К промежуточному контролю знаний и экзамену 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К промежуточному контролю знаний и экзамену



 

Вопросы к семинару-1. Теоретические и методологичес­кие аспекты анатомии ЦНС.

1. Анатомия ЦНС. Роль и место анатомии среди других естест­венных наук.

2. История анатомии. Этапы развития анатомии как науки.

3. Роль отечественных и зарубежных анатомов в развитии и ста­новлении анатомии как науки.

4. Понятие о биосистемах. Взаимодействие живых организмов (биосистем) с окружающей средой.

5. Особенности филогенеза нервной системы у живых организмов. Понятие о диффузной, узловой и трубчатой нервных системах.

6. Основные этапы индивидуального развития человеческого организма (онтогенез).

7. Особенности пренатального онтогенеза (внутриутробный период развития) человека.

8. Основные фазы и периоды внутриутробного развития.

9. Особенности пренатального периода развития ЦНС человека. Понятие об экто-, мезо- и эндодерме. Понятие о первичной нервной (медуллярной) трубке и мозговых пузырях.

10. Особенности онтогенеза ЦНС и его связь с характеристиками темперамента человека (теория Кречмера и Шелдона).

11. Особенности постнатального периода развития человека. Основные возрастные периоды.

12. Критические периоды онтогенеза.

13. Нейрон. Строение нейрона. Функциональное назначение.

14. Общие структурные свойства нервной системы.

15. Рефлекс. Понятие о рефлекторной теории (по И. М. Сеченову). Рефлекторное «кольцо» (по П. А. Анохину).

16. Понятие об анимальной и вегетативной нервных системах.

17. Соматическая нервная система. Строение и функциональное назначение.

18. Вегетативная нервная система (ВНС). Строение и функцио­нальное назначение.

19. Симпатический и парасимпатический отделы ВНС. Различия в строении и функционировании симпатического и парасимпатического отделов ВНС.

20. Особенности эмбриогенеза симпатической нервной системы.

21. Понятие о симпатогониях, симпатобластах и феохромобластах.

22. Роль отечественных и зарубежных исследователей в изучении ВНС (Винслоу, Гаскелл, Ленгли, Л. А. Орбели, Е. Н. Сперанская и др.).

23. Дисфункции ВНС. Основные проявления, отмечаемые при дис­функциях ВНС. Роль отечественных и зарубежных исследователей в изучении дисфункций ВНС (Г. Эппингер, Л. Гесс, А. Гильем, Я. А. Росин и др.).

24. Адаптационно-трофическая роль симпатической нервной системы (по Л.А.Орбели).

25. Концепция кортико-висцеральной патологии, предложенная К. М. Быковым и И. Т. Курциным и роль ВНС в формировании данной патологии.

 

Вопросы к семинару-2. «Древние структуры ЦНС» (спинной и продолговатый мозг).

1. Особенности эмбриогенеза спинного мозга.

2. Понятие о метамерности.

3. Сегментарный и надсегментарный аппараты спинного мозга.

4. Анатомическое строение спинного мозга.

5. Передний и задний корешки спинного мозга. Функции, нарушения, наблюдаемые у человека при поражении корешков спинного мозга.

6. Строение сегмента (невромера) спинного мозга.

7. Строение и функции переднего рога спинного мозга.

8. Строение и функции заднего рога спинного мозга.

9. Строение и функции бокового рога спинного мозга.

10. Понятие о зоне Лиссауэра, субстанции Роланда, центре Бунге, ядрах Якубовича-Якобсона. Функции данных анатомических образований.

11. Проводящая система спинного мозга (белое вещество).

12. Оболочки спинного мозга. Строение, функции.

13. Нарушения, наблюдаемые у человека при поражении спинного мозга.

14. Особенности эмбриогенеза продолговатого мозга.

15. Анатомическое строение продолговатого мозга.

16. Строение и функции пирамид и олив продолговатого мозга.

17. Наиболее важные ядра продолговатого мозга.

18. Роль X пары ядер, находящихся в продолговатом мозге.

19. Сетчатая (ретикулярная) формация, особенности эмбриогенеза формации.

20. Сетчатая (ретикулярная) формация, особенности строения.

21. Связи сетчатой (ретикулярной) формации с другими отделами ЦНС.

22. Функциональное предназначение сетчатой (ретикулярной) формации.

23. Понятие о ноцицептивных рефлексах (по Ч. Шеррингтону).

24. Проводящая система продолговатого мозга (белое вещество про­долговатого мозга).

25. Нарушения, наблюдаемые у человека при поражении продолговатого мозга. Понятие о «бульбарном параличе», «бульбарной смерти».

 

Вопросы к семинару-3. «Стволовые структуры ЦНС» (задний и средний мозг).

1. Особенности эмбриогенеза заднего мозга.

2. Особенности анатомического строения Варольева моста.

3. Серое вещество Варольева моста заднего мозга.

4. Белое вещество Варольева моста заднего мозга.

5. Нарушения, наблюдаемые у человека при поражении Варольева моста заднего мозга: синдром Вильфора, синдром locked-in-syndrome (синдром «запертого человека») и др.

6. Мозжечок (малый мозг). Особенности эмбриогенеза.

7. Мозжечок (малый мозг). Особенности анатомического строения.

8. Серое вещество мозжечка.

9. Белое вещество мозжечка.

10. Особенности строения коры мозжечка (три слоя коры, функцио­нальное предназначение каждого из слоев).

11. Основные функции, выполняемые мозжечком.

12. Нарушения, наблюдаемые у человека при поражении мозжечка (синдром четырех «А»).

13. Основные функциональные пробы, направленные на оценку статики и статокине­тики человека.

14. Особенности эмбриогенеза среднего мозга.

15. Понятие о первичных подкорковых центрах зрения и слуха, на­ходящихся в среднем мозге.

16. Анатомическое строение среднего мозга.

17. Анатомическое строение и функциональное предназначение крыши среднего мозга.

18. Анатомическое строение и функциональное предназначение ножек среднего мозга.

19. Анатомическое строение и функциональное предназначение полости среднего мозга (Сильвиев водопровод).

20. Основные ядра, находящиеся в среднем мозге и их функциональ­ное предназначение.

21. Роль большого красного ядра и его функциональное предназна­чение.

22. Понятие об ориентировочных рефлексах, генерируемых средним мозгом.

23. Восходящие и нисходящие пути среднего мозга.

24. Роль руброспинального тракта и его функциональное предназна­чение.

25. Нарушения, наблюдаемые у человека при поражении структур среднего мозга (синдром «четверохолмия», синдром Лермитта и др.).

 

Вопросы к семинару-4. «Передний мозг ЦНС» (промежуточный и конечный мозг).

1. Особенности эмбриогенеза переднего мозга.

2. Промежуточный мозг. Особенности анатомического строения.

3. Таламус. Анатомическое строение зрительных бугров.

4. Основные функции таламуса («релейная» функция таламуса, функция фильтра и др.).

5. Таламус как подкорковый центр болевой чувствительности. Понятие о «протопатической» и «эпикритической» болевой чувстви­тельности.

6. Роль отечественных и зарубежных исследователей в изучении механизма болевой чувствительности (исследования А. Я. Данилевско­го, П. А. Анохина, Гэда и др.).

7. Роль таламуса в поддерживании ритмичной активности коры головного мозга.

8. Метаталамус. Анатомическое строение коленчатых тел. Функ­циональное назначение.

9. Эпифиз. Анатомическое строение шишковидной железы. Функцио­нальное назначение.

10. Гипоталамус. Анатомическое строение. Функциональное пред­назначение.

11. Гипоталамус как высший подкорковый центр вегетативной нервной системы. Основная роль гипоталамуса в поддержании гомеос­таза организма.

12. Гипофиз. Анатомическое строение. Функциональное назначение.

13. Передняя доля гипофиза (аденогипофиз). Строение, функцио­нальное предназначение.

14. Понятие о либеринах и статинах, синтезируемых нейросекре­торными клетками гипоталамуса. Их действие на аденогипофиз.

15. Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз). Строение и функциональное назначение. Основные гормоны, находящиеся в нейрогипофизе.

16. Понятие о нейроэндокринном ответе организма. Нейрофизиологический механизм формирования стресс-реакции «стресс-синдрома» организма человека (по Г. Селье).

17. Анатомическое строение конечного мозга.

18. Макроскопическое строение полушарий конечного мозга. Доли полушарий. Функциональное назначение долей.

19. Базальные ядра конечного мозга. Анатомическое строение. Функциональное назначение.

20. Лимбическая система. «Круг Пейпеза». Основные элементы, составляющие лимбическую систему. Функциональное назначение лимбической системы.

21. Кора больших полушарий. Микроскопическое строение коры. Функциональное значение основных слоев коры больших полушарий.

22. Понятие о зонах мозга, как функциональных организаций конечного мозга. Понятие о корковом конце анализатора (по И. П. Пав­лову).

23. Белое вещество конечного мозга. Функциональное назначение.

24. Основные проводящие пути, связывающие конечный мозг с ни­жележащими мозговыми структурами.

25. Оболочки головного мозга.

Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к экзамену

1. Анатомия как наука. Место анатомии среди других биологи­ческих наук.

2. Зарубежные исследователи, внесшие наибольший вклад в ста­новлении анатомии.

3. Отечественные исследователи, внесшие наибольший вклад в становлении анатомии.

4. Особенности эволюции нервной системы у животных (нервная система в филогенезе).

5. Основные этапы индивидуального развития человеческого ор­ганизма (онтогенез).

6. Особенности эмбрионогенеза центральной нервной системы.

7. Строение нервной клетки (нейрона).

8. Понятие об афферентных и эфферентных нервных волокнах.

9. Строение и функции простой (трехчленной) рефлекторной дуги.

10. Соматическая и вегетативная нервная система.

11. Парасимпатический и симпатический отделы вегетативной НС.

12. Спинной мозг. Строение спинного мозга.

13. Сегментарное строение спинного мозга.

14. Внутреннее строение спинного мозга. Серое и белое вещест­во спинного мозга.

15. Три системы нервных волокон спинного мозга (короткие пуч­ки, длинные восходящие и нисходящие волокна).

16. Канатики спинного мозга (задний, боковой и передний кана­тики).

17. Функциональное назначение восходящих и нисходящих путей спинного мозга.

18. Оболочки спинного мозга.

19. Особенности эмбрионогенеза головного мозга человека.

20. Продолговатый мозг. Строение продолговатого мозга.

21. Продолговатый мозг. Основные функции продолговатого мозга.

22. Основные ядра черепных нервов, находящихся в продолгова­том мозге. Функции этих ядер.

23. Ретикулярная (сетевидная формация). Назначение ретикулярной формации.

24. Ноцицептивные рефлексы (по Ч. Шеррингтону), генерируемые ретикулярной формацией.

25 Нарушения, отмечаемые у человека при поражении продолговатого мозга.

26. Задний мозг. Особенности эмбрионогенеза заднего мозга. Строение заднего мозга.

27. Варолиев мост заднего мозга. Особенности строения и функ­ционирования.

28. Мозжечок. Особенности строения мозжечка. Кора мозжечка (поверхностный слой, ганглиозный и гранулярный слои).

29. Проводящая система мозжечка. Ножки мозжечка.

30. Основные симптомы поражения мозжечка.

31. Средний мозг. Строение среднего мозга.

32. Первичные зрительные и слуховые центры, находящиеся в среднем мозге.

33. Особенности эмбрионогенеза среднего мозга.

34. Основные симптомы поражения среднего мозга.

35. Задние бугры четверохолмия как первичные слуховые центры.

36. Промежуточный мозг. Особенности эмбрионогенеза промежуточного мозга. Строение промежуточного мозга.

37. Зрительные бугры промежуточного мозга. Особенности строения и функционирования.

38. Группы ядер, расположенные в таламусе. Их функциональное предназначение.

39. Гипоталамус. Особенности строения и функционирования.

40. Гипоталамус как высший подкорковый центр вегетативной НС.

41. Либерины и статины продуцируемые гипоталамусом.

42. Гипофиз. Особенности строения и функционирования.

43. Аденогипофиз. Особенности строения и функционирования.

44. Нейрогипофиз. Особенности строения и функционирования.

45. Нейрогемальный орган гипофиза.

46. Понятие о механизме нейроэндокринного ответа

47. Эпифиз. Особенности строения и функционирования.

48. Нейрофизиологические механизмы стресс-синдрома (по Г. Селье).

49. Передний мозг. Особенности эмбрионогенеза переднего мозга.

50. Передний мозг. Особенности анатомического строения перед­него мозга.

51. Базальные ядра полушарий. Функциональное предназначение.

52. Особенности строения и основные функции полосатого тела

53. Анатомические особенности строения коры головного мозга.

54. Лимбическая система. Анатомическое строение. Функциональ­ное предназначение.

55. Анатомическое строение и функциональное предназначение «круга Пейпеза».

56. Основные три группы клеток коры больших полушарий, их функциональное предназначение.

57. Анатомическое строение и предназначение нейроглии.

58. Белое вещество полушарий. Проводящие пути конечного мозга.

59. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна про­водящих путей конечного мозга.

60. Оболочки головного мозга.

Литература

Основная

1. Воронова Н.В., Климова Н.М., Менджерицкий А.М. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие для студентов вузов.-М.:Аспект Пресс, 2005.-128 с. (Рекомендован Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям психологии).

2. Гайворонский И.В., Гайворонский А.И.Функциональная анатомия центральной нервной системы.: Учебное пособие.-СПб.:СпецЛит., 2007 г.-256 с. (Рекомендуется УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов).

Дополнительная литература

3. Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учеб­ное пособие для студентов). Авторы-составители: Россолимо Т.Е.,. Рыбалов Л.Б., Москвина-Тарханова И.А.. - М.: Изд-во «Институт практи­ческой психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 272 с.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

(«НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ»)

Рабочая программа составлена на основании требований ГОС ВПО к содержанию и уровню подготовки студентов по специальности 03030265 «Клиническая психология», утвержденному 17.03.2000 г.. Номер государственной регистрации 236 гум/сп.

Учебная дисциплина «Физиология центральной нервной системы» – индекс ЕН.Ф.06 - относится к естественнонаучным дисциплинам (федеральный компонент) и предназначена для обучения студентов дневного отделения по специальности 03030265 «Клиническая психология».

 

Составители: доктор медицинских наук профессор Чермянин С. В.;

кандидат медицинских наук доцент Шубин А. В.

Рецензент: доктор медицинских наук профессор Яременко Б.Р.

 

Целевая установка

Целью преподавания дисциплины является:

- изучение теоретических и методологических положений учебной дисциплины: «Физиология центральной нервной системы», составляющей основу дальнейшего обучения клинических психологов по специальным дисциплинам, предусматриваемых государственным стандартом подготовки специалистов по специальности: 022700-«Клиническая психология».

Знание особенностей функционирования центральной нервной системы человека, физиологических закономерностей и феноменов, полученных в ходе преподавания учебной дисциплины, являются основной базой формирования материалистического мировоззрения студентов для понимания сущности психических процессов и поведенческих реакций человека. Кроме того, знания, полученные студентами в ходе изучения учебной дисциплины «Физиология центральной нервной системы», будут востребованы при подготовке курсовых и дипломных работ, в ходе учебных и научно-исследовательских практик студентов, а также в процессе дальнейшей практической деятельности в качестве клинического психолога.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- методологию изучения ЦНС, основные физиологические принципы и закономерности функционирования мозговых структур;

- вклад отечественных и зарубежных нейрофизиологов в понимание физиологических механизмов функционирования нейрона, нейронных сетей и центральной нервной системы в целом, включая основные научные теории, рассматривающих головной мозг как материальный субстрат психической деятельности человека;

- основные физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития спинного и головного мозга человека;

- особенности строения и функционирования нейрона и глии, нейрохимические механизмы формирования нервного импульса;

- нейрофизиологические особенности фундаментальных процессов: возбуждения и торможения в ЦНС;

- строение и особенности функционирования рецепторов и их роль в формировании протопатической и эпикритической болевой чувствительности;

- строение и функционирование соматической и вегетативной нервной системы, организацию нервных центров, ответственных за регуляцию кардиореспираторной системы человека, обменно-энергетических процессов, питьевого, пищевого, полового поведения и др.;

- строение и функции лимбической системы и ее роль в формировании эмоциональных реакций человека;

- особенности нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- владеть понятийно-категориальным аппаратом, принятом в нейрофизиологии человека;

- знать особенности строения отделов, составляющих ЦНС человека и их функциональное предназначение;

- уметь объяснить с нейрофизиологической точки зрения те функциональные и поведенческие отклонения, которые могут наблюдаться у человека при поражении различных отделов ЦНС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.059 с.)