70.

3. Апраушев А. В., Пальтов А. Е. Оптимальный комплекс технических средств для обучения слепоглухонемых. Ученые записки, серия «Физика», т. 40, изд. Владимирского педагогического института, Владимир, 1972, стр. 217.

4. Горький А. М. О. И. Скороходова. Письма. Собрание сочинений, Изд-во «Художественная литература», М., 1955, т. 30, стр. 273.

5. Иванова Н. В. Из опыта обучения профессиональным навыкам слепоглухонемой Юлии В. Сб. Обучение и воспитание слепоглухонемых. Изд. АПН РСФСР, М., 1962, стр. 108—111.

6. Леонтьев А. Н. О. И. Скороходова. — «Советская педагогика», М., 1948, № 9.

7. Мареева Р. А. Формирование представлений основных геометрических форм у слепоглухонемых. Сб. Обучение и воспитание слепоглухонемых. Изд. АПН РСФСР, М, 1962, стр. 42—64.

8. Мещеряков А. И. Особенности первоначального развития слепоглухонемого ребенка. Сб. Обучение и воспитание слепоглухонемых. Изд. АПН РСФСР, М., 1962, стр. 31—41.

9. Мещеряков А. И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи. — «Вопросы философии», М., 1968, №9.

10. Мещеряков А. И. Критика идеи «пробуждения психики» — «Вопросы философии», М., 1969, № 9.

11. Мещеряков А. И. О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых. — «Дефектология», М., 1969, № 2, стр. 18—28.

12. Мещеряков А. И. Развитие средств общения у слепоглухонемых детей. — «Вопросы философии», М., 1971, № 8.

13. Мещеряков А. И. Обучение слепоглухонемых детей. — «Вопросы философии», М., 1971, № 8.

14. Павлов И. П. Полн. собр. соч., 1951, т. 4, стр. 317.

15. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. Изд-во «Педагогика», М., 1972.

16. Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей. Сб. Обучение и воспитание слепоглухонемых. Изд. АПН РСФСР, М., 1962, стр. 15—30.

17. Соколянский И. А. Начальный период воспитания слепоглухонемых детей. Сб. Питания психологии навчання и виховання, Кiев, 1960, стр. 6—8.

18. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Изд. Ленинградского университета. Л., 1961.

 


[1]Практика первоначального обучения слепоглухонемых детей строится в соответствии с теоретическими положениями И. А. Соколянского (16, 17) и А. И. Мещерякова (8, 9, 10, 11, 12).

 

Альвин Валентинович Апраушев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.013 с.)