Ситуационные задачи для зачета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуационные задачи для зачета



 

На приеме мальчик 8 лет, в сопровождении матери, обратились в психолого-медико-психологическую консультацию (ПМПК) в связи с трудностями в усвоении школьной программы для решения вопроса о виде школьного обучения.

По данным наблюдения, в процессе обследования продуктивный контакт с ребенком затруднен из-за повышенной отвлекаемости произвольного внимания. Обследование возможно лишь при условии активного внешнего организующего стимулирования. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчивый, тонус спонтанной психической активности истощаем. Способен работать продуктивно непродолжительное время. На побуждающее стимулирование возникают негативные реакции в форме отказа от выполнения заданий. Отмечается замедленность темпа переключаемости активного внимания. Недостаточен объем кратковременной механической и оперативной памяти.

Характеристика вербального интеллекта. Понимание обращенной речи ограничено. Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Ответы простые, мало развернутые. Фразы с неправильным звукопроизношением и аграмматизмами. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден, затрудняется в подборе синонимов, испытывает трудности в объяснении отвлеченных понятий типа «герой». Суждения примитивны, поверхностны, в отдельных случаях недостаточно последовательны. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем отрывочны и бессистемны.

Способность к отвлечению и обобщению в структуре понятийного мышления развиты недостаточно: сходство устанавливает в основном, по внешним и второстепенным признакам, доступны лишь простые аналогии, пространственно-временные представления на стадии формирования: слабо усвоены основные временные понятия, не автоматизированы временные ряды. Навык выполнения простых счетных операций слабо автоматизирован, затрудняется в решении задач на сложение и вычитание двузначных чисел.

Характеристика невербального интеллекта.

Осмысление причинно-следственных связей, оценка и поиск информативных признаков для их установления (в сериях сюжетных картин) удовлетворительны, содержательность и направленность деятельности достаточно устойчивы. Темп формирования графических навыков замедлен, сенсомоторная координация недостаточно четкая.

А) На основании имеющихся данных, сделайте заключение о специфике аномалии развития обследуемого.

Б) Дайте рекомендацию по поводу наиболее приемлемого вида обучения.

Девочка, 8 лет.

Анамнестические данные: Мать, 36 лет, работает на заводе фрезеровщицей, с отцом ребенка в разводе. Отец много пил, скандалил, дрался. Беременность протекала тяжело, роды были тяжелыми, девочка родилась в асфиксии. Грудь брала плохо, была вялой и сонливой. Развивалась с задержкой. Перенесла ряд детских инфекций в легкой форме. В возрасте 4 лет ушибла голову во время падание с кровати. В связи с ушибом несколько раз теряла сознание.

Наследственность: дядя по линии матери был глухим с детства, экспрессивной речью не владел; дед по линии отца долгое время находился на лечении в психиатрической больнице.

Физическое состояние: По физическому развитию заметно отстает от средневозрастной нормы. Маленькая, худая, телосложение диспластическое. Страдает энурезом. Наблюдается асимметрия лица. Походка устойчивая.

Психическое состояние: В контакт вступает охотно. Обиходная речь достаточно развита, однако, содержание речи крайне бедное. Иногда речь представляет собой пустой набор слов и фраз. Слабая ориентировка в окружающей среде. Запас знаний и умений явно ограничен. Читает с трудом, по слогам, быстро путается и отказывается от чтения. Внимание крайне неустойчивое. Владеет прямым счетом в пределах 10. Может выполнять счетные операции в пределах 5. Условия задач не понимает, и решать их не может. Интеллектуальное развитие на низком уровне. Интереса к заданиями не проявляет, быстро устает, начинает петь, танцевать и гримасничать.

А)На основании имеющихся данных, сделайте заключение о специфике аномалии развития обследуемого.

Б) Дайте рекомендацию по поводу наиболее приемлемого вида обучения.

 

На приеме мальчик 9 лет, ученик 2 класса для ЗПР в массовой школе, в сопровождении матери, в связи с трудностями в обучении.

До школы посещал массовый детский сад. В школу пошел с 7-и лет. Трудности в обучении по основным предметам возникли сразу. Решением районной ПМПК, было рекомендовано обучение в массовой школе по программе детей с ЗПР. В настоящее время испытывает трудности в усвоении программного материала 2 класса для детей с ЗПР. В школу мальчик ходит без желания, не успевает за темпом работы класса, домашние задания выполняет только вместе с матерью.

В контакт вступает постепенно, внимание неустойчивое, отвлекаемое. Чувство дистанции снижено, реакция на замечания положительная, но кратковременная. Общая осведомленность низкая, словарный запас беден, отвечает короткими фразами, речь изобилует аграмматизмами.

Пространственные и временные представления сформированы слабо. Называет времена года, но затрудняется в их последовательности и определении их признаков. Путает понятия «до» и «после», нарушена право- левая ориентировка.

проводит простые обобщения (мебель, одежда,), путает понятия фрукты-овощи, домашние - дикие животные. Сравнения – чаще по второстепенным признакам. Способом переноса владеет слабо, помощь не использует. Затрудняется в подборе антонимов, в большинстве случаев использует слова с частицей «не». Логическую последовательность самостоятельно не устанавливает. Затрудняется в понимании простых логико-грамматических конструкций. Переносный смысл метафор не понимает.

Знает буквы алфавита, но при чтении путает некоторые из них по оптическому сходству. Чтение послоговое, иногда побуквенное. Смысл прочитанного понимает не достаточно. Пересказывает только по наводящим вопросам.

Пишет под диктовку с орфографическими ошибками, характерен пропуск и замена букв. Правил не знает, затрудняется в подборе однокоренных и проверочных слов.

Считает в пределах 20 с ошибками. Вычисления в пределах 10, не автоматизированные, считает, используя конкретный материал. Решает простые арифметические задачи на определения суммы и остатка. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого решает с помощью предметной наглядности. Не может решить многие виды простых задач.

А)На основании имеющихся данных, сделайте заключение о специфике аномалии развития обследуемого.

Б) Дайте рекомендацию по поводу наиболее приемлемого вида обучения.

 

На приеме ученик 3 класса массовой школы 8,5 лет, в сопровождении матери, по направлению администрации школы, по поводу трудностей в обучении и общении.

Мальчик не справляется с программой по русскому языку, чтению и математике, не складываются отношения со сверстниками, нет желания посещать школу.

Анамнестические данные: ребенок от 4 беременности, протекавшей с угрозой прерывания. Роды вторые, на сроке 7 месяцев, вес – 2210 грамм, рост – 44 см. Рос и развивался с задержкой. Ходит с 2,5 лет. Первые слова появились к 2 годам, фразовая речь с 3 лет. В 2 года перенес черепно-мозговую травму. Обследовался в больнице, получал противосудорожное лечение. Детский сад не посещал. До школы проводилась коррекция произношения в условиях поликлиники. Трудности в обучении начались со второго полугодия 1 класса. В настоящее время материал по русскому языку, чтению и математике не усвоен, на уроках не работает.

Во время обследования мальчик контактен. Речь фразовая, словарный запас беден. Производит элементарные обобщения. Подбирает простые антонимы, не всегда правильно используя слова («высокий - маленький»). Затрудняется в подборе синонимов, однокоренных слов. Допускает ошибки в преобразовании единственного числа в множественное. Звукопроизношение без дефектов.

В письменных работах много орфографических ошибок. Замены букв по акустическому и оптическому сходству. Правила русского языка усвоены слабо.

Рассказ по серии сюжетных картинок составляет самостоятельно, причинно-следственные отношение устанавливает с дополнительной помощью.

У мальчика снижен объем кратковременной памяти, особенно слухоречевой. Зрительно-пространственные представления сформированы не достаточно. Затруднена право- левая ориентировка. Внимание недостаточно устойчиво, снижена работоспособность. Ребенок отвлекаем.

А) На основании имеющихся данных сделайте заключение о специфике аномалии развития ребенка.

Б) К каким еще специалистам рекомендуете обратиться и почему?

 

На приеме мальчик 10 лет.

Анамнестические сведения: Мать 37 лет, работает в частной фирме, менеджер, здорова. С отцом ребенка в разводе. Отец злоупотреблял алкоголем. Мальчик от первой беременности. В первой половине беременности наблюдались легкие проявления токсикоза. Мальчик родился в срок, к груди был приложен на третьи сутки из-за плохого состояния матери, грудь взял активно. Мальчик начал сидеть с 6 мес., ходить – в 1 год. Речь развивалась с задержкой, словарь накапливался медленно. В возрасте 3 месяцев мальчик перенес сотрясение мозга, лежал в детской больнице. В дошкольном возрасте перенес скарлатину, краснуху и свинку, часто болел простудными заболеваниями. Посещал ясли и детский сад. В школу пошел в 7 лет. Программу 1 класса не усвоил, был оставлен на второй год, но повторно пройденную программу 1 класса также не усвоил.

Физическое состояние: Мальчик худой, грудная клетка узкая, со стороны внутренних органов отклонений нет.

Лицо анемичное, маловыразительное. Двигательная система без патологии, однако, движения медленные и вялые.

Психическое состояние: мальчик легко вступает в контакт. Очень вял и медлителен, на вопросы отвечает нехотя. Выражение лица скучающее, недовольное. Иногда проявляет заинтересованность, но не надолго. Часто не понимает смысл инструкций, приходится повторять и разъяснять. Запас знаний и представлений ограничен. Внимание неустойчивое, истощаемое, объем снижен. Путает обозначения предметов, признаков предмета и действия. Интеллект снижен.

Читает по слогам, с большим количеством ошибок, очень монотонно. Прочитанное пересказывает только с помощью наводящих вопросов. Владеет прямым счетом в пределах 10. Пишет грязно, при письме делает много ошибок, не дописывает буквы, переставляет их местами и пропускает. За первый год обучения не научился ни читать, ни писать.

А) На основании имеющихся данных, сделайте заключение о специфике аномалии развития обследуемого.

Б) Дайте рекомендацию по поводу наиболее приемлемого вида обучения.

Девочка 7 лет на приеме при сопровождении матери и сурдопедагога для консультации по определению вида школы (массовая, для слабослышащих, для глухих).

У девочки двусторонняя нейросенсорная тугоухость. Родители глухие, в семье еще один ребенок, 12 лет, обучающийся в школе для глухих. Снижение слуха врожденное, замечено сразу.

В течение 5 лет посещала массовый детский сад. Общительная, хорошо контактирует со слышащими детьми, совместно с которыми посещала детский сад.

Девочка слухопротезирована, аппарат типа «заушный» носит постоянно.

Девочка спокойная, контактная. Назвала свою фамилию и имя, перечисляет членов семьи. Понимает обращенную к не речь в пределах ситуации. Имеет представление о величине предметов. Знает основные цвета и оттенки, геометрические фигуры. Знает обобщающие понятия. Правильно выделяет «лишний предмет» но не может объяснить принцип выбора. Серию из двух сюжетных картинок выложила верно, из 4 – с дополнительной помощью. Составить связанные рассказы по сюжетным картинкам не может. Разрезную картинку из 12 частей складывает по образцу без ошибок.

Имеет представления о днях недели, временах года, месяцах и называет их. Пространственные представления сформированы не в полном объеме.

Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10.

Общая и мелкая моторика развита соответственно возрасту.

Девочка общается с окружающими с помощью условно-дактильной и жестовой речи. Связная речь отсутствует. В экспрессивной речи отдельные слова и редкие словосочетания, фразовая речь отсутствует. Для окружающих речь девочки не понятна, звукопроизношение грубо нарушено. Артикуляционный аппарат в норме.

Объем словаря не соответствует возрастным нормам. Чтение медленное, послоговое, смыл прочитанного понимает плохо.

Понимает и отвечает на вопрос ГДЕ?, не может ответить на вопросы ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ОТЧЕГО?

Пишет печатными буквами с пропусками букв, строчки придерживается.

А) На основании имеющихся данных сделайте заключение о специфике аномалии развития ребенка.

Б) Дайте рекомендацию по поводу наиболее приемлемого вида обучения.

 

На приеме мальчик, 8 лет, ученик 2 классу школы-интерната для слепых детей, по поводу трудностей в обучении.

В школе-интернате учится 2 год, посещал детский сад для детей с тяжелыми нарушениями зрения в течение 2 лет.

В контакт вступает постепенно, отвлекаем.

Ориентировка в собственном теле и пространственные представления сформированы недостаточно. Временные представления знает, но путает последовательность. Понятия «предыдущий» и «последующий» не определяет.

В речи аграмматизмы, нарушение звукослоговой структуры.

Затрудняется в установлении последовательностей и логических связей, не может объяснить смысл метафор. Логико-грамматические конструкции объясняет с ошибками. При сравнении использует существенные признаки.

Чтение послоговое, медленное. путает гласные по звонкости- глухости.

В письме допускает ошибки, пропуски. Графомоторика слабая, почерк неровный, границы предложений не выделяет.

Счет до 100 прямой и обратный с опорой на наглядность, простые арифметические задачи решает только с помощью наводящих вопросов.

Объем, распределение и переключение внимания незначительно снижены.

А) Определите, чем могут быть обусловлены трудности в обучении.

Б) Дайте рекомендации по направлениям коррекционной работы.

 

Девочка, 9 лет.

Анамнестические данные: Мать 47 лет, здорова, работает учителем в массовой школе. Отец ребенка умер от перитонита. У матери было 2 беременности, от первой родился мальчик, в настоящее время учится в техникуме. Девочка родилась от второй беременности. В первую половину беременности у матери наблюдались легкие явления токсикоза. Девочка родилась в срок. Раннее развитие протекало нормально. Ходила с 11 месяцев. Потом девочка тяжело заболела. Снова стала ходить с 1 года и 4 месяцев (в возрасте 9 месяцев перенесла воспаление легких, в 11 месяцев – токсическую диспепсию, позднее – корь и свинку). Посещала ясли и детский сад, где отмечали, что девочка слабая и отстает в развитии. В школу поступила с 7 лет, с программой первого класс не справилась. Была переведена в класс для детей с ЗПР, с программой обучения справляется плохо.

Физическое состояние: У девочки отмечаются диспластические черты телосложения. Отмечается легкая асимметрия носогубной складки.

Психическое состояние: Легко вступает в контакт. Запас сведений, и ориентировка заметно ограничены. Не может назвать свой возраст, имя и профессию матери. Правильно называет времена года, но не может их охарактеризовать. Оказанную при выполнении заданий помощь практически не использует. Разрезную картинку сложить не может. Речь и движения замедленны. Определяет сходства и различия между предметами, однако часто опирается на второстепенные признаки. Иногда ответ на вопрос носит нелепый характер. Очень быстро устает, легко отвлекается.

Поведение в школе отличается неустойчивостью, может неожиданно заплакать, закричать. Читает по слогам, с ошибками. Пишет грязно, при списывании много ошибок. Читает медленно, но не соблюдает знаков препинания. Счетом и арифметическими действиями владеет в предела 20. Задачи самостоятельно решить не может. Таблицу умножения усвоить не может. Каприза, упряма, непослушна. Нет чувств долга и ответственности.

А) На основании имеющихся данных, сделайте заключение о специфике аномалии развития обследуемого.

Б) Дайте рекомендацию по поводу наиболее приемлемого вида обучения.

 

На приеме мальчик 8 лет, в сопровождении матери, для консультации по вопросам психолого-педагогической коррекционной помощи..

По данным наблюдения в процессе обследования продуктивный контакт с ребенком затруднен из-за повышенной отвлекаемости произвольного внимания. Обследование возможно лишь при условии активного внешнего организующего стимулирования. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчивый, тонус спонтанной психической активности истощаем.

Способен работать продуктивно непродолжительное время. На побуждающее стимулирование возникают негативные реакции в форме отказа от выполнения заданий. Отмечается замедленность темпа переключаемости активного внимания. Недостаточен объем кратковременной механической и оперативной памяти.

Характеристика вербального интеллекта. Понимание обращенной речи ограничено. Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Ответы простые, мало развернутые. Фразы с неправильным звукопроизношением и аграмматизмами. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден, затрудняется в подборе синонимов, испытывает трудности в объяснении отвлеченных понятий типа «герой». Суждения примитивны, поверхностны, в отдельных случаях недостаточно последовательны. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем отрывочны и бессистемны. Способность к отвлечению и обобщению в структуре понятийного мышления развиты недостаточно: сходство устанавливает в основном, по внешним и второстепенным признакам, доступны лишь простые аналогии, пространственно-временные представления на стадии формирования: слабо усвоены основные временные понятия, не автоматизированы временные ряды. Навык выполнения простых счетных операций слабо автоматизирован, затрудняется в решении задач на сложение и вычитание двузначных чисел.

Характеристика невербального интеллекта. Осмысление причинно-следственных связей, оценка и поиск информативных признаков для их установления (в сериях сюжетных картин) удовлетворительны, содержательность и направленность деятельности достаточно устойчивы. Темп формирования графических навыков замедлен, сенсомоторная координация недостаточно четкая.

Дайте рекомендации по поводу возможных направлений психолого-педагогической коррекционной помощи.

 

Мальчик, 8 лет.

Анамнестические сведения: Мать образование 8 классов, работает разнорабочей, 40 лет. Отец неизвестен. Ребенок воспитывается в интернате.

Беременность протекала тяжело, мальчик родился недоношенным. После рождения несколько раз отмечались судорожные припадки. Развивался с большой задержкой. Ходить начал после 3 лет. Речь развивалась плохо, отдельные слова появились только после 2 лет. О наследственности полных сведений нет.

У мальчика наблюдаются деформация черепа (скошен затылок), расходящееся косоглазие, Общая моторная заторможенность.

Психическое состояние: Мальчик в контакт вступает плохо и проявляет негативизм. На вопрос отвечает не сразу, часто вопрос приходится задавать повторно и уточнять. Контакт налаживается быстрее, когда ребенку дается какая-нибудь сладость. По наблюдениям воспитателя мальчик плохо вступает в контакт, с детьми не играет. Очень радуется, когда приходит мать.

Только в последнее время мальчик усвоил некоторые гигиенические навыки: просится в туалет, самостоятельно умывается, пытается самостоятельно надеть рубашку.

В игрушки не играет. Деятельность заключается механическом перебирании предметов и игрушек, иногда наблюдаются автоматизированные действия (бегает по комнате, отворяет и затворяет дверь).

Речь не развита, мальчик произносит только отдельные слоги и слова. Понимание чужой речи крайне ограничено.

А) На основании имеющихся данных, сделайте заключение о специфике развития обследуемого.

Б) Дайте рекомендацию по поводу наиболее приемлемого вида обучения.

Литература

Основная

1. Усанова О. Н. Специальная психология: уч. пособ. для ВУЗов. – СПБ.: Питер, 2006.

2. Зверева Н. В. Казьмина О. Ю., Каримулина Е. Г. Патопсихология детского и юношеского возраста., М.: «Академия», 2008 – 208 с.

Дополнительная

1. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. СПб.: Речь, 2007.

2. Беломестнова Н. В. Клиническая диагностика интеллекта: психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике. – СПБ.: Речь, 2003.

3. Коломинский, Панько, Игумнов Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004.

4. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.

5. Психолого-педагогическая диагностика / под. ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: Академия, 2003.

6. Специальная психология // под. ред. В. И. Лубовского. М., 2003.

7. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М. 2005.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАКТИКУМ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ

И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

 

Рабочая программа составлена на основании требований ГОС ВПО к содержанию и уровню подготовки студентов по специальности 03030265 «Клиническая психология», утвержденному 17.03.2000 г.. Номер государственной регистрации 236 гум/сп.

Учебная дисциплина «Практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению» – индекс ОП.04 - относится к обязательным практикумам по специальности и предназначена для обучения студентов дневного отделения по специальности 03030265 «Клиническая психология».

 

Составитель: старший преподаватель Капитанаки В. Е.

Рецензент: кандидат психологических наук доцент Кузина Р. Х.

 

Целевая установка

 

Целью преподавания дисциплины является:

- на основе полученных ранее теоретических знаний, обеспечить их прикладную направленность в освоении навыков разработки общей стратегии и программ восстанавливающего и развивающего обучения.

 

В результате изучения дисциплины студент должен владеть:

- приемами организации взаимодействия в системе «психолог - ребенок», которые позволяют при опоре на сохранные звенья ВПФ развивать слабые звенья;

- системой приемов по калибровке заданий по сложности, с тем, чтобы гибко вести ребенка от совместных развернутых материализованных действий к самостоятельным интериоризированным действиям;

- составлять план занятий;

-уметь отслеживать эффективность обучения, используя текущее наблюдение, частичные и полные повторные исследования;

- оформлять, по результатам психологического исследования, психологическое заключение;

- разрабатывать рекомендации для коррекционной работы с ребенком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.146.13 (0.062 с.)