Автомобильная промышленность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автомобильная промышленность



Состояние российской экономики во многом определяет положение автомобильной промышленности. Начало 2009 года было наиболее тяжелым для автомобильной отрасли: продажи легковых автомобилей сократились в два раза по сравнению с предыдущим годом, что оказало существенное влияние на всех участников рынка.

Для того чтобы поддержать слабеющую автомобильную промышленность, российское правительство приняло ряд мер протекционистского характера, повысив с начала 2009 года тарифы на импорт автомобилей, а Центральный банк РФ проводил плавную девальвацию национальной валюты. Несмотря на очевидный эффект от сокращения импорта, указанные меры были недостаточными для того, чтобы существенно изменить ситуацию для отечественных автопроизводителей, поскольку спрос на внутреннем рынке оставался низким и финансовое положение ряда компаний оказалось крайне нестабильным. В таких условиях правительство приняло решение оказывать прямую поддержку неустойчивым в финансовом отношении автопроизводителям, поскольку в результате банкротств социальная стабильность в регионах могла оказаться под угрозой.

В конце 2009 года, когда экономика начала восстанавливаться, правительство расширило обязательства по финансированию отечественных производителей, и положение в российской автомобильной промышленности постепенно стабилизировалось. Отечественные автопроизводители приступили к реализации масштабных программ по оптимизации затрат, но в большинстве случаев такие программы проводились при государственной поддержке в форме прямого кредитования. При этом для получения государственной помощи автопроизводителям приходилось корректировать свои планы по сокращению персонала, чтобы не допустить резкого роста безработицы. Несмотря на то что в краткосрочной перспективе такие меры обеспечили снижение социальной напряженности, в средне- и долгосрочной перспективе они могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность российской автомобильной промышленности, для которой по-прежнему характерны избыточное количество трудовых ресурсов и неполная загрузка мощностей.

Спад на российском автомобильном рынке был глубже, чем в западных странах, поскольку экстренные антикризисные государственные меры были приняты с опозданием. В частности, программа утилизации старых автомобилей, которая, согласно распространенному мнению, помогла удержать рынки западных стран наплаву в 2009 году, в России введена не так давно.

Таким образом, в 2009 году произошло резкое замедление развития отечественной автомобильной промышленности, последовавшее за периодом стремительного роста. Трудности в отрасли изменили конкурентные условия в сегментах производства и продаж. В прошлом году произошли многочисленные банкротства, многие российские автопроизводители не смогли адаптироваться к условиям падения спроса. Прошедший год стал своеобразной поворотной точкой для преодолевших рецессию компаний, которые занялись повышением операционной эффективности, снизившейся в докризисный период бурного экономического подъема. Несмотря на то что российский автомобильный рынок утратил лидирующие позиции по объему продаж в Европе, условия для его активного развития в долгосрочной перспективе все еще сохраняются. Низкий уровень обеспеченности легковыми автомобилями, устаревший парк автомобилей, географическая протяженность и многие другие факторы в среднесрочной перспективе должны привести к восстановлению докризисных темпов роста рынка.

В 2009 году Правительство РФ осуществило ряд антикризисных программ, в том числе:

• Повышение импортных таможенных пошлин на автомобили для обеспечения замещения импорта отечественной продукцией и поддержки отечественных производителей (продлено в 2010 году)

• Субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным для приобретения автомобилей российской сборки (продлено в 2010 году)

• Прямое субсидирование и предоставление гарантий для поддержки реструктуризации отечественных производителей комплектующих

• Изменение сроков перехода на экологический стандарт Евро-4

• Программа утилизации автомобилей.

Российское правительство не только увеличило объемы государственных закупок грузовых автомобилей, но и оказало финансовую поддержку стратегически важным отечественным производителям в виде предоставления гарантий или прямого кредитования по субсидированным процентным ставкам.

Поддержка рынка грузовых автомобилей осуществляется в рамках нескольких целевых федеральных программ, которые призваны способствовать росту этого рынка. В бюджете на 2009-2011 годы заложены объемы финансирования на уровне 2,7 трлн. рублей, из которых 60% зарезервированы на развитие российской транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья.

Рынок легковых автомобилей

После стремительного роста авторынка в 2004-2008 годах, в 2009 году объем продаж легковых автомобилей в России снизился на 49,4% по сравнению с 2008 годом. Всего за прошедший год было реализовано 1,47 млн. новых автомобилей. Однако в конце 2009 года благодаря восстановлению российской экономики и увеличению объемов государственной поддержки на рынке наметилась положительная динамика продаж (в ноябре-декабре был зафиксирован рост на 21,7%).

Рисунок 1.Продажи новых легковых автомобилей в России, тыс.штук

В 2009 году объем продаж отечественных марок автомобилей сократился по отношению к 2008 году в меньшей степени (-46%), чем иностранных (-51%).

Это напрямую связано как со снижением доходов потребителей, которых привлекают более дешевые отечественные автомобили, так и с ослаблением российского рубля и повышением таможенных пошлин на импорт.

В 2005-2008 годах российский автомобильный рынок по объемам продаж находился на лидирующих позициях в Европе. Но экономический кризис сказался на нем негативно - продажи и производство автомобилей падали, цены росли. Однако, анализ последних тенденций развития рынка позволяет экспертам компании PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозировать восстановление производства автомобилей в России уровня 2008 года к 2012 году, а количество продаж того же рекордного 2008 года - к 2016-му. Согласно этим прогнозам, существует явная тенденция к восстановлению, а затем и росту автомобильного рынка в России.

Динамика продаж автомобилей за первые месяцы 2010 года свидетельствует о том, что после стагнации автомобильный рынок начинает понемногу восстанавливаться. Об этом говорит и количество проданных автомобилей, и количество полученной прибыли автопроизводителями. Причина? Грамотная государственная поддержка. Июнь 2010 года стал рекордным месяцем по количеству проданных машин с января 2009 года. Эксперты PwC прогнозировали увеличение объема продаж по итогам года до 1,3 млн легковых автомобилей, теперь их прогноз увеличился до 1,6 млн штук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.006 с.)